Основные характеристики ассортимента товаров

Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.

Структура ассортимента

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".

Широта ассортимента

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш= Гф/ Гн

§ где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.

§ Для анализа широты ассортимента, фактическое количество групп товаров, находящихся на период проведения анализа в аптеке, на аптечном складе или выпускаемые фармацевтической фабрикой, сравнивают вначале с количеством групп, установленных на основании изучения ассортимента потребности и ЛПУ.

Полнота ассортимента

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп= Вф/ Вн

§ где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

§ Полнота ассортимента - количество видов товаров в товарной группе.

§ Вид фармтовара - товароведческая единица, обладающая присущими данному виду потребительными свойствами, переходящими к получаемым из него товарным разновидностям.

§ Полнота ассортимента характеризует наполняемость группы видами фармтоваров проводят аналогично анализу широты ассортимента.

§

Глубина ассортимента

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг= Рф/ Рн

§ где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

§ Глубина ассортимента является важнейшим показателем, наиболее тесно связанным со специальным спросом потребителя. От того, насколько он соответствует их требованиям, во многом зависит эффективность работы аптечных учреждений на фармацевтическом рынке.

Устойчивость ассортимента

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку= 1 — (Р'ф1+ Р'ф2+ ... + Р'фn/ Рн× n)

§ где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.

Новизна ассортимента

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

Ко= Ро/ Рф

§ где Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.; Рф — среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий.

2. Почему ассортимент следует рассматривать как систему, а не как простой перечень товаров? Что представляет собой фактический и базовый (справочный и предпочтительный) ассортимент? С какими классификационными признаками по ОКП, связаны показатели ассортимента: широта, полнота и глубина ассортимента, дайте им характеристику?

Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров.

Фактический ассортимент, это тот ассортимент, который есть в данный момент в данном аптечном учреждении. Для установления фактического ассортимента, все фармтовары классифицируют начиная от их разновидностей, переходя затем к видам и группам. То есть снизу вверх, используя в качестве основного справочника Общероссийский классификатор продукции.

Справочный ассортимент составляется на основе использования справочной литературы: Общероссийский Классификатор продукции, Государственный Реестр ЛС и изделий медицинского назначения, Регистр ЛС России, справочник А.Д. Машковского и др. В отличие от фактического ассортимента, справочный ассортимент должен учитывать все разновидности, виды и группы фармтоваров, которые могут выпускаться фармацевтическими предприятиями или другими производителями, а также предлагаемые фирмами - поставщиками.

Наряду со справочной литературой необходимо использовать приказы Минздрава РФ. Например, приказ Минздрава РФ “О перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации” от 2 декабря1997г. № 349. Данный перечень товаров охватывает практически все виды медицинских изделий, средств ухода и гигиены, предметов ухода за больными, гигиенических и косметических средств, медицинских приборов и инструментов, изделий очковой оптики и других групп, за исключением лекарственных средств. В приказе Минздрава РФ от 26.01.2000г. № 30 “Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств” даны виды и лекарственные формы препаратов, которые обязаны иметь медицинские и аптечные организации, независимо от организационно - правовой формы.

Естественно, что фактический ассортимент в этой части должен полностью совпадать со справочным ассортиментом.

Предпочтительный ассортимент устанавливается на основании изучения нужды потребителей не только в тех фармтоварах, которые есть в данном аптечном учреждении, но и в тех которые, выпускаются и отражены в справочной и рекламно - информационной литературе. Изучается также ассортиментная потребность в фармтоварах лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ).

Следовательно, степень соответствия фактического ассортимента базовому и будет определять рациональность системы “Ассортимент”. Поскольку в каждый отрезок времени соотношение между фактическим и предпочтительным ассортиментом будет меняться, то вся система “Ассортимент” является динамичной. В этой связи, задачей провизора является постоянная работа по анализу фактического и предпочтительного ассортимента и приведение их в соответствие друг к другу.

Показатели ассортимента

Показателями ассортимента являются широта, полнота и глубина. Наряду с ними, весьма важными показателями являются структура ассортимента и индекс обновления. Рассмотрим их по порядку.

