Состояние языкового анализа и синтеза
1.Анализ предложения на слова.
Затрудняется в определении количества и последовательности слов в предложениях с предлогами: РЕБЯТА ПОШЛИ В ЛЕС (3 слова). У ДЕВОЧКИ КРАСИВЫЙ ГОЛУБОЙ БАНТ (4 слова). АНЯ НА ПОЛЯНЕ СОБИРАЕТ ЦВЕТЫ (4 слова).
2. Слоговой анализ и синтез.
Количество слогов в многосложных словах определяет неправильно: кровать — 3, велосипед — 3, сковорода — 3. Синтез слогов в слово не нарушен.
3. Фонематический анализ.
А. Умение выделять звук на фоне слова сформировано. Правильно определила наличие или отсутствие звука Ш в словах: ШАР, ОКНО, ШУБА, ПАРОХОД, КАРАНДАШ; звука Д в словах: ДОМ, ШКАФ, ДОРОГА, ПОМИДОРЫ; звука К в словах: КАША, МАШИНА, ЗВОНОК, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Б—В. Первый и последний звук в словах определяет правильно.
Г. Определение места звука в слове (начало, середина, конец) сформировано.
Д. Количество звуков в слове часто определяет неправильно: РАМА — 3 звука, ТЕТРАДИ — 4 звука, ПАРОХОД — 5 звуков.
Е. Место звука по отношению к другим звукам не всегда определяет правильно. В слове ПАРТА звук Р слышится после Т. В слове СУМКА звук М слышится после С.
4. Фонематический синтез сформирован.
5. Фонематические представления.
Правильно придумала слова на заданные звуки:
на звук К — КНИГА, КАРАНДАШ, КОРОВА; на звук Н — НОЖИК, НОС; на звук Г — ГАЛЯ, ГУСЬ, ГОЛУБИ.
Однако не смогла правильно придумать слова с 5 звуками (КОРОВА, СТОЛ).
Неправильно отобрала картинки, в названии которых 5 звуков (РОЗА, КРЫША, ЗАЯЦ, ВОЛК, ЧАЙНИК).
Особенности словарного запаса
Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью, особенно понимание и употребление прилагательных, а также существительных с обобщающим значением (ТРАНСПОРТ, МЕБЕЛЬ, ПОСУДА и др.).
Особенности грамматического строя речи
1. Используются преимущественно простые рас
пространенные предложения из 3—5 слов. Слож
ноподчиненные предложения отмечаются лишь в
единичных случаях.
2. Наблюдаются аграмматизмы в устной речи при
воспроизведении сложных грамматических форм:
неправильное согласование существительного и при
лагательного в среднем роде (У ДЕВОЧКИ КРАС
НАЯ ПЛАТЬЕ), неправильное употребление пред-
ложно-падежных конструкций" (НА ДЕРЕВЬЕВ ПОЖЕЛТЕЛИ ЛИСТЬЯ).
Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ЗЕМЛЕЙ — определяется как правильное предложение).
3. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (СОЛОМНАЯ КРЫША, ЧЕРНИКОВЫЙ СОК), неправильное употребление названий детенышей животных (СОБАЧОНОК, ЛОШАДКА).
Состояние зрительно-пространственных функций
1.Биологическое зрение по данным медицинс
кой карты в норме.
2. Состояние высших зрительно-пространствен
ных функций:
а) схема тела сформирована;
б) правильно определяет расположение предме
тов (справа или слева);
в) пробы Хэда выполняет правильно, но замед
ленно;
г) правильно составляет картинки, разрезанные
на 5, 6 частей, но не более;
д) правильно конструирует геометрические фи
гуры из палочек.
3. Состояние речезрительных функций.
Знает все буквы и правильно их называет (как
печатные, так и рукописные).
Узнает буквы заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные, написанные пунктиром, правильно называет буквы среди графически сходных букв, правильно и зеркально написанных.
Конструирование и реконструирование букв выполняет правильно, но медленно.
Состояние процесса чтения
Способ чтения послоговой. Чтение замедленное. Н словах со стечением согласных допускает ошибки: КУРСК — КУРСТРОК, ВДРУГ — ВРУГ.
Понимание прочитанного в пределах программы 3 класса вспомогательной школы.
Состояние процесса письма
Списывание без ошибок.
В письме под диктовку допускает разнообразные ошибки:
— замены йотированных и нейотированных глас
ных;
— пропуски согласных, особенно при стечении;
— пропуски слогов;
— аграмматизмы;
— замены согласных (Ш—С, Ц—С, Т—С, П—Т
и др.).
. ~$Са* |
Примеры диктантов
л-и^ссс
с
сл-кп-и^ься.
сх
(Ранней весной вернулись из теплых стран скворцы. Прилетели они в свои скворечники).
Проводилась ли коррекция дефекта
Состояние звукопроизношения
Проводилась коррекция нарушений звукопроизношения и дисграфии.
Логопедическое заключение
РЕЧЕВАЯ КАРТА 2
Анкетные данные
1.ЮраШ.
2. 10 лет.
3. Вспомогательная школа-интернат и 2, 3 класс.
4. Русский.
5. Живет в интернате.
6. Домашний адрес: Заводской пер., д. 8, кв. 1.
Анамнез
1.Нервно-психических, хронических сомати
ческих заболеваний и речевой патологии у родите
лей не наблюдалось.
2. Мальчик от первой беременности матери, про
текавшей с тяжелым токсикозом в первую поло
вину беременности. Роды быстрые, закричал пос
ле пошлепывания. Вес 3150 г. Искусственное вскар
мливание.
3. Раннее психомоторное развитие с задержкой.
В раннем возрасте перенес пневмонию, страдал ди
атезом.
4. Лепет с 7 мес. Первые слова — в 2 года, фра
зовая речь — с 3 лет.
Мономорфное нарушение звукопроизношения: увулярный ротацизм.
- Звукослоговая структура слова
В спонтанной речи нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют.