Ощущения. Основные симптомы нарушений ощущений.

Ощущения. Основные симптомы нарушений ощущений.

Ощущение — такой вид психической деятельности, который, воз­никая при непосредственном воздействии предметов и явлений ок­ружающего мира на органы чувств, отражает их отдельные свойства.

Качественные и количественные нарушения.

Аналгезия — расстройство чувства боли. При наличии такого симптома обязательно следует исключить какую-либо неврологическую патологию.

Анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощуще­ний, что может касаться как отдельных экстерорецепторов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и не­скольких сразу (например, выпадение слуха и зрения одновремен­но). При такой патологии, имеющей чаще всего истерическую природу, необходимы самое тщательное объективное обследова­ние, в первую очередь неврологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зонам ин­нервации), а также другие специальные методы обследования.

Гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздра­жителям. Звуки воспринимаются приглушенно, как бы «под сур­динку», свет кажется тусклым, краски — какими-то блеклыми, стер­тыми («все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит»).

Гиперестезия — обостренное, усиленное чувственное восприятие со стороны экстерорецепторов, касающихся как отдельных анализа­торов (острое до непереносимости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непереносимость обычных звуков — гиперакузия и т.д.), так и сочетания их (например, и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздражения.

Синестезии — особенности чувственного восприятия, заклю­чающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к од­ному анализатору, вызывает одновременно ответ с какого-то дру­гого или нескольких анализаторов.

Сенестопатии — патологические монотонные ощущения в виде возникаю­щего в различных частях тела (нечеткая локализация, "где-то как-то болит") или внутренних органах неприятно­го, а иногда очень тягостного, мучительного чувства покалыва­ния, давления, жжения, скручивания, стягивания, не связанного с какой-либо соматической патологией. Больной объясняет их паралогически. С 4-5 лет, преимущественно в области живота. У подростков в области гениталий.

Парастезии - ощущения мурашек (м.б. аурой).

Восприятие. Основные симптомы и синдромы нарушений восприятия. Сравнительно-возрастные особенности.

Восприятие — это целостное отражение тех явлений или пред­метов окружающего мира, которые непосредственно воздейству­ют на наши органы чувств

Иллюзии, галлюцинации, дереализация (дежавю и тд, все как во сне, нереальное, части тела чужие, нет эмоций).

1) искажение - метаморфопсии (все большое\маленькое, другой формы, движется, много предметов и тд, искажение схемы тела), предмет при этом воспринимается правильно. Приорганических поражениях.

обман - предмет воспринимается как что-то другое или его вообще не существует.

2) Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде. Аффектогенные (под влиянием эмоций, страха), вербальные (ошибочное понимание слов) и парэйдолические (существующие образы воспринимаются измененно - узор на ковре).

3) Галлюцинации

основные отличительные особенности детского восприятия:

— преобладание образного чувственного восприятия над абстрактным, то

есть первой сигнальной системы над второй;

— высокая- возбудимость кортикальных центров вследствие особенностей

мозгового метаболизма, кровообращения, приводящих к повышению интенсивности

и лабильности обмена веществ;

— переплетение реальных и фантастических образов;

— недостаточный отчет о воспринятом;

— повышенная внушаемость и самовнушаемость, склонность к фантазированию,

легкость возникновения иллюзий;

— фантастические переработки полученной информации соответственно

своим желаниям и опасениям.

Детский аутизм.

Синдром, проявляющегося неспособностью ребенка формировать эмоциональные отношения с окружающими.

Наиболее распространенной гипотезой детского аутизма является полиэтиологическая,

объединяющая генетическую предрасположенность и перинатальные

нарушения.

Аффективная блокада является признаком врожденной

эмоциональной недостаточности, проявляемой пониженной эмоциональной

откликаемостью, холодностью, избеганием контактов, привязанностей.

Нарушение пищевого влечение, могут есть несъедобное. Избирательны в еде.

