Чаще используйте стратегию на стимуляцию чувства успеха при совершении ребенком произвольных усилий
Условное название и короткая запись игры.По кубикам иди и не упади!; С кубиков не упади!
Поведение ребенка.Ребенок перевозбужден, однако, уровень возбуждения средней степени выраженности, проявляет торопливость; боится быть неуспешным; ребенок трудно идет на контакт; поглощенсобственной деятельностью.
Содержание игры.Взрослый раскладывает кубики ш полу и спрашивает у детей: «Кто может по кубикам пройти и не упасть?»(вар. 1). Правила-ограничения. ■Нельзя торопиться, если переступаешь с кубика на кубик.
Цели игры. ■Регуляция двигательной активности ребенка «здесь и теперь» через стимуляцию способности к сохранению равновесия; ■ Удовлетворение потребности ребенка в новых впечатлениях; ■ Стимуляция у нерешительных детей положительных ЭМОЦИЙ ОТуспешности собственных действий при сохранении равновесия вш ре. Варианты игры. ■«Это не кубики, а кочки на болоте.I [дипо кочкам (пенькам) через болото (по траве)» - говорит взрослый.' > i о вариант мотивации ребенка к принятию игровой задачи; ■ Держись 38мою руку и иди по кубикам через болото, реку или лужу (вар. 2); ■ Можно увеличивать расстояние между кубиками (вар. 3); ■ Взрослый обретаетсяк ребенку: «Как Коля стоит на кубиках?» - при этом протягиваетребенку указательный палец или придерживает ребенка за ладошку (вар. 4), предлагает опереться на спинку стула, когда ребенок пытаетсяустоять на кубиках. ■ Коля удерживает равновесие, а взрослый считает:«1,2,3... 10!» Подкрепляет усилия ребенка по сохранению равновесия, овладения гиперактивностью поведения: «Коля молодец, как долго стоит, не падает! Посмотрите, ребята!»; ■ Два кубика на полу расположу и ребенка на них встать попрошу. Если ребенку трудно стоять, то может меня за палец подержать; ■ Кроме кубиков можно использовать другие предметы: бруски, дощечки и т. п.; ■ Если ребенок не может удерживать равновесие, приложите к кубику еще один, чтобы увеличить площадь опоры для ступни.
Классификация игры.Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями мотивации соревнования-соперничества; игры с совместными действиями удержания руки в руке взрослого; игры с палкой.
34. ЭЙ, ПОПРОБУЙ ПОМОГИ - МОИ ПАЛЬЦЫ РАЗОМКНИ!
Чаще используйте стратегии на стимуляцию у
четей чувства успеха, положительных эмоций
ерез мотивацию соревнования-соперничества
Условное название игры.Эй, попробуй, помоги - мои пальцы разомкни; Кулак разомкни и игрушку забери.
Поведение ребенка.Ребенок проявляет двигательную расторможен-ность, переживает состояние неуспешности или неуверенности, не знает, как отреагировать раздражение.
Содержание игры.Взрослый предлагает ребенку разжать кулак взрослого, говорит: «На счет до 10 кулак попробуй разомкни!» Правила-ограничения, нНельзя делать другому больно, когда пытаешься открыть кулак.
Цели игры. ■Стимуляция телесного контакта через мотивацию соревнования-соперничества между взрослым и ребенком или между детьми; вСтимуляция у ребенка чувства успеха через положительное подкрепление взрослым успешных действий при разжимании кулака. Короткая запись игры.На счет до 10 мой кулак разомкни! Варианты игры, иМожно предложить нескольким детям одновременно разжимать один или оба кулака взрослого (вар. 1, 3); иЧтобы игра была интереснее, и разжимать руку было веселее, в кулак можно спрятать мелкий предмет (игрушку, ластик, монетку); иВместо кулаков можно предложить разжимать руки, сложенные натруди (вар. 2). Если на счет до 10 чужие руки не разжимаешь, то сам руки на груди располагаешь!; ■ Вместо открывания кулаков можно предложить ребенку разжимать, разъединять два кулака. Для этого взрослый говорит: «Ой, что это такое? Кулаки склеились! Кто поможет оторвать кулак от кулака?» (вар. 3); иВместо открывания кулаков можно предложить разжать, разъединить два пальца руки. Для этого взрослый говорит: «Ребята, у меня пальцы перепутались! Кто поможет разъединить?» (вар. 4); ■ Если на счет до 10 кулак (руки, пальцы) не разжимаешь, то щелчок по колену получаешь; вЧтобы игра была интереснее, взрослый может разжимать кулак ребенка только большим и указательным пальцами; яМожно спрятать игрушку, предмет в «кулаке» из двух ладоней; вДо кулака открытого добеги и предмет раньше, чем кулак закрою, забери; вРебенку можно щекотать или смешить взрослого, использовать карандаш, чтобы взрослый открыл кулак.
Классификация игры.Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями мотивации соревнования-соперничества; игры с действиями удержания кулака закрытым.
ЗДОРОВАЕМСЯ
Чаще используйте стратегии на стимуляцию телесного контакта и положительных эмоций между детьми, детьми и взрослым
Условное название игры.Здороваемся пальцами, локтями, носами, подбородками; Поздоровайся, как я.
Поведение детей.Дети проявляют нерешительность или, наоборот, конфликтность, недоброжелательность друг к другу; скованность; не проявляют положительных эмоций (мало улыбаются или смеются; напряжены); мало взаимодействуют друг с другом.
Содержание игры.Взрослый подходит к ребенку и предлагает: «Давай поздороваемся, вот так», - только указательными или большими пальцами (вар. 1), «А так можешь, кулачками?» - предлагает поздороваться кулаками и т. д.
Возможные правила-ограничения. ■Если не поздоровался локтями, то глаза открывать нельзя; ■ После того как поздоровался, надо сосчитать до 5-10 и тогда оторвать свой нос от носа товарища. Цели игры. ■Отреагирование, провокация и преодоление «здесь и сейчас» нерешительности, скованности через стимуляцию телесного контакта с другим; ■ Стимуляция положительных эмоций через необычность телесного контакта у нерешительных детей или у детей с депрессивным и тревожным фоном настроения; ■ Стимуляция гуманных чувств у конфликтных детей или враждебно настроенных к другим. Короткая запись игры.К ребенку подойду и здороваться пальцами, локтями, коленками предложу! Если ребенок согласится, то игра может получиться!
Варианты игры: ■Взрослый упрощает, усложняет, варьирует необычность, новизну и неожиданность вариантов телесного контакта между детьми или взрослым и ребенком. Например, предлагает детям поздороваться подбородками, лбами, ушами, попками (вар. 2); ■ Можно предложить детям здороваться всем вместе: вдвоем, разбившись по парам, втроем, вчетвером, чтобы игра была веселее, эмоционально насыщеннее (вар. 3); ■ Можно предложить здороваться с закрытыми глазами; ■ Если ребенок отказывается от телесного контакта, то, чтобы не прерывать игровое взаимодействие с ребенком, можно предложить ребенку здороваться с игрушкой, с носками обуви; сказав: «Ну, если ты здороваться не хочешь, может карандаши или куклы поздороваются вместо нас?» Можно вложить в руки ребенка эти предметы и сделать это. Классификация игры.Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями стимуляции положительных эмоций; игры с игрушкой.
36. ЭТОТ ПАЛЬЧИК МОЛОДЕЦ...
Чаще используйте стратегии на стимуляцию телесного контакта с ребенком и положительного подкрепления, похвалы
Условное название игры.Этот пальчик молодец; Пальцы загибаю, хорошее или плохое вспоминаю!; Пальчик загну - хорошее скажу. Поведение ребенка.Ребенок нуждается в общении, эмоциональной поддержке со стороны взрослого; в поведении проявляет чрезмерную зависимость от мнений окружающих его сверстников, гиперактивность. Содержание игры.Взрослый предлагает ребенку поиграть в новую игру. Берет в свою руку пальцы ребенка и загибает, приговаривая: «Этот хорошо играл, молодец! Этот пальчик игрушки кидал, эх! Этот бегал и шумел! Этот - исправить все хотел» (вар. 1).
Правила-ограничения. ■Надо сказать что-то хорошее про себя, чтобы взрослый загнул палец на руке!; ■ Водящему нельзя загибать палец на руке ребенка, если не сказал что-либо о другом человеке. Цели игры. ■Коррекция поведения через косвенное оценивание поступков нерешительного и одновременно обидчивого ребенка; ■ Преодоление обидчивости, эмоциональной неустойчивости ребенка, болезненной реакции на негативную оценку поведения; ■ Обогащение словаря положительных подкреплений у ребенка позитивными высказываниями о себе или другом в процессе восприятия речи взрослого, с телесными действиями взрослого в привлекательной для ребенка интонационно-ритмической форме.
Короткая запись игры.Этот пальчик хорошо играл, молодец! Этот пальчик игрушки кидал, эх! Этот бегал и шумел! Этот, исправить все хотел.
Варианты игры. ■Если ребенок избегает телесного контакта со взрослым, то взрослый: 1) приговаривает что-нибудь о ребенке или о себе, загибая собственные пальцы в поле внимания ребенка, внимательно отслеживая эмоциональные реакции ребенка на свои действия (вар. 2) или 2) предлагает ребенку: «Свои пальцы на руке загибай и про себя хорошее вспоминай, а я у себя на руке и про себя хорошее говорю!» (вар. 3); ■ Взрослый загибает пальчик ребенка и одновременно спрашивает: «А этот пальчик что делал?» - так, чтобы стимулировать у ребенка осознание особенностей поведения; ■ Взрослый предлагает детям одновременно загибать пальцы, но так, что ребенок загибает пальцы на руке другого и при этом припоминает вслух «хорошие дела» другого. Классификация игры.Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями положительного подкрепления.
37. ДАВАЙ Я ТЕБЕ ПОГАДАЮ!