Структура сюжетно-ролевой игры

Для изучения состояние игровой деятельности каждого ребенка в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида предлагается использовать целенаправленное наблюдение и диагностические методики, разработанные Л.Б. Баряевой, А. Зарин, Е.А. Стребелевой, Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, Г.Н. Лавровой [2, 28, 40, 54].

На основе разработанных выше указанными авторами рекомендаций и методов по изучению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста, нами выделены структурные разделы игры: игровые интересы, интерес к игрушкам, характеристика игровых действий, предпочитаемые сюжеты ролевых игр и их соответствие возрастным нормативам, качественная характеристика владения ролью, использование предметов-заместителей, особенности речевых высказываний, характеристика взаимодействие ребенка со сверстниками, особенности ролевого поведения ребенка, особенности произвольной саморегуляции в игре, длительность игры.

Они являются предметом наблюдений за игрой ребенка. Каждый раздел предполагает определенные показатели, раскрывающие их содержание на основе учета возрастных нормативов, а также специфических особенностей игровой деятельности детей с проблемами в развитии.

Рассмотрим качественную характеристику каждого раздела сюжетно-ролевой игры подробно:

1.Игровые интересы, интерес к игрушкам:

- разнообразные; (не) устойчивые; кратковременные, *не специфичные (увлечение не игровыми предметами).

2. Характеристика игровых действий:

- манипулятивные; процессуальные; сюжетные;сюжетно-ролевые.

3. Предпочитаемые сюжеты ролевых игр и их соответствие возрастным нормативам:

- бытовые; трудовые; по мотивам знакомых сказок мультфильмов, историй,

- (не) умеет фантазировать, комбинировать реальные и фантастические сюжеты, истории, события;

-*наблюдаются ли и повторяющиеся темы и сюжеты игры, к которым настойчиво ребенок возвращается.

4. Качественная характеристика владение ролью:

- последовательно выполняет цепочку игровых действий, полностью раскрывает содержание роли, знает содержание других ролей;

- какие роли предпочитает (ведущие, второстепенные);

- (не) использует ли воображаемые, условные действия;

-*наблюдаются ли повторяющиеся роли, к которым настойчиво ребенок возвращается.

5 .Использование предметов-заместителей:

- ребенок предпочитает играть реалистичными игрушками, но иногда использует 1-2 замещений, разученных ранее или типичных для данного возраста замещения (ранний возраст);

- ребенок постоянно включает разнообразные предметы – заместители и их модели, легко меняет значение одного того же предмета.

6. Особенности речевых высказываний:

- активен в ролевом диалоге, (не) сопровождает речь мимикой жестами;

- (не) комментирует свои игровые действия;

- *играет молча, один.

7. Характеристика взаимодействия ребенка со сверстниками:

- (не) учитывает интересы играющих детей, доброжелателен;

- (не) проявляет интерес к сотрудничеству и получает от этого истинное удовольствие;

- (не) подчиняется правилам игры и (не) понимает их содержание и назначение;

- самостоятельно разрешает конфликты (использует считалки, жребий, очередность);

- с помощью педагога или воспитателя разрешаются споры;

- *отвергается или нет сверстниками группы.

8.Характеристика ролевого поведения ребенка:

- инициативен; пассивен; предпочитает играть один;

-наличие эгоистических тенденций в поведении со сверстниками

- (не) подчиняется правилам игры и (не) понимает их содержание и назначение;

9. Особенности произвольной саморегуляции в игре:

- ребенок самостоятельно (не) может организовать и спланировать сюжетно-ролевую игру;

-ребенок (не) может договориться с детьми о ролях и правилах игры,

- (не) может подобрать необходимое игровое оборудование,

- ребенок (не) может увидеть и исправить собственные ошибки.

10. Длительность игры:

- как долго может самостоятельно играть ребенок, нуждается или нет в стимулировании к выполнению роли, соответствует ли время самостоятельной игры ее замыслу и возрастным нормативам.

Внимание! При подведении итогов наблюдений необходимо отметить есть или нет «изолированные» или «пренебрегаемые» сверстниками дети в группе, а также специфические особенности игровой деятельности ребенка:

- *наблюдаются ли и повторяющиеся роли, темы и сюжеты игры, к которым настойчиво ребенок возвращается;

- *увлечение не игровыми предметами и др.

Наши рекомендации