При раннем детском аутизме часто отмечается умственное недоразвитие,

неравномерное интеллектуальное развитие и их сочетания. При этом у них, как правило, обнаруживался большой словарный запас, нормальные

способности к обобщению, хорошая оперативная память.

Трудности в воспиятии своего "я" и "ты". Следствие холодного отношения родителей к ребенку, неудовлетворение базовых потребностей в общении.

они замкнуты, пассивны, отгорожены от сверстников, обладают плохой интуицией,

слабыми эмпатическими способностями, мечтательны, погружены в себя.

Признаки аутизма появляются в возрасте до 3 лет. В возрасте 2-7 лет больные

отстают от сверстников в росте, задержана латерализация верхних конечностей,

С раннего возраста дети не обнаруживают интереса к звуку человеческого

голоса, не ждут, чтобы их взяли на руки. Когда начинают ходить, не

следуют за родителями, не боятся оставаться одни или встречаться с незнакомыми

людьми. Отсутствует дифференцировка родственников и близких лиц

от посторонних. Избегают игр со сверстниками, поскольку не проявляют интереса

к ним.

Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из

1), 2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и по меньшей мере по

одному из перечней 2) и 3).

1. Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия

проявляются минимум в одной из следующих областей:

а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального

взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию

и позы тела;

б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрастом

и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что

включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;

в) отсутствие социоэмоциональной взаимности, что проявляется нарушенной

или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие

модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также (или)

слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного

поведения;

г) отсутствие спонтанного поиска разделяемой радости, общих интересов

или достижений с другими людьми (например, ребенок не показывает

другим людям интересующие его предметы и не привлекает к ним их

внимание).

2. Качественные аномалии в'общении проявляются минимум в одной из

следующих областей:

а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровождается

попыткой компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой

(часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);

б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при

любом уровне речевого развития), требующую коммуникативной взаимности

с другим лицом;

в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратическое использование

слов и выражений;__

г) отсутствие разнообразных спонтанных ролевых или (в более раннем

возрасте) подражательных игр.

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и

активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:

а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами, которые

аномальны по содержанию или направленности; или интересами, которые аномальны

по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по содержанию

или направленности;

б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным

поступкам или ритуалам;

в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые включают

прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или более

сложные движения всего тела;

г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным

элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими

шуму или вибрации).

Фактически, это шизофрения в раннем детском возрасте, но новый термин для того, чтобы улучшить адаптацию в обществе.

Основное в лечении — стимуляция речевого и социального развития ребенка

и контроль над дезадаптивным поведением в рамках семейной психотерапии.

Фармакотерапия направлена для контроля таких симптомов, как гиперактивность,

агрессивность, саморазрушающее поведение, расстройства сна, судорожный

синдром. Наиболее показаны галоперидол и антиконвульсанты

в соответствующих возрасту дозах. Есть альтернативные методы, например, безглютеновая диета.

Лечение и профилактика.

Инкубационный период прогрессивного паралича значитель­но длиннее (8—12 лет2 и более), но возможно и более раннее воз­никновение этого заболевания

заболевание, характеризующееся нарастанием разнообразных параличей и тяжелого слабоумия, возникает на основе первичного поражения самого вещества головною мозга, хотя страдает при этом и ткань мезодермального происхождения (сосуды и оболочки).

Классическая картина прогрессивного паралича включает в себя три стадии. 1) начальную, 2) расцвета болезни и 3) заключи­тельную (стадия маразма).

Психические нарушения. В течении болезни выделяют три ста­дии. Начальная («неврастеническая») стадия прогрессивного пара­лича характеризуется появлением неврозоподобной симптомати­ки в виде все нарастающих головных болей, повышенной утомля­емости, раздражительности, плохого сна, снижения работоспо­собности К этой симптоматике довольно скоро присоединяются нарушения, которые на первых порах можно охарактеризовать как утрату прежних этических навыков. Больные становятся развяз­ными, грубыми, неряшливыми и нетактичными, обнаруживают несвойственный им ранее цинизм и легкое отношение к своим обязанностям Затем эти личностные изменения делаются все бо­лее брутальными и бросающимися в глаза — наступает период рас­цвета болезни (IIстадия). Выявляются все нарастающие расстрой­ства памяти и слабость суждении, больные уже не могут с полной критикой оценивать свое состояние и окружающую обстановку, неправильно ведут себя. Нередко обнаруживают грубую сексуаль­ную распущенность, полностью утрачивают чувство стыда. Появляется бред. (чаще бред богатства).

