Не приносите вреда неумеренностью

Люди, знакомые с литературой по душепопечению, нередко поражаются тому, что эта сфера полна противоречий, различных мнений и споров. Сторонники различных методик душепопечения порой весьма ожесточенно спорят, критикуют других и публично расхваливают преимущества любимых теорий. Споры в некоторых христианских кругах, похоже, не менее страстны, чем в области психологического консультирования.

По мнению одних душепопечителей, проблемы возникают вследствие внутренних психических конфликтов и страхов. Другие считают причинами человеческих проблем факторы окружающей среды, тогда как третьи придерживаются теории, согласно которой личностные проблемы (трудности адаптации) происходят из–за несовершенного обучения[174]. Среди христианских душепопечителей полемика о причинах возникновения и средствах исцеления личностных проблем часто ведется на стыке физиологии, богословия и демонологии.

Физиология. В какой мере трудности адаптации, обусловленные особенностями личности человека, и душевные болезни связаны с нарушениями обмена веществ, эндокринной патологией, генетическими дефектами, болезнью или иными физическими факторами? На этот вопрос нельзя ответить абстрактно, вне того или иного случая; и все же, несмотря на это, медики долго убеждали нас в том, что происхождение всех личностных проблем связано в большей или меньшей степени, если не на все сто процентов, с действием физических факторов и, соответственно, заниматься этими проблемами могут только лица с медицинским образованием. Мы так не считаем, хотя вы, очевидно, обратите внимание, что далее мы нередко будем упоминать о биологических факторах, воздействующих на поведение[175].

Богословие. Связаны ли все проблемы с действием индивидуального греха в жизни подопечных? По мнению многих душепопечителей и богословов, так оно и есть. Они считают, что душепопечители прежде всего должны указывать подопечным на их грехи, затем призывать к покаянию и учить жить согласно библейскому учению.

Большинство христианских душепопечителей, думается, согласятся, что человеческие проблемы возникли вслед за тем, как несколько тысяч лет тому назад в этот мир вступил грех. Люди в наше время часто сталкиваются с проблемами именно потому, что отвергают, игнорируют или не знают истины Божьи. Душепопечитель вряд ли достигнет поставленных целей, если будет смотреть сквозь пальцы на жестокую реальность греха, пренебрегать насущной нуждой человека в прощении и не обращать внимания на решающую роль поведения, предназначаемого к славе Христа. О грехе в нижеследующих главах будет упоминаться часто и в связи с различными ситуациями, поскольку к этому аспекту христианского душепопечения мы относимся крайне серьезно. И вместе с тем, мы вовсе не считаем, что все или даже большинство человеческих проблем возникают главным образом вследствие особого, греховного поведения или образа мыслей подопечного.

Демонология. В пределах церкви всегда находились и находятся люди, полагающие, что персональные проблемы возникают вследствие демонического воздействия, в связи с чем исцелять одержимых нужно посредством изгнания духов и другими средствами духовной борьбы. Эти благонамеренные люди собираются, иногда регулярно, чтобы молиться об исцелении одержимых и изгнании демонов уныния, вожделения, боязни, гнева и неустройства.

Библия ясно учит, что христиане участвуют в духовном сражении (Еф. 6). Сатана, согласно Священному Писанию, — интриган, он не только принимает вид ангела света, но и ходит, «как рыкающий лев, ища кого поглотить»[176]. О его демонических силах в Библии упоминается часто, и нет оснований полагать, что сподручные его в наше время отправились на отдых. Христиане по–разному представляют роль злых духов в происхождении личностных проблем; в этой книге мы исходим из того предположения, что усилия злых духов иногда порождают неустройство и усложняют подопечным жизнь и работу их душепопечителей.

Душепопечители могут поразмыслить о словах Клайва С. Льюиса, написавшего: «Имеется пара равных и полярных заблуждений, в которые склонен впадать наш народ, когда речь заходит о бесах. Одно из таковых — сомневаться в их существовании; другое — верить и испытывать к ним чрезмерный и нездоровый интерес. Что касается самих бесов, то они одинаково рады и тому, и другому заблуждению»[177]. Находятся христианские душепопечители, которые впадают в обе крайности, что несомненно наносит ущерб их подопечным. На следующих страницах этой книги реальность демонических сил не подвергается сомнению и вместе с тем показано, что к изгнанию духов следует прибегать крайне редко и только при полной поддержке духовно зрелых и библейски благоразумных, здравомыслящих руководителей церкви.

