Критические ситуации в свете Библии

Значительная часть Библии посвящена критическим ситуациям. Адам, Ева, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иосиф, Моисей, Самсон, Иеффай, Саул, Давид, Илия, Даниил и множество других сталкивались с критическими ситуациями, подробное описание которых можно отыскать во множестве в Ветхом Завете. Иисус давал образец мужественного поведения в критических ситуациях (особенно это касается момента распятия), и так же поступали Его ученики, Павел и многие первые христиане. Некоторые послания были специально написаны для того, чтобы помочь отдельным лицам или церквам достойно вести себя в критических ситуациях, а в Евр. 11 все критические ситуации разделены на два типа: 1) имеющие благоприятный исход и 2) завершающиеся страданиями, невероятными скорбями и кончиной.

Современные авторы выделяют три типа критических ситуаций, каждому из которых находятся как современные, так и библейские примеры. Первый тип включает в себя случайные, или ситуативные, кризисы, которые происходят при наличии внезапной угрозы, чрезвычайно губительных явлений или непредвиденных убытков. Кончина возлюбленного и диагноз серьезной болезни, насилие над женщиной и другие виды насилия, внебрачная беременность, социальные потрясения, война и экономическая депрессия, безработица и утрата сбережений, внезапная утрата признания и положения в обществе — вот примеры ситуативных кризисов, которые влияют как на отдельных лиц, так и на их семьи.

Кто–то заметил, что события, которые возникают за пределами семейного круга и порождают стресс — гонения, стихийные бедствия, пожары катастрофических масштабов или, скажем, расовые предрассудки, — часто объединяют семью так, что члены ее сплачиваются, чтобы справиться с кризисом. При чрезвычайных внутренних нагрузках (например, при покушении на самоубийство, прелюбодеянии, жестоком обращении с детьми, алкоголизме), возникающий кризис наиболее губителен и чаще всего приводит к распаду семейных отношений[164]. Более разрушительными оказываются критические ситуации, которые идут подряд, одна за другой. Для некоторых людей, критическая ситуация, побудившая их обратиться к душепопечителю, играет роль последней капли, переполнившей чашу, — самой недавней в ряду порождающих стресс перемен и утрат[165].

Все это в свое время пережил библейский Иов. За короткое время этот благочестивый человек потерял семью, имение, здоровье и общественное положение. Отношения Иова с женой, похоже, были напряженными, и вскоре его душепопечителям предстояло узнать и о его гневных реакциях, и сумятице чувств. Иов был сбит с толку тем, что любящий Бог допустил для него, благочестивого человека, столько житейских неудач.

Эволюционно–возрастные кризисы — второй тип критических ситуаций — случаются по ходу нормального, возрастного развития человека. Поступление в начальную школу, отделение молодого поколения от родителей в связи с учебой в колледже, приспособление к условиям жизни в браке, а затем к родительскому статусу, приспособление к условиям пенсионного возраста, болезням старости, кончина близких и друзей — все это кризисы развития, требующие новых подходов преодоления и разрешения проблемных ситуаций. Авраам и Сарра, скажем, успешно преодолевали тяготы кочевой жизни, порицания, хулу, неопределенность многих лет, проведенных в ожидании потомства, напряженных ситуаций в семье и даже повеления Божьего, согласно которому следовало принести в жертву юного Исаака. Можно лишь удивляться тому, как удавалось таким пожилым парам, как Захария и Елисавета, управляться с такой необычной личностью, как их сын, будущий Иоанн Креститель, или Марии с Иосифом воспитать такое совершенно уникальное и выдающееся Дитя, как Иисус. Несомненно и здесь имели место возрастные кризисы — переходы в возрастном развитии к совершенно новым, специфическим этапам, которые не только требовали принятия мудрых решений на протяжении долгих периодов, но и приводили к возрастанию в духовной зрелости.

Экзистенциальные кризисы — третий тип критических ситуаций, частично перекрывается двумя предыдущими. Наступают времена, когда перед каждым из нас встают дестабилизирующие, вызывающие беспокойство, огорчительные истины, зачастую касающиеся нас самих:

Меня постигла неудача.

Я уже выпускник, но что будет со мной дальше, не знаю.

Успеха в своей компании мне не добиться.

Я так и не получил долгожданного продвижения по службе.

Теперь я вдова — и снова одинока.