С течением времени все более заметным становится снижение интеллекта. Резко нарушается память, иногда появляется корса-ковский синдром. Все более явно обнаруживаются слабость суж­дении и потеря критики. Слабоумие при прогрессивном параличе в отличие от сифилиса мозга носит диффузный, общий характер.

Для III (маразматической) стадии заболевания (до которой, как уже указывалось, болезненный процесс сейчас обычно не до­ходит) самым характерным было глубокое слабоумие, полный психический маразм (наряду с маразмом физическим). Нередкой патологией при прогрессивном параличе являют­ся эпилептиформные припадки, в III стадии болезни обычно возникающие сериями или в виде статусов с возможным ле­тальным исходом.

Для профиюктики прогрессивного паралича основное зна­чение имеет общее снижение заболеваемости сифилисом и ран­нее активное лечение его под строгим серологическим контро­лем Очень важно устранение дополнительных вредных факто­ров, снижающих сопротивляемость организма (в частности, различных интоксикации, особенно алкоголизма)

Лечение прогрессивного паралича заключается в применении комбинированной специфической терапии антибиотики (пени-циллины эритромицин) и препараты висмута и йода (бийохинол, бисмоверол, иодид калия, йодид натрия) назначают повторными курсами с добавлением пиротерапии (пирогенал).

Методы лечения алкоголизма.

три этапа:

1)Первый (начальный) этап — лечение острых и подострых болезненных состояний, возникших в непосредственной связи с интоксикацией алкоголем и продуктами его метаболизма. Сюда относятся прерывание запоя и устранение абстинентных расстройств. Детоксикация, витаминотерапия, сульфат магния, профилактика судорог (карбамазепин), электросон.

2) Второй этап — восстановительная терапия, направленная на более полную нормализацию всех функций организма, на устранение или смягчение устойчивых нарушений различных органов и систем, на перестройку сложившегося патологического стереотипа, который способствует рецидивам заболевания, т е это этап становления ремиссии алкоголизма. Антидепрессанты, ноотропы, нейролептики при возникновении тяги к спиртному. Выработка негативных условных реакций на спиртное (аверсионная терапия), психотерапия

3) Третий этап — стабилизирующая терапия, направленная на формирование устойчивости больного по отношению к многообразным негативным воздействиям внешней (социальной) среды, на создание психофизиологической и психологической базы адекватного реагирования больного на внешние посылы, на поддержание длительной ремиссии. Психотерапия.

Внутренняя картина болезни (ВКБ), факторы, ее определяющие, значение лечебно-диагностическом процессе. Особенности у детей и подростков.

ВКБ – субъективное отношение б-го к своему заб-ю, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений б-ни, оценки мех-змов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а также типы реагирования на б-нь.

