В. Психофизиологические аспекты

Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо

понимать особенности человеческого восприятия:

- смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным

из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их

применять;

- речь можно понимать лишь при ее скорости не превышающей 2,5

слов в секунду;

- фраза произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает

осознаваться;

- мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а

после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;

- любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание...)

обычно затрудняет понимание других;

- типичный собеседник как "слышит", так и понимает намного

меньше, чем он хочет показать;

- люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех,

кто не задумывается над своим внутренним миром;

- беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры

обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не

очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или

воспринимают неверно;

- неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие

сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному

значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные

эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне выспренные

выражения - смешат, банальные - нередко раздражают, ошибочная лексика

- настраивает на иронию...);

- у большинства людей есть некие критические слова, особенно

воздействующие на психику, так что услышав их объект внезапно

возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;

- мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной

враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже

эмоциональный шок;

- когда нужно воздействовать на чувства человека - ему говорят

преимущественно в левое ухо, когда на логику - в правое;

- людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить,

чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов

нейтрализации конфликтов;

- активность восприятия в огромной степени зависит от способности

полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там

воспоминания;

- то, что всецело ново для партнера и никаким образом не

стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а

чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют

частности и нюансы;

- когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом,

последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается

первичным сообщением о нем;

- известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем

полученным в дальнейшем;

- люди обычно преувеличивают информационную ценность событий

подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую

ей;

- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а

слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают - 60%, в памяти

же у них остается от 10 до 25%;

- чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию,

необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и

положения;

- чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;

- "средний человек" удерживает в памяти не более четверти того,

что было сказано ему лишь пару дней назад;

- лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9

часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;

- лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько

хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается;

- память человека способна сохранить до 90% из того, что человек

делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;

- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два

раза лучше чем законченные;

- слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку

и препятствует ее переработке;

- интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже

- стоя, совсем плохо - лежа;

- пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые - вечером;

- люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;

- стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над

сидящим;

- взаимодействуя в условиях большого шума необходимо: смотреть на

говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка

растягивать слоги, глаголы типа "запрещаю" ставить в начале фразы,

типа "разрешаю" - в ее конце;

- "мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она

передается";

- "иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе

расставляемые мысли произведут другое впечатление";

- при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается

не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий

при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в

кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием

резервов сахара и жира...), блокируя "ненужную" работу мозга;

- женщина рассматривает разговор как способ устанавления

контакта, высказывания чувств или симпатий - антипатий, а главное -

как способ поиска решения различных проблем;

- мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем

слушать о чужих, женщины - наоборот;

- мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит

на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями;

он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость;

- женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли,

намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки

во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем

поступкам.

Наши рекомендации