Моя жизнь бесцельна.

Мой брак распался.

Я смертельно болен.

В этом городе меня замуровали.

Мне не во что верить.

Мой дом и все имущество сгорели.

Меня забраковали из–за цвета кожи.

Я уже слишком стар, чтобы добиться жизненных целей.

Чтобы приспособиться к этим и подобным прозрениям, требуется некоторое время и какие–то усилия. За всем этим стоит изменение личного восприятия; подобная перемена может поначалу отвергаться, но наступает время, когда реальность этих перемен все равно придется признать, если нужно жить и действовать.

Илия, одержавший великую духовную победу, будучи гоним Иезавелью, бежал в пустыню и, испытывая упадок духа, решил, что его постигла неудача в жизни. Иону, спорившего с Богом, одолевали такие же мысли. В горниле страданий Иов, должно быть, поражался: «Что станет со мной и что будет ныне?» И разве не те же чувства обуревали учеников в первые часы после распятия Христа?

Трудно и зачастую невозможно отвечать конкретно, определенно людям, которые спрашивают о причинах своих кризисов. Относительно выделенных трех типов кризисов в Библии говорится достаточно много, однако Священное Писание не дает четких и полных ответов, которые могли бы объяснить нам, почему мы страдаем. Можно согласиться с тем, что за каждым событием стоит Бог, имеющий Свои замыслы, так что в конце концов все творится по воле Божьей. Мы знаем, что критические ситуации могут быть тем горьким опытом, который формирует характер человека, учит нас о Боге и его источниках и побуждает к духовному росту. Но основа определенных личных кризисов так и будет оставаться для нас в полной неизвестности до тех пор, пока мы обитаем на этой земле.

Между тем, мы можем помогать подопечным, чтобы они преодолевали и «пере–живали» свои критические ситуации. В нижеследующих главах различные типы критических ситуаций будут обсуждаться детально, здесь же укажем, что есть такие методы душепопечения, которые можно применять в кризисных ситуациях любого типа. Эти методы вмешательства должны быть понятны всем христианам, желающим служить людям.

Вмешательство в кризис

Вмешательство в кризис (исправление кризисной ситуации) — это метод неотложной, ограниченной во времени, первой психологической помощи жертвам психоэмоциональной и физической травм. Сторонам, вступающим в кризисную ситуацию, надлежит действовать умело и быстро, чтобы справиться с часто дезорганизованным, неадекватным и представляющим потенциальную опасность поведением людей, пребывающих в подобной ситуации[166]. Поскольку кризисные ситуации нередко возникают непредсказуемо и длятся в течение небольшого отрезка времени, начинать лучше всего сразу после возникновения кризиса. В плане душепопечения корректировка кризисной ситуации преследует несколько целей:

• Помочь конкретному лицу успешно совладать с кризисной ситуацией и вернуться к исполнению своих обычных обязанностей.

• Снизить уровень тревоги, ослабить страхи, убрать опасения и другие проявления беззащитности, которые могут иметь место у человека во время кризиса и непосредственно после его острой фазы.

• Научить методикам координированного самоуправления кризисом с тем, чтобы сторона, принимающая помощь душепопечителя, умела лучше предупреждать потенциальные критические ситуации и действовать в случае их возникновения более адекватно.

• Обратить внимание человека, принимающего помощь душепопечителя, на библейское учение о кризисных ситуациях, чтобы извлечь определенные уроки и в результате этого прийти к духовной зрелости.

Душепопечители, занимающиеся кризисами, не могут одинаково, стереотипно обращаться со всеми людьми (или группой людей, включая семью). Люди существенно отличаются друг от друга по уровню приспособляемости, по способу преодоления кризисных ситуаций, по способности усваивать новые методики, по физической крепости, силе основных психических процессов и степени эмоциональной и духовной зрелости. Одни подопечные стремятся быть оптимистами даже во время кризисов; другие склонны к пессимизму и в критические периоды легко приходят в состояние замешательства. Одни чрезмерно зависимы, другие — самостоятельны. Одни в критических ситуациях рассуждают о кризисе, осознавая его скрытый смысл. Другие слишком взволнованы и потому неспособны мыслить ясно и, соответственно, принимать разумные решения.

