Воспитание детей и помощь родителям

Учителя называли Кевина беспокойным ребенком, родители — трудным. Сверстники давали ему разные обидные прозвища. Соседи считали его испорченным и иногда вызывали полицию.

Хотя Кевину было только тринадцать, он мог ругаться как извозчик. И вреда окружающим Кевин причинил уже больше, чем все остальные дети в округе вместе взятые.

Он никогда не ладил с родителями, конфликтовал с учителями и не уживался со сверстниками. У него было три сестры, которые ненавидели его, а его присутствие в воскресной школе постоянно разделяло класс.

О проделках Кевина в округе все хорошо знали. С помощью краскораспылителя он исписал непристойностями стену местного магазина самообслуживания. Дважды его уличали в магазинных кражах и однажды заподозрили в поджоге соседского гаража, хотя его вина так и не была доказана.

Пытаясь перевоспитать сына, родители отправили его на год в школу–интернат. Дисциплина там была строгой, и Кевин, казалось, хорошо приспособился к тамошним порядкам, но, вернувшись домой, отбился от рук еще больше.

В школе его дело обсуждали в комиссии по делам несовершеннолетних. Семейный врач лечил его транквилизаторами. Родители консультировались. Кевин ходил к особому душепопечителю. В конце концов никто в семействе не остался в стороне.

Проблема усугублялась тем, что родители Кевина занимали высокое положение. Отец был преуспевающим гинекологом, а мать участвовала в политической жизни их округа. Оба были активными членами церковной общины. Душепопечитель Кевина решил проверить, не пренебрегают ли родители своим сыном; не является ли его поведение попыткой найти любовь и привлечь к себе внимание занятых родителей. Выяснилось, что Кевину уделяли много внимания, но, несмотря на это, он вел себя по–прежнему. Подросток, казалось, испытывал искреннее огорчение от своего поведения и часто обещал исправиться, но сделать этого, по всей видимости, был не в состоянии. Некоторые в церкви, решив, что Кевин, скорее всего, одержим злым духом, встречались с пастором по вопросу о возможности экзорцизма.

Как–то бабушке Кевина попалась на глаза статья о метаболических болезнях*[480], которые иногда приводят к гиперактивному поведению детей**[481]. Родители были совершенно растеряны и не проявляли большого интереса к новым теориям, трактующим поведение их сына. Втайне отец Кевина полагал, что сын у него станет малолетним преступником и, наверное, проведет остаток жизни в тюрьме.

Тем не менее по настоятельной просьбе бабушки Кевина привели в известную поликлинику и показали специалисту по метаболическим болезням. Врач назначил мальчику соответствующий курс лечения в виде особой диеты и медикаментозной терапии, в результате чего обмен веществ в организме Кевина со временем нормализовался.

Перемена в поведении этого подростка была радикальной. Некоторое время Кевин и другие члены его семьи еще консультировались у специалистов, но вскоре он вернулся в школу, где старался наверстать упущенное в учебе. Проблемы с его поведением в значительной степени исчезли, и все были довольны, включая соседей и полицию.

***

В ожидании первого ребенка молодая пара прочитала горы книг по воспитанию детей и даже консультировалась по переписке с известным психологом. «Все эти книги следует кропотливо изучить, — ответил психолог, — после чего выбросить и сделать то, что вам хотелось бы сделать прежде всего»[482].

Наверное, это хороший совет. Премудрый Бог счел нужным возложить заботу о молодом поколении на взрослых (в том числе и некоторых весьма незрелых), которые, имея мало опыта в воспитании детей или вообще не имея такового, сталкиваются в этой области с большим числом проблем и еще большим, быть может, числом книг по воспитанию детей. Есть матери и отцы, которые «проглатывают» подобные книги и даже переписываются с их авторами, чтобы быть лучшими родителями. Другие пренебрегают этими советами и пытаются поступать в соответствии со своим «естеством». Разумнее, возможно, было бы взять определенную информацию и все полезное, внушающее доверие, из подобных книг и из опыта других родителей, а затем стараться с Божьей помощью делать все, что наставит ребенка на тот путь, по которому ему предстоит идти.

Иногда христианский душепопечитель работает непосредственно с детьми, однако чаще основной упор делается на душепопечение родителей. За этим стоит ободрение, поддержка родителей, совет и объяснение и другого рода косвенная помощь ребенку. При таком душепопечении во внимание берется тот факт, что родители могут влиять на детей глубже, чем любой душепопечитель. Душепопечение родителей предполагает совместное действие родителей и душепопечителя, заинтересованных в благополучии и развитии ребенка[483].

Буквально тысячи книг посвящены детям и их воспитанию. Фрейд, Эриксон, Пиаже, Фаулер, Драйкурс, Гезелл, Спок и многие другие выдвигали различные теории развития психики ребенка. Такие христианские писатели, как Джеймс Добсон, Кевин Леман, Грейс Кеттерман и Росс Кэмпбелл, наряду со многими авторами и руководителями семинаров*[484], оказывали и оказывают консультативную помощь родителям по вопросам воспитания детей[485]. Из множества исследований в этой области одни были посвящены изучению способностей и различных аспектов развития**[486]подрастающих детей, другие — соматическим функциональным нарушениям, задержке развития и детским болезням. Наряду с педиатрией, известной медицинской специальностью, развивались детская психиатрия, детская психология и связанные с ними специальности. Несомненно, упомянуть литературу, которая накопилась в этой области, в рамках одной главы не представляется возможным, однако некоторые общие принципы, полезные христианскому душепопечителю, определить можно.

