Количество передаваемой жизненной энергии должно быть достаточным для лечения.

Когда больной слишком ослаблен, ему — чтобы он пошел на поправку — нужно передать энергию. Эта энергия поставляется в виде еды и питья, если больному не хватает именно их; также источниками энергии могут быть гормоны, витамины и минералы. Когда я говорю о больном «слишком ослаблен», я имею в виду также и то, что в некоторых случаях ему может потребоваться помощь в виде операции (чтобы устранить очаг воспаления, опухоль и так далее) или химиотерапии. Иными словами, слабость больного состоит в его неспособности выздороветь силами своего организма. В большинстве таких случаев за все отвечает специалист, и иногда, чтобы победить болезнь, нельзя обойтись и без особо сильного «химического оружия».

Далее речь пойдет о том, что помочь больному посредством передачи ему лечебной энергии могут не только врачи, но и другие люди. Этот процесс называют работой энергии . Передать больному достаточное количество жизненной силы — это чрезвычайно важно и полезно для его выздоровления. Если болезнь неизлечима, то с помощью энергетической работы можно следить за тем, чтобы состояние пациента не ухудшалось и оставалось стабильным как можно дольше. В дальнейшем я расскажу о другом способе лечения душевных конфликтов, при котором жизненная сила больного подавляется и блокируется. В данный же момент мне хотелось бы осветить важнейшие особенности психоэнергетического лечения.

Многие люди путают магию и работу энергии . Это два совершенно разных явления, хотя оба связаны, по сути, с одним и тем же процессом. Только при работе энергии человек иначе, чем в случае с магией, осознает, что происходит и в каких рамках распространяется эффект. То, какую из этих систем лечения человек предпочитает, зависит от его собственного уровня развития чакр. Магия — это метод лечения нижних чакр, поэтому чем выше частота вибраций человека, тем разрушительнее для него становится магия. Часто человек более высокого уровня вибраций регистрирует все меньше из того, что происходит, и тем самым форсирует события. Это ассоциируется у меня с попыткой наездника-дилетанта оседлать быка. Магию следовало бы все-таки оставить в ведении первобытных людей, которые справлялись с ней куда лучше.

Я уже предупреждал об опасностях , которые таит в себе магия . Под воздействием определенных магических ритуалов происходит то, что иначе — само собой — не произошло бы. Если внимательнее присмотреться, окажется, что многие наши повсе­дневные действия в некоторой степени обладают магическим характером. Например, мы имеем дело с магией, когда вешаем в машине подкову, чтобы она защитила нас от аварий, или носим амулет. Опасность появляется в том случае, если у нас возникает намерение манипулировать людьми в своих интересах. Такая магия может быть легко загрязнена нашими собственными негативными эмоциями, ведь каждый, кто честно вслушается в себя, должен будет признать, что внутри нас живет отнюдь не одна «душа». Поэтому, пока мы совершаем магические действия, может легко произойти загрязнение нашей лечебной энергии отрицательными эмоциями.

Мы, сами того не осознавая, часто испытываем негативные чувства по отношению к другим людям. Эти чувства совершенно незаметно проникают в наше бессознательное и могут таким образом причинить вред не только окружающим, но и нам самим, причем на уровне кармы (то есть скрыто и не сразу). Например, можно очень не любить человека, но интересоваться его деньгами. Бессознательно враждебные мысли могут передаваться и в тех случаях, когда нет никаких плохих намерений. Более того, даже если мы относимся к человеку вполне нейтрально, наша жажда денег остается эмоциональным загрязнением, мешающим процессу лечения. Поэтому многие целители либо вообще отказываются брать деньги за свою помощь, либо сами их не просят, но предоставляют пациенту возможность делать что-то вроде пожертвования. Так они заботятся о том, чтобы грязными помыслами не навредить своей лечебной энергии или не потерять ее из-за них.

