Классификация и кодирование фармацевтических товаров
1. Дайте определение классификации. Значение классификации фармтоваров и требования, предъявляемые к ней. Какими двумя принципами и двумя правилами руководствуются при проведении классификации? Дайте определение классу (подклассу), группе (подгруппе), виду (подвиду) и разновидности фармтоваров
Классификация— это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по наиболее общим для каждого уровня признакам.
Основные понятия, термины и определения, которые используются при классификации товаров в любой сфере, в том числе и в фармацевтическом товароведении, установлены ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения».
В фармацевтическом товароведении объектом классификации являютсяфармацевтические товары, их свойства и показатели качества. Объектами также является сырье и материалы для производства фармацевтических товаров, методы оценки качества и виды контроля качества фармацевтических товаров.
В фармацевтическом товароведении объектом классификации являются фармацевтические товары, их свойства и показатели качества. Объектами также является сырье и материалы для производства фармацевтических товаров, методы оценки качества и виды контроля качества фармацевтических товаров.
Классификация товаров необходима для выполнения следующих целей:
- для автоматизированной обработки информации о лекарственных средствах и других товарах аптечного ассортимента;
- для изучения потребительских свойств и качества товара;
- для учета, а также планирования товарооборота аптечных организаций;
- для совершенствования системы стандартизации товаров фармацевтического рынка;
- для составления реестров цен и каталогов, а также прайс-листов;
- для проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке;
- при сертификации продукции;
- для проведения статистического анализа производства, реализации и использования продукции на различных уровнях, в том числе на макроэкономическом, региональном и отраслевом. Классификация фармацевтических товаров обладает высокой специфичностью и соответственно должна отвечать определенным требованиям.
Требования к классификации фармацевтических товаров:
- гарантировать полноту охвата всех видов товаров, имеющихся на фармацевтическом рынке;
- обеспечивать гибкость построения и при необходимости давать возможность ввода новых наименований товаров, не нарушая при этом системы классификации, а также учитывать потенциальные изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;
- способствовать всестороннему исследованию потребительских свойств фармацевтических товаров;
- содействовать улучшению торговой деятельности на всем пути движения товаров;
- содействовать принципам кодирования товаров и образования краткого шифра товара.
В настоящее время применяется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле.
Различают 2 метода классификации:
- иерархический;
- фасетный.
Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов или товаров на подчиненные классификационные подмножества или группировки.
В свою очередь, иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, количество которых равно количеству использованных признаков общности объектов.
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения или группировки, иначе называемые фасетами.
Класс товаров — это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности.
Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей. Это обусловлено особенностями применяемого сырья.
Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.
Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивидуальным назначением.
Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, лекарственные препараты могут различаться по таким признакам, как лекарственная форма, дозировка действующего вещества и т. п.
Род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские.
Так, класс продовольственных товаров предназначен в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях. Класс непродовольственных товаров, которые называли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др.
Класс медицинских товаров удовлетворяет социальные потребности в обеспечении здоровья человека в широком понимании этого смысла. Медицинские товары включают и лекарственные средства, предназначенные для лечения животных. Основанием для этого служит принципиальная близость большинства этих препаратов по составу, технологии изготовления, а то и полная их тождественность; различия касаются назначения к применению и дозировки. Кроме того, совершенно очевидно, что здоровье человека невозможно поддерживать без здоровой пищи, в том числе продуктов, полученных из сырья животного происхождения, свободных от заразных и незаразных болезней. Поэтому ветеринарные препараты по праву отнесены к этому классу. На основании Федерального закона «О лекарственных средствах» препараты, используемые для лечения животных, относятся к лекарственным средствам.
Согласно общероссийскому классификатору продукции (ОКП) классификация фармацевтических товаров строится по иерархической схеме — от более общего признака к менее общему. Каждая последующая ступень носит более конкретные признаки вышестоящей ступени. Для обозначения ступеней классификации пользуются терминами: «класс», «подкласс», «группа», «вид», «разновидность» и более детальными — «подгруппа», «подвид».
Системы классификации могут различаться ступенчатостью, т. е. количеством ступеней или разрядов. Существуют одно-, двух-, трех- и более ступенчатые классификации. При делении товаров только на классы применяется одноступенчатая классификация.