Некоторые перспективы

Традиционно душепопечение условно делят на три области: коррективное, предупредительное и воспитательное. Коррективное душепопечение учит людей справляться с текущими проблемами жизни. Предупредительное душепопечение стремится воспрепятствовать осложнению проблем и, по возможности, к полному их исключению. Воспитательное душепопечение побуждает наставлять в принципах умственного здоровья большие группы. Невозможно определить процент загруженности душепопечителей по каждому из этих трех областей в отдельности, однако, по всей видимости, на коррективное душепопечение уходит большая часть времени и усилий. Во многом такому однобокому подходу способствовали учебные программы по душепопечению; кроме того и сами профессиональные душепопечители поняли, что коррекцией вкупе с реабилитацией на пропитание заработать значительно легче, чем профилактикой и дидактикой. Многие наши подопечные согласны платить за помощь в преодолении текущих проблем, и только единицы вкладывают деньги и время в профилактику проблем.

Несколько лет тому назад комитет Американской ассоциации психологов (ААП) рекомендовал поменять местами эти три области душепопечения[178]. Мы должны первым делом заниматься воспитательным душепопечением, указал комитет; второе по важности место должно занимать душепопечение предупредительное; и только на последнем месте должно стоять оказание традиционной, коррективно–реабилитационной помощи. Эта полная перемена должна расширить и в значительной мере изменить сферу душепопечения. В рамках сообщества следует больше внимания (помимо отдельных лиц с проблемами) уделять социальным группам. Не стоит ждать подопечных, сидя в офисе; нужно идти и предлагать помощь людям там, где они живут, работают и общаются. Помимо современных методов душепопечения, упор надо делать на использовании книг, программированного (машинного) обучения, аудио–и видеокассет и других учебных материалов. Но все это не должно упразднять методов коррективного душепопечения, которое, по всей вероятности, никуда не исчезнет и будет существовать до тех пор, пока существуют человеческие проблемы. И вместе с тем сферы душепопечения изменяются, и христианские душепопечители эти перемены воспринимают и содействуют им.

Во многих отношениях христиане способствуют развитию событий в этом направлении. С древних времен своей истории Церковь занимается профилактикой и дидактикой. Когда возникло движение пастырского душепопечения, Церковь стала уделять много внимания индивидуальной помощи, хотя своим важнейшим долгом просвещения, духовного и душевного исцеления народа Церковь никогда не пренебрегала. Не всегда наши дидактические и профилактические меры достигали своей цели; причем и цели не всегда ставились четко и ясно, и все же в церковной семье уже возникла установка, согласно которой дидактическому душепопечению начинает придаваться значение, нередко в разных ситуациях превосходящее значение коррективного душепопечения.

Работая над последующими главами, мы пытались отразить как традиционно реабилитационные, так и воспитательно–предупредительные методы душепопечения. Последующие главы написаны, чтобы: 1) изложить наше понимание каждой проблемной области; 2) представить основные принципы оказания помощи лицам, оказавшимся в проблемной ситуации; и 3) выдвинуть предложения, которые помогут христианам при профилактике потенциальных проблем. Книга специально разбита на главы, которые не являются элементами единой системы, так что работать над ними можно в любом порядке. В результате данное «Пособие по христианскому душепопечению» может быть справочной книгой; нижеследующие главы полезно проработать, чтобы войти в курс той или иной проблемы, а при необходимости заглядывать в них по всем конкретным вопросам, которые ставит практика душепопечения. Надо полагать, эта книга и сопутствующие ей аудиокассеты будут использованы в качестве учебных материалов по курсу душепопечения и как базисный учебник для подготовки душепопечителей–непрофессионалов[179].

Христианское душепопечение — это чрезвычайно интересное, хотя и трудное занятие, требующее от заинтересованного лица отдачи всех продуктивных сил. Речь идет о развитии навыков душепопечения, личностных умений, о понимании динамики душепопечения, о бдительности в отношении опасностей, связанных с данным служением, о глубоком постижении Слова Божьего и о чуткости к водительству Святого Духа. О душепопечении можно рассуждать в книге, но научиться ему по книге невозможно. Мы превращаемся в добрых христиан–душепопечителей, когда подчиняем себя Христу, учимся под наблюдением и при направляющей помощи умудренного душепопечителя, приобретая драгоценный опыт оказания помощи людям в проблемной ситуации. Эти проблемы обсуждаются на следующих страницах.

Библиография

Aguilera, Donna С, and Janice М. Messick. Crisis Intervention: Theory and Methodology. 4th ed. St. Louis: Mosby, 1982.

