Классификация и кодирование фармацевтических товаров

1. Дайте определение классификации. Значение классификации фармтоваров и требования, предъявляемые к ней. Какими двумя принципами и двумя правилами руководствуются при проведении классификации? Дайте определение классу (подклассу), группе (подгруппе), виду (подвиду) и разновидности фармтоваров

Классификация— это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по наиболее общим для каждого уровня при­знакам.

Основные понятия, термины и определения, которые исполь­зуются при классификации товаров в любой сфере, в том числе и в фармацевтическом товароведении, установлены ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-эко­номической информации. Основные положения».

В фармацевтическом товароведении объектом классифика­ции являютсяфармацевтические товары, их свойства и показа­тели качества. Объектами также является сырье и материалы для производства фармацевтических товаров, методы оценки качества и виды контроля качества фармацевтических товаров.

В фармацевтическом товароведении объектом классифика­ции являются фармацевтические товары, их свойства и показа­тели качества. Объектами также является сырье и материалы для производства фармацевтических товаров, методы оценки качества и виды контроля качества фармацевтических товаров.

Классификация товаров необходима для выполнения следу­ющих целей:

- для автоматизированной обработки информации о лекар­ственных средствах и других товарах аптечного ассортимента;

- для изучения потребительских свойств и качества товара;

- для учета, а также планирования товарооборота аптеч­ных организаций;

- для совершенствования системы стандартизации товаров фармацевтического рынка;

- для составления реестров цен и каталогов, а также прайс-листов;

- для проведения маркетинговых исследований на фарма­цевтическом рынке;

- при сертификации продукции;

- для проведения статистического анализа производства, ре­ализации и использования продукции на различных уровнях, в том числе на макроэкономическом, региональном и отраслевом. Классификация фармацевтических товаров обладает высо­кой специфичностью и соответственно должна отвечать опреде­ленным требованиям.

Требования к классификации фармацевтических товаров:

- гарантировать полноту охвата всех видов товаров, имею­щихся на фармацевтическом рынке;

- обеспечивать гибкость построения и при необходимости да­вать возможность ввода новых наименований товаров, не нару­шая при этом системы классификации, а также учитывать потен­циальные изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;

- способствовать всестороннему исследованию потребитель­ских свойств фармацевтических товаров;

- содействовать улучшению торговой деятельности на всем пути движения товаров;

- содействовать принципам кодирования товаров и образо­вания краткого шифра товара.

В настоящее время применяется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле.

Различают 2 метода классификации:

- иерархический;

- фасетный.

Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов или товаров на подчиненные классификационные подмножества или группировки.

В свою очередь, иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, количество которых равно количеству использованных признаков общности объектов.

Фасетный метод классификации предусматривает парал­лельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения или груп­пировки, иначе называемые фасетами.

Класс товаров — это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности.

Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей. Это обусловлено особенностями применяемого сырья.

Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивидуальным назначением.

Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, лекарственные препараты могут различаться по таким признакам, как лекарственная форма, дозировка действующего вещества и т. п.

Род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские.

Так, класс продовольственных товаров предназначен в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях. Класс непродовольственных товаров, которые называли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др.

Класс медицинских товаров удовлетворяет социальные потребности в обеспечении здоровья человека в широком понимании этого смысла. Медицинские товары включают и лекарственные средства, предназначенные для лечения животных. Основанием для этого служит принципиальная близость большинства этих препаратов по составу, технологии изготовления, а то и полная их тождественность; различия касаются назначения к применению и дозировки. Кроме того, совершенно очевидно, что здоровье человека невозможно поддерживать без здоровой пищи, в том числе продуктов, полученных из сырья животного происхождения, свободных от заразных и незаразных болезней. Поэтому ветеринарные препараты по праву отнесены к этому классу. На основании Федерального закона «О лекарственных средствах» препараты, используемые для лечения животных, относятся к лекарственным средствам.

