Рабочая программа «современные технологии в лечении атонического кровотечения»
Утверждаю
проректор по постдипломному образованию и межрегиональному сотрудничеству
проф. ____________________Дуйсекеев А.Д.
«__»_____________________________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕЧЕНИИ АТОНИЧЕСКОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ»
КОМПОНЕНТ ПО ВЫБОРУ ДЛЯ ИНТЕРНОВ АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ
Специальность | 051301 «Общая медицина» |
Дисциплина (компонент по выбору) | Акушерство и гинекология |
Объем учебных часов (кредитов) | |
Курс | |
Семестр | 11-12 |
Форма контроля | Экзамен |
Алматы, 2012
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Типовой учебной программой интернатуры 2011 г. по подготовке врача интерна по специальности 051301 «Общая медицина», по направлению «Акушерство и гинекология», разработанная в соответствии с государственным стандартом образования 2006 г.
Авторы:
Ассистент кафедры постдипломной подготовки по акушерству и гинекологии, к.м.н. Нурсеитова Л.А.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры, протокол №10 от 15.05.2013 г.
Зав.кафедрой, проф. Кудайбергенов Т.К. ___________________
Пояснительная записка
Массивная кровопотеря и геморрагический шок в мире являются основной причиной материнской смертности в акушерстве и занимают до 25% в её структуре. Распространенность послеродовых кровотечений (более 500 мл) в мире составляет примерно 6% от всех беременностей, а тяжелых послеродовых кровотечений (более 1000 мл) 1,96%. Примерно 70% всех кровотечений в акушерстве относится к послеродовым гипотоническим кровотечениям, 20% обусловлены отслойкой плаценты, разрывом матки, повреждением родовых путей, 10% приходится на долю приращения плаценты и нарушениями её отделения и только 1% - на коагулопатию.
Проблема стратегии и тактики ведения при острой кровопотере в акушерской практике особенно актуальна. По тому, как она решается, можно судить о квалификации медицинского персонала, об организации неотложной помощи в том или ином родовспомогательном учреждении.
Цель интернатуры:научить качественно и быстро оказывать неотложную помощь при акушерских кровотечений в раннем послеродовом периоде.
Задачи изучения дисциплины:
1. Научить организации мероприятий для борьбы с послеродовыми кровотечениями.
2. Совершенствовать распознавания акушерского кровотечения и методы объективной оценки кровопотери.
3. Совершенствовать распознавания показателей ухудшения состояния женщин во время родов.
4. Обучить консервативным и хирургическим методам остановки послеродовых кровотечений.
5. Научить стратегии и процедурам алгоритма действий по борьбе с акушерскими кровотечениями.
6. Научить координированной деятельности в команде при послеродовых кровотечениях.
7. Научить тактике ведения пациентки после остановки послеродовых кровотечений.
8. Научить анализу и документированию при послеродовых кровотечениях.
9. Развить коммуникативные навыки для общения с пациенткой с акушерским кровотечением и ее родственниками.
Регламент обучения:
Обучения составляет 2 недели – 90 часов. Рабочая неделя состоит из 45 академических часов (5 дней), 1 академический час - 50 мин.
- 60 часов под руководством преподавателя,
- 30 часов (самостоятельная работа в учебное время),
Продолжительность рабочего дня врача-интерна с 08.00 до 17.00 (8 астрономических или 9 академических часов)
Перерыв на обед – 1 час.
Общее распределение часов
№ | Наименование дисциплин | Всего часов | ||
Общее кол-во | Под рук. препод. | СРИ (самостоятельная работа интерна в учебное время) | ||
Компонент по выбору «Современные технологии в лечении атонического кровотечения» |
Виды обучения:
1. Работа под руководством преподавателя.
2. Самостоятельная врачебная работа интерна в учебное время.
3. Внеаудиторная самостоятельная деятельность врача-интерна.
1. Практическая деятельность интерна под руководством преподавателя:
– Участие в работе утренних врачебных, научно-практических, патолого-анатомических конференциях, клинических разборах материнской и перинатальной патологии.
– Лечебная работа в родильном блоке, ассистирование при оперативных вмешательствах и т.д.
– Работа в диагностических кабинетах и отделениях (УЗИ, ЭКГ, лаборатория, рентген кабинеты, процедурный и др.).
– Освоение практических навыков и умений под контролем руководителя.
– Ведение медицинской документации под контролем руководителя.
– Семинары.
– Участие в клинических разборы больных, консилиумы, обходы профессоров и доцентов.
– Контроль оформления медицинской документации и экспертная оценка историй болезни больных.