Davis, Creath. A Crisis Is for Climbing. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1987.

Strom, Kay Marshall. Helping Women in Crisis: A Handbook for People Helpers. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1986.

Swihart, Judson J., and Gerald C. Richardson. Counseling in Times of Crisis. Waco, Tex.: Word, 1987.

Switzer, David K. The Minister as Crisis Counselor. Nashville: Abingdon, 1974.

Wright, Norman. Crisis Counseling. San Bernardino, Calif.: Here's Life Publishers, 1985.

Wright, Norman. How to Have a Creative Crisis. Waco, Tex.: Word, 1987.

Часть 2.

Личностные проблемы

Глава 6.

Тревожность

Рону двадцать лет; это здоровый, красивый человек, любимец своих друзей. До недавних пор он специализировался по коммерции в одном христианском университете на Среднем Западе, и вот, не закончив второго курса, за неделю до экзаменов, он куда–то исчез.

«Я не мог унять тревоги, — сообщил он своему семейному врачу по прибытии домой. — Во время тестирования я обливался от страха холодным потом, в голове у меня становилось пусто, и я забывал все, что выучил. В университете я сначала учился некоторое время, а потом перестал появляться на лекциях, поскольку мне было очень страшно — ведь я мог забыть материал, который потом станут проверять на тестировании. К концу четверти мне стало неудобно появляться в университетском комплексе. Я перестал ходить в нашу столовую, потому что боялся столкнуться с кем–нибудь из преподавателей. Под конец моего пребывания в университете я боялся даже выйти из своей комнаты».

Рон — христианин. В его Библии есть отметка в Послании к Филиппийцам; здесь им подчеркнуты стихи 6 и 7: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (гл. 4).

И все же, как Рон ни молился, никакого мира он не ощущал. Напротив, он впадал в панику и терял голову, когда думал о том, что теперь, оставив университет, он должен будет подыскивать себе работу. «А вдруг никто не наймет меня? — думалось ему. — А что если я найду работу, но у меня ничего не получится? И не будет ли мне страшно ходить на работу?»

Врач выписал Рону транквилизаторы и предложил проконсультироваться у специалиста. Транквилизаторы устранили тревогу, что дало Рону возможность записаться на консультацию. С помощью консультанта Рон постарается выяснить причины своей острой тревоги. Вероятно, они рассмотрят методы ослабления и борьбы со стрессом, в том числе и стрессом, связанным с его предстоящей трудовой деятельностью.

Родители Рона, хотя особо и не возражают против этой консультации, считают, что все разрешится само собой. Его отец, человек весьма преуспевающий, целенаправленный бизнесмен, откладывать дел в долгий ящик не любит. Он не понимает, отчего это сыну вздумалось показаться «какому–то психотерапевту», и надеется, что все беспокойства Рона скоро пройдут сами по себе.

Рон считает, что в значительной мере его повышенная тревожность зависит от него самого. Он предполагает также, что беспокойства могут быть следствием сбоя в его организме. Кроме того, ему интересно узнать, в какой мере его проблемы связаны с давлением, оказываемым его благонамеренным, но нетерпеливым и нечувствительным отцом.

***

Тревога, стресс, страх, фобии, эмоциональная напряженность — в узко специальном смысле все эти слова имеют различное значение, хотя часто употребляются как взаимозаменяемые, чтобы описать одну из наиболее распространенных проблем этого столетия. Состояние тревоги называют «одной из основных характерных черт нашего времени», основой всех неврозов и «наиболее распространенным психологическим феноменом нашего времени». Этот феномен известен издавна, ибо он — ровесник человечества, а сложности и темп современной жизни сигнализируют нам о его наличии и, по всей видимости, умножают его эффекты.

Тревога — это состояние души, предчувствующей что–то тяжелое, мучимой безотчетным сомнением, неуверенностью в отношении будущего и/или страхами на фоне повышенного возбуждения. В тревожном состоянии организм находится как бы начеку, будучи готовым в любой момент к бегству или борьбе. При этом сердце человека бьется в ускоренном ритме, кровяное давление и мышечный тонус нарастают, иногда наступают выраженные нейроэндокринные (нервно–химические) сдвиги, которые сопровождаются повышенной потливостью, раздражающей слабостью, причем человек, испытывающий тревогу, не способен расслабиться. Тревога возникает в ответ на определенную, конкретную, поддающуюся опознанию опасность (по мнению многих авторов, подобные состояния лучше называть «страхом», а не тревогой); однако причиной тревоги могут быть также реакции на воображаемые или нераспознанные угрозы, затрагивающие интересы человека или его ближних. Этот последний тип недетерминированной тревожности называется «свободно плавающей тревогой»; тревожный человек чувствует, что с ним должно произойти что–то страшное, но он не знает, что именно и почему.