Энергетическая работа, напротив, имеет дело с более высокими чакрами и состоит на службе у более высоких духовных сил («...да будет воля Твоя!»). Поэтому современным людям следовало бы использовать исключительно этот метод энергетического воздействия. Кстати, древнейшей формой энергетической работы является молитва ! Следуя библейским заветам («Ищите — и обрящете, просите — и дано будет вам...»), мы просим божественную силу сделать нас каналом для лечения. Это не означает, что больше никаких действий от нас не потребуется. Наша задача — прочувствовать ауру больного и попытаться — например, мануальными приемами — послать ему психоэнергетическую силу и снять внутренние блокады. В быту о таких приемах принято говорить как о «лечении духа», потому что в действие вступает незримая, духовная сила.

Удивительным образом работа энергии может осуществляться вне зависимости от удаленности пациента от лечащего его человека. Конечно, предпочтительнее находиться в непосредственной близи от больного, однако расстояние не помеха. Энергия передается за счет резонанса между отдающим энергию и получающим ее. Результаты электроэнцефалограммы показывают, что мозговые волны пациента и врача (то есть любого человека, который пытается улучшить состояние больного) в процессе лечения становятся одинаковыми. Уже когда я о ком-нибудь думаю, между мной и этим человеком возникает связь. Такую связь инстинктивно ощущает каждая мать между собой и своим ребенком. Особенно сильная связь существует у нас с людьми, которые производят на нас сильное впечатление. Поэтому, находясь рядом с больным, нужно воспринимать его как эмоционально близкого себе человека, и тогда контакт становится сильнее.

Следующий шаг представляется мне самым сложным, и чем больше сознательных усилий воли мы приложим для достижения результата, тем невероятнее он окажется. Американский терапевт Ларри Досси проводил множество экспериментов по выяснению механизма действия молитв. Результаты показали, что чем более обобщенно сформулирована молитва, тем лучший результат удается получить. «Сделай так, чтобы Джону стало лучше», действует намного эффективнее, нежели: «Сделай так, чтобы сердце Джона излечилось после инфаркта». Максимально четко сформулированное желание сильнее блокирует бессознательное. Если человек слишком сильно чего-нибудь хочет, то его молитва может не исполниться, но когда мы вообще ничего не желаем, это тоже плохо, полная пассивность ведет к другой крайности. Нужно просто «постучать, чтобы открыли», но не сильно и не чересчур требовательно. Конечно, надо хотеть исполнения своего желания, открыто его сформулировать, но потом все остальное предоставить всевышней мудрости.

Если в процессе лечения мы форсируем события («Ну вот, наконец-то я выздоравливаю!»), то гарантированно ничего не выйдет. То же самое происходит, когда дело касается многих бессознательно протекающих процессов: они проходят тем труднее и напряженней, чем сильнее мы стремимся к их реализации. Всем знакомы эти тщетные осознанные попытки уснуть. В ситуации с энергетической работой у постели больного действуют похожие принципы. Если мы стараемся передать наши мысли и энергию и при этом прилагаем особые усилия и напрягаемся, то наверняка никакой результат достигнут не будет. Секрет успеха данных процедур состоит в непринужденности, с которой должен протекать процесс лечения.

Для прояснения этой проблемы я провел несколько опытов по измерению токов головного мозга и уровней энергии. Эти исследования дали показательные, проливающие свет на механизмы лечебного процесса результаты. Чем больше вырабатывается мозговых волн при протекании мыслительного процесса, тем значительнее уменьшается энергетическое поле. Очевидно, абстрактное мышление и жизненная сила обратно пропорциональны друг другу в том, что касается их мощности и напряжения. По сути, здесь мы сталкиваемся с довольно простым явлением, которое знакомо любому школьнику, выбивающемуся из сил после шести уроков. Напряженное (абстрактное) мышление и жизненная сила — это противоположные, полярные явления.

Из этого небольшого исследования можно сделать несколько выводов. Для начала нужно осознать, что длительная и слишком интенсивная умственная деятельность ослабляет нашу жизненную силу. Нам необходимо ее чем-то восполнять, например, долгими прогулками на природе — они позволяют подзарядиться энергией. Мысли тем здоровее и полезнее, чем меньше усилий мы прилагаем и чем больше удовольствия получаем от мыслительной деятельности. В этом случае возникают альфа-волны, которые не ведут к значительному блокированию жизненной силы. Другой вывод касается непосредственно природы жизненной силы. Принцип ее существования таков: чем меньше мы пытаемся сознательно повлиять на энергию, тем больше ее течет по энергетическим каналам — ведь тогда она не блокируется нашим ментальным аппаратом. Поэтому бесхитростная просьба: «Сделай так, чтобы Джону стало лучше», — принесет куда более ощутимые результаты, нежели педантично сформулированное: «Сделай так, чтобы сердце Джона излечилось после инфаркта». Понятие «инфаркт» относится к сфере абстрактного мышления и отчасти блокирует целительную энергию, поэтому эти два желания обладают, как говорится, разным «коэффициентом полезного действия».