Согласно общероссийскому классификатору продукции (ОКП) классификация фармацевтических товаров строится по иерархической схеме — от более общего признака к менее общему. Каждая последующая ступень носит более конкретные признаки вышестоящей ступени. Для обозначения ступеней классификации пользуются терминами: «класс», «подкласс», «группа», «вид», «разновидность» и более детальными — «подгруппа», «подвид».

Системы классификации могут различаться ступенчатостью, т. е. количеством ступеней или разрядов. Существуют одно-, двух-, трех- и более ступенчатые классификации. При делении товаров только на классы применяется одноступенчатая классификация.

В ОКП при объединении продукции в класс руководствуются отраслевыми признаками (продукция, используемая в сфере медицины, сельскохозяйственная продукция, промышленная продукция и др.). Товары, используемые в ветеринарии, представлены в двух классах:

1. 93 0000 Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения.

2. 97 0000 Продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства.

В этих классах подклассы и группы выделяются на основе общности технологических процессов, исходного сырья или фармако-терапевтического признака.

Деление каждой группы на подгруппы также осуществляется по признакам, наиболее характерным для каждой из этих подгрупп (производственный или фармакотерапевтический). В свою очередь, каждая группа фармацевтических товаров (медикаментов, как они обозначены в ОКП) наполняется видами товаров. Под видом фармацевтического товара понимается товароведная единица, обладающая всеми присущими ей физическими, химическими, физико-химическими, биологическими и другими идентификационными признаками.

Например, коду 93 0000 соответствуют медикаменты, химикофармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения. Они включают лекарственные средства, которые подразделяются на подклассы и группы лекарственных средств:

93 1000 Препараты химико-фармацевтические с общей химической структурой и полупродукты для производства медикаментов;

93 2000 Препараты химико-фармацевтические фармакотерапевтического действия;

93 3000 Препараты химико-фармацевтические химиотерапевтического действия;

93 4000 Антибиотики (без кормовых);

93 5000 Витамины, коферменты, ферменты, аминокислоты, органопрепараты (эндокринные препараты);

93 6000 Препараты фармацевтические из природного сырья, прочие;

93 7000 Сырье и продукты лекарственные растительные и животные;

93 8000 Препараты биологические;

другие группы товаров со своим ассортиментным составом.

Группа 93 4000 Антибиотики (без кормовых) делится на подгруппы:

93 4200 Пенициллины;

93 4300 Стрептомицин и стрептомициноподобные;

93 4400 Тетрациклины;

93 4500 Препараты противогрибковые и т. д.

Важнейшим для классификации является выбор основания, по которому тот или иной вид товара относят к конкретной группировке. Основаниями для классификации товаров являются:

цель и направление использования товара. По этому признаку они делятся на товары производственно-технического назначения и широкого потребления;

схожесть технологий при их производстве.

В зависимости от особенностей использования продукции производственно-технического назначения в процессе производства ее подразделяют на средства труда и предметы труда.

2. Какие классификации используются в фармацевтическом товароведении? Дайте характеристику Общероссийскому классификатору продукции (значение, структура кодов) на примере фармтоваров 93 и 94 классов.

Различают 2 метода классификации:

- иерархический;

- фасетный.

Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов или товаров на подчиненные классификационные подмножества или группировки.

В свою очередь, иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, количество которых равно количеству использованных признаков общности объектов.

Фасетный метод классификации предусматривает парал­лельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения или груп­пировки, иначе называемые фасетами.

Код — знак или совокупность знаков, применяемых для обозначе­ния классификационной группировки и/или объекта классификации.

Код должен быть по возможности кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции, наглядным, легко расшифровываться.

С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов наи­более быстрым способом. Минимизация числа знаков, идентифи­цирующих объекты, способствует повышению эффективности сбо­ра, учета, хранения, обработки информации.

Структура кода — условное обозначение состава и последователь­ности расположения в нем знаков.

Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, ос­нования, разряда и длины.

Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода.

В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют циф­ры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Различаютцифро­вой, буквенный, буквенно-цифровой иштриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого яв­ляются цифры. Например, медикаментам в Общероссийском клас­сификаторе продукции присвоен код 93, а медицинской технике код 94.

Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого яв­ляются буквы алфавитов естественных языков.

Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками кото­рого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.

Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого яв­ляются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканера­ми в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UРА, широко применяемые в международной практике. Основание кода — число знаков в алфавите кода. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.

Пробел — определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), выполняет разделительную функцию.

С целью недопущения в компьютерные системы ошибочных ко­дов используется контрольное число, обеспечивающее автомати­ческий контроль вводимого кода.Контрольное число рассчитывает­ся по определенному алгоритму на основе знаков, составляющих код, и становится контрольной частью кодового обозначения. Кон­троль кода необходим для исключения ошибок при вводе в компь­ютерные системы, особенно это касается кодов большой длины (пять и более знаков).

Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества объектов, входящих в подмножества, образуемые на каж­дом уровне деления. При определении числа знаков на каждом уров­не деления необходимо иметь в виду возможность появления но­вых объектов и предусматривать резервные размеры кода.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначе­ния (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Другими словами коды должны:

  • обеспечивать однозначную идентификацию объекта и (или) груп­пы объектов,
  • иметь минимальное (минимальную длину) и достаточное для кодирования всех объектов (признаков) заданного множества число знаков;
  • иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества;
  • обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.

Кодирование проводят для облегчения различных товаровед­ческих операций путем применения вычислительной техники и АСУ.

Как указывалось выше, при кодировании применяется цифро­вая, буквенно-цифровая и штриховая системы. В свою очередь,цифровая система может быть:

  • порядковой, когда товарам присваиваются коды в порядке их рас­положения без классификации;
  • серийной, при этом каждой классификационной группировке присваивается серия номеров без какого-либо ограничения;
  • десятичной и сотенной, предполагают необходимость выделения каждому классу соответственно 10 или 100 цифр;
  • комбинированной, при построении которой используются разные системы условных обозначений.

6.2. Методы кодирования

При кодировании товаров используют регистрационный и клас­сификационный методы.

Регистрационный метод кодирования — это кодирование, осуще­ствляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначе­нием служат числа натурального ряда.

Это наиболее простой метод кодирования, так как регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации то­вара.

Классификационный метод кодирования — это кодирование, осу­ществляемое на основе классификации товаров, при котором ко­довым обозначением служат числа, буквы или штриховые знаки. Существует два типа классификационного кодирования: последова­тельный и параллельный.

Последовательный метод кодирования — метод, в основе которо­го лежит иерархический метод классификации. При этом множе­ство разделяется на подмножества в нужной последовательности, и кодовое обозначение строится по заданной структуре, определяю­щей последовательность и количественный состав признаков на каждом уровне деления. К его недостаткам следует отнести зависи­мость кода от установленных правил образования, необходимость иметь резервные коды на случай включения дополнительных объек­тов, невозможность изменения состава и количества признаков, через которые идентифицируется объект.

Параллельный (независимый) метод — метод кодирования, в осно­ве которого лежит фасетный метод классификации. В этом случае структура кодового обозначения определяется фасетной формулой. Данный метод хорошо приспособлен для машинной обработки и решения технико-экономических задач, характер которых часто ме­няется, и для тех случаев, когда необходимо анализировать различ­ные множества объектов. Он обеспечивает возможность независи­мого изменения и дополнения характеристик объектов и их различных сочетаний, необходимых для решения конкретных задач. К недо­статкам параллельного метода следует отнести некоторую громозд­кость фасетных формул и избыточную емкость кодов.

Необходимо отметить, что кодирование при обоих методах осу­ществляется присвоением порядковых номеров, причем параллель­ный метод может успешно применяться при иерархическом методе классификации, когда одинаковыми кодами кодируются одинако­вые объекты (признаки), находящиеся на одном уровне деления, но в разных подмножествах.

При фасетной классификации коды признаков, входящих в от­дельные фасеты, представляют собой, как правило, порядковые номера либо они строятся на основе классификационных методов кодирования.

Совокупность правил и методов кодирования классификацион­ных группировок и объектов классификации заданного множества называетсясистемой кодирования. Определенная система кодиро­вания положена в основу классификатора.