В ОКП при объединении продукции в класс руководствуются отраслевыми признаками (продукция, используемая в сфере медицины, сельскохозяйственная продукция, промышленная продукция и др.). Товары, используемые в ветеринарии, представлены в двух классах:
1. 93 0000 Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения.
2. 97 0000 Продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства.
В этих классах подклассы и группы выделяются на основе общности технологических процессов, исходного сырья или фармако-терапевтического признака.
Деление каждой группы на подгруппы также осуществляется по признакам, наиболее характерным для каждой из этих подгрупп (производственный или фармакотерапевтический). В свою очередь, каждая группа фармацевтических товаров (медикаментов, как они обозначены в ОКП) наполняется видами товаров. Под видом фармацевтического товара понимается товароведная единица, обладающая всеми присущими ей физическими, химическими, физико-химическими, биологическими и другими идентификационными признаками.
Например, коду 93 0000 соответствуют медикаменты, химикофармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения. Они включают лекарственные средства, которые подразделяются на подклассы и группы лекарственных средств:
93 1000 Препараты химико-фармацевтические с общей химической структурой и полупродукты для производства медикаментов;
93 2000 Препараты химико-фармацевтические фармакотерапевтического действия;
93 3000 Препараты химико-фармацевтические химиотерапевтического действия;
93 4000 Антибиотики (без кормовых);
93 5000 Витамины, коферменты, ферменты, аминокислоты, органопрепараты (эндокринные препараты);
93 6000 Препараты фармацевтические из природного сырья, прочие;
93 7000 Сырье и продукты лекарственные растительные и животные;
93 8000 Препараты биологические;
другие группы товаров со своим ассортиментным составом.
Группа 93 4000 Антибиотики (без кормовых) делится на подгруппы:
93 4200 Пенициллины;
93 4300 Стрептомицин и стрептомициноподобные;
93 4400 Тетрациклины;
93 4500 Препараты противогрибковые и т. д.
Важнейшим для классификации является выбор основания, по которому тот или иной вид товара относят к конкретной группировке. Основаниями для классификации товаров являются:
цель и направление использования товара. По этому признаку они делятся на товары производственно-технического назначения и широкого потребления;
схожесть технологий при их производстве.
В зависимости от особенностей использования продукции производственно-технического назначения в процессе производства ее подразделяют на средства труда и предметы труда.
2. Какие классификации используются в фармацевтическом товароведении? Дайте характеристику Общероссийскому классификатору продукции (значение, структура кодов) на примере фармтоваров 93 и 94 классов.
Различают 2 метода классификации:
- иерархический;
- фасетный.
Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов или товаров на подчиненные классификационные подмножества или группировки.
В свою очередь, иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, количество которых равно количеству использованных признаков общности объектов.
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения или группировки, иначе называемые фасетами.
Код — знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.
Код должен быть по возможности кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции, наглядным, легко расшифровываться.
С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов наиболее быстрым способом. Минимизация числа знаков, идентифицирующих объекты, способствует повышению эффективности сбора, учета, хранения, обработки информации.
Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения в нем знаков.
Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда и длины.
Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода.
В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Различаютцифровой, буквенный, буквенно-цифровой иштриховой алфавиты кода.
Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, медикаментам в Общероссийском классификаторе продукции присвоен код 93, а медицинской технике код 94.
Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков.
Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.
Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UРА, широко применяемые в международной практике. Основание кода — число знаков в алфавите кода. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.
Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.
Пробел — определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), выполняет разделительную функцию.
С целью недопущения в компьютерные системы ошибочных кодов используется контрольное число, обеспечивающее автоматический контроль вводимого кода.Контрольное число рассчитывается по определенному алгоритму на основе знаков, составляющих код, и становится контрольной частью кодового обозначения. Контроль кода необходим для исключения ошибок при вводе в компьютерные системы, особенно это касается кодов большой длины (пять и более знаков).
Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества объектов, входящих в подмножества, образуемые на каждом уровне деления. При определении числа знаков на каждом уровне деления необходимо иметь в виду возможность появления новых объектов и предусматривать резервные размеры кода.
Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Другими словами коды должны:
- обеспечивать однозначную идентификацию объекта и (или) группы объектов,
- иметь минимальное (минимальную длину) и достаточное для кодирования всех объектов (признаков) заданного множества число знаков;
- иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества;
- обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.
Кодирование проводят для облегчения различных товароведческих операций путем применения вычислительной техники и АСУ.