В качестве обобщения можно сказать, что одним из компонентов процесса лечения человека является живительная духовно-энергетическая сила. По большей части она основывается на безмолвной вере, которую своим авторитетом и своими действиями внушает врач; кроме того, ее основой является уверенность самого врача в себе и в успехе лечения. Вера обоих создает общее поле, в котором течет жизненная энергия, пронизанная живительной информацией. Вообще говоря, именно поэтому все медицинские процессы пронизаны поразительными событиями и приводят к результатам, превосходящим обычные ожидания. Самым ярким примером является здесь эффект плацебо.

Здесь критики возразят, что я добился эффекта плацебо недопустимым образом. Ученым следовало бы, однако, давно самим заметить, что явление плацебо сродни молитве или воздействию на расстоянии. У меня возникает встречный вопрос: каким образом уважаемые профессора и кандидаты хотят увидеть то, что они изначально считают полной бессмыслицей и не берут в расчет? Обычно эффект плацебо у детей и животных объясняют тем, что хозяева зверей и матери больных малышей становятся чрезвычайно добрыми и мягкими, они нежно улыбаются больному и делают ему только приятное. При этом в определенном количестве случаев бессознательные позитивные сигналы становятся главной причиной быстрого выздоровления легко внушаемых малышей. На мой взгляд, это может быть хорошим дополнительным аргументом, однако относительно реальной причины эффекта плацебо данная версия не выглядит убедительной. Нужно поменять тактику, посмотреть на весь процесс под другим углом, и тогда мы увидим, что бессознательные живительные сигналы (так же, как и в случае с молитвой) — это и есть тот самый действенный лечебный фактор эффекта плацебо. После этого все остальные объяснения покажутся нам пустыми отговорками.

Весьма показательны в связи с этим события, произошедшие как-то в Африке еще в колониальные времена. На медицинскую станцию миссионерской организации поступил рентгеновский аппарат. Ничего более впечатляющего и современного там еще не видели. Врач миссии решил просто проверить техническую схему действий и попросил своего ассистента-туземца помочь ему в этом. Не включая аппарат, врач проделал все манипуляции. На следующий день образовалась длинная очередь из местных жителей, которые желали сделать рентген. Очевидно, в короткий срок распространился слух о том, что прибыл новый аппарат, который излечил помощника врача. Слова о том, что аппарат еще даже не включали, были расценены туземцами как сомнительная отговорка. Они успокоились только после того, как каждому разрешили постоять внутри чудесного устройства. В дальнейшем в ходе опроса выяснилось, что «волшебный аппарат» и его «целительная сила» привели к многочисленным случаям неожиданного выздоровления.

ПСИХОСОМАТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРНОСТЬ И ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Человеческому организму для здорового функционирования нужны не только еда, вода и кислород, но и — причем в первую очередь — жизненная сила. Жизненная сила — это невидимое, но безусловно необходимое топливо. Когда человек умирает, в нем больше не остается жизненной силы, хотя его тело не утрачивает ни одной своей материальной составляющей. Равно как и у души, у жизненной силы нет веса в привычном физическом смысле. Тем не менее, мы можем оценить характер (оформленную в личность «душу») и жизненный потенциал человека в соответствии с тем, какое он производит на нас воздействие, впечатление.

Далее на наглядных примерах я покажу, что существует возможность с относительной объективностью измерить жизненную силу и характер. Я говорю «с относительной объективностью», поскольку все методы подсчетов в сфере энергетики предполагают некоторые погрешности. На этот факт я указывал еще в предыдущей главе и называл недоверие одним из главных источников ошибок. Другими факторами, от которых зависит достоверность результатов измерения, являются психоэнергетическое здоровье тестирующего и его талант — их можно выработать и развить путем тренировки. Опытные и хорошие диагносты приходят к практически одинаковым результатам; различия оказываются очень незначительными и вполне допустимыми, но из-за них я, говоря об объективности диагностик, использую слово «относительный».

