Общественные объединения какнаправление деятельности социальной работы в отношении многодетной семьи
Махмудова М.Н.
студентка магистратуры, 2 курс СР
научный руководитель: к.п.н., доц.Н.Н. Касьянова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орёл
Особую роль в осуществлении социальной работы с семьями, особенно это актуально в отношении семей многодетных, играют различные общественные объединения, территориальные социальные центры, социальные службы. В современных условиях такие гражданские инициативы во всем мире становятся элементом "социального капитала", без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.[2]
Следует согласиться с авторами «Российского журнала социальной работы», предлагающими создать различные службы по оказанию помощи многодетным семьям, так как проблемы этих семей носят разноплановый характер. Этими проблемами могли бы заниматься как социальные службы, так и общественные организации. Попечительские советы, созданные в микрорайонах совместно с социальными работниками, могли бы выявить конкретные нужды каждой многодетной семьи и оказать адресную помощь. В масштабах района или города они могли бы координировать всю работу с многодетными семьями, при них могли бы функционировать юридические службы, стоящие на защите прав многодетной семьи и разъясняющие таким семьям их права. [5]
Клубы многодетных родителей могли бы оказывать взаимопомощь как в материальном, так и в моральном плане, помогли бы организовать отдых детей на каникулах и в свободное время. Они силами самих родителей, могли бы организовать кружки и секции для своих детей, причем бесплатно. Инновационной формой являются группы взаимопомощи среди различных категорий граждан. Социальным службам можно было бы широко использовать ее в работе с многодетными семьями, так как эта форма гораздо мобильнее и позволяет дойти до каждого члена многодетной семьи. Для их работы не нужны специальные помещения, как для клубов, они максимально приближены к месту проживания многодетных семей. Важную роль могут сыграть специальные фонды по обеспечению многодетных семей жильем, одеждой, обувью, игрушками для детей, помогающие в организации летнего отдыха и оздоровления детей. [1]
Как показывает зарубежный опыт, создание общественных фондов, основанных на принципе «брать от многих понемногу», помогает разрешить многие проблемы в благополучной Европе. У нас этот опыт также мог бы пригодиться, но здесь препятствие, на наш взгляд, может быть неверие населения в честность тех, кто создает различные фонды.[4]
Кроме того, многодетные семьи, требующие помощи социального работника, сами могут стать субъектами собственной борьбы с трудностями, причем, как правило, эффективность такой деятельности повышается при объединении их в группы. Такие сообщества создаются либо на основе общей проблемы, либо на территориально-соседской основе; возможно также объединение этих двух принципов. Через подобные ассоциации члены групп удовлетворяют сразу несколько своих потребностей.[1]
Во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов — голос такого институциализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса.
Во-вторых, в таких группах люди находят помощь, реальное содействие от объединения в целом, либо от отдельных его членов: например, хорошо адаптировавшиеся многодетные родители помогают более слабым членам ассоциации. Наконец, принадлежность к определенному объединению помогает членам ассоциации удовлетворить потребность в общении. Такие группы не только содействуют организации клиентов социальной работы, но и являются ее важнейшим субъектным звеном.
Профессиональные специалисты не только взаимодействуют с такими ассоциациями, но и также проявляют инициативу в организации таких групп. Ведь главное в социальной работе — достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче поймут друг друга.[4]
Общественные объединения - это посредник между населением и государством, они вовлечены в общественную деятельность, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы. Актуальность и значимость таких объединений заключается в том, что в настоящее время в России данные организации всё больше становятся вовлечены в различные проекты социальной сферы. Они принимают активное участие в поддержке органов социальной работы и социального обслуживания, а также в иных общественно-полезных делах.[5]
Основными задачами общественных объединений являются:
· выявление факторов и причин социального неблагополучия конкретных семей, в т.ч. многодетных, и их потребности в социальной помощи.
· определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи.
· поддержка многодетных семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
· социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
· анализ уровня социального обслуживания многодетных семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.
· привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания многодетных семей.[3]
Опыт свидетельствует о высокой результативности работы таких центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:
· организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;
· оказание разнообразных видов психологической, юридической, социально-педагогической, медико-социальной, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;
· осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;
· предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.[1]
Большим достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных групп населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне.
Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, который предполагает стимулирование социальными работниками клиентов для реализации собственного потенциала и возможностей на восстановление своей дееспособности и активное социальное функционирование.
Все это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты. Изучение их деятельности позволит эффективнее ориентироваться в современном социальном пространстве и более эффективно осуществлять профессиональную деятельность социального работника, привлекая к ней гражданские инициативы.
Использованные источники
1. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / Зайнышев И.Г.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,- 2002. - 240 с.
2. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита: учебное пособие / Дивицына Н.Ф. - М.: Академия,- 2006.- 418 с.
3. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учебное пособие / Басов Н.Ф. - М.: Академия,- 2004. - 288 с.
4. Григорьев, С.И. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): хрестоматия. / Григорьев С.И., Гуслякова Л.И.,2-е изд., доп. и перераб. - М.: МАГИСТР – ПРЕСС,- 2004. - 479 с.
5. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / Харчев А.Г.- М.: Просвещение,- 2005. - 363 с.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Петрухина П.С.
студентка магистратуры, 2 курс ППО
научный руководитель: к.п.н., доцент Е.С. Калинина
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орёл
В годы школьного обучения ребенок полноправно вступает во взрослую жизнь. Школа дает возможность реализовать себя. Поэтому так важно, чтобы ребенок благополучно вошел в мир школы, чтобы принял для себя всю значимость позиции ученика, и, тем самым, максимально участвовал в процессе становления собственной личности. В этот период должен быть заложен социальный и эмоциональный фундамент дальнейшего успешного обучения. Поэтому значимым становится начальный период адаптации ребенка к новым для него условиям школьной жизни.
Помочь пройти период адаптации безболезненно и с максимальным успехом способно правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение.
Термин «сопровождение» на сегодняшний день прочно вошел в отечественную науку и практику работы, он активно используется в различных направлениях педагогики и психологии. Однако, до сих пор, нет единого определения этого термина, более того, наряду с ним используются такие близкие по смыслу и содержанию понятия как «психологическая поддержка», «содействие» (К. Гуревич, И. В.Дубровина, Э. Верник, Ю.Г.Крылова, И.В. Макарова), «событие» (В. Слободчиков), «психологическое обеспечение» (А.А.Деркач, Т.В.Шеломова и др.), «психологическое или социально-психологическое сопровождение» (Г.Л.Бардиер, М.Р.Битянова, А.В Волосников, В.С.Мухина, Н.Г.Осухова, Ю.В.Слюсарев).
Сопровождающая работа психолога должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения ребенка, его социального и психологического развития, а также содержать в себе диагностику, профилактику, консультирование, коррекционную и развивающую работу [1].
Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Также субъектом психолого-педагогического сопровождения является сам первоклассник, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими обучающимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития [3].
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-х классов направлено на создание условий для успешного обучения детей в начальном звене школы. Особое значение придается созданию условий для социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.
Адаптация, в наиболее широком определении, означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий [2].
Объективными критериями, характеризующими успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, по мнению Дубровинской Н.В, являются: адекватность поведения; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса; способность к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.
С целью изучение адаптации первоклассников нами было проведено исследование на Базе «Моховской средней общеобразовательной школы» и «Алешненской средней общеобразовательной школы». Участниками исследования стали 43 первоклассника, а также родители (32человека) и учителя в количестве 2-х человек.
Для проведения исследования нами были использованы такие методики, как «Лесенка», «Дерево», «Домики» с целью изучения диагностики собственного восприятия; «Домик» и Методика Векслера для диагностики пространственного восприятия и зрительной памяти; тест Пьерона – Рузера для диагностики пространственного восприятия; исследование мотивации при помощи методики Лускановой и др. Также был проведен опрос учителей по сокращенному варианту карты наблюдений М.Г. Битяновой.
Полученные в ходе диагностического исследования результаты дают возможность выделить следующие задачи, решение которых будет способствовать успешной адаптации первоклассников: развить учебную мотивацию; создать условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь; создать доброжелательную атмосферу, как необходимое условие для развития у детей уверенности в себе; создать предпосылки для групповой сплоченности класса; воспитать качества, нужные в общение друг с другом и совместной деятельности.
Правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение первоклассника на этапе адаптации его к школе даст возможность легкому вхождению ребенка в новую для него ситуацию.
В связи с этим, по результатам проведенного исследования, нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
Целью данной программы является - развитие у первоклассников школьной мотивации, снятие тревожности, снижение эмоционального напряжения.
Программа рассчитана на 12 занятий, включающих в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный этап.
Подготовительный этап подразумевает создание благоприятных условий для работы с первоклассниками - снятие эмоционального напряжения, поднятие эмоционального тонуса, создание атмосферы психологического комфорта, знакомство с учителем, психологом, друг с другом.
Целью основного этапа является формирование психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения в новой среде; снижение уровня негативных эмоций связанных со школой, повышение уверенности в себе, формирование позитивного отношения к сверстникам.
В заключительный этап входит анализ уровня сформированности школьной мотивации, снятие тревожности, проверка эмоционального состояния первоклассников, а также улучшение психологического климата в коллективе в целом.
Все этапы также включают в себя занятия для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности первоклассника. Главным критерием является активное взаимодействие учеников с учителем, психологом и друг с другом. Важно настроить коллектив на положительное отношение к учебному процессу.
Педагог-психолог разрабатывает рекомендации для учителей начальных классов, которых необходимо придерживаться для обеспечения более успешной адаптации первоклассников: сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности; для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо сформировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям; руководство деятельностью детей осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения; формировать способности к ролевому и личностному общению - важному условию в подготовке смены ведущей деятельности; в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения.
Предложенная программа сопровождения должна помочь специалистам в создании оптимальных условий для успешной адаптации младших школьников к общеобразовательному учреждению.
Использованные источники
1. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. 89 с.
2. Битянова М.Г. Адаптация ребенка к школе. – М.,2013.112с.
3. ДубровинскаяН. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - М.:Владос, 2009.