Методы классификации и кодирования находят совместное при­менение в классификаторах, хотя область их распространения зна­чительно шире.

6.3. Виды классификаторов и кодов медицинских и фармацевтических товаров

Классификация и кодирование медицинских и фармацевтичес­ких товаров осуществляется на государственном, отраслевом и про­мышленном уровнях. Как только товар прошел регистрацию в Фар­макопейном комитете или в Институте медицинской техники, его заносят в Общероссийский классификатор продукции и соответ­ствующий отраслевой Государственный реестр, где присваивают ему государственный код. Кроме того, его регистрируют и в других клас­сификаторах.

В России действует более 30 Общероссийских классификаторов технико-экономической информации, в том числе:

  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП);
  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН);
  • Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятель­ности, продукции и услуг (ОКДП);
  • Классификатор Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
  • Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
  • Общероссийский классификатор стандартов и технических усло­вий (ОКСТУ) и т.д.

ОКОНХ и ОКПО применяют при представлении статистичес­ких данных в заинтересованные государственные органы для учета предприятий и организаций, численности работающих, форм соб­ственности и т. п.

В перечисленных классификаторах так или иначе представлены товары и услуги, которые применяются или предоставляются в сфере здравоохранения.

Остановимся более подробно на структуре наиболее часто при­меняемых в здравоохранении классификаторов и используемых в них методов кодирования.

6.3.1. Общероссийский классификатор продукции

Общероссийский классификатор продукции О К 005-93(ОКП) с 1 июля 1994 г. введен в действие на территории Российской Феде­рации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сель­скохозяйственной продукции Постановлением Госстандарта Рос­сии от 30 декабря 1993 г., № 301.

Отмененный этим постановлением Общесоюзный классифика­тор состоял из двух частей: классификационной и ассортиментной.

Классификационная часть (К-ОКП) — свод кодов и наименова­ний классификационных группировок, систематизирующих про­дукцию по определенным общим признакам, в основном потреби­тельского характера.

Ассортиментная часть (А-ОКП) — свод кодов и наименований, относящихся к определенной группировке и позволяющих иденти­фицировать продукцию, ее типы, марки и другие элементы ассор­тимента.

Отличительной особенностью нового классификатора является то, что он имеет только шестиразрядный код, т.е. на государствен­ном уровне ведется только классификационная часть.

Классификационная часть ОКП включает более 60 тыс. класси­фикационных группировок в порядке возрастания кодов. При ее построении был использован иерархический метод классификации. Вся продукция распределена по наиболее существенным призна­кам на пять ступеней классификации — класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.

Последняя ступень классификации конкретизируется в ассор­тиментной части ОКП отраслевыми институтами, имеющими ли­цензию на этот вид деятельности. К сожалению, сейчас не все дан­ные по ассортиментной части собираются в Госкомстате РФ, что затрудняет к ним доступ.

Классификационная часть ОКП, как и раньше, представляет собой многотомное издание кодов и наименований конкретной продукции.

Классы являются первой ступенью иерархического деления в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99.

В СССР, а затем и в России осуществляется цифровое кодиро­вание всей разрешенной к применению на территории страны про­дукции, в том числе и продукции медицинского назначения. Клас­сы создаются на первой ступени классификационного деления, как правило, по признакам отраслевой принадлежности продукции, отражающей сложившееся общественное разделение труда и спе­циализацию промышленного и сельскохозяйственного производ­ства.

Основными классами продукции медицинского назначения яв­ляются 93 и 94. Однако можно встретить продукцию медицинского назначения и в других классах, например 22, 23, 24, 25, 26, 33, 43, 56, 57, 59, 81, 84, 91, 92 и др.

На остальных ступенях классификационного деления обеспечи­вается последовательная иерархическая конкретизация продукции по наиболее существенным для данного класса экономическим и техническим признакам (назначение, свойства, материал, способ

Модуль 2. Классификация и кодирование медицинских... > 117 Ассортиментная часть

Классификационная часть

XX +Х+Х+Х+Х +00 + оо + кч

Код

Код вида

подгруппы

Код группы

Код

Порядковый номер при регистрации

Код подкласса класса

Контрольное число

Фармако- терапевтическая группа(для лекарственных средств)

где X - классификационный разряд: 0 - регистрационный разряд.