Душепопечитель, помнящий в период острой фазы кризиса о вышеописанных отличиях, может использовать различные корректировочные методики. Оказывая первую психологическую помощь в чрезвычайных обстоятельствах, критических и аварийных ситуациях, которые могут вызвать у людей психические и поведенческие расстройства, он помнит, что, согласно нижеследующей памятке, ему следует[167]:

1. Наладить контакт.Люди, попавшие в критические ситуации, не всегда обращаются за помощью к душепопечителю. Часто в разных обстоятельствах идти на помощь ближним должен сам душепопечитель, выказывая теплое отношение, понимание и принимая подлинное участие в них. Прежде всего, чтобы осознать разнообразные тревоги и представления подопечного, внимательно выслушайте его и лишь затем вносите свои предложения. Если подопечный бежал из травмирующей ситуации в мир сладких грез, забылся в мечтах и фантазиях или погрузился в свои мысли, постарайтесь вернуть разговор с ним в рамки реальности.

Поддерживайте с подопечным визуальный контакт, периодически смотрите ему в глаза, прикасайтесь к нему — все это может успокоить его. Если нет возможности обменяться словом, прикосновением, ищите другие формы физической связи, которые способны сообщить о вашем участии, успокоить и во многом утешить подопечного.

Тем не менее нельзя упускать из виду, что в некоторых обществах прикосновения всякого рода запрещены. В нашем обществе приемлемым считается (по крайней мере, считалось до недавних пор) пожатие руки во время приветствия; можно выразить одобрение друзьям, похлопывая их по спине; обнять спортсмена тотчас после победы. Но вот обнимать, брать за руки и даже просто класть руки на плечи человеку во время сеанса душепопечения не рекомендовалось. Исходили из того, что одни подопечные могут неверно истолковывать подобные телесные контакты, читая в них сексуальный подтекст; для других прикосновения могут представлять угрозу, порождать неловкость, стеснение (поскольку это не поощрялось в их семействах) и подозрение, что за ними стоит желание душепопечителя манипулировать подопечным; кроме того, такие прикосновения у некоторых людей порождают страх интимной близости.

Однако большинство людей телесные прикосновения все–таки могут утешить и ободрить. Вам следует оценить позитивные и негативные стороны физических контактов в отношении конкретного подопечного и решить, могут ли ваши прикосновения быть им верно истолкованы и помочь ему. Как говорилось выше, душепопечителю полезно также задаваться вопросом, что именно побуждает его прикасаться к подопечному. Может быть, за этим стоят неудовлетворенные потребности в общении, в эмоциональных связях, в дружбе и любви самого душепопечителя (и, кроме того, сексуальные потребности), а вовсе не потребности подопечного? Несмотря на то что прикосновение — превосходный способ установить физическую связь и оказать поддержку, любой человек (и душепопечитель в том числе) должен строго следовать одному общему правилу: есть сомнение — не делай![168]

2. Снять тревогу.Совладать с тревогой подопечному может помочь спокойное, непринужденное поведение душепопечителя, особенно если его невозмутимость сопровождается словом ободрения. Слушайте с терпением и вниманием, как ваш подопечный описывает критическую ситуацию. Поощряйте разговор о чувствах ненадежности, неуверенности, сомнениях, опасениях и других, которые всегда сопровождают кризис. Пытайтесь сообщать подопечным обнадеживающие факты («Совладать с этой проблемой можно»); четко выражайте свое одобрение, когда ситуация начнет исправляться («Полагаю, вы приняли хорошее решение — ясно, что теперь вы на верном пути»); осторожно предлагайте альтернативные интерпретации, если позиция подопечных оказывается чрезмерно безнадежной или ошибочной («Быть может, я предложу вам рассмотреть эту ситуацию несколько в ином разрезе») и, по возможности, информируйте о возможных путях дальнейшего развития данной ситуации («Знаю, с этим нелегко справиться, но думаю, что вам это по силам»)[169]. Старайтесь отвечать на вопросы подопечных честно, но повышать уровень их тревожности при этом не обязательно. Если, скажем, человек перенес серьезную психическую травму, можно сказать: «Всей тяжести вашей потери я еще, конечно, не осознал, но вы находитесь под присмотром добрых врачей. Когда доктора проверят все, уверяю вас, они сделают все, чтобы поставить вас на ноги». Это прямое, откровенное и обнадеживающее заявление не повысит уровня тревожности и не породит ложных надежд.

