Психофизиологические аспекты принятия решения

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ. По утвержде-нию П.К.Анохина (1976) необходимость ввести понятие “принятия ре-шения” возникла в процессе разработки теории ФС для четкого обоз-начения этапа, на котором заканчивается формирование и начинает-ся исполнение какого-либо поведенческого акта. Таким образом при-нятие решения в функциональной системе является одним из этапов в развитии целенаправленного поведения.

ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. ССП - это реакции разных зон коры на внешнее событие, сопоставимые по длительности с реальным психологическим процес-сом переработки информации (см.главу 5.3.) или поведенческим ак-том.

В составе этих реакций можно выделять компоненты двух типов: ранние специфические (экзогенные) и поздние неспецифические (эн-догенные) компоненты. Экзогенные компоненты связаны с первичной обработкой, а эндогенные отражают этапы более сложной обработки стимулы.

Утверждается, что волна Р 3 может рассматриваться как психофизиоло-гический коррелят таких когнитивных процессов как ожидание, обу-чение, рассогласование, снятие неопределенности и принятие реше-ния.

Также существует мнение, что чем короче латентный период ВП, тем выше уровень интеллекта.

ТРИ АСПЕКТА ИНТЕЛЛЕКТА. В теоретическом плане наиболее после-довательную позицию здесь занимает Г.Айзенк. Он выделяет три раз-новидности интеллекта: биологический, психометрический и со-циальный. Первый из них представляет генетически детерминирован-ную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на ос-нове нейрофизиологических и биохимических факторов, непосред-ственно связан с деятельностью коры больших полушарий.

Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокультур-ных факторов. Социальный интеллект представляет собой интеллек-туальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он за-висит от психометрического интеллекта, а также от личностных осо-бенностей, обучения, социо-экономического статуса.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Постмортальное исследование мозга людей, которые обладали вы-дающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую оче-редь, размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры. Анализ мозга выдающегося физика А. Эйнштейна показал, что именно в тех областях, где следовало ожидать максимальных изменений (пе-редние ассоциативные зоны левого полушария) рецептивный слой ко-ры был в два раза толще обычного. Кроме того, там же было обнару-жено значительно превосходящее статистическую норму число так на-зываемых глиальных клеток, которые обслуживали метаболические нужды увеличенных в размере нейронов.

Исходно предполагалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие фун-кций доминантного левого полушария, однако в настоящее время все большее значение в этом плане придается функциям субдоминантного правого полушария. В связи с этим возникла гипотеза эффективного билатерального взаимодействия как физиологической основы общей одаренности – чем лучше взаимодействуют полушария, тем эффективнее мыслительная деятельность.

СОЗНАНИЕ.

- Это группа нер-вных процессов, т.е. сознание воспринимает, классифицирует, тран-сформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации.

СОЗНАНИЕ И УРОВНИ БОДРСТВОВАНИЯ. При анализе сознания как психофизиологического феномена необходимо четко разводить два его аспекта. Во-первых, сознанию соответствует определенный диапазон в существующем континууме “сон-бодрствование”. Известно, что при сильном снижении уровня бодрствования разви-вается состояние, которое определяется как кома (“без сознания”). Во-вторых, в качестве самостоятельной характеристики предла-гается выделять содержание сознания. Последнее непосредственно связано с психическим отражением.

СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ. Классик экспериментальной психологии Э.

Б. Титченер определял внимание как “способность и возможность концентрировать сознание”. Нейрофизиологически избирательное внимание проявляется в ло-кальной активации (повышенной возбудимости) определенных учас-тков коры в сочетании с более или менее выраженным торможением остальных областей коры больших полушарий. В зависимости от ха-рактера деятельности зона повышенной активации может переме-щаться по коре больших полушарий. По некоторым данным наиболее высокому уровню сознания и избирательного внимания соответствует локализация очага повышенной активации в левой лобной области, а наиболее низкому - в правой затылочной.

Нейрофизиологические механизмы обеспечивают два вида состояний, характеризующих сознание и внимание:

а) генерализованная активация, на фоне которой могут проте-кать как осознаваемые, так и неосознаваемые процессы;

б) локальная активация (фокус сознания, внимание), создающая зону повышенной возбудимости как условие протекания только осоз-наваемых процессов.

Ежесекундно мозг человека подвергается множеству воздействий

сигналов, поступающих из внутренней и внешней среды. Однако лишь незначительная часть этих стимулов доходит до нашего созна-ния, и еще меньшая оказывается в фокусе внимания. Предполагается, что за осознанное восприятие значимых для субъекта в данный мо-мент раздражителей отвечает особый нервный механизм, осуществляю-щий интеграцию и координацию нейронной активности различных учас-тков коры больших полушарий и подкорковых структур. При этом по-добный механизм с необходимостью не допускает до уровня сознания множество сенсорных стимулов, которые вызывают только кратковре-менную активацию коры, что оказывается недостаточным для их осоз-нания.

ИНТЕНСИВНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СТИМУЛА - чем дольше воздействует слабый стимул, тем более вероятной стано-вится возможность его осознания. Итак, слабые и очень кратковременные раздражители не осоз-наются, если нет дополнительных условий для их усиления.

ЗНАЧЕНИЕ “ПОДДЕРЖКИ”. При слабых интенсив-ностях раздражителя стимул недостаточен для осознания. Однако возмож-но усиление активирующего фона, на котором осуществляется вос-приятие, за счет других условий. Если по тем или иным причинам уровень активации структур моз-га повышен, то восприятие даже слабого стимула становится более вероятным.

Выделяют два наиболее значимых вида “поддержки”: мотивационно-аффективный и ассоциативный. Другими словами, слабые стимулы с большей вероятностью будут опоз-наны, если они являются эмоционально значимыми для человека или связаны с каким-то предшествующим опытом.

Наши рекомендации