Рис. 6.1. Формула-структура кода ОКП 93 класса

обработки и т.п.). На каждой ступени классификация продукции осуществляется по одному выбранному признаку.

Цифровое кодирование в ОКП. Общероссийский классификатор продукции имеет 12-разрядный код, состоящий соответственно из 12 цифровых знаков. Два последних знака — контрольное число (см. рис. 6.1).

Классификационная часть — закодирована шестиразрядными кодами и содержит наименование продукции. Классификация про­дукции в К-ОКП завершается на 4, 5 или 6-м разряде кода. В по­рядке исключения в классах 60—63 классификация продукции за­вершена на третьем разряде кода.

Ассортиментная часть — закодирована десятиразрядными кода­ми и описывает ассортимент продукции определенных типов, ин­дексов (артикулов), марок, параметров, вариантов исполнения, комплектации и т.д.

Для облегчения поиска той или иной разновидности, вида или группы товаров используют «Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к высшим классификационным группировкам ОКП». В этом справочнике перечень продукции расположен в алфавитном по­рядке с обозначением соответствующего кода.

Одно из главных требований к ОКП — обеспечение однознач­ности кодирования каждого конкретного изделия. Поэтому коди­

рование продукции в ассортиментной части классификационных группировок осуществляется только теми организациями, за кото­рыми эти группировки (серии кодов) закреплены. В целях исклю­чения дублирования кодов категорически запрещается самостоя­тельное присвоение 10-разрядных кодов в классификационных группировках (сериях кодов), закрепленных за другими организа­циями.

Как было сказано ранее, через аптечную сеть реализуются в ос­новном фармацевтические товары 93 и 94 классов.

6.3.2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

Общероссийский классификатор видов экономической деятельнос­ти, продукции и услуг (ОКДП)введен в действие с 01.01.94 г.

В ОКДП сделана попытка создать единую классификационную схему для описания предприятий по видам их экономической дея­тельности и конечным результатам деятельности — производимой продукции и предоставляемым услугам.

Классификатор состоит из двух частей:

  • Часть I. Виды экономической деятельности.
  • Часть II. Классы и подклассы видов продукции и услуг.

В ОКДП использована комбинированная (иерархически-фасет- ная) система организации кодового пространства. Кодирование разделов, подразделов, групп и подгрупп видов экономической де­ятельности, а также классов и подклассов продукции и услуг осу­ществляется по иерархической системе, а видов продукции и услуг по фасетной схеме. Сами же фасеты в большинстве случаев строят­ся по иерархическому принципу.

ОКДП содержит 7-разрядный код. Схема структуры кода отли­чается в каждой части классификатора (рис. 6.2).

Взаимосвязь классификационных группировок видов экономи­ческой деятельности и классификационных группировок продук­ции и услуг осуществляется через первые четыре разряда кода. Эти четыре разряда идентифицируют, с одной стороны, вид экономи­ческой деятельности (например: N 8511000 Деятельность больниц и специализированных лечебных учреждений), а с другой — классы продукции и услуг (например: 8511000 Услуги больниц и специа­лизированных лечебных учреждений).

к

+ XX + XX + X

Контрольное число

Код под-

Код „-Гг. в по труп п ы

Код

подгруппы

Код

раздела раздела

а)

К

хххх

+ о

Контрольное число

Код вида

Код

подкласса

Код класса

б)

Рис. 6.2. Формула-структура кода ОКДП (а — видов экономической дея­тельности; б — продукции и услуг)

6.3.3. Классификатор товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) построена на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной номенклатуры Ев­ропейского Союза (КН ЕС).

ТН ВЭД применяется в ежедневной оперативной работе для уче­та товародвижения медицинских и фармацевтических продуктов в отдельных организациях: при заключении контрактов, заполнении деклараций, спецификаций и других транспортных документов, в бухгалтерском и складском учете, для обработки информации на ЭВМ (например, для выписки первичных документов, составления отче­тов, передачи данных на расстояние, разработки баз данных) и т.д.