Часто в разных критических ситуациях важно удалить подопечного из травмирующей обстановки, по крайней мере, на какое–то время. Можно, например, вывести встревоженных родственников из суматохи и сутолоки приемного отделения больницы в тихое подсобное помещение или холл и предложить им чашку кофе. (Обязательно сообщите в регистратуру, куда вы отправились, на тот случай, если вы понадобитесь.) Порой вам захочется побудить подопечных совершить краткую прогулку, поупражняться в глубоком дыхании и прогрессивной мышечной релаксации. Также может принести пользу и умиротворяющее действие чтения библейских стихов, например, 1 Кор. 10:13. Если тем или иным методом злоупотребляют, подопечные чувствуют себя попавшими в мышеловку или душегубку; если же этими методами пользоваться разумно и взвешенно, каждый из них способен ослаблять последствия внутренних и внешних нагрузок и облегчать творческое, конструктивное решение вопросов, которые ставят критические ситуации.

3. Сосредоточиться на подлинных проблемах.В период кризиса легко оказаться смятым под прессом кажущихся важными фактов (а на деле сбивающими с толку), потенциальных проблем и решений, которые надлежит принять. Так что душепопечителю, до некоторой степени объективному, отстраненному внешнему наблюдателю, Сам Бог велел помогать подопечным определять проблему, с которой надлежит разобраться в первую очередь, а внутри этой проблемы — круг вопросов, подлежащих немедленному решению. Постарайтесь сосредоточить все внимание на текущей ситуации, не обсуждать с подопечными вопросов и проблем прошлого и не фантазировать о том, что может случиться в будущем.

Иногда, особенно вначале, вам, по всей видимости, придется принимать решения за подопечных. При этом подопечный видит, что ему дается некоторая конкретная помощь. Однако берегитесь, чтобы не стать манипулятором. Всегда проявляйте внимание к тому, что говорят ваши подопечные, и старайтесь не делать того, о чем в будущем вы станете сожалеть.

4. Определить источники помощи.Готовность душепопечителя оказать посильную помощь есть важный, но не единственный, источник поддержки для подопечного, оказавшегося в критической ситуации. Какими бы талантами вас ни одарил Господь и каким бы резервом времени вы ни обладали, не пытайтесь играть в супермена, помогающего людям в критический момент. Подопечные нередко ощущают себя отрезанными от мира, покинутыми и обособленными и весьма нуждаются в поддержке многих людей. Помощь, которую оказывают ближние, может дополнять то, что делаете вы, повышая эффективность работы в целом[170]. Вы можете использовать различные источники помощи, например:

Духовные ресурсы. Христианский душепопечитель никогда не упускает из виду работу Святого Духа, обитающего в нем и направляющего его, указывая на слова утешения и обетования из Священного Писания. Вот где пребывают источники великой силы и водительства во время кризисов. Некоторые душепопечители употребляют Священное Писание в качестве молота, чтобы средствами манипулирования вынудить подопечных заняться тем, что кажется душепопечителю необходимым в данной ситуации. Это в равной мере бесполезно и безнравственно. Однако Священное Писание представляет собой не тяжелый молот, а истину, на которую надлежит указывать подопечным и учить их терпеливо ожидать, когда Святой Дух употребит Священное Писание в их жизни по Своему благоволению.

Внутренние ресурсы подопечного. Порой в период кризиса подопечные бывают чрезвычайно зависимы. На какой–то фазе кризиса эта зависимость может быть необходимой, но на самых ранних этапах душепопечения важно опираться на внутренние ресурсы самих подопечных. Большинство людей обладают умственными способностями, навыками, умениями, опытом, полезными установками и мотивами, которые способны помочь им духовно возрастать через критические ситуации. Определяя источники, старайтесь подходить к этому вопросу практически, давайте оценку житейским обстоятельствам подопечных безо всяких иллюзий. Помните, что одно лишь перечисление внутренних ресурсов подопечных и напоминание об их прошлых достижениях в преодолении кризисов может одинаково обнадежить и принести пользу.

Внеличностные ресурсы. Нередко человек, оказавшийся в критической ситуации, бывает вплетен в сеть межличностных отношений, которые следует просто ввести в действие. Домочадцы, друзья, сослуживцы по работе, члены церковной общины и остальные ближние оказали бы самую энергичную помощь, если бы знали о такой необходимости. Во время кризиса можно просить молиться за себя и просить другую практическую помощь. Если вам не известны люди, значимые в жизни подопечных, узнайте у них, с кем вам следует связаться.

Иногда подопечные не желают связываться ни с кем. Некоторым людям трудно принять помощь, и это при том, что они прекрасно знают о большой терапевтической ценности дружеской поддержки. Если ваш подопечный не желает докучать другим, постарайтесь указать ему на роль и значение отношений взаимозависимости и той радости, которую испытывают друзья, способные оказать помощь. Надо с пониманием относиться к тому обстоятельству, что некоторых людей стесняет внимание, уделяемое им в период критической ситуации; в предложении помощи они видят угрозу для себя, порой даже гневно реагируют на попытки душепопечителя привлечь помощь других. Важно, чтобы все эти нюансы были обсуждены с подопечным, которого нужно, по мере возможности, учить принимать помимо помощи душепопечителя также помощь ближних. Если дружественных межличностных отношений у вашего подопечного не существует, постарайтесь помочь ему установить их. Не столь уж многое из арсенала скорой психологической помощи в кризисной ситуации может по эффективности сравниться с тем вкладом, который приносит в душепопечение любовь, забота и искреннее участие ближних.

Порой, несмотря на большую ценность, поддержка со стороны оказывается не такой полезной, как можно было надеяться. При наличии излишней зависимости от ближних, у подопечных возникает желание «сложить руки», а это препятствует духовному возрастанию. Развитие такой установки весьма вероятно в том случае, когда члены семьи подопечного гиперсоциальны, то есть прилагают излишние усилия, стараясь помочь ему. Призывайте помощников подопечного помогать, а не подавлять[171].

Дополнительные ресурсы. В каждом обществе имеются те или иные правовые, медицинские, психологические, финансовые, образовательные и другие источники помощи, на которые можно рассчитывать в критической ситуации. Иногда подопечным бывают нужны деньги, временное место жительства, люди, под присмотром которых можно оставить детей, и другие ресурсы материальной помощи. Душепопечитель может помочь подопечным выйти на такие источники помощи. Если поместная церковь действует правильно, эти источники часто можно отыскать и в общине.

5. Составить план изменения ситуации.После взвешенной оценки ситуации с учетом доступных ресурсов, полезно определить линию дальнейшего поведения. Душепопечитель и подопечный могут, приняв к сведению имеющиеся в их распоряжении факты, совместно выработать и составить несколько линий поведения, которые в чем–то дополняют и даже исключают друг друга. Далее для выработки необходимой тактики следует ответить на ряд вопросов. Насколько реалистичен тот или иной план? Какой план следует претворить в жизнь первым, вторым и так далее?

Некоторым подопечным принимать подобные решения будет сложно. Давить на подопечных в попытке заставить их принять план, угодный нам, конечно, нельзя, и в то же время нельзя порождать в них и болезненную зависимость от нас, а также иждивенческие установки. Душепопечитель должен спокойно и твердо помогать подопечным составлять программы действий, а когда нужно — находить оптимальную альтернативу, если прежняя оказалась не совсем удачной.

Психиатр Реймонд Е. Ват сформулировал по сути дела золотое правило: «Все очень просто: за ближних надо делать то, что им не по силам, а не то, чего им не хочется. Только бы вот иметь мудрость не путать одного с другим»[172].

6. Поощрять к действию.Бывает, что люди, определив линию поведения, потом не знают, как реализовать план, или просто опасаются предпринимать планомерные действия. Принять решение — одно, реализовать его — другое. Здесь всегда есть риск, возможность неудачи и последующего раскаяния, особенно когда твои действия приводят к коренной ломке жизненного уклада и деятельности, как бывает, например, в связи с переездом или новой работой. Душепопечителю иногда надлежит поощрять подопечных совершать те или иные действия. Помогайте им взвешенно оценивать достижения и, если нужно, видоизменять курс дальнейших действий. Полезно помнить, что необходимо следующее[173]:

• Выслушать подопечного и разобраться в его проблеме.

• Составить перечень альтернативных действий (устно или письменно).

• Определить линию поведения.

• Начать действовать.

• Давать взвешенную оценку предпринятых действий.

• Исходя из взвешенной оценки, продолжать выполнять план или пройти вышеописанные ступени еще раз.