Факторы:
1) преморбидные биологические и личностные факторы:
- пол: женщины подвержены невротическим расстройствам; у мужчин ослабления или утрата сексуальной возможности. У женщин выше переносимость физической боли, более актуальны семейные проблемы, связанные с болезнью, для мужчин – служебно-профессиональные, утрата трудоспособности.
- Возраст –по сравнению со взрослыми дети тяжелее переносят боль и страдания; боятся больничной обстановки, мед. инструментов и манипуляций, хирургических вмешательств. Дети повышено внушаемы, отвлекаемы, быстро забывают пережитое. Для подростков важна внешняя непривлекаемость болезни. В молодом возрасте (18-35 лет) чаще идет переоценка своего здоровья и недооценка болезни; В зрелом возрасте переживания связаны с прогнотически неблагоприятными, инвалидизирующими заб-ми. Предстарческий возраст (60-74 года) – страх смерти; тревожно-депрессивные состояния и ипохондрические переживания болезни; Старческий возраст – преувеличение тяжести заб-я или недооценка из-за пониженной критики, эйфории.
- Темперамент – холерики и меланхолики имеют более низкий порог болевой чувствительности.
- Характер – а) способность субъекта к защитной психологической деят-ти; б) адекватные формы реагирования на болезнь типичны для лиц с гармоничным складом хар-ра; в) лицам с акцентуацией хар-ра и психопатиями возбудимого типа присущи вспыльчивость, импульсивность, раздражительность, озлобленность, аутоагрессия; г) лица с акцентуацией хар-ра и психопатиями тормозивного типа: пассивно-оборонительные защитные р-ции; д) лица с неустойчивым типом акцентуации и психопатиями – непосредственность поведения, связанная с переоценкой тяжести и возможных последствий заб-я или с недооценкой; е) ригидный тип акцентуации хар-ра и психопатической личности паранойяльного склада – косность, бескомпромистность, медлительность; ж) шизоидные психопаты – м.б. формирование сверхценных идей в отношении мех-мов заб-я и его лечении; з) демонстративные акцентуированные личности и истерические психопаты защитные мех-мы: «вытеснение», «замещение», «отрицание» б-ни или «фиксация» с «бегством в болезнь».
- Личность –определяется ее системой отношений, иерархихей потребностей, интересов мотивов, установок; имеют значение мировоззрение больного, его религиозные взгляды, морально-этические принципы, ур-нь образования и культуры б-го, степень осведомленности в обл-ти медицины.

2) параметры на основании которых личностью оценивается любая б-нь и формируется психологическое отношение к ней: 1 – вероятность летального исхода; 2 – вероятность инвалидизации и хронизации; 3 – волевая хар-ка болезни; 4 - необходимость радикального или паллиативного леч-я; 5 – влияние б-ни на возможность поддерживать прежний ур-нь общения; 6 – социальная значимость б-ни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме; 7 – влияние болезни на сексуальные отношения и сексуальную сферу; 8 – влияние б-ни на сферу развлечений и интересов.

3) важное значение имеет система взаимодействия личности с действительностью и отношений с др. людьми; б) многие заб-я или травмы приводят к закату карьеры, что носит моральный и материальный ущерб; в) актуальны и переживания об эстетических дефектах, влияние б-ни на интимную сторону жизни; г) особая психологическая проблема – заб-я, считающиеся в обществе «неприличными» или опасными, что может привести к распаду семьи, потери друзей и др.; д) отношение окружающих м.б.: моральная и психологическая поддержка или полное неприятие б-го и разрывы с ним отношений, что сказывается на всех этапах формирования ВКБ и динамике заб-я.

4) Влияют: взаимоотношение врача и б-го, роль мед. персонала и воздействие обстановки больницы; врач должен помнить, что пац-т излагая свои жалобы имеет представление о болезни (жалобы могут не совпадать с реальной картиной болезни); недостаточное понимание врачом психического заб-я пациента может привести к психологическому расстройству пац-та и т.д.

Госпитализм – это проявление неблагоприятного влияния на некоторых пац-тов в больничной обстановке.

Реакция личности на болезнь. Варианты соматонозогнозии.

Типы личностного реагирования на б-нь: (соматонозогнозия)

1)Нормосоматонозогнозия – адекватная р-ция на б-нь; сопровождаются нормальными ситуационными (психическими) р-циями – тревога, переживания, связанные с болезнью, не выходят за рамки естественной психологической р-ции на трудную ситуацию, ограничены по времени и поддаются коррекции при помощи психотерапии.