Для измерения тонкой энергии я применяю метод психосоматической энергетики. С помощью небольшого прибора (Rebatest ®) пациенту посредством закрепленного на запястье датчика сообщаются колебания с увеличивающейся частотой. Эти вибрации вступают в резонанс с токами головного мозга и аурой, за счет чего пациент подвергается нарастающему стрессу. В определенный момент, когда энергетическая система больше не может выносить напряжения, наступает тестовая реакция. Этот показатель соответствует заряду ауры в процентном отношении, зная который, можно предположить, каково количество жизненной силы у пациента. В конце книги я представил более подробное описание этого опыта.

Психосоматическая энергетика впервые дает возможность:

измерить жизненную силу;

распознать бессознательные конфликты и исследовать характер;

дать определение здоровья и болезни с точки зрения энергии.

Когда мы стремимся к выздоровлению, жизненная сила имеет первостепенное значение. Ничто не может сравниться с ней и в аспекте профилактики заболеваний. Кроме того, значительную роль играют характер и лежащие в основе недугов бессознательные конфликты. Конфликты приводят к нарушениям в циркуляции жизненной энергии, а во многих случаях даже блокируют ее. Если у нас достаточно жизненной силы и ничто не мешает ее функционированию, мы здоровы и, как правило, останемся таковыми.

Однако в современной повседневной медицинской практике ни душа, ни жизненная сила не играют важной роли. С оговорками то же самое можно сказать и о психиатрии и психоанализе: они не принимают во внимание жизненную силу, но при этом хотя бы не отрицают значения характера. Известно, что определенные особенности характера соответствуют определенным заболеваниям. Так, стройные люди с шизоидной структурой характера чаще страдают шизофренией или туберкулезом, у полных людей нередко бывают камни в желчном пузыре и депрессии, а у атлетично сложенных — неврозы. Почему так происходит, до сих пор неясно. Современная психонейроиммунология начинает постепенно отвечать на этот вопрос, но ученые находятся еще на начальной стадии исследования, собирают подробные, но совершенно разноплановые по своей сути материалы. Излюбленная версия дилетантов о предрасположенности к тем или иным заболеваниям в соответствии с группой крови не оправдывает себя в повседневной медицинской практике. В большинстве случаев имеют место простые совпадения, а не обусловленные реальными причинами явления.

Начальные положения психосоматики были выработаны еще более двух тысяч лет назад. В странах Западной Европы первыми, кто заметил, что холерики и меланхолики чаще болеют раком, были грек Гиппократ и римлянин Гален. Причину этого они видели в нарушении желчегонной функции. Это была первая попытка связать особенности физического строения организма и обмена веществ с душевным аспектом. Взаимодействие тела и души мы называем «психосоматикой» (от греч. psyche — душа и soma — тело). Современная психосоматика возникла на волне первого воодушевления, связанного с открытием психоанализа.

Немецкий врач Виктор фон Вайцзекер — один из выдающихся основателей психосоматики — в своей фундаментальной работе «Круг формы» («Gestaltkreis») описывает взаимодействие трех явлений: бессознательных мотивов, проистекающей из них судьбы человека и возникающих у него болезней. Больной сам формирует свою судьбу и свою болезнь, исходя из бессознательных мотивов. Вайцзекер заметил, что больной часто выбирает болезнь для своего тела как разгрузку, чтобы избежать страданий души, поскольку их перенести труднее, чем физические страдания. Физическая болезнь также играет роль открывающегося клапана, необходимого для того, чтобы человеку в рамках телесно-душевной целостности не стало еще больнее. Например, женщина, несчастная в браке, начинает страдать от приступов астмы (болезни тела), вместо того чтобы дать волю чувствам и заработать психоз (болезнь души).