Библия и воспитание детей

Вскоре после акта творения Бог благословил Адама и Еву «плодиться и размножаться». Этого повеления свыше, в отличие от большинства других, люди послушались и вскоре наполнили мир. Во времена Ветхого Завета большая семья считалась источником особого благословения от Бога, а бездетность — наказанием[487]. В нашу эпоху перенаселения многие люди сознательно ограничивают размеры своих семей, хотя иметь детей по–прежнему очень важно. Иисус проявлял к детям особое внимание и хвалил их за простоту и доверие[488].

Можно выделить две категории библейского учения о детях и родительском руководстве: 1) высказывания о детях и 2) высказывания о родителях и практике воспитания детей.

1. Дети. Названные в Библии наградой от Господа, дети способны приносить и радость, и печаль. Детей следует любить, почитать и уважать, ибо они как личности занимают важное положение в Царстве Божьем и нельзя причинять им какое–либо зло[489]. У детей есть и свои обязанности: почитать и уважать родителей, заботиться о них, слушать их и повиноваться им[490]. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. „Почитай отца твоего и мать", это — первая заповедь с обетованием: „Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле"», — читаем в Еф. 6:1–3.

В других посланиях апостол Павел решительно порицает непокорность детей[491], но едва ли при этом от детей ожидается покорность во всем. Когда родители требуют согласиться с чем–то небиблейским, следует напомнить, что законы Божьи выше человеческих приказаний всегда[492]. Кроме того, взрослый, оставив родителей и «прилепившись» к супруге, создает новую семью, но, по всей видимости, его семья никак не освобождается от исполнения долга перед старшим поколением.

2. Родители. Матери и отцы обязаны демонстрировать зрелое христианское поведение, любить детей, удовлетворять их потребности, учить и наказывать их по справедливости[493]. «Не раздражайте детей ваших, — читаем в Еф. 6:4, — но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

Согласно одному комментатору, мы раздражаем детей, когда жестоко обращаемся с ними физически, мучим их психологически (унижая и отказываясь обращаться с ними с уважением), не уделяем им внимания, не пытаемся понять их, ждем от них слишком многого, недодаем любви, когда они не оправдывают наших ожиданий, призываем их воспринимать наши цели и понятия и не хотим признаваться в собственных ошибках. Вместо этого мы должны «растить своих детей»[494], показывая им пример, наставляя и ободряя. Однако легко говорить, но трудно делать. У каждого ребенка, как и родителя, есть свои, присущие только им черты, однако библейские указания по воспитанию детей не столь конкретны, как того хотелось бы многим.

Тем не менее в Ветхом Завете есть одно место, в котором обобщаются все принципы библейского учения о воспитании детей. Эти высказывания, хотя и написанные для израильтян прежде их вступления в обетованную землю, сохраняют большую практическую ценность для воспитания современных детей и родительского руководства.

Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы… соблюдал ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, что Он даст тебе землю, где течет молоко и мед.

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая[495].

Христианская практика воспитания включает следующее:

1) Слушание. Хороший родитель желает внимать Божьим заповедям и хорошо понимать их, чтобы они проникли «в сердце его», стали частью его существа. Это приходит посредством регулярного исследования Библии, Божьего Слова, разъясненного Святым Духом.

2) Послушание. Одного понимания недостаточно. Помимо слушания родители должны настойчиво стремиться к соблюдению постановлений и заповедей Бога. Когда родители не проявляют очевидного желания подчиняться Богу, дети в свою очередь могут не подчиняться родителям.

3) Любовь. Мы должны возлюбить Господа и служить Ему искренне — всем сердцем, душой и телом. Обратите внимание, что здесь говорится о родителях. Несмотря на значение, которое придается детям, они не занимают выдающегося положения в Библии. Хотя мы и читаем, что Иисус преуспевал психологически (в мудрости), физически (в росте), духовно (в любви у Бога) и социально (в любви у человеков)[496], о Его детстве нам известно очень мало. Ранние годы важны, но дети привязаны к родителям не навсегда и должны будут оставить их, как и заповедал Бог. Следовательно, родители живут не только ради детей. Они прежде всего личности и должны служить Богу. Если у нас есть дети — дар от Бога, — то их воспитание становится целью нашей жизни, хотя и не единственной.

4) Обучение. Обучать детей следует:

• Прилежно. Несмотря на то что воспитание детей не является единственной целью в жизни родителей, оно остается важной обязанностью, которую нельзя не принимать всерьез.

• Настойчиво. Священное Писание свидетельствует, что обучение детей — это не одноразовый акт. Родители должны думать об этом всегда — и днем и ночью.

• Естественно. Когда мы сидим, идем, лежим и встаем, мы обязаны искать всякую возможность обучать детей. Многого стоят ежедневные семейные молитвы, но обучать детей родители обязаны по возможности всегда.

• Лично. То, что говорится, редко влияет так, как то, что делается. Это положение возвращает нас к первой части вышеприведенного отрывка из Книги Второзаконие. Когда родители слушают Бога, повинуются Ему и любят Его, они становятся для детей образцом, и это дополняет и развивает то, о чем говорят в это время в домашнем кругу.

Обратите внимание на слова «в домашнем кругу». Сверстники и учителя играют важную роль, но наиболее значимое обучение и воспитание детей осуществляется в семье.

Наши рекомендации