– Выполнение санитарно-просветительной работы в объеме обязательной программы для практического врача.
– Проведение ролевых игр для выработки тактики врача при различных клинических и психологических ситуациях.
2. Самостоятельная работа врача-интерна в учебное время:
– отчет на утренней конференции за суточное дежурство врачебной бригады;
– работа врачей - интернов в специализированных клинико – диагностических отделениях и кабинетах;
– ведение медицинской документации (написание эпикризов, медицинской карты стационарного больного и т.д.);
– подготовка больного к клиническому разбору, обходу профессора (доцента);
– подготовка тематических сообщений для врачебных конференций;
– подготовка презентаций;
– закрепление навыков в учебно-клиническом центре на фантомах и муляжах;
– приобщение к научному подходу и анализу профессиональной деятельности и информации;
– участие в СНО;
– участие в работе общества акушеров-гинекологов и научно-практических конференциях;
– участие в подготовке отчета отделений в ЛПУ;
– выполнение санитарно-просветительной работы в объеме обязательной для практического врача;
– формирование портфолио.
3. Внеаудиторная самостоятельная деятельность (в не учебное время):
– чтение специальной отечественной и зарубежной литературы;
– подготовка и выступление с докладами и реферативными сообщениями на актуальные темы;
– освоение основ медицинской математической статистики;
– умение работы с персональным компьютером;
– работа с источниками медицинской информации (в библиотеке, Интернет-залах в «библиотечные дни»);
– подготовка проектов (аналитическая матрица, виртуальный проект);
– ночные дежурства в клинике.
Примечания:
* - последовательность выполнения разных видов деятельности в течение дня может меняться в зависимости от производственных условий и необходимости.
**- контроль за самостоятельной работой интернов могут осуществлять дежурный сотрудник кафедры или совместители из практического здравоохранения из расчета 1 преподаватель на несколько групп.
Формы контроля:
Текущий:
– ежедневно по чек-листам
Рубежный:
– экзамен - тестирование
– Итоговый:
– Итоговая аттестация
Лица, не сдавшие экзамен по компоненту по выбору, не допускаются к итоговой аттестации.
Тематический план занятий, форма проведения и объем часов
№ | Тема | Содержание темы | Методы проведения | Под рук. ППС | Семи-нар | СРИ | Всего часов |
1. | Акушерские кровотечения в послеродовом периоде | Причины. Основные ошибки в диагностике и лечения. Оценка факторов риска. Прогноз кровотечений. Расчет предполагаемой кровопотери. | Презентация. Дискуссия. Выявления ошибок путем анализа историй родов. Составление диаграммы Парето. | - | |||
2. | Организационные мероприятия для борьбы с акушерскими кровотечениями. | Организация мероприятий по информации сотрудников (плакаты, доски, листовки, протоколы, чек-листы). Организация уголка по борьбе с кровотечением в родильной палате (инструменты, препараты и т.д.). Составления схемы-оповещения. Методы оповещения. | Дискуссия. Составление плана мероприятий по борьбе с кровотечениями. Сравнение с организацией мероприятий в роблоке. Анализ и коррекция ошибок при составлении плана. | - | |||
3. | Диагностика. Методы оценки кровопотери. | Диагностика кровотечения. Прикроватный тест. Методы оценки кровопотери. | Тренинг – освоение навыков всех методов оценки кровопотери. Прием родов, активное ведение 3 периода родов, оценка кровопотери после каждых родов (физиологических и патологических). | - | |||
4. | Консервативные методы лечения акушерских кровотечений | Современные консервативные методы и средства для остановки послеродовых кровотечений. Показания. Техника выполнения. | Обсуждение. Тренинг - борьба с кровотечением менее 1500 мл. | - | |||
5. | Хирургические методы лечения эндометриоза | Современные хирургические методы остановки послеродовых кровотечений (гемостатические швы по Б-Линчу, О-Лири). Показания. Техника выполнения. | Обсуждение. Тренинг – борьба с кровотечением более 1500 мл. | - | |||
6. | Алгоритм действий при акушерских кровотечений | Алгоритм действий по чек-листу. Навыки командной работы и распределение обязанностей. Периодический мониторинг и оценка состояния. | Обсуждение. Тренинг – командные действия при акушерских кровотечениях. | - | |||
7. | Геморрагический шок. ДВС-синдром. | Диагностика геморрагического шока. Постоянная оценка гемодинамических показателей. Критерии артериальной гипотонии. Критическая гипотония. ДВС-синдром. | Презентация. Обсуждение. Работа в родблоке и кабинете крови. | - | |||
8. | Инфузионно-трансфузионная терапия. | Принципы инфузионно-трансфузионной терапии при акушерских кровотечениях. Виды гемотрансфузии. Компоненты крови. Показания к переливанию плазмы, эритроцитарной массы, крови. Характеристика коллоидов и кристаллоидов. Реабилитационные мероприятия после массивных кровотечений. | Заполнение документации при трансфузии крови. | - | |||
9. | Аудит и документация по акушерским кровотечениям. Особенности общения с пациентами и родственниками. | Разбор схемы истории родов и чек-листа по кровотечению. Особенности общения с пациентами и родственниками. | Работа в родблоке. Заполнение истории родов и чек-листа по кровотечению. | - | |||
Всего |
Тематический план самостоятельной работы
№ п/п | Темы | Формы проведения | Продолжительность (в часах) |
1. | Гемодинамические показатели во время беременности. | Изготовление таблиц, плакатов. | |
2. | Алгоритм акушерских кровотечений | Составление алгоритма ведения | |
3. | Экспертиза качества оказания медицинской помощи | Экспертная оценка истории родов | |
Всего |
VIII. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Формы контроля:
Текущий:
– текущая оценка за каждый навык дисциплины
Рубежный:
– экзамен
Итоговый:
– оценка учебных достижений интерна, проводимая после изучения профилирующего модуля.