Широта ассортимента

Широта ассортимента фармацевтических товаров - количество групп этих товаров. Под группой фармтоваров понимается совокупность фармацевтической продукции, характеризующаяся общим целевым (функциональным) назначением, обладающая общими свойствами, (или) принципами действиями и (или) конструктивно - технологическими особенностями.

Полнота ассортимента

Полнота ассортимента фармацевтических товаров - количество видов этих товаров в конкретной группе.

Под видом фармтовара понимается товароведческая единица, обладающая присущими данному виду свойствами, переходящими к получаемым из него товарным разновидностям.

Полнота ассортимента характеризует наполняемость группы видами фармтоваров, относящихся к этой группе.

Глубина ассортимента

ассортимент диуретик госпитальный рынок

Глубина ассортимента фармацевтических товаров - количество разновидностей товаров данного вида. Под разновидностью товаров понимается его конечная форма выпуска, с учетом таких показателей, как размер, объем, масса, концентрация, активность, вид и форма упаковки и др.

Разновидности фармтоваров отдельной группы имеют в своей основе сходные потребительные свойства, в связи с чем удовлетворяют одинаковые потребности. Между тем, разновидности отличаются по показателям приведенным выше, что позволяет выбрать наиболее удобный для потребителя фармтовар. Например, все грелки имеют одинаковую потребительные свойства, направленные на прогрев тканей того или иного участка организма. Однако, они отличаются размерами, емкостью, механизмом теплообразования (водяные, электрические, химические) и т.п., что сказывается на их стоимости. Поэтому, чем больше глубина ассортимента грелок, тем больше выбора появляется у потребителя, тем лучше удовлетворяются его потребности. Допустим, потребителю нужна грелка емкостью один литр, а в аптеке есть грелка на три литра. В этом случае потребителя не устраивают не только эргономические свойства грелки, но и стоимость, поскольку стоимость грелки на три литра выше стоимости грелки на один литр.

В 1990 году нами были проведены исследования о потерях инъекционных лекарственных средств, используемых в детской практике. Результаты этих исследований показали, что из-за отсутствия разновидностей тех или иных инъекционных лекарственных средств, удобных для использования в детских больницах и поликлиниках, теряется до 80 - 90 % ценнейших препаратов. Однако и на сегодняшний день этот вопрос до конца не решен.

Таким образом, глубина ассортимента является важнейшим показателем, наиболее приближенным к потребителям. От того, насколько он соответствует их требованиям, во многом зависит эффективность работы аптечных учреждений на фармацевтическом рынке.

3. Методика товароведческого анализа широты, полноты, глубины ассортимента.

смотри вопрос 2

4. Что такое структура ассортимента и методика его анализа? Почему в отличие от предыдущих показателей, КРСА может быть больше 1? Индекс обновления, его значение для фармпроизводств.

Структура ассортимента - количественное соотношение групп, видов и разновидностей фармацевтических товаров в общей массе этих товаров.

В структуре ассортимента используют количественные характеристики фармтоваров (количество упаковок, килограммы, тонны, и др). Структура ассортимента является очень важным показателем не только для аптек и аптечных складов, но и для фармпредприятий, особенно для фармфабрик, которые обеспечивают своей продукцией близлежащие регионы

Поэтому знание особенностей формирования ассортимента для установления его рациональной структуры, является одной из важных задач профессиональной деятельности провизора.

Под рациональной структурой ассортимента понимается такая структура, которая способна наиболее полно удовлетворить потребности и принести достаточную прибыль. То есть перечень ФТ и другой продукции, который подготовлен к реализации или изготовлению, должен наиболее полно соответствовать ассортиментной потребности больных и лечебно-профилыктических учреждений. От правильно сформированной структуры ассортимента фармтоваров зависит рентабельность аптеки, аптечного склада, их устойчивость, конкурентоспособность и т.п.

Индекс обновления – (Iо) – это доля новых товаров, появившихся на рынке в течение определенного времени:
Iо = n/N (6),
где n – количество новых товарных единиц или вариантов товара в объеме одной ассортиментной группы (подгруппы), появившихся на рынке в течение определенного времени;
N – общее число товарных единиц или вариантов товара в объеме одной ассортиментной группы (подгруппы) согласно ОКП, КЛС, государственного реестра, регистра или формулярных списков.

Наши рекомендации