Как указывалось выше, при кодировании применяется цифровая, буквенно-цифровая и штриховая системы. В свою очередь,цифровая система может быть:
- порядковой, когда товарам присваиваются коды в порядке их расположения без классификации;
- серийной, при этом каждой классификационной группировке присваивается серия номеров без какого-либо ограничения;
- десятичной и сотенной, предполагают необходимость выделения каждому классу соответственно 10 или 100 цифр;
- комбинированной, при построении которой используются разные системы условных обозначений.
6.2. Методы кодирования
При кодировании товаров используют регистрационный и классификационный методы.
Регистрационный метод кодирования — это кодирование, осуществляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначением служат числа натурального ряда.
Это наиболее простой метод кодирования, так как регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации товара.
Классификационный метод кодирования — это кодирование, осуществляемое на основе классификации товаров, при котором кодовым обозначением служат числа, буквы или штриховые знаки. Существует два типа классификационного кодирования: последовательный и параллельный.
Последовательный метод кодирования — метод, в основе которого лежит иерархический метод классификации. При этом множество разделяется на подмножества в нужной последовательности, и кодовое обозначение строится по заданной структуре, определяющей последовательность и количественный состав признаков на каждом уровне деления. К его недостаткам следует отнести зависимость кода от установленных правил образования, необходимость иметь резервные коды на случай включения дополнительных объектов, невозможность изменения состава и количества признаков, через которые идентифицируется объект.
Параллельный (независимый) метод — метод кодирования, в основе которого лежит фасетный метод классификации. В этом случае структура кодового обозначения определяется фасетной формулой. Данный метод хорошо приспособлен для машинной обработки и решения технико-экономических задач, характер которых часто меняется, и для тех случаев, когда необходимо анализировать различные множества объектов. Он обеспечивает возможность независимого изменения и дополнения характеристик объектов и их различных сочетаний, необходимых для решения конкретных задач. К недостаткам параллельного метода следует отнести некоторую громоздкость фасетных формул и избыточную емкость кодов.
Необходимо отметить, что кодирование при обоих методах осуществляется присвоением порядковых номеров, причем параллельный метод может успешно применяться при иерархическом методе классификации, когда одинаковыми кодами кодируются одинаковые объекты (признаки), находящиеся на одном уровне деления, но в разных подмножествах.
При фасетной классификации коды признаков, входящих в отдельные фасеты, представляют собой, как правило, порядковые номера либо они строятся на основе классификационных методов кодирования.
Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называетсясистемой кодирования. Определенная система кодирования положена в основу классификатора.
Методы классификации и кодирования находят совместное применение в классификаторах, хотя область их распространения значительно шире.
6.3. Виды классификаторов и кодов медицинских и фармацевтических товаров
Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров осуществляется на государственном, отраслевом и промышленном уровнях. Как только товар прошел регистрацию в Фармакопейном комитете или в Институте медицинской техники, его заносят в Общероссийский классификатор продукции и соответствующий отраслевой Государственный реестр, где присваивают ему государственный код. Кроме того, его регистрируют и в других классификаторах.
В России действует более 30 Общероссийских классификаторов технико-экономической информации, в том числе:
- Общероссийский классификатор продукции (ОКП);
- Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН);
- Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);
- Классификатор Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
- Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
- Общероссийский классификатор стандартов и технических условий (ОКСТУ) и т.д.
ОКОНХ и ОКПО применяют при представлении статистических данных в заинтересованные государственные органы для учета предприятий и организаций, численности работающих, форм собственности и т. п.
В перечисленных классификаторах так или иначе представлены товары и услуги, которые применяются или предоставляются в сфере здравоохранения.
Остановимся более подробно на структуре наиболее часто применяемых в здравоохранении классификаторов и используемых в них методов кодирования.
6.3.1. Общероссийский классификатор продукции
Общероссийский классификатор продукции О К 005-93(ОКП) с 1 июля 1994 г. введен в действие на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г., № 301.
Отмененный этим постановлением Общесоюзный классификатор состоял из двух частей: классификационной и ассортиментной.
Классификационная часть (К-ОКП) — свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным общим признакам, в основном потребительского характера.
Ассортиментная часть (А-ОКП) — свод кодов и наименований, относящихся к определенной группировке и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки и другие элементы ассортимента.
Отличительной особенностью нового классификатора является то, что он имеет только шестиразрядный код, т.е. на государственном уровне ведется только классификационная часть.