Современная медицина видит болезнь по-другому и действует сообразно своим взглядам. В повседневной врачебной практике разделение души и тела приводит к досадному обстоятельству, когда обе составляющие (душа и тело) рассматриваются как части, а не как одно целое. Вайцзекеру в 1930-х годах впервые за долгое время удалось преодолеть роковое представление о разделенных теле и душе, однако потом психосоматика потерпела неудачу; лишь несколько знаменательных случаев являются здесь исключением. В то время медицина личности не могла победить в битве с естественнонаучной парадигмой. Еще каких-нибудь сто лет назад язва желудка рассматривалась как чисто психосоматическое заболевание, однако сегодня после открытия бактерии Helicobacter pylori общественность убеждена в том, что большинство внутренних воспалений являются инфекционными болезнями. То же самое произошло и в отношении других болезней, таких как астма, нейродермит или мигрень, — их все больше связывают не с психикой, а с соматикой.

Будучи еще молодым врачом, я стал свидетелем живого примера тупикового положения, в котором находится современная психосоматика. Я работал в психосоматическом отделении, которое было прикреплено к отделению общей терапии (медицины внутренних болезней) и одновременно курировалось «профессорами души» — специалистами по психоанализу. Дискуссии между «психиками» и «соматиками» в больничных коридорах превращались в театр абсурда. Каждый из этих горячо споривших профессоров был твердо уверен в том, что его коллега изначально глубоко заблуждается и абсолютно неверно подходит к вопросам медицины. При этом они старались выражать свое мнение очень искусно и тактично, чтобы окончательно не вывести из себя оппонента. Обычно перемирие достигалось только тогда, когда каждый, несмотря ни на что, делал так, как считал нужным. Интеграция стилей мышления была невозможна. Работая в этом отделении, занимаясь затем дальнейшей профессиональной практикой, я снова и снова убеждался в том, что настоящая психосоматика применяется крайне редко. Чаще всего возникает неразбериха из доводов непримиримых специалистов.

Одной из причин такого положения психосоматики является неудовлетворительная ситуация в сфере диагностики и терапии. Когда я после многочасовой беседы и бесконечных тестов наконец составляю более или менее правдивую картину болезни, все-таки существует вероятность ошибки. Психосоматические диагнозы субъективны потому, что они зависят и от взглядов психотерапевтической школы, к которой принадлежит врач, и от его собственного видения проблемы. Но даже после верно поставленного диагноза пациент выздоравливает не скоро: должен быть пройден долгий путь из бесед, упражнений на расслабление и восприятие тела и так далее. Относительно редко пациент выходит из психосоматической клиники полностью выздоровевшим — более того, он должен быть готовым к рецидиву. Тратятся немалые средства, прилагаются огромные усилия, но ожидаемого результата может так и не быть. Однако при всем при этом моя позиция состоит в следующем: какой бы ни была психосоматическая терапия, она все равно намного полезнее, чем медицина «лечения симптомов», которая оставляет без внимания нематериальную, душевную сторону проблемы. По моему глубокому убеждению, психосоматике для полноты действия необходимо привлечение энергетического аспекта.

Здесь и далее я предпринимаю попытку дать обоснование новой психосоматике, которая связывает воедино знания об обмене веществ, тонкой энергии и глубинной психологии. На самом деле это не так сложно, как кажется вначале, поскольку все строительные элементы нового «здания» тонкой психосоматики — или, как я ее называю, психосоматической энергетики — уже известны: все новое — это хорошо забытое старое. Разрозненные элементы должны быть уравновешены между собой и объединены в целое. Для этого следует прежде всего понять, каким же собственно образом происходит стыковка жизненной силы и тела. Здесь нам с вами не удастся избежать подробного экскурса в историю медицины, а также в историю религии и философии, ведь именно благодаря истории мы знаем, кто мы есть. К тому же современная энергетическая медицина базируется на древнем знании, и если мы хотим работать с этой отраслью медицинской практики, то должны ознакомиться с ее истоками.

Наш первый главнейший вопрос звучит так: как вообще жизненная энергия, говоря современным языком, встраивается в механизм материального, физического тела? Каким конкретным способом это осуществляется? В настоящий момент взгляды и теории на этот счет представляют собой непроходимые заросли. Любой врач-натуропат и любое направление натуропатической медицины — будь то Аюрведа, акупунктура, тибетская медицина или западноевропейская натуропатия — имеют свои вполне определенные представления. При поверхностном рассмотрении кажется, что все эти системы имеют мало общего, однако если мы заглянем поглубже с намерением узнать, что же составляет их ядро, то с удивлением обнаружим множество совпадений.

Совсем скоро нам станет ясно, что все системы лечения можно свести к простым базисным понятиям. Эти понятия опираются на античное учение о четырех жидкостях, или элементах, полярных по отношению друг к другу. Данное учение возникло примерно три тысячи лет назад в древней Индии, откуда впоследствии через Шелковый путь попало в Китай и на Аравийский полуостров. Уже в то время некоторые сведения оказались утрачены — учение было перенято не в полном объеме. В частности, на пути в Китай было забыто знание об энергетических центрах в форме чакр или слоев ауры. Еще больше было утеряно по пути в Европу и на Ближний Восток. Однако учение о четырех «соках» не претерпело изменений и было доставлено в целости и сохранности. С тех пор оно составляет общий скелет для всех древних медицинских систем: традиционной китайской медицины (ТКМ), Аюрведы и арабо-европейского учения о гуморальной патологии.

Само учение сформировалось в Индии и Персии. Индийские мудрецы и пророки, риши, в своих видениях узнают, каким образом люди заболевают, и как можно их вылечить. Риши находят скрытые энергетические центры (чакры), связанные с нервными сплетениями и железами внутренней секреции, видят многослойное эфирное (тонкое) тело человека. Индийские целители могут обнаружить загрязнения ауры, ее нарушенную («дырявую») структуру раньше, чем повреждения тонкого тела разовьются в болезни. Когда заболевание на подходе, чакры вращаются иначе, чем следует, или становятся меньше. Риши также распознают вызывающие заболевания изменения в обмене и распределении четырех жидкостей в организме. Если устранить нарушения в ауре и чакрах, исчезнет и недуг; это и есть основа системы лечения, созданной ясновидящими риши.

В отличие от шаманизма, представители которого действуют чисто интуитивно, новая оздоровительная система впервые в мировой истории основывается на научных доводах, и ей можно учить любого другого человека. Здесь мы имеем дело с систематизированным научным материалом, который дошел до нас и продолжает жить в рамках Аюрведы и традиционной йоги. Сегодняшние успехи этих оздоровительных систем доказывают, что удивительным образом был найден универсальный принцип врачевания. Выводы, полученные в ходе использования древних практик, легли в основу утверждений, которые я привожу далее.

Базой для всех древних медицинских систем стало учение о четырех «соках» (гуморах) и четырех стихиях; в разных культурах оно отразилось в различных своих вариантах:

как комплексная система традиционной индийской медицины — Аюрведа;

как высокоразвитая, опирающаяся на философию метафизическая теория Древнего Китая (в китайской традиционной медицине развивается учение о пяти стихиях (элементах): пятым элементом ошибочно считают жизненную силу, или эфир);

как гуморальное учение Галена и Гиппократа в античной Греции (так называемая гуморальная патология доминировала среди других направлений западной медицины вплоть до XVIII века; в рамках этой теории выделяются четыре темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик).

Преимущество учения о четырех стихиях состоит в том, что впервые в истории человечества возникла такая система врачевания, которая основывалась на логических выводах и приводила к вполне предсказуемым результатам лечения. Целительство перестало считаться жестко зависящим от воли богов, роль врача теперь можно было отделить от роли жреца, священника. Вполне логично, что сегодня очередь представителя культа подходит лишь тогда, когда человек уже находится на смертном одре, и врач со своей стороны уже не в силах ничего сделать. Здесь вспоминается саркастичное замечание Вольтера о том, что «врач — это единственный человек, который может хоронить свои ошибки». За врачом закрепился статус всемогущего, высшего существа.

Благодаря учению о четырех стихиях исцеление больного перестало зависеть исключительно от гениальности лекаря или других подобных факторов. Врачевание превратилось в обоснованную, самостоятельную науку. Не случайно весь современный медицинский мир гордится тем, что продолжает дело своего основателя — Гиппократа. Этот древнегреческий философ и врач и вслед за ним и древнеримский медик Гален развили комплексную систему, получившую название «гуморальная патология». В ее основе лежит идея о четырех стихиях, поэтому иногда ее также называют «учением об элементах».

Сегодня почти никто не знает, что учение о стихияхотнюдь не является сомнительной, отсталой и давно устаревшей теорией, а напротив, представляет собой надежный метод целительства. Примером тому может стать успех венского профессора гинекологии Бернарда Ашнера, который во время второй мировой войны эмигрировал в Нью-Йорк, спасаясь от гонений на евреев. Ашнер с успехом применял древние методики гуморальной медицины для лечения сотен своих пациентов и быстро приобрел славу целителя-чудотворца. К сожалению, он прожил недостаточно долго, чтобы оказать значительное влияние на развитие медицины в США и ознакомить молодых специалистов с основами учения о стихиях.

Подобные успехи мы можем наблюдать и там, где находят себе применение индийская Аюрведа, тибетская и китайская медицина, опирающиеся на идею о четырех стихиях. Я считаю, что данному учению стоит уделить основное внимание, поскольку вместе с энергетической медициной оно должно помочь нам составить полную и цельную медицинскую картину мира и привести нас к значительным успехам в деле лечения болезней. При этом догматы современной западной медицины не ставятся под сомнение, они лишь дополняются и расширяются за счет когда-то утерянных знаний. Я уверен, что в будущем, наряду с академической медициной, настанет расцвет трех других отраслей медицинского знания: учения о стихиях, энергетической медицины и телесно-ориентированной (отчасти бихевиористской) психотерапии. Эти направления раскрывают различные причинные аспекты заболеваний и предлагают эффективные пути лечения, — следовательно, основная их ценность заключается в том, что становится возможным предупреждение недугов. Сформулированный и пропагандируемый мною метод психосоматической энергетики, который я представлю в заключительной части книги, гармонично сочетает в себе принципы учения о стихиях, энергетической медицины и психотерапии.

Картина нарушений в системе элементов составляется по результатам внешнего осмотра (учитываются такие параметры, как форма тела, цвет кожи, цвет волос и так далее), характеру пульса (слабый, частый и так далее) и выделений (цвет мочи, запах кожи и так далее). Знатоки этого искусства диагностики достигают очень высоких ступеней мастерства, но в принципе любой человек может ему обучиться. В начале 1970-х годов, когда я учился в школе целительства, мы с одним студентом, кстати, электриком по профессии, сконструировали прибор для измерения акупунктурных меридианов. Результаты наших исследований, проведенных с помощью этого устройства, совпали с полученными другими учащимися, которые были сильны в диагностике по пульсу. Позже, уже будучи практикующим врачом, я часто проверял, совпадут ли мои диагнозы с заключениями других специалистов. Зачастую совпадения были полными даже в условиях весьма поверхностного осмотра. Таким образом, учение об элементах представляет собой удивительно объективную науку.

Теперь рассмотрим подробнее суть учения о стихиях. Прежде всего, нужно уяснить, как тонкая, эфирная жизненная сила превращается в грубую, вещественную материю. При попытке узнать, каким образом жизненная сила влияет на наш организм изнутри, мы сразу натолкнемся на закон полярности . Чтобы движение (а значит, и жизнь) стало возможным, между двумя противоположностями, как в батарейке, должно возникать напряжение. Полярность обеспечивает не только перенос информации (как при распространении волн), но и передвижение, ток жизненной силы. Без полярных противоположностей наш организм представлял бы собой бесформенный и неуправляемый кусок материи. Динамика нашего существования реализуется только благодаря противоположным напряжениям. Любой механизм начинает работать за счет того, что противоположности притягиваются, то есть выходят из состояния покоя, поэтому очевидным является следующее: чтобы что-то происходило, в основе жизненной силы должна быть полярность. Мы находим полярности повсюду: свет и тень, тепло и холод, кислота и щелочь, окисление и восстановление, положительный и отрицательный полюса в мышцах и нервах. Все эти полярные объекты заботятся о том, чтобы «что-то происходило».

