Душепопечение и чувство вины

В душепопечении тех, кто осознал свою вину, христианский душепопечитель имеет преимущество перед неверующим. Вина есть категория нравственного свойства, и чувство вины возникает на почве нравственных заблуждений. В немногих программах светских душепопечителей поднимаются вопросы этики, но им, тем не менее, приходится так или иначе затрагивать вопросы прощения, искупления и другие богословские темы, в которых они мало разбираются, не имея в этой сфере какой–либо подготовки[460]. Психологические подходы основаны на том, чтобы научить людей выражать свой гнев, отказываться от жестких требований или нереалистических ожиданий, учиться вести себя и получать более точное представление о своем поведении. В лучшем случае все это полумеры, неспособные привести к существенным переменам. Недопустимо считать, что вина есть не больше, чем «симптом, от которого можно благополучно избавиться» с помощью естественно–научных методов[461].

В одной книге, вызвавшей оживленную полемику, психолог Хоубарт Маурэр утверждал, что люди страдают «духом, душой, а также, быть может, и телом из–за непризнанной и неискупленной объективной вины»[462]. Душевная болезнь, по мнению этого автора, в действительности является болезнью моральной, которую можно исцелить только покаянием. Хотя в этой книге Маурэр и критикует отдельные христианские доктрины (например, заместительное искупление и понятие первородного греха), его работа бросает вызов как душепопечителям, так и пасторам, вынуждая их признать, что понятия «грех» и «прощение» занимают центральное место в душепопечении. Десятилетием позже психиатр Карл Меннингер выразил аналогичные идеи в книге с интригующим названием «Что случилось с грехом?»[463]

К сожалению, эти книги были написаны с позиций гуманистической философии. Хотя в них и встречается богословская лексика, авторы их не признают библейских истин о покаянии, прощении и оправдании. А это именно те понятия, которыми должен оперировать каждый христианский душепопечитель, стремящийся оказать помощь всем, кто чувствует свою вину.

1. Понимание и принятие.Люди, осознавшие свою вину, часто склонны судить себя сами и ждут осуждения от других. В результате они обращаются за душепопечением с установкой на защиту или самоосуждение.

Какова ваша установка по отношению к людям, совершившим грех? О чем вы думаете, когда эти люди каются и решают обратиться к Богу? Как бы вы поступили, видя, что преступник не осознает своей вины и не испытывает в связи с этим никакого стыда и печали? Отношение Иисуса, должно быть, поразило женщину, взятую в прелюбодеянии[464]. На ней лежала объективная вина, и она, возможно, осознавала эту вину. Однако Иисус не походил на других, желавших ее осудить. Он не оправдывал ее греха — ясно, что это было не так, — но Он обратился к ее сердцу и сказал: «Иди и впредь не греши».

Христианские душепопечители должны поступать так же. Мы не можем преуменьшать реальности греха, но и демонстрировать свое моральное превосходство мы тоже не должны. Каждый из нас впадает в искушения, и каждый может согрешить и испытать нравственные муки, которые мы наблюдаем у наших подопечных[465]. Наша задача — не судить[466]и не ждать, что чувство вины у подопечного можно спокойно рассеять. Нет, мы должны, проявляя к ближним любовь, постараться понять их. Переформулируем известную формулу: мы принимаем грешника и не принимаем его греха.

2. Постижение сути.Когда пророк Нафан указал царю Давиду на его тяжкий грех, не пытаясь завуалировать его, то все было понятно: это блуд, бесчестие и убийство[467]. Царь немедленно признал грех, покаялся в преступлении и обрел прощение. Хотя потом, до самой смерти, Давид жил с последствиями своих преступных действий, он не испытывал нравственных мучений, поскольку раскаялся и изменился в ответ на обличение Нафана.

Душепопечение виновных — занятие не из легких. Есть люди, которые не понимают причин появления у них чувства вины. Есть и такие, что охотно признают свои греховные действия и установки, но чувство вины от этого не проходит. Порой встречаются и нарушители закона, обижающие ближних и не чувствующие при этом ни печали, ни раскаяния.

