Бред. Определение, симптоматика. Бредовые синдромы. Возрастные особенности.

Бредовые идеи (бред) — неправильные умозаключения, ошибоч­ные суждения, ложная убежденность, не соответствующие дейст­вительности.
От заблуждений бред отлича­ется следующим:
1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
2) человек полностью убежден в до­стоверности своих ошибочных идей;
3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки.
Просто заблуждающийся человек при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений. Никакими фактическими доказательствами бредового больного разубедить не удастся.

По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три боль­шие группы:
1) бредовые идеи преследования (отравления, воздействия, материального ущерба, порчи\колдовства, ревности и тд);
2) бредовые идеи величия (изобретательства, высокого происхождения, любовный, мегаломанический);
3) бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред:ипохондрический, виновности, греховности, бред отрицания: нет органов).

Синдромы:

а) паранойяльный синдром характеризуется систематизированным бредовым толкованием реальных фактов (Жена пришла рано - была с любовником вместо работы, поздно - была на свидании);

б) параноидный синдром, при котором бредовому толкованию подвергаются обманы восприятия и ощущений.
Разновидностью является синдром Кандинского-Клерамбо: психические автоматизмы, бред воздействия, псевдогаллюцинации.

в) парафренный синдром отличается вымыслами, напоминающими конфабуляции, и обильными галлюцинациями, нелепо-фантастическим сочетанием бреда величия (или самоуничижения) с бредом преследования. Разновидность - синдром Котара - ипохондрический бред, мучительное бессмертие.
г) Дисморфофобии\дисморфомании.

У детей в связи с неразвитостью второй сигнальной системы бредовые идеи возникают очень редко. Им более свойственно паралогическое фантазирование, отличающееся от обычной дет­ской склонности к фантазиям определенной нелепостью, несвязанностью с конкретной реальной обстановкой.

Бред у детей может возникнуть на фоне помраченного созна­ния, преимущественно делириозного, и связан тематически с яр­кими иллюзиями и галлюцинациями, нестоек, фрагментарен, обычно исчезает с прояснением сознания.

Для детей младшего подросткового возраста характерен бред чужих родителей (Г.Е.Сухарева), когда собственные родители вос­принимаются как чужие люди, не любящие ребенка, тяготящиеся им, а настоящие родители либо неизвестно где, либо реальные высокопоставленные лица.

У подростков может быть уже вполне сформированная бредо­вая система, например, бред физического недостатка, бред отно­шения (см. синдром дисморфомании).

Бред. Формы бредообразования, сравнительно-возрастные особенности.

Бредовые идеи (бред) — неправильные умозаключения, ошибоч­ные суждения, ложная убежденность, не соответствующие дейст­вительности. От обычных человеческих заблуждений бред отлича­ется следующим: 1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни; 2) человек полностью убежден в до­стоверности своих ошибочных идей; 3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны; 4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки. Просто заблуждающийся человек при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений. Никакими фактическими доказательствами бредового больного разубедить не удастся.

Независимо от клинического содержания все бредовые идеи делятся на две основные разновидности: первичный бред и бред чувственный (образный)

Первичный бред. Этот бред возникает вследствие нарушения логического познания, патологической интерпретации действительно­сти, при этом чувственное познание практически не нарушается. Систематизирован.

Чувственный (образный) бред. На фоне аффекта (депрессия\мания\тревога\страх), не систематизирован. Вне приступа бреда нет.

Индуцированный бред

У детей в связи с неразвитостью второй сигнальной системы бредовые идеи возникают очень редко. Им более свойственно паралогическое фантазирование, отличающееся от обычной дет­ской склонности к фантазиям определенной нелепостью, несвязанностью с конкретной реальной обстановкой.

Бред у детей может возникнуть на фоне помраченного созна­ния, преимущественно делириозного, и связан тематически с яр­кими иллюзиями и галлюцинациями, нестоек, фрагментарен, обычно исчезает с прояснением сознания.

Для детей младшего подросткового возраста характерен бред чужих родителей (Г.Е.Сухарева), когда собственные родители вос­принимаются как чужие люди, не любящие ребенка, тяготящиеся им, а настоящие родители либо неизвестно где, либо реальные высокопоставленные лица.

У подростков может быть уже вполне сформированная бредо­вая система, например, бред физического недостатка, бред отно­шения (см. синдром дисморфомании).

Наши рекомендации