Способность индивида быть членом группы в контексте семейной модели и отношения между индивидом, терапевтом и группой
При невротическом переносе, который определял терапевтическую ситуацию в группе I, в рамках группы происходит повторное оживление бессознательных переживаний пациентов, связанных с непреодоленной психической травмой, которую нанесли ребенку родители. Каждый пациент воспринимает группу как семью, в которой воспитывался в детстве. Речь идет о так называемой семейной модели. Например, в развитии терапевтического процесса в группе I значительную роль играли конфликты между матерью, отцом и ребенком, в группе II — чувство неполноценности, возникающее у ребенка по вине родителей, в группе III — амбивалентные, неинтегрированные в эго элементы восприятия окружающих людей (объектов) и собственной личности, которые путем расщепленного переноса проникли в отношения между пациентами. Подобные процессы описал Дитер Ольмейер 10. Он пришел к выводу, что эго развивается не только в направлении укрепления идентичности, ограниченной рамками личности, но и в направлении формирования так называемых групповых функций эго. Понятие групповых функций эго, предложенное Дитером Ольмейером, позволяет лучше понять механизм повторного оживления в рамках группы травматической ситуации, первоначально возникшей в детстве, иными словами, механизм превращения прошлого в настоящее Индивидуальная травма, которая, согласно Ольмейеру, всегда связана с травмой семейной, реанимируется в групповой
ситуации, что сопровождается соответствующими болезненными аффектами11. При этом групповые функции эго, посредством которых воспроизводится семейная травма, являются связующим звеном между эго индивида и групповым эго12. Повторное оживление травматической ситуации позволяет пациенту, бессознательно ощущающему себя в момент регрессии членом семьи, в которой он воспитывался в детском возрасте, подвергнуть болезненные переживания психологической переработке.
Данные процессы в групповой ситуации, как и в ситуации индивидуального психоанализа, отчасти находятся в ведении эго пациента. На мой взгляд, такой подход позволяет опровергнуть мнение некоторых психологов, полагающих, что в групповой ситуации доминирует ид, а эго словно погружено в гипноз 13. По крайней мере, психологическая работа эго участников группы I, с которыми я встречался с ноября 1969 года по июль 1973 года и проводил сеансы по сто-двести минут каждый, не отличалась от аналогичной работы в условиях индивидуального психоанализа. Три с половиной года терапии — срок достаточный и для индивидуального психоанализа. Для того чтобы добиться с помощью групповой терапии тех же результатов, каких добивается терапевт, занимающийся индивидуальным психоанализом, необходимо, чтобы пациент имел возможность преодолеть болезненные переживания, связанные с семейной травмой, в процессе «воспоминания, повторения и переработки» 14. В групповой ситуации пациенты могут успешно преодолевать конфликты, обусловленные эдиповым комплексом, а также младенческие нарцистические травмы. По мере улучшения взаимоотношений в группе пациенты начинают осознавать происхождение болезненных переживаний, которые возникают у них
в данный момент, заново учатся уважать друг друга и избегать дополнительных травм15. Аналогичным образом пациенты из группы III осознали, что они сами являются источником деструктивных тенденций, которые оказывали на группу разрушительное воздействие. В результате этого амбивалентные элементы были интегрированы r эго, несмотря на то, что группа распалась.
Несмотря на все различия, между тремя описанными группами есть одно сходство: в рамках данных терапевтических коллективов происходило повторное оживление детских переживаний, имеющих решающее значение для формирования невроза. Эти переживания находили свое выражение в отношениях между индивидом и руководителем, а также в отношениях между индивидом и другими пациентами.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА
Теоретическое обоснование
Определение условий, при которых групповая терапия может считаться завершенной, вопрос не менее сложный, чем определение аналогичных критериев в рамках индивидуального психоанализа. Фридрих Вильгельм Эйкгоф1 посвятил этой проблеме целую книгу. Он попытался сформулировать, в частности, способы, позволяющие определять, достигнута ли цель индивидуальной психоаналитической терапии. Существуют также различные категории, опираясь на которые психоаналитик может судить, достигнута ли цель групповой терапии, и выносить ли решение о прекращение курса психоанализа.
1. Реактивация бессознательных, болезнетворных конфликтов должна по мере развития группового процесса привести к исчезновению симптомов, которые заставили пациентов обратиться за помощью к психоаналитику и согласиться на участие в групповой терапии.
2. Групповая терапия должна создать условия, благоприятствующие развитию функций эго2 и стимулирующие самостоятельность и независимость пациента.
3. Индивид должен в процессе повторного оживления и психологической переработки значимых детских конфликтов преодолеть инфантильную амнезию, «забвение» детских переживаний.
4. Индивид должен преодолеть патологическое сопротивление и быть способным к адекватному восприятию объективной реальности, не искаженной проекциями3.
5. Индивид должен в большей или меньшей степени освободиться от инерции позитивного и негативного эдипова комплекса.
6. В контексте женской половой идентичности «отказ от женственности» должен уступить место здоровой женской сексуальности, а в контексте мужской половой идентичности на смену пассивной «феминной» позиции должна прийти активная мужская позиция.
Данные критерии подходят для определения условий окончания терапии в группах, участники которых, подобно большинству пациентов из группы I, страдают от невротических переносов.