2) гиперсоматонозогнозии, - выражающиесяв высокой субъективной значимости соматического страдания с преувеличением тяжести заб-я и его последствий 9тревожно-фобические р-ции; депрессивные р-ции; истерические; ипохондрические р-ции; бредовая ипохондрия);

3) гипосоматонозогнозии – недооценка соматического страдания, его тяжести и возможных последствий;

4) диссоматонозогнозии – осознанное искажение оценки б-ни, вызванное желанием больного получить определенную выгоду в связи с заб-ем (
- диссимуляция, пренебрежительные (недооценка серьезности заб-я);
- аггравация - преувеличение симптомов,
- симуляция - придумывание симптомов).
- нозофобическое (понимание больным того, что опасения связаны с заб-ем преувеличены, но он не может их преодолеть);
- ипохондрическое (больной необоснованно переоценивает серьезность б-ни);
- нозофильное (больной получает удовлетворение от того, что б-нь освобождает его от неприятных обязанностей);
-утилитарное (высшее проявление нозофильной р-ции – получение моральной или материальной выгоды от болезни).

8. Клинические варианты нозогений.

2) гиперсоматонозогнозии, - выражающиесяв высокой субъективной значимости соматического страдания с преувеличением тяжести заб-я и его последствий 9тревожно-фобические р-ции; депрессивные р-ции; истерические; ипохондрические р-ции; бредовая ипохондрия);

3) гипосоматонозогнозии – недооценка соматического страдания, его тяжести и возможных последствий;

4) диссоматонозогнозии – осознанное искажение оценки б-ни, вызванное желанием больного получить определенную выгоду в связи с заб-ем (
- диссимуляция, пренебрежительные (недооценка серьезности заб-я);
- аггравация - преувеличение симптомов,
- симуляция - придумывание симптомов).
- нозофобическое (понимание больным того, что опасения связаны с заб-ем преувеличены, но он не может их преодолеть);
- ипохондрическое (больной необоснованно переоценивает серьезность б-ни);
- нозофильное (больной получает удовлетворение от того, что б-нь освобождает его от неприятных обязанностей);
-утилитарное (высшее проявление нозофильной р-ции – получение моральной или материальной выгоды от болезни).

Ощущения. Основные симптомы нарушений ощущений.

Ощущение — такой вид психической деятельности, который, воз­никая при непосредственном воздействии предметов и явлений ок­ружающего мира на органы чувств, отражает их отдельные свойства.

Качественные и количественные нарушения.

Аналгезия — расстройство чувства боли. При наличии такого симптома обязательно следует исключить какую-либо неврологическую патологию.

Анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощуще­ний, что может касаться как отдельных экстерорецепторов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и не­скольких сразу (например, выпадение слуха и зрения одновремен­но). При такой патологии, имеющей чаще всего истерическую природу, необходимы самое тщательное объективное обследова­ние, в первую очередь неврологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зонам ин­нервации), а также другие специальные методы обследования.

Гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздра­жителям. Звуки воспринимаются приглушенно, как бы «под сур­динку», свет кажется тусклым, краски — какими-то блеклыми, стер­тыми («все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит»).

Гиперестезия — обостренное, усиленное чувственное восприятие со стороны экстерорецепторов, касающихся как отдельных анализа­торов (острое до непереносимости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непереносимость обычных звуков — гиперакузия и т.д.), так и сочетания их (например, и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздражения.

Синестезии — особенности чувственного восприятия, заклю­чающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к од­ному анализатору, вызывает одновременно ответ с какого-то дру­гого или нескольких анализаторов.

Сенестопатии — патологические монотонные ощущения в виде возникаю­щего в различных частях тела (нечеткая локализация, "где-то как-то болит") или внутренних органах неприятно­го, а иногда очень тягостного, мучительного чувства покалыва­ния, давления, жжения, скручивания, стягивания, не связанного с какой-либо соматической патологией. Больной объясняет их паралогически. С 4-5 лет, преимущественно в области живота. У подростков в области гениталий.

Парастезии - ощущения мурашек (м.б. аурой).

Наши рекомендации