В мире противоположностей природа использует двоичную систему исчисления, которая похожа на язык компьютера и устройство генетического кода. Разговор по принципу «да — нет» сначала может показаться слишком глупым, как если бы человек был бы не в состоянии ничего больше сказать, кроме «да» или «нет». Но природа ни в коем случае не глупа! Напротив, она очень хитроумна! Ответ «да» или «нет» слишком однозначен, поэтому его невозможно исказить или интерпретировать по-разному. Бинарный код позволяет охватить невероятный объем информации. Примером тому является огромнейшее количество живых существ, разнообразие и индивидуальная неповторимость которых обеспечивается двоичной природой языка генетического кода. Полярность делает возможной передачу практически любой информации, потому что градации и классификации также можно закодировать с помощью двоичной системы.

Сексуальность образует фундамент полярности. При половом акте, как ни при каких других действиях человека, возникает очень большое напряжение, которое приводит к такой же сильной разрядке в момент оргазма. Активно циркулирующая при этом энергия оживляет и подкрепляет психоэнергетическую систему. Человек не только расслабляется физически, но и чувствует безграничный душевный комфорт и глубокое удовлетворение. Согласно индийской книге любви Камасутре, сексуальное напряжение особенно сильно, если женщина принадлежит к женственному типу Инь, а мужчина — к мужественному Ян. Желание прийти к сексуальному балансу будет тем сильнее, чем ярче выражена половая принадлежность.

В рамках вопроса о сексуальности стоит упомянуть еще об одном явлении, связанном с функционированием жизненной силы. Можно проследить следующую закономерность: желание получить удовольствие возникает в том случае, если имеется достаточный объем жизненной энергии. Удовлетворение этого желания освобождает большое количество жизненной силы, которая, струясь интенсивнее, заряжает и питает нас в психоэнергетическом отношении. Данный принцип действует даже у младенцев. Удовольствие и желание удовольствия — это не хитроумная уловка природы, заставляющая нас искать вкусную пищу и стремиться к половым контактам. Это скорее выражение того, что жизненная сила начинает течь более интенсивно.

Каждый человек обладает врожденной склонностью к определенной полярности. Прежде всего, мы различаем два глобальных по своим масштабам полюса: мужчина — женщина. В китайской философской традиции Инь — это женское начало, Ян — мужское. В рамках этих категорий, конечно же, есть подтипы. Известно, что мужчины могут быть в разной степени мужественными, равно как и женщины — более либо менее женственными. Это, однако, не означает, что женственный мужчина не мужчина, а мужеподобная женщина не женщина. Конечно, мы сразу распознаем Инь-мужчину по более округлым линиям тела (яркий пример — Элвис Пресли), а Ян-женщину — по угловатому контуру и более обычного развитой мускулатуре (большинство спортсменок относятся к этому типу).

Полярность человека

Виды полярности

Источник/область

+

Общая полярность

Древний Китай

Ян

Инь

Половая полярность

Повседневное понятие

Мужчина

Женщина

Полярные типы людей

Сервантес

Дон Кихот

Санчо Панса

Хутер

Тип «ощущение»

Тип «питание»

Карри

К-тип (восприимчивый к холодным фронтам)

W-тип (восприимчивый к теплым фронтам)

Кречмер

Лептосом

«Пикник»

Голливудский фильм

Стэн (хлюпик)

Оливер (толстяк)

Полярные функции организма

Кислотно-щелочной баланс

Кислота

Основание

Вегетативная нервная система

Симпатическая

Парасимпатическая

Биоритмы

Бодрствование

Сон

Мышечный тонус

Сокращение

Расслабление

Психиатр Кречмер делит людей в зависимости от телосложения — на худощавых и полненьких — для определения склонности к тем или иным психическим нарушениям. Я имею в виду понятия, которые все еще используют в современной психиатрии. Полный «пикник» часто страдает депрессиями, в то время как худощавый (лептосомный) человек склонен к шизофрении. Немецкий основатель психофизиогномики Карл Хутер различал два типа человеческой натуры: натура «ощущения» и натура «питания». Подобная формулировка кажется сегодня не особенно удачной, поскольку человек с характером «питания» может быть очень чувствительным (и наоборот). В своей классификации Хутер предполагает, что люди делятся на ориентированных на питание и ориентированных на осмысленное восприятие. По его концепции, к людям «ощущения» относятся те, ко<

Наши рекомендации