Цели терапии лиц, страдающих нарцистическими расстройствами личности, подобно пациентам из группы II, — куда скромнее. Речь идет лишь о преодолении идеализированных переносов и снижении нарцистиче-ской активности. Пациенту необходимо убедиться, что он не отличается самодостаточностью и совершенством, способен допускать ошибки и проявлять слабость, однако понимание этого не должно уязвлять его чувство собственного достоинства, а соответствующие замечания окружающих не должны его обижать. Приступая к терапии лиц, страдающих такими тяжелыми расстройствами
личности, как пограничное состояние, характерное для пациентов из группы III, терапевт ставит перед собой совсем скромные задачи, а именно: формирование у пациента отчетливой идентичности на этапе «ролевой диффузии» 4, нормализация межличностных отношений, преодоление характерного состояния расщепления личности на амбивалентные элементы.
На заключительном этапе своего развития терапевтический процесс начинает приближаться к своей цели. Некоторые пациенты все чаще предлагают прекратить терапию, другие пациенты проявляют склонность к рекапитуляции группового процесса или вновь обращаются к исчерпавшим себя проблемам. На данном этапе участники группы выносят на обсуждение недостаточно понятные им интерпретации психоаналитика, чтобы разобраться во всем до конца. Терапевту следует открыто признать все допущенные им ошибки, которые возникли вследствие его невнимательности или небрежности, поскольку это приносит пациентам ощутимое облегчение.
Психоаналитик также ощущает облегчение, поскольку по мере преодоления невротических переносов пациенты постепенно начинают воспринимать его как реальное лицо, а не как объект проекции. Иначе говоря, давление переноса ослабевает. Нередко это приводит к полному уничтожению5 переноса и тем самым к освобождению 6. Предпосылкой подобного развития является «постепенный отказ терапевта от контрпереноса» 7. Речь идет о том, что психоаналитик должен постепенно отстраняться от группы и пациентов. Отстранение, которое сопровождается неизбежной болью разлуки, требует от терапевта готовности «остаться наедине с собой, не чувствуя себя при этом одиноким» 8. Для психоаналитиков, практикующих групповую терапию, данное качество
имеет большее значение, чем для терапевтов, занятых индивидуальным психоанализом, поскольку групповой процесс в течение длительного времени вращается вокруг личности руководителя, что неизбежно доставляет ему весьма ощутимое нарцистическое удовлетворение. На заключительном этапе развития терапевтического процесса психоаналитику следует отказаться от этого преимущества. В противном случае пациенты будут долгое время ощущать связь с психоаналитиком, подобную связи между ребенком и родителями, которые ограничивают его самостоятельность. Выполнив это «предварительное условие» 9, психоаналитик получает возможность лучше понять реакцию группы на предстоящее окончание терапии. Как правило, на заключительном этапе терапии у пациентов возникает разочарование, поскольку они полагают, что бессердечный психоаналитик бросает их на произвол судьбы. Нередко в этот момент наблюдается кратковременное обострение симптомов. Степень готовности пациентов к прекращению терапии зависит от интенсивности психологической переработки разочарования, вызванного отстранением психоаналитика.
Оптимальные условия для прекращения терапии возникают в том случае, если пациенты и психоаналитик сходятся во мнении, что пришло время закончить терапию 10. Согласно Ходу Т. Херну 11, это происходит в тот момент, когда пациент начинает испытывать желание остаться наедине с самим собой, отделиться от психоаналитика. И если в ситуации индивидуального психоанализа это сопряжено с определенными трудностями, то в групповой ситуации трудности только возрастают. Это объясняется тем, что в групповой терапии принимает участие несколько человек, состояние которых бывает различным. Возникает вопрос, следует ли
пациентам, добившимся значительных успехов, прекращать терапию раньше других участников группы или они должны из чувства солидарности продолжать посещать групповые сеансы? Если предположить, что подобным пациентам следует продолжать терапию, то возникает дополнительный вопрос, не помешают ли они развитию терапевтического процесса, не вызовет ли их присутствие у других участников группы чувство вины за свою медлительность? Данная проблема должна быть решена совместными усилиями всех участников группы с учетом всех особенностей актуальной групповой ситуации.
Мой личный опыт убеждает меня в том, что группа может сохраняться в полном составе вплоть до прекращения терапии при условии, что желание определенных пациентов покинуть группу не ускользает от всеобщего внимания и подвергается психологической переработке. Нередко подобные тенденции являются защитной реакцией на сохранившиеся желания зависимости и опеки, а также на боязнь независимости и ответственности. Соответствующая интерпретация поможет пациентам, ощущающим свое превосходство над другими участниками группы, сохранить интерес к терапевтическому коллективу.
Согласно Эрнсту А. Тихо12, заключительный этап терапевтического процесса включает в себя две последовательные стадии, а именно: оздоровление отношений между пациентом (или группой пациентов) и психоаналитиком (или руководителем группы), а также заключительный сеанс. Судя по реакции пациентов на предстоящее прекращение терапии, психоаналитик может определить, нормализовались ли отношения между ним и участниками группы. В том случае, если пациенты продолжают испытывать глубокое разочарование,
сопровождаемое обострением прежних симптомов, терапию следует продолжать. Если же переживания пациентов носят менее драматический характер и участники группы в состоянии обсуждать причины обострения симптомов, то психоаналитику пора Прекращать терапию.