Инструментальное обеспечение оценивания сформированности игровых компетенций
Реализация содержания игровых ситуаций предполагает оценку развития игровой деятельности детей. Такую оценку предлагается проводить педагогам группы в рамках педагогической диагностики в ходе наблюдений за активностью детей, как в самостоятельной, так и в специально организованной деятельности в начале и конце учебного года.
Инструментарием для педагогической диагностики предлагаем использовать — индивидуальные карты детского развития, в которых приведены примерные игровые компетенции, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе игровой деятельности.Перечень игровых компетенций, выделены на основе структурных компонентов сюжетно-ролевой игры, особенностей формирования игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, целевых ориентиров образования в раннем и дошкольном возрасте, а также показателей индивидуальных карт освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел "Развитие игровой деятельности", представленные преподавателями дошкольного факультета Челябинского педагогического государственного университета.
Результаты педагогической диагностики предлагается ФГОС ДО использовать для решения задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей [34, п.3.2.3.].
Игровые компетенции отражают итоговые (планируемые) результаты освоения содержания коррекционно-развивающей работы по формированию сюжетно-ролевой игры у воспитанников на каждом возрастном этапе, которые разработаны на основе целевых ориентиров дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования, а также особенностей развития сюжетно-ролевой игры детей раннего и дошкольного возраста [34, п.4.6, 4.8; 38, 64].
Ниже приводим перечень игровых компетенций, которые могут быть использованы как основные критерии для анализа игры детей в процессе наблюдений.
Игровые компетенции
Возраст 1-3 года:
1. Проявляет интерес к игрушкам, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами активно откликается на предложение поиграть
2. Игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер
3. Принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.)
4. Объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.)
5. Может выполнять условные действия с образными игрушками, предметами-заместителями (использует 1-2 замещений, разученных ранее или типичных для данного возраста замещения)
6. Владеет активной речью, включенной в общение. Игровые действия сопровождает речью
7. Проявляет интерес к играм со сверстником, наблюдает за их действиями и подражает им
8. Стремиться проявлять самостоятельность в игровом поведении
Возраст 3-4 года:
1. Интерес к игрушкам избирательный, устойчивый
2. Принимает на себя роль, непродолжительно взаимодействует со сверстниками в игре от имени героя
3. Проявляет желание подчиняться правилам игры
4. Охотно включается в ролевой диалог, использует активно мимику, выразительные средства
5. Игрушки для игры может заранее подбирать, но может и обратиться за помощью к взрослому
6. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей
7. Игровые действия разнообразны. Цепочка действий соответствует логике, носит сюжетный характер.
8. Разыгрывает по просьбе взрослого или самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок
9. Проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении
Возраст 4-5 лет:
1. Устойчивый интерес к разнообразным предметам и игрушкам
2. Умеет объединяться с детьми для совместных игр, договариваться со сверстником, распределять материал, согласовывать действия
3. Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять
4. Меняет роли в процессе игры, может проявить инициативу, творчество в создании новых ролей
5. Может принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров
6. Организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты (воспроизводит в играх события, впечатления от рассказов, телепередач, мультфильмов)
7. Активен в ролевом диалоге, использует мимику, выразительные средства
8. Организует игровую обстановку, самостоятельно изменяет и дополняет её
Возраст 5-6 лет:
1. Умеет договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре до начала игры и строит своё поведение, придерживаясь роли
2. Придумывает самостоятельно сюжеты (сюжето-сложение, новые варианты, новые роли, введение сказочных персонажей в реальные условия)
3. Умеет организовать и спланировать игру (создание предметно-игровой обстановки)
4. Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей
5. Различает условную и реальную ситуации
6. Способен импровизировать в игре, свободно чувствует себя в роли, доступны как главные, так и второстепенные роли
7. Может самостоятельно разрешать проблемные ситуации, предупреждать конфликты, используя считалки, жребий, норму очередности и т.п.
Возраст 6-7 лет:
1. Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации
2. Умеет развернуть содержательную игру, и договариваться о характере игрового образа, заранее формулировать правила предстоящей роли и строить ролевое поведение в строгом соответствии с этим правилом. Находит новую трактовку роли и исполняет ее
3. Может моделировать предметно-игровую среду
4. Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх. К сверстникам доброжелателен, проявляет стойкий интерес к сотрудничеству. Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций