Память определение виды и стадии памяти.
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).
Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.
Двигательная (моторная) памятьпроявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.
Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.
Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания.
СТАДИИ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ
После первичного ознакомления с содержанием текста срабатывает первая стадия памяти — стадия чувственного восприятия. Стадия также называетсямгновенной памятью. Она важна в процессе запоминания. Возникают определённые образы и чувства. Процесс чувственного восприятия протекает непроизвольно, без нашего напряжения.
Кратковременная память формируется, если проявить волевое усилие и постараться удержать образ в уме. При повторе мысленно фиксировать слова и образы.
Долговременная память — своеобразное хранилище информации обо всём, из чего состоит наша жизнь, культурный и информационный склад.
Теории и механизмы памяти.
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.
Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией (в переводе с греческого — «соединение», «связь»). Без этих связей, или ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.
Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи вызывает появление в сознании и другого элемента этой связи. Я слышу фамилию человека, и у меня в сознании возникает его образ. Я читаю английское слово «the table», и у меня всплывает понятие «стол». Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлении действительности в определенной связи и последовательности.
Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Прежде всего, следует различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации — это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.
В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения.
Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе.
По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает как он раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации.
Конкретное содержание ассоциаций определяется целым рядом условий, в частности большую роль играют интересы, профессия человека. Например, нетрудно догадаться, какого род образы по ассоциации вызовет слово «корень» у математика, ботаника, зубного врача и словесника.
Разумеется, все проявления памяти нельзя свести только указанным трем видам ассоциаций, как это считала идеалистическая психология. Основу наших знаний составляют ассоциации более высокого уровня, сложные, или смысловые, ассоциации отражающие объективные связи типа «причина и следствие», «род и вид», «целое и часть». Иными словами, в этом случае связь между объектами устанавливается не потому, что они воспринимались одновременно или похожи друг на друга, а потому, что одно явление есть следствие другого, или часть другого, или вид другого.
Образование и сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциации. Об этом и говорил И.П.Павлов: «Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлении или из букв, слов и мыслей».
В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.
Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.
Другая молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая и мозг информация (примерно так, как на магнитофонной ленте записываются слова и музыка). Ученые даже пробуют извлечь из мозга умершего животного эти, как они называют, «молекулы памяти». А дальше идут уже совершенно фантастические предположения о том, что когда-нибудь «молекулы памяти» можно будет синтезировать в лабораториях, изготовлять «таблетки памяти» или специальную жидкость для инъекций и таким образом пересаживать знания в голову человека.
Сторонники химической теории считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под влиянием внешних раздражителей и являются механизмами процессов запоминания, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировка в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) – основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание у них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой сохранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долговременной индивидуальной памятью.
Процесс запоминания имеет двухуровневый характер. На первом уровне, сразу после действия раздражителя, в мозгу осуществляется кратковременная электрохимическая реакция, которая обуславливает обратимые физиологические процессы в клетке. Этот уровень длится секунды или меньше и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень – собственно биохимическая реакция – связана с образованием протеинов и характеризуется необратимостью химических изменений в клетке и считается механизмом долговременной памяти.
Биологические исследования дают основания для оптимистических прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем. Так, в 1962 г. Д.Макконел провел исследование с плоскими червями – планариями. Планарий обучали проходить Т-образный лабиринт при помощи выработки условных рефлексов, после чего из них экстрагировалась РНК, которую затем вводили другим планариям. В той группе, которой вводили РНК из обученных планарий, значительно быстрее формировался ожидаемый условных рефлекс на прохождение Т-образного лабиринта, чем у контрольной группы. Опыты на более организованных животных оказались менее удачными.