Формула-структура ТН ВЭД России включает кодовое обозна­чение товара, наименование товара (описание) и дополнительную

120 -v* Раздел I. Основы товароведения.. ХХХХХХ XX X

Код НГС

Код НЕС

Код НРФ

а)

XX XX XX XXX

Группа Позиция Субпозиция Подсубпозиция

б)

Рис. 6.3. Формула-структура кода ТН ВЭД ( а ~~ по схеме 1; б ~~ по схеме 2):

НГС — номенклатура Гармонизированной системы; НЕС — номенклату­ра Европейского Союза; НРФ — национальная номенклатура.

единицу измерения. Предусмотрено две схемы кодирования (рис. 6.3., а и б).

В схеме 1 (см. рис. 6,3 а ) длина кодового обозначения товара составляет 9 цифровых десятичных знаков:

1—6 разряды кода соответствуют обозначению классификаци­онной группировки товара по Гармонизированной системе описа­ния и кодирования товаров (международной основы ТН ВЭД);

7—8 разряды соответствуют кодовому обозначению товара в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза;

9-й разряд предназначен для выделения традиционных нацио­нальных товаров в ТН ВЭД в процессе ее дальнейшего ведения; в настоящее время этот разряд заполняется значащим нулем во всех подсубпозициях.

6.4. Штриховое кодирование

Штриховое кодирование (ШК) товаров во всем мире начали вво­дить в связи со значительным увеличением ассортимента товаров и широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли.

Известно, что оператор вводит текст со средней скоростью 3—5 знаков в секунду, при этом примерно на каждые 300 введенных знаков делается одна ©шибка. Поэтому заполнение сопроводитель­ных документов, поиск нужных товаров на складе, составление от­четности по продвижению товара требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций также возможны ошибки. При наличии штрихового кодирования современные ком­пьютеры способны обрабатывать данные со скоростью несколько миллионов операций в секунду, а также накапливать и хранить ог­ромные массивы информации. Поэтому внедрение ШК для авто­матического учета поступления, отгрузки и продажи товаров по­зволило интенсифицировать товародвижение от производителя к потребителю и упростило документальное оформление товаров в процессе товародвижения. Кроме того, оно значительно упростило обработку исходных данных по изучению спроса для маркетинго­вых исследований.

Применение системы штрихового кодирования:

  • позволяет отказаться от многочисленных бумажных докумен­тов;
  • дает возможность организовать эффективный контроль за про­хождением товаров, начиная с предприятия-изготовителя и кон­чая складом магазина, а также осуществлять электронный об­мен данными о товарах между торговыми партнерами, что ускоряет движение товаров к потребителю;
  • способствует повышению конкурентоспособности товара;
  • увеличивает спрос на товар;
  • повышает престиж товара и играет роль рекламы товара или предприятия;
  • улучшает культуру обслуживания покупателей.

Начиная с 1997 г. в России внедряется международная система товарных штриховых кодов. Каждый товар при такой системе име­ет свой символ, «код личности», по которому его можно опознать в любой стране. Система EAN позволяет проводить автоматизиро­ванную обработку данных о производимых и реализуемых издели­ях на промышленных предприятиях, складах и в торговой сети.

Применение штриховых кодов позволяет значительно улучшить и оптимизировать следующие процессы:

  • производителям: сортировку, подсчет, контроль над запасами, под­борку и отгрузку товаров;
  • оптовикам: получение товаров, контроль над запасами, отгрузку, расчет за товары;
  • транспортным службам: получение товаров, отбор и отгрузку;
  • розничной торговле: получение товаров, отгрузку со складов и контроль над запасами;

• товароведам: идентификацию фальсифицированных товаров и оп­ределение страны-производителя или страны, зарегистрировав­шей данный товар.

Штриховые коды часто используют для учета и контроля внутри предприятия-изготовителя товара или дистрибьютора. Известно, что только применение штриховых кодов для учета продукции на скла­де изготовителя и при отправке ее потребителям позволяет снизить затраты на 10-15% от стоимости товара за счет точного учета скла­дируемой продукции и быстрого контроля запасов.