Литература
Основная литература:
1. Bingham D., Melsop K., Main E. CMQCC Obstetric Hemorrhage Toolkit Hospital Level Implementation Guide. www.cmqcc.org/ob_hemorrhage
2. Бараева Г., Ан. З, Баччи А. Основные причины материнской смертности в акушерской практике: первый опыт и итоги конфиденциального аудита в Республике Казахстан. Entre Nous, 2011, No. 74, p. 16. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/149183/en74r.pdf.
3. С укханбердиев К., Айазбеков А., Иссина А., Абоува Г., Баччи а. Опыт внедрения аудита ≪Анализ угрожающих жизни акушерских осложнений≫ в Казахстане: улучшение практики ведения кровотечений. Entre Nous, 2011, No. 74, p. 18. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_ file/0008/149183/en74r.pdf.
4. Guidry M, Vischi T, Han R, Passons O. Healthy people in healthy communities: A community planning guide using healthy people 2010. US Department of Health and Human Services, The Office of Disease Prevention and Health Promotio http://wwwhealthypeoplegov/Publications/HealthyCommunities2001/defaulthtm. 2010.
5. Eckes G. Six Sigma for Everyone Hoboken, NJ: John Wiley & Sons. 2003.
6. Brussee W. Statistics for six sigma made easy! New York: McGraw-Hill; 2004
7. Carey RG, Lloyd RC. Measuring quality improvement in healthcare: A guide to statistical process control applications. Milwaukee, Wisconsin: American Society for Quality; 2001
8. Haugehy D. Pareto Analysis Step by Step http://www.ginque.com/index.php/projmngmt/505pareto-analysis-step-by-step. Accessed March 31, 2010
9. Bingham D. Measuring and increasing the effectiveness of the quality improvement implementation change practices of front-line maternity physician and nurse leaders. The University of North Carolina at Chapel Hill, 2009, 316 pages; AAT 3352932; 2009. p. 316.
10. Bingham D, Main E. Effective implementation strategies and tactics for leading change on maternity units. Journal of Neonatal and Perinatal Nursing. 2010;24(1):32-42.
11. Основные клинические протоколы и приказа МЗ РК по акушерству и гинекологии. Алматы, 2010 г.
12. «Практическое руководство по оказанию неотложной помощи в акушерстве и гинекологии». /Под редакцией проф. Мамедалиевой Н.М., Алматы, 2006г.
Дополнительная литература:
1. Интегрированное ведение беременности и родов, «Оказание помощи при осложненном течении беременности и родов: руководство для акушерок и врачей», ВОЗ, Женева,2000г.
2. Интегрированное ведение беременности и родов, «Уход во время беременности, родов, послеродового периода, уход за новорожденным: руководство для клинической практики», ВОЗ, Женева, 2003 г.
3. «Эффективная перинатальная помощь и уход» руководство ВОЗ для врачей.
4. Акушерство. Национальное руководство / под ред. Э.К. Айламазяна, В.И.Кулакова, В.Е.Радзинского, Г.М. Савельевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 г.
5. «Родовой блок» М., Чернуха Е.А., 2003 г.
Утверждаю
проректор по постдипломному образованию и межрегиональному сотрудничеству
проф. ____________________Дуйсекеев А.Д.
«__»_____________________________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕЧЕНИИ АТОНИЧЕСКОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ»