Классификация, кодирование медицинских и фармацевтических товаров

Термин «классификация» происходит от слова классифицировать (лат. classis - разряд, facere - делать), т.е. распределять множество объектов на классы (разряды, группы) в зависимости от общих признаков.

Классификация - это система распределения объектов, в которой все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены.

В соответствии с Отраслевым стандартом 91500.01.0003 - 2000 «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения» определение классификации дается следующим образом:

Классификация - это разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Каждая составная часть классификации в свою очередь представляет собой комплекс сходных объектов, имеющих хотя бы один общий признак.

Классификация товаров необходима в целях:

· автоматизированной обработки информации о товарах;

· изучения потребительских свойств и качества товаров;

· учета и планирования товарооборота;

· составления прейскурантов, каталогов;

· совершенствования системы стандартизации;

· размещения товаров для хранения;

· сертификации продукции;

· проведения маркетинговых исследований товаров;

· статистического анализа реализации продукции.

Методы классификации

Метод классификации – совокупность приемов разделения множества объектов.

Различают два метода классификации:

- иерархическая;

- фасетная.

Иерархическая классификация (слово греческого происхождения, означает расположение в порядке от высшего к низшему) - это последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки (подмножества, вместе представляют единое целое). Каждое последующее звено в ней должно конкретизировать признак вышестоящего звена.

Иерархический метод – это метод классификации с взаимосвязанными подмножествами, находящимися в определенном соподчинении друг к другу.

Примером, где используется иерархический метод, является Общероссийский классификатор продукции. В нем деление множества товаров на подмножества происходит следующим образом:

Класс => подкласс => Группа => подгруппа => Вид => подвид => Разновидность.

Системы классификации могут различаться ступенчатостью, то есть количеством классов. Существуют одно, двух, трех и более ступенчатые классификации. Количество классов в основном зависит от номенклатуры товаров - с увеличением номенклатуры растет число классов.

Например, в ОКП используется 7 ступенчатая классификация, ТН ВЭД – 6,

АТС – 5.

Примером иерархической классификации является таблица Д.И. Менделеева.

Фасетная классификация - представляет параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (подмножества).

Фасетный метод– это метод классификации, который представляет собой сочетание отдельных независимых, неподчиненныхдруг другу групп (подмножеств), но которые в совокупностидают наиболее полное представление о товаре. Фасетами, таким образом, будут называться полученные подмножества.

Например, в отношении медицинских и фармацевтических товаров - это классификация по назначению (предметы ухода за больными, предметы санитарии и гигиены и др.).

Например, в справочнике Видаль – деление по разделам: Раздел 1 – указатель клинико-фармакологических групп, Раздел 2 – Нозологический указатель и пр.

Для товароведения первостепенное значение имеют три вида классификации товаров: общегосударственная, торговая и учебная.

Общегосударственная (статистическая) классификация создана для облегчения управления народным хозяйством на всех уровнях: общегосударственном, отраслевом и территориальном.

В 1994 г. введен в действие общероссийский классификатор продукции

ОКП (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 301).

ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
Согласно ОКП всю продукцию объединяют в классы (с 01 по 98) по отраслевому принципу и виду исходного сырья.

Торговая классификация используется только для товаров широкого потребления, к которым относятся медицинские и фармацевтические товары. Она основывается на распределении товаров на группы в соответствии с прейскурантами цен.

Учебная классификация (торговый ассортимент) предназначена для изучения ассортимента товаров широкого потребления, представленного в оптовой и розничной торговле.



Наши рекомендации