Некоторые критические ситуации не поддаются полному разрешению даже в том случае, когда проводятся необходимые мероприятия. Кризисная ситуация, возникшая у подопечного из–за кончины близкого человека, диагноза смертельной болезни или потери надежды на продвижение по служебной лестнице, может привести к глубоким переменам. В этих условиях надо помочь подопечному перенести испытание с достоинством, научить его осознавать и выражать свои чувства, менять образ жизни, строить реальные планы и находить покой для духа в познании святого и любящего Бога, Который знает обо всем и не оставит без внимания наших стенаний и мучений. Во всех критических ситуациях, особенно в период серьезных перемен, помогают люди искренние, заинтересованные, готовые помочь, молящиеся за нас, которые приходят на помощь по первому зову всякий раз, когда нужно.

7. Обнадежить.Улучшение может наступить на любом этапе душепопечения, и вероятность такого исхода больше, когда подопечные способны вернуть себе надежду, отказавшись от иллюзий и прекратив смотреть на будущее мрачно. Эта надежда приносит облегчение, поскольку держится на убеждении, что положение улучшится. Надежда помогает оставить источник скорбей и высвобождает энергию, необходимую для совладания с кризисом.

Христианский душепопечитель может обнадеживать подопечного с помощью следующих (одного или нескольких) подходов. Во–первых, он может свидетельствовать ему о библейских истинах, которые даруют спокойствие духа, мужество и надежду на том основании, что Бог и Слово Его неизменны. Этот метод вселяет надежду с помощью поощрения веры в Бога. Он помогал, помогает и будет помогать большинству подопечных, если сам душепопечитель знаком со Священным Писанием и, приближаясь к Богу, неуклонно возрастает в Духе. Во–вторых, душепопечитель может помочь подопечному разобраться в его поведении; поведение подопечного показывает, что в силу внутренних недостатков он сам себе враг. «Мне никогда не поправиться!» или «Хуже и быть не может!» — говорит себе подопечный в критической ситуации; затем эти идеи овладевают им и распространяются на весь образ его мыслей. Этим идеям следует мягко, осторожно противодействовать. Например, можно спросить, что свидетельствует в пользу вывода, согласно которому «вам никогда не поправиться»? И, напротив, что говорит в пользу более обнадеживающего исхода? В–третьих, душепопечитель может призывать подопечного не опускать рук, не отступать, а предпринимать действия. Проявления даже минимальной активности дают подопечному ощущение, что он не беспомощен. Это, в свою очередь, способно вселить надежду, особенно если такая активность направлена на нечто воистину ценное.

8. Довести начатое до конца.Процесс вмешательства в кризис длится недолго. Обычно по окончании одного или двух сеансов подопечные возвращаются к привычному ритму жизни и у вас могут больше не появиться. Однако при этом остаются открытыми следующие вопросы. Чему научились ваши подопечные? Будут ли они действовать в будущих кризисных ситуациях с большей эффективностью? Как идут дела у этих людей теперь, когда кульминация кризиса уже позади?

Эти вопросы должны занимать душепопечителя, который может проверить и помочь подопечным в случае необходимости, позвонив по телефону или навестив их. Контрольные и коррективные мероприятия полезно приурочить к значимым годовщинам. Некоторых людей обуревают прежние чувства ненадежности, неуверенности, сомнения и опасения в дни рождения умерших, в Рождество Христово, которое они впервые встречают в одиночестве, по истечении месяца или года с момента возникновения кризисной ситуации. Если в душепопечении больше не нуждаются, заинтересованность и (по необходимости) помощь душепопечителя способны ободрить подопечных, напомнив им, что о них беспокоятся и помнят.

Консультативная помощь

Порой мы можем оказать подопечным лучшую помощь, направив их на консультацию к специалистам, квалификация, познания и близость которых могут сыграть особо важную роль. Обращение за консультативной помощью вовсе не обязательно указывает на то, что сам душепопечитель несведущ в этих вопросах или пытается отделаться от подопечного. Ни один человек не может знать и уметь всего, чтобы заниматься общим, универсальным душепопечением, так что направление на консультацию к специалистам часто указывает подопечному на ваше желание предоставить ему возможность найти лучшую помощь изо всех возможных.