Классификационная часть ОКП включает более 60 тыс. классификационных группировок в порядке возрастания кодов. При ее построении был использован иерархический метод классификации. Вся продукция распределена по наиболее существенным признакам на пять ступеней классификации — класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.
Последняя ступень классификации конкретизируется в ассортиментной части ОКП отраслевыми институтами, имеющими лицензию на этот вид деятельности. К сожалению, сейчас не все данные по ассортиментной части собираются в Госкомстате РФ, что затрудняет к ним доступ.
Классификационная часть ОКП, как и раньше, представляет собой многотомное издание кодов и наименований конкретной продукции.
Классы являются первой ступенью иерархического деления в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99.
В СССР, а затем и в России осуществляется цифровое кодирование всей разрешенной к применению на территории страны продукции, в том числе и продукции медицинского назначения. Классы создаются на первой ступени классификационного деления, как правило, по признакам отраслевой принадлежности продукции, отражающей сложившееся общественное разделение труда и специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства.
Основными классами продукции медицинского назначения являются 93 и 94. Однако можно встретить продукцию медицинского назначения и в других классах, например 22, 23, 24, 25, 26, 33, 43, 56, 57, 59, 81, 84, 91, 92 и др.
На остальных ступенях классификационного деления обеспечивается последовательная иерархическая конкретизация продукции по наиболее существенным для данного класса экономическим и техническим признакам (назначение, свойства, материал, способ
Модуль 2. Классификация и кодирование медицинских... > 117 Ассортиментная часть
Классификационная часть
XX +Х+Х+Х+Х +00 + оо + кч
Код
Код вида
подгруппы
Код группы
Код
Порядковый номер при регистрации
Код подкласса класса
Контрольное число
Фармако- терапевтическая группа(для лекарственных средств)
где X - классификационный разряд: 0 - регистрационный разряд.
Рис. 6.1. Формула-структура кода ОКП 93 класса
обработки и т.п.). На каждой ступени классификация продукции осуществляется по одному выбранному признаку.
Цифровое кодирование в ОКП. Общероссийский классификатор продукции имеет 12-разрядный код, состоящий соответственно из 12 цифровых знаков. Два последних знака — контрольное число (см. рис. 6.1).
Классификационная часть — закодирована шестиразрядными кодами и содержит наименование продукции. Классификация продукции в К-ОКП завершается на 4, 5 или 6-м разряде кода. В порядке исключения в классах 60—63 классификация продукции завершена на третьем разряде кода.
Ассортиментная часть — закодирована десятиразрядными кодами и описывает ассортимент продукции определенных типов, индексов (артикулов), марок, параметров, вариантов исполнения, комплектации и т.д.
Для облегчения поиска той или иной разновидности, вида или группы товаров используют «Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к высшим классификационным группировкам ОКП». В этом справочнике перечень продукции расположен в алфавитном порядке с обозначением соответствующего кода.
Одно из главных требований к ОКП — обеспечение однозначности кодирования каждого конкретного изделия. Поэтому коди
рование продукции в ассортиментной части классификационных группировок осуществляется только теми организациями, за которыми эти группировки (серии кодов) закреплены. В целях исключения дублирования кодов категорически запрещается самостоятельное присвоение 10-разрядных кодов в классификационных группировках (сериях кодов), закрепленных за другими организациями.
Как было сказано ранее, через аптечную сеть реализуются в основном фармацевтические товары 93 и 94 классов.
6.3.2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)введен в действие с 01.01.94 г.
В ОКДП сделана попытка создать единую классификационную схему для описания предприятий по видам их экономической деятельности и конечным результатам деятельности — производимой продукции и предоставляемым услугам.
Классификатор состоит из двух частей:
- Часть I. Виды экономической деятельности.
- Часть II. Классы и подклассы видов продукции и услуг.
В ОКДП использована комбинированная (иерархически-фасет- ная) система организации кодового пространства. Кодирование разделов, подразделов, групп и подгрупп видов экономической деятельности, а также классов и подклассов продукции и услуг осуществляется по иерархической системе, а видов продукции и услуг по фасетной схеме. Сами же фасеты в большинстве случаев строятся по иерархическому принципу.
ОКДП содержит 7-разрядный код. Схема структуры кода отличается в каждой части классификатора (рис. 6.2).