Выделяют несколько видов тревожности, в том числе тревожность нормальную и невротическую, умеренную и сильную, ситуационную и личностную.

Нормальная тревожность проявляется временами у всех, обычно когда человек ощущает какую–то реальную угрозу или попадает в опасную ситуацию. Интенсивность возникающей при этом тревоги чаще всего прямо пропорциональна опасности (чем больше угроза, тем сильнее тревожность). Тревогу подобного свойства можно распознать, ею можно управлять, ослабляя ее интенсивность, особенно в том случае, когда изменяются обстоятельства. Сутью невротической тревожности являются сильно преувеличенные чувства беспомощности и страха, появляющиеся в случае несоразмерной, незначительной и даже несуществующей угрозы. По мнению многих душепопечителей, выявить тревогу данного рода на сознательном уровне невозможно, поскольку она возникает на почве внутренних, неосознаваемых конфликтов. Вот какое точное, хотя и специальное определение невротической тревоги дает Ролло Мэй: «Невротическая тревога — это реакция, непропорциональная, в силу определенных внутрипсихических конфликтов, реальной угрозе»[180].

Тревога различается по силе и мощности воздействия. Умеренная тревожность может быть желательной и безопасной. Часто в разных ситуациях она направляет человека, помогает ему избежать опасных ситуаций и повышает эффективность его деятельности. Интенсивная тревожность, напротив, ведет к большему стрессу. Такая тревога ограничивает объем внимания и нарушает его концентрацию, ведет к рассеянности и забывчивости, вредит профессиональным навыкам, препятствует решению насущных проблем, не дает конструктивно общаться с окружающими, порождает панику и временами вызывает неприятные соматические симптомы, такие, например, как полное бессилие, сердцебиение и сильные головные боли.

Один ученый–психолог отличал тревожность ситуационную от тревожности личностной[181]. Ситуационная тревожность представляет собой динамичное, временное (преходящее) эмоциональное состояние той или иной степени интенсивности. Время от времени у каждого из нас, в ответ на изменение внешней или внутренней среды, возникает это острое, сравнительно кратковременное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха, напряженности и беспокойства. Обычно ситуационная тревожность развивается как реакция на некоторую угрозу, и порой переживается как эмоциональное возбуждение[182]. В отличие от ситуационной тревожности тревожность личностная представляет собой постоянную, врожденную эмоциональную напряженность. Внешне это проявляется нервозностью, беспокойством и раздражением. Часто личностная тревожность вызывает соматическую болезнь, поскольку организм не может эффективно функционировать, пребывая в состоянии постоянной эмоциональной напряженности и возбуждения.

В последние годы внимание масс–медиа и специалистов было сосредоточено на двух других типах тревоги: посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) и тревожности, возникшей вследствие перенесенной болезни. Перенесенный человеком острый стресс в виде травмирующих событий, таких, как военные конфликты, насилие, терроризм, несчастные случаи, участие в серьезной аварии, похищение людей и стихийные бедствия (такие, как ураган, землетрясение), может поселить в его душе пожизненную тревогу. Долгие годы после травмы некоторые люди переживают в кошмарных снах былые события, испытывают иррациональные страхи, депрессию, бывают нервозны и утрачивают интерес к тому, что ранее приносило удовлетворение. Для этих людей тревога становится частью их образа жизни, которая течет в русле, проложенном прежним стрессовым переживанием. Подобные посттравматические расстройства наблюдаются у ветеранов войны во Вьетнаме[183], однако те же самые постоянные расстройства тревожного ряда после травмирующих переживаний могут развиться у каждого человека.

Термин «паническое расстройство» обозначает периодически возникающие непредсказуемые кратковременные приступы чрезвычайно сильной тревоги, которые развиваются у несомненно нормальных людей, часто без каких бы то ни было предвестников и в самых неожиданных ситуациях. Страдают такими приступами около пяти процентов населения, в основном женщины. Многие годы считалось, что причина расстройств подобного рода связана с действием психологических факторов, однако в последнее время, как нам предстоит вскоре убедиться, растет число указаний на их биологические корни[184].

Наши рекомендации