Тестирование РАС по международным стандартам
В целях определения наличия аутистических расстройств в мире широко используются две методики. Первая DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders), подготовленная и проверенная Американской ассоциацией психиатров (ААП).
Таблица 1 "Критерии DSM-IV для определения аутизма"
Раздел диагностики | Поведенческие нарушения |
А. Общее количество показателей из разделов 1, 2 и 3 - 4: по крайней мере два показателя из раздела 1 и по меньшей мере по одному показателю из разделов 2 и 3: 1. Качественное нарушение в социальном общении, должно включать как минимум два показателя | а) проблемы в невербальных типах поведения: глазной контакт, застывшее выражение лица, позы, бедная мимика б) неумение поддерживать контакт со сверстниками, соответствующих уровню возрастному уровню; в) нежелание обмениваться интересами, радостью или достижениями с другими людьми (нет указательного жеста); г) минимум социальной или эмоциональной взаимности. |
2. Качественное нарушение коммуникации, должно включать как минимум один показатель: | а) значительная задержка речи или полное ее отсутствие (невозможность полной компенсации через другие модели коммуникации, например жесты или мимика); б) при наличии речи, нежелание ее использовать в общении, поддерживать разговор с другими людьми; в) стереотипии или эхолалии в речи; г) отсутствие игры, использующей символы, "понарошку", спонтанной игры или игры по социальной имитации, соответствующей уровню развития. |
3. Наличие устойчивых стереотипных форм поведения и интересов и деятельности, должно включать как минимум один показатель: | а) устойчивые стереотипные ограниченные интересы нарушенные по интенсивности, или по направлению; б) жесткая приверженность к распорядку и ритуалам; в) двигательные стереотипии ( размахивание руками, верчение пальцев, другие движения телом); г) стереотипная игра с одними и теме же объектами |
Б. Значительная задержка или нарушение до 3 лет, в областях: должно включать как минимум один показатель | 1) социальное общение; 2) использование речи для коммуникации; 3) спонтанная игра или творческая игра. |
При данной диагностике важно учитывать эти изменения, возникшие в возрасте до 3 лет.
Оценочная шкала раннего детского аутизма (CARS) - это распространенная оценка, который проводят при диагностировании детей с подозрением на диагноз аутизм во всем мире. В данном тестировании необходимо выбрать наиболее похожее поведение ребенка в каждом вопросе, посчитать количество баллов. Оптимально, раз в квартал, проходить тест снова для регистрации изменений в поведении, отмечать прогресс. Если поведение находится в середине рядом стоящих показателей, то прибавляете полбалла к верхнему показателю (например не 1 балл, а 1,5 или не 2, а 2,5)
Таблица 2. Анкета для определения степени РАС
Область | Характерное поведение | баллы | +/ - |
Социальные отношения | Социальная активность и поведение дошкольника соответствует возрасту. Возможна иногда застенчивость, беспокойство в момент обращения. | ||
Напряженность в отношениях. Ребенок может избегать взгляда, взрослых или нервничать при каких-либо просьбах, присутствует сильная стеснительность, не всегда откликается на имя, сильно привязан к родителям не по возрасту | |||
Ребенок часто находится в своих мыслях, не замечает взрослых, сверстников. Требуются усилия по привлечению его внимания, ребенок не инициирует общение, предпочитает быть один. | |||
Ребенок находится полностью "в себе", постоянно равнодушен, не замечает ничего и никого вокруг. | |||
Имитация | Ребенок способен точно повторить за окружающими слова и действия , аналогично сверстникам | ||
Дошкольник может повторить простейшие действия: отдельные звуки, слоги, хлопанье в ладошки. Может повторить сложные действия с помощью взрослых. | |||
Ребенок очень редко имитирует и только с поддержкой взрослых. Может имитировать через некоторое время, с задержкой. | |||
Ребенок ничего не повторяет, даже с помощью взрослых. Отсутствует интерес и желание имитировать. | |||
Эмоциональность | Эмоциональность соответствует возрасту, изредка встречаются протесты, крики, адекватные реакциям сверстников и особенностям характера | ||
Ребенок периодически чрезмерно остро реагирует на события, иногда его реакции не связаны с каким-либо объектом или действиями, иногда сильные истерики | |||
Эмоциональность постоянно нарушена: заторможенность или сильная возбужденность, гиперактивность. Эмоции и действия не связаны с ситуацией, может резко начать смеяться, гримасничать без повода, быть суровым, раздражительным, кричать. Частые истерики или отсутствие эмоциональных реакций. | |||
Эмоциональность сильно нарушена, не соответствует ситуации. Ребенок находится постоянно в возбужденном или отрешенном состоянии. | |||
Крупная моторика | Крупная моторика и координация соответствуют норме возрастного развития, хорошее владение телом | ||
Несовершенное владение телом, иногда неповоротливость или суетливость, могут быть повторяющиеся движения, плохая координация | |||
Проблемы с крупной моторикой, некоординированность тела. Могут наблюдаться странные движения руками, ногами, верчение пальцев, в некоторых ситуациях проявление агрессии, самоагрессии. Гипер тонус в ногах, ходит иногда на цыпочках. | |||
Интенсивность вышеприведенных проблем с крупной моторикой почти постоянна, могут присутствовать гиперкинезы, самостимуляции. Агрессию /самоагрессию трудно остановить взрослым. | |||
Мелкая моторика | У ребенка достаточный интерес к игрушкам и объектам, соответствующий его возрасту. Понимает и использует игрушки по назначению, фантазирует. | ||
Ребенок проявляет странный интерес к игрушке, использует не по назначению. Может стучать игрушкой или сосать ее. | |||
Дошкольник слабо интересуется игрушками, или использует их неподходящим образом. Может концентрироваться на какой то части игрушки, двигать/отламывать определенную часть или играть исключительно с одной игрушкой. Или выстраивать игрушки / объекты в линию. | |||
Ребенок вообще не интересуется игрушками, или выражает поведение, как описано в предыдущих пунктах, но более выражено. Ребенка невозможно отвлечь, когда он занимается деятельностью | |||
Отношение к изменениям | Обычная реакция на изменения. Ребенок замечает и говорит о изменениях в обыденной жизни, но принимает их спокойно, соответственно возрасту | ||
Если окружающие пытаются изменить род деятельности ребенка в определенный момент, то ребенок продолжает деятельность вопреки, игнорирует вмешательство взрослых, или гневается | |||
Ребенок сильно сопротивляется изменению в его порядке игры, продолжает деятельность и его очень трудно от отвлечь. Ребенок на вмешательство сильно сердиться, кричит, появляются поведенческие проблемы на изменение привычного порядка | |||
Ребенок сильно и явно сопротивляется изменениям. Отказывается сотрудничать, полностью игнорирует и реагирует сильными вспышками раздражения | |||
Зрительная реакция | Зрительная реакция соответствует возрасту. Зрение используется совместно с другими чувствами как способ исследования новых объектов | ||
Приходится привлекать ребенка посмотреть на объекты. Он может интересоваться своим изображением в зеркале, чем другими детьми, может иногда смотреть в пространство или избегать взгляда | |||
Дошкольнику постоянно напоминают, что он должен смотреть на объекты или то, что делает в данный момент. Ребенок может вместо внимания к взрослому в ответ смотреть в пространство, постоянно избегать взгляда в глаза, смотреть на предметы боковым зрением или держать близко к глазам. | |||
Вышеперечисленные признаки присутствуют в большей степени. Ребенок постоянно избегает взглядов, не смотрит на яркие объекты или объекты его внимания фиксированы. | |||
Слуховая сенсорика | Слуховая сенсорика дошкольника соответствует возрасту. Слух обычно используется для познания мира наряду с другими чувствами | ||
Возможна недостаточная ответная реакция или присутствует повышенная чувствительность к ряду звуков. Ребенок может расстраиваться из-за очень громких или необычных звуков | |||
Реакция на звуки у ребенка неравномерна. Он часто игнорирует звуки, речь, даже если они повторяются; может пугаться или закрывать уши если слышит некоторые звуки из повседневной жизни | |||
Ребенок демонстрирует повышенную или пониженную сенсорную активность к звукам. Очень избирателен к звукам, они влияют на его состояние | |||
Общая сенсорная чувствительность (вкус, запах, осязание) | Ребенок изучает предметы и явления соответственно возрасту, главным образом через ощущение и зрение. Сенсорная активность обычная и используется надлежащим образом. Реакция на болевые ощущения обычная и соответствует возрасту | ||
Несколько странная сенсорная чувствительность. Ребенок засовывает предметы в рот, может пробовать на вкус несъедобные предметы; слишком остро реагирует на несильную боль, которую обычные дети воспринимают как маленький дискомфорт | |||
У ребенка явно выраженная сенсорная чувствительность. Резко реагирует на прикосновения, может нюхать или пробовать на вкус неподходящие объекты и даже окружающих. Ребенок почти не замечает боли или неадекватно реагирует на боль | |||
Сенсорные ощущения используются не по назначению или игнорируются. Вышеперечисленные признаки предыдущего пункта усилены. | |||
Нервная система, страхи | Состояние нервной системы соответствует возрасту, поведение и страхи ребенка такие же как у сверстников, в зависимости от ситуации | ||
Ребенок иногда показывает слишком сильную или слишком слабую боязнь по сравнению с другими детьми в аналогичной ситуации | |||
У дошкольника явный диссонанс в поведении, постоянная нервозность, могут быть ночные страхи | |||
Сильные страхи, просыпание ночью с криками. Очень тяжело успокоить или утешить ребенка. Или у ребенка нет осторожности, он может не замечает опасность, которую другие дети избегают. | |||
Вербальная коммуникация | Обычная вербальная коммуникация, соответствует возрасту и данной ситуации | ||
Присутствует задержка речи, речь развивается осмысленно, но может присутствует эхолалия или неправильное употребление слов. Возможно искажение, странные слова, коверканье слов | |||
У ребенка речь может отсутствовать. Если она есть, то проявляется смесью осознанной речи и разговором на непонятном языке. В более старшем возрасте при развитии речи - увлеченность отдельными темами | |||
Речи нет или осмысленная речь не используется. Ребенок может издавать детские визги, причудливые или животные звуки, может использовать эхолалии для выражения просьб, чувств, действий | |||
Невербальная коммуникация | Невербальная коммуникация развита по возрасту | ||
Незрелая невербальная коммуникации; ребенок показывает неопределенно или дотягивается до того, что хочет, в ситуации где обычный ребенок может объяснить жестами что конкретно хочет получить. | |||
Ребенок в целом выражает свои потребности или желания невербально, но не понимает невербально других, невербальное общение редкое | |||
Дошкольник использует причудливые или странные жесты, не имеющие определенного смысла и не понимает смысла жестов и выражения лица других | |||
Уровень активности | Ребенок не более и не менее активен, чем дети этого же возраста в аналогичной ситуации. | ||
Ребенок или слишком гиперактивен или “ленивый” и медлительный. Уровень активности ребенка влияет слабо на его достижения | |||
Ребенок может быть очень активным и его сложно держать в определенных границах, приходится использовать успокаивающие средства. Ребенка тяжело вечером уложить спать. Или наоборот, ребенок может очень замедленным и нуждаться в значительных усилиях, чтобы его заставить двигаться | |||
Дошкольник проявляет крайние состояния активности или летаргичности, может изменяться от одного экстремального состояния к другому | |||
Интеллект | Ребенок так же умен как и дети его возраста и не имеет каких-либо необычных интеллектуальных навыков или проблем | ||
Дошкольник не так умен как дети его возраста; интеллектуальные навыки немного отстают | |||
В целом ребенок не так умен как другие дети этого возраста; не смотря на это, ребенок функционирует нормально в нескольких интеллектуальных областях | |||
Интеллект ребенка значительно снижен, как у других детей его возраста, или он превосходит других детей в интеллекте, но одновременно присутствуют значительные проблемы в бытовых навыках | |||
Общее впечатление | У ребенка нет признаков, характеризующих аутизм | ||
У ребенка есть только некоторые симптомы или мягкая степень аутизма | |||
Ребенок демонстрирует определенные признаки или умеренную степень аутизма | |||
Ребенок демонстрирует многие симптомы или крайнюю степень аутизма |
Необходимо определить сумму баллов и выбрать диапазон полученных результатов:
15-30 баллов - не аутичный ребенок,
30-37 баллов - умеренная степень аутизма,
37-60 баллов - тяжелый аутизм.
При тестировании оптимально сравнивать разные результаты тестов, логопедического обследования, наблюдения родителей для полного спектра наличия или отсутствия расстройств аутистического спектра.