Взаимосвязь классификационных группировок видов экономической деятельности и классификационных группировок продукции и услуг осуществляется через первые четыре разряда кода. Эти четыре разряда идентифицируют, с одной стороны, вид экономической деятельности (например: N 8511000 Деятельность больниц и специализированных лечебных учреждений), а с другой — классы продукции и услуг (например: 8511000 Услуги больниц и специализированных лечебных учреждений).
к
+ XX + XX + X
Контрольное число
Код под-
Код „-Гг. в по труп п ы
Код
подгруппы
Код
раздела раздела
а)
К
хххх
+ о
Контрольное число
Код вида
Код
подкласса
Код класса
б)
Рис. 6.2. Формула-структура кода ОКДП (а — видов экономической деятельности; б — продукции и услуг)
6.3.3. Классификатор товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) построена на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (КН ЕС).
ТН ВЭД применяется в ежедневной оперативной работе для учета товародвижения медицинских и фармацевтических продуктов в отдельных организациях: при заключении контрактов, заполнении деклараций, спецификаций и других транспортных документов, в бухгалтерском и складском учете, для обработки информации на ЭВМ (например, для выписки первичных документов, составления отчетов, передачи данных на расстояние, разработки баз данных) и т.д.
Формула-структура ТН ВЭД России включает кодовое обозначение товара, наименование товара (описание) и дополнительную
120 -v* Раздел I. Основы товароведения.. ХХХХХХ XX X
Код НГС
Код НЕС
Код НРФ
а)
XX XX XX XXX
Группа Позиция Субпозиция Подсубпозиция
б)
Рис. 6.3. Формула-структура кода ТН ВЭД ( а ~~ по схеме 1; б ~~ по схеме 2):
НГС — номенклатура Гармонизированной системы; НЕС — номенклатура Европейского Союза; НРФ — национальная номенклатура.
единицу измерения. Предусмотрено две схемы кодирования (рис. 6.3., а и б).
В схеме 1 (см. рис. 6,3 а ) длина кодового обозначения товара составляет 9 цифровых десятичных знаков:
1—6 разряды кода соответствуют обозначению классификационной группировки товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (международной основы ТН ВЭД);
7—8 разряды соответствуют кодовому обозначению товара в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза;
9-й разряд предназначен для выделения традиционных национальных товаров в ТН ВЭД в процессе ее дальнейшего ведения; в настоящее время этот разряд заполняется значащим нулем во всех подсубпозициях.
6.4. Штриховое кодирование
Штриховое кодирование (ШК) товаров во всем мире начали вводить в связи со значительным увеличением ассортимента товаров и широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли.
Известно, что оператор вводит текст со средней скоростью 3—5 знаков в секунду, при этом примерно на каждые 300 введенных знаков делается одна ©шибка. Поэтому заполнение сопроводительных документов, поиск нужных товаров на складе, составление отчетности по продвижению товара требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций также возможны ошибки. При наличии штрихового кодирования современные компьютеры способны обрабатывать данные со скоростью несколько миллионов операций в секунду, а также накапливать и хранить огромные массивы информации. Поэтому внедрение ШК для автоматического учета поступления, отгрузки и продажи товаров позволило интенсифицировать товародвижение от производителя к потребителю и упростило документальное оформление товаров в процессе товародвижения. Кроме того, оно значительно упростило обработку исходных данных по изучению спроса для маркетинговых исследований.
Применение системы штрихового кодирования:
- позволяет отказаться от многочисленных бумажных документов;
- дает возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с предприятия-изготовителя и кончая складом магазина, а также осуществлять электронный обмен данными о товарах между торговыми партнерами, что ускоряет движение товаров к потребителю;
- способствует повышению конкурентоспособности товара;
- увеличивает спрос на товар;
- повышает престиж товара и играет роль рекламы товара или предприятия;
- улучшает культуру обслуживания покупателей.
Начиная с 1997 г. в России внедряется международная система товарных штриховых кодов. Каждый товар при такой системе имеет свой символ, «код личности», по которому его можно опознать в любой стране. Система EAN позволяет проводить автоматизированную обработку данных о производимых и реализуемых изделиях на промышленных предприятиях, складах и в торговой сети.
