Технологии социальной работы по восстановлению и поддержанию ресурса «память»

В случае с заболеваниями пожилого человека, социальные службы могут оказать помощь, в рамках которой несколько улучшится качество жизни человека и его близких, поскольку деменции не обратимы и такой человек, со временем, становится опасным для окружающих. На сегодняшний день, можно применить технологии социального обеспечения по предоставлению государственной социальной помощи:

1. обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи, необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания [20, с.312].

2. организация социального обслуживания в психоневрологическом интернате (размещение больного, социально – психологическая работа с ним и т.д.).

3. патронажное обслуживание (при начальных стадиях деменции) [20].

С остальными категориями пожилых людей с расстройствами памяти, можно применить технологии социального обслуживания:

1. социально-бытовое – покупка и доставка в дом товаров, оказание помощи в проведении уборки, доставка воды, стирка вещей, приготовление пищи, содействие оплаты по счетам.

2. социально-медицинское – содействие в оказании медицинской помощи, содействие в проведении реабилитационных мероприятий, содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения

3. социально-психологическое - посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки, проведение бесед и тренингов по улучшению памяти.

4. социально-педагогическое – содействие посещению культурных мероприятий, доставка книг, проведение разъяснительных бесед о технике безопасности,

5. социально-экономическое – оформление льгот.

6. социально-правовое – консультация по правовым вопросам социального обеспечения пожилых людей.

Эти технологии реализуются в условиях стационарного, полустационарного обслуживания и в процессе обслуживания на дому [20, с. 325].

При работе с пожилыми людьми с нарушениями памяти важно придерживаться технологии индивидуальной социальной работы. Социальный работник может содействовать личностному развитию человека с ухудшением памяти: стимулировать человека постоянно работать над собой, давать индивидуальные задания, убедить его выполнять предписания лечащего врача. Важно, чтобы человек сам захотел изменить свою трудную жизненную ситуацию.

Можно использовать помогающие отношения в технологии социального обслуживания пожилого человека, начинающего утрачивать рассматриваемый ресурс. Важно слушать, чтобы понять клиента и объяснить ему возможности социального пространства.

Как уже было отмечено выше, память человека ухудшается не только в связи с органическими поражениями мозга – постепенное снижение памяти – это обычный физиологический процесс. Социальный работник может помочь удержать рассматриваемый ресурс, с помощью таких технологий социальной работы, как:

1. Геронтологическое обучение – оно «способно наполнить жизнь пожилого человека событиями, предоставить ему условия для продуктивной деятельности, для улучшения психологического и социального самочувствия» [8, с.40].

2. Библиотерапия – «воздействие на
пожилого человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния» [13, с. 128].

В данном случае, важно подобрать литературу, которая будет интересна человеку, отражала его эстетические потребности. Процесс чтения литературы, а затем и ее обсуждение обогащает словарный запас, укрепляет внимание, улучшает память.

3. Игровая терапия– метод «воздействия с
использованием игры. В основе различных методик, описываемых
этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное
влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий» [13, с. 127]. Игра укрепляет память пожилого человека, благодаря быстротечности игры и необходимости приспосабливаться к новым условиям.

4. Арт - терапия – такая технология направлена на регуляцию психоэмоционального состояния; повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение усвоения новых положительных
установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции; активизация творческих проявлений. Арт – терапия, посредством музыки, танца, фото, рисования и т.д. тренирует память и расширяет кругозор [13].

5. Зоотерапия - метод оказания психологической помощи
пожилым людям через взаимодействие с животными. Образ жизни пожилого человека становится более активным, что оказывает благотворное влияние на организм: улучшается кровообращение головного мозга, сохраняется подвижность суставов и т.д. Позитивная эмоциональная и оптимальная физическая нагрузка благотворно влияют на общее состояние организма. Это позволяет человеку дольше концентрировать внимание, улучшает процесс восприятия и запоминания новой информации [13]. Однако, при зоотерапии необходимо учитывать состояние здоровья пожилого человека: наличие аллергии, заболеваний опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы.

В настоящее время мы наблюдаем много технологий социальной работы по поддержке памяти, посредством технологий социальной работы. Особый акцент сделаем на геронтологическое обучение, поскольку оно непосредственно связано с поддержкой памяти. Обучающие технологии социальной работы представлены в Таблице 1.