Душепопечитель обязан направить подопечных к специалистам в том случае, когда после ряда сеансов душепопечения у подопечных не появляется признаков улучшения; когда у них имеются серьезные материальные затруднения; когда им надлежит обратиться за советом к юристу; когда обнаруживают симптомы депрессивных расстройств и суицидные тенденции; когда они ведут себя странно, эксцентрично или чрезмерно агрессивны; когда находятся в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения; когда вызывают к себе сильную антипатию или сексуальное влечение; или выказывают проблемы, находящиеся вне вашей компетенции. Люди с явными признаками булимии, с лекарственной зависимостью, телесными уродствами, упорными маниакально–депрессивными расстройствами, боязнью зачатия или заражения ВИЧ–инфекцией и других болезней — все нуждаются в консультации медиков помимо, а порой и вместо вашего душепопечения.

Душепопечителям надо знать обо всех общественных организациях и учреждениях, которые оказывают соответствующую помощь, и о специалистах, которые могут оказать консультативную помощь их подопечным. Речь идет о специалистах с частной практикой, таких, как врачи, юристы, психиатры, психологи и другие душепопечители; лицах, занимающихся пастырским душепопечением, и других руководителях церкви; а также о частных и государственных клиниках и больницах; о таких службах, как «Общество помощи детям с задержкой развития» и «Общество слепых»; о государственных службах, в том числе органах социального обеспечения и бюро по трудоустройству по месту жительства; об отделах школьного душепопечения и о местных учреждениях народного образования; частных конторах по трудоустройству; суицидологических и наркологических диспансерах и отделениях; добровольных организациях типа обществ Красного Креста и «Доставки горячих обедов на дом престарелым и инвалидам»; а также о группах самопомощи, как, например, «Анонимные алкоголики». По большей части все они указаны в телефонных справочниках; о них могут сообщить другие душепопечители, коллеги, знакомые с реальным положением дел в вашем районе. Решая направить своего подопечного на консультацию, не упустите из виду церковные общины, нередко (по мере необходимости) оказывающие поддержку и практическую помощь нуждающимся.

В идеале было бы лучше направлять своих подопечных только к тем консультантам, которые являются и компетентными, и христианскими. К сожалению, во многих обществах нет профессиональных христианских душепопечителей, а тех немногочисленных христиан — специалистов в области медицины, психотерапии, психологии, педагогики и других областей знания — не назовешь высококвалифицированными. К решению многих проблем (скажем, школьной неуспеваемости, нервно–психических и других заболеваний) не обязательно привлекать специалистов из числа верующих христиан. Некоторые психологические проблемы лежат в плоскостях, не пересекающихся с христианскими идеалами, и с ними успешно справляются и неверующие люди. И даже в том случае, когда ваши подопечные бьются над глубинными, сугубо личными вопросами, многие нехристиане, из числа благожелательно настроенных к религиозным ценностям ваших подопечных, вовсе не желают пошатнуть их веру. Если помощь специалистов из числа верующих христиан не доступна в вашем окружении, вы все–таки обязаны принять решение (по каждому из ваших подопечных такое решение надо принимать в индивидуальном порядке) направить своего подопечного на консультацию к нехристианскому специалисту или продолжить наблюдать его самому, хотя вам и хотелось бы провести такую консультацию.

Прежде чем предложить подопечному пройти консультацию у специалиста, надо разузнать о доступных и ближайших источниках помощи. Сначала разберитесь с государственными и частными консультантами, узнайте, действительно ли они могут оказать вашему подопечному необходимую помощь. (Обратившись к тем, кто, по вашему мнению, может оказать помощь, и не получив ее, подопечные могут испытать крайне негативные переживания.) Предлагая подопечным консультацию специалистов, будьте уверены в абсолютной необходимости данной процедуры. Дайте понять подопечному, что это делается в целях оказания ему лучшей помощи. Кто–то будет сопротивляться идее консультации, решив, что вы находите у него помешательство или что проблема его слишком трудна для вас. Разбираясь с этими страхами по мере их возникновения, старайтесь вовлекать подопечных в принятие решения обратиться, когда надо, к другому источнику помощи.

Записаться на прием к консультантам подопечным лучше всего самим. Иногда консультанты просят душепопечителя дать необходимую им информацию о подопечных, но на это можно пойти лишь с согласия самого подопечного (предпочтительно в письменной форме). После передачи подопечного консультанту, важно не забывать о нем, но знать, что за дальнейшее душепопечение теперь ответствен другой человек.

Наши рекомендации