В. Психофизиологические аспекты.
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия:
— смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
— речь можно понимать лишь при ее скорости не превышающей 2,5 слов в секунду;
— фраза произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
— мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;
— любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание...) обычно затрудняет понимание других;
— типичный собеседник как "слышит", так и понимает намного меньше, чем он хочет показать;
— люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех, кто не задумывается над своим внутренним миром;
— беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно;
— неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне выспренные выражения — смешат, банальные — нередко раздражают, ошибочная лексика — настраивает на иронию...);
— у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, так что услышав их объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
— мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
— когда нужно воздействовать на чувства человека — ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику — в правое;
— людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
— активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
— то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
— когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
— известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
— люди обычно преувеличивают информационную ценность событий подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую ей;
— человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают — 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
— чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
— чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
— "средний человек" удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
— лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего — сразу после обеда;
— лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже — первая, тогда как средняя — чаще всего забывается;
— память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
— прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше чем законченные;
— слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
— интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже — стоя, совсем плохо — лежа;
— пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые — вечером;
— люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
— стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
— взаимодействуя в условиях большого шума необходимо: смотреть на говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка растягивать слоги, глаголы типа "запрещаю" ставить в начале фразы, типа "разрешаю" — в ее конце;
— "мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она передается";
— "иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе расставляемые мысли произведут другое впечатление";
— при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием резервов сахара и жира...), блокируя "ненужную" работу мозга;
— женщина рассматривает разговор как способ устанавления контакта, высказывания чувств или симпатий — антипатий, а главное — как способ поиска решения различных проблем;
— мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем слушать о чужих, женщины — наоборот;
— мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями; он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость;
— женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли, намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем поступкам.