Таблица 1.Обучающие технологии социальной работы по поддержке памяти

Модель геронтообразования Характеристика
Адаптационно-компенсационная модель Подготовка пожилых людей к жизни в своей возрастной категории. Решение задач, которые касаются создания условий для разрешения проблем, жизненных противоречий, связанных с выходом на пенсию [5].
Ракурсная модель В центре этой модели – биографический подход. Он реализуется в том, что образовательная активность человека стимулируется за счет обращения к жизненному опыту, рассмотрения актуальных проблем. Ракурсная модель обучения способствуют обмену информации, и, является своего рода, упражнением для поддержания памяти в тонусе [5].
Межпоколенная модель Организация такого вида обучения направлена на нахождение общих интересов молодых и пожилых людей. Такой подход является профилактикой для снижения памяти, т.к., человек в возрасте дает нагрузку на различные отделы головного мозга, формирует новые нейронные связи и поддерживает старые. Техники обучения: 1. Дидактическая техника – проведение лекций. 2. Техника Сократа – аудитории задается вопрос для рассуждения, это даёт возможность пожилым людям поделиться своим жизненным опытом. 3. Вспомогательные техники [5].
Эволюционная модель Используется для обеспечения организации общественной деятельности, развития гражданской активности, инициативы. Главная задача образования – это обучение умению управлять самоорганизующейся социальной организацией, инициативной группой [5].
Компетентностная модель Обучение пожилых людей анализировать общественные процессы, делать выводы и формулировать предложения, проявлять активность, в которой будут задействованы все имеющиеся и потенциальные ресурсы пожилого человека, его мудрость, опыт [5].
Коммуникативная модель Обучение пожилых людей в процессе общения, взаимодействия. Новые знакомства и активная социальная жизнь позволяет памяти человека дольше оставаться в тонусе [5].
Квалификационно-ролевая модель Обеспечивает повышение квалификации пожилых сотрудников, получение новой специальности, освоение информационных технологий, а также новых общественно значимых социальных ролей [5].

В процессе применения технологий социальной работы для поддержания памяти пожилого человека, важно иметь представление о состоянии его здоровья. Это необходимо, чтобы подобрать посильную интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку для человека.

Полностью восстановить память, ухудшающуюся с возрастом, нельзя. Но есть возможность сохранить то, что уже имеется. Эту мысль необходимо донести человеку в процессе реализации технологий социального обслуживания. Важно дать человеку почувствовать себя нужным окружающим, помочь ему сформировать для себя цель. Тогда у него появится мотивация работать над собой и включить в свой образ жизни здоровьесберегающие технологии, рекомендованные врачом.

Заключение

В рамках данной работы была поставлена цель, которая заключалась в обобщении и структурировании имеющейся информации, относительно памяти как ресурса человека. Категории «память» имеет длительную историю становления и развития, изучением сущности данного явления занимались многочисленные направления психологии. На сегодняшний день, научные изыскания продолжаются, о чем говорит рост научных публикаций, посвящённой данной проблеме. Вопрос о типологии памяти тоже не остается закрытым. В классификационную структуру категории «память» заложены различные основания делений, начиная от содержания и заканчивая органами чувств.

Память является жизненно важным ресурсом человека, который обеспечивает безопасность организма и выполнение основных его функций. Огромную роль играет память в области социального взаимодействия человека, самореализации, планирования. Работа памяти связана с работой центральной нервной системы. Центральным отделом нервной системы является головной мозг. Различные участки головного мозга отвечают за различные виды памяти. При нарушении работы какого – либо отдела головного мозга, страдает вид памяти, «закрепленный» за ним. Ухудшение данного ресурса мешает человеку жить привычной жизнью, ведут к эмоциональным расстройствам, снижают способность к обучению и т.д.

Память человека ухудшается, в связи с изменением обмена веществ, вызванными возрастными изменениями или заболеваниями. Полностью вернуть утраченный (утрачивающийся) ресурс не предоставляется возможным.

Однако, можно сохранить имеющиеся характеристики памяти или снизить скорость ее ухудшения. Частично этому способствуют технологии социальной работы с пожилыми людьми: бытовое, медицинское, психологическое, педагогическое, экономическое обслуживание.

Значительно поддержать в тонусе уже имеющийся ресурс могут технологии обучения, библиотерапия, арт – терапия, зоотерапия и игровая терапия. Ведущую роль в данном перечне технологий по сбережению памяти является геронтологическое обучение. Для человека очень важен комплексный подход к улучшению и поддержанию памяти: сочетание оптимальных для своего организма физических, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок.

Социальному работнику важно помочь пожилому человеку сформировать цель, ради достижения которой он будет работать над собой, выполнять медицинские предписания, вести активную жизнь, беречь и поддерживать имеющиеся ресурсы.

Библиографический список

1. Алюшева А. Р. Культурная детерминация структуры автобиографической памяти: автореф. дис. канд. психологич. наук. М., 2016. 31 с.

2. Бехтерева Н. Здоровый и больной мозг человека /под ред. С. В. Медведева. М. : АСТ, 2010. 399 с.

3. Биктимиров А.Р. Память и ее виды // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. ст. междунар. науч.-практич. конференции - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 229-230.

4. Вундт В. Очеркъ психологии (пер. с нем. Паперна Г. А.). СПб: Издание Ф. Павленкова, 1896. – 220 с.

5. Высоцкая И. В., Митина А. М. Модели и технологии обучения людей пожилого возраста: анализ отечественных и зарубежных подходов // Известия ВолгГТУ. 2010. №8. С. 118-122.

6. Городецкая И.В. Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ» // Вестник витебского государственного медицинского университета. 2013. № 2. С. 143-147.

7. Дюпина С. А. Когнитивные стили в структуре мнемических способностей: автореф. дис. канд. психологич. наук. М., 2015. 29 с.

8. Зыскина М.А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста // Педагогическое образование в России. 2013. №2. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/gerontoobrazovanie-kak-faktor-samorealizatsii-lits-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 20.06.2016).

9. Каращук Л.Н. Особенности памяти в пожилом возрасте // Материалы ежегодной научной конференции рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Рязань: Рязанский гос. мед. ун-т им. ак. И.П. Павлова. 2011. С. 343-346.

10. Лаврушина О.М., Александрова И.Н. Физиологические механизмы памяти // Чтения молодых ученых : материалы междунар. науч.‐практич. конференции . Сер. "Научный вестник".- Ставрополь: МИЛ, 2015. С. 164-167.

11. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. – М.: Смысл, 2001. 572 с.

12. Левченко В.В., Садеков Р.Р. История психолого-педагогической мысли. М.: «Эдитус», 2015. 212 с.

13. Мусина – Мазонова Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика: учебное пособие. Астрахань: Астраханский университет, 2012. 192 с.

14. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э.Торндайк. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон Б. Уотсон. Психология как наука о поведении. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 704 с.

15. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.

16. Середа, Г.К. Теоретическая модель памяти как механизм системной организации индивидуального опыта [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 2. URL: http://www.psyanima.su/journal/2009/2/2009n2a7/2009n2a7.pdf (дата обращения 18.06.2017).

17. Сиволап Ю. П. Энцефалопатия Вернике и Корсаковский психоз: клинико - патогенетические соотношения, диагностика и лечение // Журнал неврологии и психиатрии. 2013. № 6. С. 20 – 26.

18. Соловьев, Г. А. Профилактика когнитивных и эмоциональных нарушений (рекомендации для лиц пожилого возраста и их родственников) [Электронный ресурс] // Геронтологическое общество при Российской академии наук: официальный сайт. URL: http://www.gersociety.ru/netcat_files/File/PDF/SolovyevA_G_-Prof_kognitiv_i-emots_narusheniy.pdf (дата обращения 18.06.2017)

19. Сыроватка Л. П. Функции памяти в процессе восприятия времени и движения // Научные исследования. 2017. №2 (13). С. 84 – 89.

20. Технология социальной работы : учебник / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. М. : КНОРУС, 2016. 344 с.

21. Филиппова Е.В. Спортивно-оздоровительный туризм как средство развития образной памяти у пожилых людей // Культура физическая и здоровье . 2013. №2. С. 78 – 80.

22. Эбингауз Г. Очеркъ психологии. СПб: издание О. Богдановой, 1911. 246 с.

23. Booth, D.A. Vertebrate brain ribonucleic acids and memory retention // Psychological Bulletin. – 1967. N 3. P. 149.

Наши рекомендации