Им можно помочь, если они увидят те силы, которые действуют на них изнутри. Можно обсудить с ними, например, следующие вопросы. (Помогите людям разобраться в каждом конкретном случае.)

• Вы когда–нибудь краснели (бледнели) от стыда? От чего именно?

• Как в прошлом вы вели себя, когда чувствовали свою вину?

• Что вам тогда помогало? Что не помогало?

• Как понимали добро и зло ваши родители?

• Нравственные стандарты ваших родителей были так высоки, что вы никогда не могли соответствовать им, не так ли?

• Что происходило, когда вы нарушали эти стандарты?

• Часто ли вас обвиняли, порицали и наказывали?

• Какое учение о добре и зле преподают в вашей церкви?

• Основаны ли доктрины, преподаваемые в вашей церкви, на Библии?

• Что в жизни вызывает чувство вины у других людей и не задевает вас?

Подобные вопросы помогут вам разобраться, отчего ваши подопечные чувствуют себя виновными, а также понять действие их защитных установок, самоосуждение, страх наказания, психофизиологическое напряжение и другие признаки вины. Подопечным помогают увидеть, что чувство вины могло появиться вследствие особенностей морально–нравственного воспитания в прошлом. Проверьте, реалистично ли действуют ваши подопечные и не ставят ли перед собой недостижимых целей? Как поведут себя люди и что может произойти в случае крушения планов? Соответствуют ли моральные нормы ваших подопечных библейским стандартам? Понимают ли ваши подопечные то, что говорит Слово Божье о прощении? Именно здесь может быть понят смысл духовного учения.

3. Нравственное воспитание. Подопечным следует помочь пересмотреть свои представления о добре и зле. Это может занять много времени. Одни люди чувствуют вину в отношении того, что Библия не называет грехом; нравственные ценности других явно противоречат библейским стандартам. Одни подопечные, например, ветераны войны во Вьетнаме, испытывают нравственные муки и уже не видят способа избавиться от них. Другие в блаженном неведении уповают, так сказать, на «великую американскую мечту об исцелении»: ошибочное убеждение в том, что «прошлое можно забыть, страдание отменить, счастье найти, и понимание этого неизменно ведет к радости»[468].

Но чего Бог в действительности хочет от нас? Он знает о нас все. Он помнит, что мы — «перстны», и знает, что мы будем грешить, пока пребываем на земле[469]. Бог ожидает не нашего совершенства, а чистосердечного желания исполнять Его волю в той мере, в какой она открывается нам, и делать это как можно лучше. Бог сострадателен к Нам и любит без всяких условий; Он прощает грехи наши, не требует искупления нашей вины и не наказывает. Наше личное искупление и наказание больше не требуется, поскольку Христос расплатился за все человеческие грехи, «чтобы привести нас к Богу»[470].

Вот что главное в богословии; это настолько актуально и практически значимо, что способно преобразить человека и дать человеческой мысли полную свободу. Существенное решение проблемы виновности включает признание боли, страдания, поражения и вины, чтобы покаяться в грехе перед Христом и порой перед ближними[471]; чтобы умолять о прощении и чистосердечно раскаяться и изменить поведение; а затем, уповая на помощь свыше, поверить в то, что мы прощены и приняты Богом, Творцом Вселенной. Именно Он помогает нам принять, любить и прощать как самих себя, так и наших ближних.

4. Покаяние и прощение.Подопечный может понять все, что Библия говорит о вине и прощении, и все же могут оставаться многие проблемы.