Информация о товаре, как правило, включает помимо штрихо­вого кода его полное наименование, цену, конкретные потреби­тельные характеристики, необходимые для изучения спроса, а так­же название предприятия-изготовителя, его почтовый адрес, номер счета и ряд других данных. Полученная информация о товаре зано­сится торговым предприятием в ЭВМ и благодаря этому позволяет контролировать продвижение товара.

6.4.1 История создания и развития штрихового кодирования

История создания штрихового кодирования начинается с 30-х годов прошлого века, когда в Гарвардской школе бизнеса начались научные разработки в этом направлении. Впервые штриховые коды были использованы в США для учета движения железнодорожного транспорта.

На первых этапах применения ШК могли внедрять только круп­ные фирмы, завоевавшие и поддерживающие свой престиж за счет высокого качества продукции. Штриховое кодирование на упаков­ке не только поднимало престиж фирмы, но и выполняло роль рекламы. Поэтому в тот период штриховые коды ассоциировались у потребителей с товарами, качество которых соответствовало са­мым высоким требованиям. Широкое распространение штрихово­го кодирования привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей, а сами штри­ховые коды стали объектом фальсификации.

В конце 60-х годов в США появились идеи разработки уни­версальной системы, основанной на идентификации товаров по товарной нумерации. Такая нумерация была осуществлена в США и Канаде, где основой штрихового кодирования послужили

Uniform Prodact Code (UPC, универсальные товарные коды), при­сваиваемые всем видам товаров, зарегистрированным в этих стра­нах. Позже, в конце 1970-х годов, в Европе была создана своя ассоциация European Artiecle Numbering (EAN), находящаяся в Брюсселе.

Сегодня наряду с международными нумерациями UPC и EAN существует несколько других видов штрихового кодирования (код 2 из 5, код 2 из 5 чередующийся, код II, код 16К, 39, 49, 93, 128, Кодаблок, Кодабар, код ПДФ417 и т.п.).

Для штрихового кодирования лекарственных средств некоторые страны используют код 39, а в Германии всей фармацевтической продукции присваивается Pharma Zentral Nummer (PZN) — фарма­цевтический центральный номер.

Практически почти все товары широкого потребления, выпус­каемые в развитых странах мира для потребительского рынка, име­ют штриховой код EAN, определяющий производителя и товар. В области внешней торговли наличие на товаре штрихового кода обязательно. Это объясняется тем, что система штрихового коди­рования товаров становится экономически оправданной только в случае, если она охватывает не менее 85% выпускаемых товаров.

Наличие штрихового кода на товаре позволяет определить стра- ну-импортера, фирму-изготовителя, а также конкретный номер товара, что дает возможность (при необходимости) предъявить претензию производителю, поскольку любой другой товар, про­дающийся на международном рынке, не может иметь такого же кода.

Штриховое кодирование в России. В 1997 г. правительством Рос­сии принята государственная программа внедрения штрихового ко­дирования в торговле, балансовом деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. С этой целью создана Внешне­экономическая ассоциация автоматической идентификации — ЮНИСКАН, представляющая интересы своих членов в междуна­родной ассоциации European Artiecle Numbering. ЮНИСКАН выда­ет предприятиям-производителям или дистрибьюторам коды, а также ведет соответствующий банк данных. Кроме того, она разра­батывает методики по использованию кодов EAN.

Для организации работ по автоматической идентификации това­ров Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан Технический комитет по стандартизации «Автоматическая идентификация» и со­здан ГОСТ Р 51294.3-99. Автоматическая идентификация. Термины и определения (принят в качестве межгосударственного стандарта).

Штриховое кодирование в сфере лекарственного обращения нача­ли внедрять с 1 июля 1997 г. в соответствии с Указанием МЗ РФ № 388У от 26.06.1997 г. В Приложениях к этому указанию содер­жится подробное изложение порядка получения уникального чис­лового номера (штрихового кода) лекарственного с

Наши рекомендации