Применение штриховых кодов позволяет значительно улучшить и оптимизировать следующие процессы:
- производителям: сортировку, подсчет, контроль над запасами, подборку и отгрузку товаров;
- оптовикам: получение товаров, контроль над запасами, отгрузку, расчет за товары;
- транспортным службам: получение товаров, отбор и отгрузку;
- розничной торговле: получение товаров, отгрузку со складов и контроль над запасами;
• товароведам: идентификацию фальсифицированных товаров и определение страны-производителя или страны, зарегистрировавшей данный товар.
Штриховые коды часто используют для учета и контроля внутри предприятия-изготовителя товара или дистрибьютора. Известно, что только применение штриховых кодов для учета продукции на складе изготовителя и при отправке ее потребителям позволяет снизить затраты на 10-15% от стоимости товара за счет точного учета складируемой продукции и быстрого контроля запасов.
Информация о товаре, как правило, включает помимо штрихового кода его полное наименование, цену, конкретные потребительные характеристики, необходимые для изучения спроса, а также название предприятия-изготовителя, его почтовый адрес, номер счета и ряд других данных. Полученная информация о товаре заносится торговым предприятием в ЭВМ и благодаря этому позволяет контролировать продвижение товара.
6.4.1 История создания и развития штрихового кодирования
История создания штрихового кодирования начинается с 30-х годов прошлого века, когда в Гарвардской школе бизнеса начались научные разработки в этом направлении. Впервые штриховые коды были использованы в США для учета движения железнодорожного транспорта.
На первых этапах применения ШК могли внедрять только крупные фирмы, завоевавшие и поддерживающие свой престиж за счет высокого качества продукции. Штриховое кодирование на упаковке не только поднимало престиж фирмы, но и выполняло роль рекламы. Поэтому в тот период штриховые коды ассоциировались у потребителей с товарами, качество которых соответствовало самым высоким требованиям. Широкое распространение штрихового кодирования привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей, а сами штриховые коды стали объектом фальсификации.
В конце 60-х годов в США появились идеи разработки универсальной системы, основанной на идентификации товаров по товарной нумерации. Такая нумерация была осуществлена в США и Канаде, где основой штрихового кодирования послужили
Uniform Prodact Code (UPC, универсальные товарные коды), присваиваемые всем видам товаров, зарегистрированным в этих странах. Позже, в конце 1970-х годов, в Европе была создана своя ассоциация European Artiecle Numbering (EAN), находящаяся в Брюсселе.
Сегодня наряду с международными нумерациями UPC и EAN существует несколько других видов штрихового кодирования (код 2 из 5, код 2 из 5 чередующийся, код II, код 16К, 39, 49, 93, 128, Кодаблок, Кодабар, код ПДФ417 и т.п.).
Для штрихового кодирования лекарственных средств некоторые страны используют код 39, а в Германии всей фармацевтической продукции присваивается Pharma Zentral Nummer (PZN) — фармацевтический центральный номер.
Практически почти все товары широкого потребления, выпускаемые в развитых странах мира для потребительского рынка, имеют штриховой код EAN, определяющий производителя и товар. В области внешней торговли наличие на товаре штрихового кода обязательно. Это объясняется тем, что система штрихового кодирования товаров становится экономически оправданной только в случае, если она охватывает не менее 85% выпускаемых товаров.
Наличие штрихового кода на товаре позволяет определить стра- ну-импортера, фирму-изготовителя, а также конкретный номер товара, что дает возможность (при необходимости) предъявить претензию производителю, поскольку любой другой товар, продающийся на международном рынке, не может иметь такого же кода.
Штриховое кодирование в России. В 1997 г. правительством России принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, балансовом деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. С этой целью создана Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации — ЮНИСКАН, представляющая интересы своих членов в международной ассоциации European Artiecle Numbering. ЮНИСКАН выдает предприятиям-производителям или дистрибьюторам коды, а также ведет соответствующий банк данных. Кроме того, она разрабатывает методики по использованию кодов EAN.
Для организации работ по автоматической идентификации товаров Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан Технический комитет по стандартизации «Автоматическая идентификация» и создан ГОСТ Р 51294.3-99. Автоматическая идентификация. Термины и определения (принят в качестве межгосударственного стандарта).
Штриховое кодирование в сфере лекарственного обращения начали внедрять с 1 июля 1997 г. в соответствии с Указанием МЗ РФ № 388У от 26.06.1997 г. В Приложениях к этому указанию содержится подробное изложение порядка получения уникального числового номера (штрихового кода) лекарственного с