1) Я не могу просить прощения. Душепопечитель не должен заставлять людей молиться, каяться и просить Бога о прощении. Некоторым подопечным может понадобиться какое–то время, чтобы постичь все это, так что душепопечителю надо самому молиться за подопечного и продолжать трудиться с ним, принимая его и помогая страдающему от осознания своей вины постичь эти принципы до конца. Представление о том, что мы добиваемся милости Божьей своими делами и расплачиваемся за грехи, понеся наказание, столь широко распространено, что исчезает весьма медленно. Однако Библия учит, что покаяние и признание себя виновным — вот все, что нужно для обретения прощения. Непонимание этого главного закона христианства заставило множество людей, в том числе и христиан, испытывать нездоровое чувство вины, которое ведет к беспокойству, депрессии, утрате душевного мира, страхам, низкой самооценке, одиночеству и ощущению отчуждения от Бога.

2) Я не чувствую себя прощенным. Прося у других прощения, мы порой не чувствуем себя прощенными, поскольку нас действительно не простили. Бог так не поступает. Если мы признаемся Ему в своих грехах и муках, Он прощает всегда[472]. Чувство вины не исчезнет через день, однако наши подопечные могут уповать на то, что они прощены, хотя они могут и не понимать этого. Об этом, наверное, следует говорить вновь и вновь вкупе с молитвой, и чувство свободы непременно явится.

3) Я знаю, что Бог простил меня, а вот я не могу простить ближних. Луис Смедес писал, что прощение — это изнурительный труд, который кажется чуть ли не противоестественным. Большинству из нас приходится трудиться над этим, и часто мы прощаем своих ближних лишь с Божьей помощью. Ваш подопечный может согласиться с тем, что, «стараясь простить (даже если сегодня прощаешь, а завтра снова впадаешь в ненависть и заставляешь себя прощать послезавтра), он, тем не менее, прощает. Большинство из нас проявляет лень», когда старается простить[473]. Всем нам нужна помощь Бога, чтобы прощать, особенно если нам того не хочется.

4) Как мне простить, если я не могу забыть обиды? Только Бог способен простить и забыть. Мы, люди, склонны помнить прошлые грехи и несправедливости даже тогда, когда мы их простили. Порой забывать и не нужно. Пытаясь игнорировать какие–то прошлые обиды, мы идем на риск их повторения[474]. Чаще же воспоминания о былом все же лучше оставить. После того как прощение состоится, эти воспоминания могут задержаться, но если мы не будем распространяться о них, они постепенно сойдут на нет. Когда человек с чистым сердцем прощает других и желает принять прощение от Бога, нет оснований сосредоточивать внимание на несправедливостях этой жизни. Воспоминания о былом могут возвращаться, когда их меньше всего ожидаешь, но эти воспоминания не будут иметь прежней силы. Сначала должно прийти прощение. За ним обязательно последует полное или частичное забвение.

Предупреждение чувства вины

Часто говорят: «Пусть совесть направляет вас». Но это не очень мудрое правило. Как мы уже говорили, индивидуальные стандарты морали разнятся от человека к человеку, частично в связи с тем, что нравственное воспитание в детстве и родительские ожидания могут оказывать глубокое воздействие на представления человека о добре и зле. Следовательно, профилактику нездоровых чувств вины следует начинать с родителей.

1. Помогать родителям прививать ценности. Дети (как и взрослые) учатся, благодаря тому, что слышат и впитывают с молоком матери из той атмосферы, в которой происходит их воспитание. Если родители или другие преподаватели строгие, порицающие, требовательные и не склонные прощать люди, дети чувствуют себя хроническими неудачниками. Именно это внушает им чувство вины. Родители могут предотвратить развитие нездоровых чувств вины и способствовать развитию детского сознания, если имеют некоторое представление о развитии детей. Научите их открывать своим детям веру в Священное Писание и подчеркивать роль дисциплины, которая отмечает неудачи, но включает также обильную любовь, одобрение и прощение. Поскольку чувство вины тесно связано с уровнем самооценки, бывает полезно следовать указаниям по профилактике, которые перечисляются в главе 21.

2. Помогать находить ценности. В мемуарах о современной жизни один автор свидетельствует, что многие люди отвергают или не обращают внимания на традиционные ценности, хотя у них нет ничего взамен таковых. «Мы находимся в окружении расходящихся и часто изменяющихся систем ценностей, которые конкурируют в борьбе за нашу зависимость», — пишет он. «Потеря ориентации или неопределенность в отношении ценностей распространились так широко, что вылились в межличностные конфликты и чувство неуверенности»[475]. В огромной степени этому способствует наша цивилизация (культура), но считается, что и церковь внесла свою лепту, причем немалую[476].

Авторитарные религиозные группы стремятся (надеюсь, напрасно) снова навязать старые этические стандарты, которые «работали» в прошлом. Часто это ведет к осуждению нонконформистов и усилению чувства вины у людей, которые отказываются принимать навязанные им нормы. Более конструктивным методом, по всей видимости, является подход, который позволяет людям не только выражать утрату нравственной ориентации, но и заниматься поиском — с помощью проницательных душепопечителей и других христианских руководителей — актуальных этических стандартов, производных от библейского учения и ему соответствующих[477].

3. Помогать членам церкви понимать ценности. В церкви христианам следует помогать постигать высокие стандарты Божьей морали. Каждый верующий должен понимать также, что Бог видит наши немощи и по благодати прощает, когда мы согрешаем. Попытайтесь в связи с этим объяснить различие между чувством вины и конструктивной печалью.

Бывает полезно побуждать людей исследовать свои ожидания и стандарты, касающиеся понятий добра и зла. Не являются ли некоторые из ожиданий нереалистическими и небиблейскими? Напоминайте ближним, что есть два прекрасных способа узнать о прощении: обрести прощение и практиковать его. Когда верующие люди находят с Божьей помощью силы прощать друг друга[478], горечи становится меньше, люди не отказываются постичь и принять прощение от Бога.

Наконец, есть еще проблема послушания. Если мы стремимся покоряться закону, отвечать социальным ожиданиям и делать то, что требует от нас Бог, вероятность появления у нас объективной вины уменьшается. Это в свою очередь предохраняет нас от развития чувства субъективной вины.

Чувство вины само по себе не всегда зло. Иногда оно стимулируют нас, чтобы покаяться в грехе и начать действовать более успешно. Однако, когда чувство виновности длится долго, парализуя нас, это весьма плохо сказывается на нас. Именно такое пагубное чувство вины мы и стремимся предупредить и устранить.

Заключительные замечания

Иисус не смягчил строгости нравственных требований, когда говорил с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Стандарты Божьи совершенны, и Бог никогда не смотрит на грех сквозь пальцы и никогда не мирится с несовершенством. Иисус посоветовал этой женщине больше не грешить, после чего, надо полагать, ее жизнь изменилась коренным образом.

Вряд ли эта женщина достигла совершенства во всем. Ведь никто из людей на такое не способен. И все же Бог принимает нас, безусловно прощает, если мы признаем свои преступления, и уверяет нас в том, что когда–нибудь мы станем соответствовать Божьим стандартам в силу того, что Христос совершал и совершает для нас.

Большая часть проблем, которые обсуждаются в этой книге, касается людей, испытывающих чувство вины. Душепопечители могут трудиться, чтобы помочь людям избавиться от своей вины[479], но ключ к решению этой проблемы находится не у психологов. Он находится в библейском учении о прощении. Бог прощает, Он может простить и нас, наша вина может быть прощена, и тогда открывается путь для борьбы с чувством вины.

Библиография

Freeman, Lucy, and Herbert S. Strean. Guilt: Letting Go. New York: Wiley, 1986.

Narramore, S. Bruce. No Condemnation. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1984.

Oden, Thomas C. Guilt Free. Nashville: Abingdon, 1980♦.

Smedes, Lewis B. Forgive and Forget. New York: Harper & Row, 1984♦.

Tournier, Paul. Guilt and Grace. New York: Harper & Row, 1962.

Wilson, Earl. Counseling and Guilt. Waco, Tex.: Word, 1987.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

Часть 3.

Проблемы развития

Глава 11.

Наши рекомендации