Некоторые особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста на современном этапе

На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей, особенно в условиях инклюзивного образования. Отечественные ученые утверждают, что дошкольники играют гораздо меньше в сюжетно-ролевые и в другие игры, чем двадцать лет назад.

И как показывает практика, а также исследования Е.О. Смирновой, А.Л. Венгера и др. прежде всего, сама идея ценности детской игры отсутствует в сознании взрослых - и родителей, и бабушек-дедушек, воспитателей детских садов. Все взрослые и педагоги, и родители стремятся, как можно раньше вовлечь ребенка во взрослый мир, учат его читать, считать уже в детском саду.

По определению Александра Венгера детского психолога родители жалуются на своих 5-6 летних детей, что они все еще не научились читать или считать. Но как подмечает ученый, ни один родитель не пожаловался, «что их ребенок не умеет играть», что, по его мнению, является более тревожным показателем в развитии ребенка, чем неумение читать и писать в этом возрасте [45, c.51].

Как указывает Е. О.Смирнова потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполнимы, так как и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре, и учеба в процессе игры - самая эффективная.

В работах Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева показано, что сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирование внутреннего плана действия и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста [12, с.4].

Именно в ролевой игре формируется способность управлять собой, своим телом, своими действиями, ребенок обретает то, что в психологии называют «произвольностью действий». В ролевой игре он учится подчинять себя идее, образу, который пытается воплотить в конкретных действиях. Благодаря игре такое качество как произвольность приобретают сенсомоторные функции, память, поведение.

Вспомним, что еще в 1949 году, З. В. Мануйленко провела эксперимент, где она измеряла, сколько времени трех, пяти и шести-семи лет ребенок может сохранять одну и ту же позу. Сначала ребенок должен постоять без движения как можно дольше. Потом предлагалось это сделать, играя роль часового. Ребенок охранял фабрику, и поэтому нельзя было двигаться. Результаты эксперимента показали, что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию, а это значит, что в игре формируется произвольность в поведении. Ребенку значительно легче выполнить действие в процессе игры и его произвольное поведение в игре опережает значительно такое же поведение вне игры [45 с.52].

Д.Б. Эльконин также показал, что, игра «… будучи деятельностью максимально свободной, находящейся во власти эмоций, является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего Я» и в игре ребенок совершает действия в определенной последовательности в соответствии с ролью, и подчинение правилам доставляет ребенку главное наслаждение в игре [63].

Хорошо известно высказывание Л. С. Выготского, в котором он говорил, что игра - это «правило, ставшее аффектом», или «понятие, превратившееся в страсть». Главное значение детской игры он видел в формировании опосредствования и тем самым, в коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания [12].

В своем исследовании Е. О. Смирнова раскрывает особенности игровой деятельности современных детей, которая в точности повторила эксперимент З. В. Мануйленко, но в исследовании заменили роль часового, охранявшего фабрику, на роль охранника, охранявшего банк от рэкетиров, и получила следующие результаты:

1 - Дети почти в два раза меньше времени могут простоять без движения, на всех возрастах и во всех ситуациях, слабее могут управлять собой.

2 - Разрыв в поведении в игре и вне игры прежде характерный для пятилеток и исчезавший к шести-семи годам, теперь не исчезает. То есть и в шесть лет ребенок может управлять собой - например, стоять на месте, долго сохранять одну и ту же позу - только в игре. Вне игры ему по-прежнему трудно это делать [45 с.53].

Социологическое исследование состояния игры детей 4-6 лет под руководством доктора психологических наук, члена – корреспондента РАО Владимира Собкина показало, что:

1 - Дети предпочитают подвижные игры с правилами, которые обычно появляются после ролевых игр. Набор подвижных игр беден (раньше встречались замиралки, вышибалы, прыгалки, сейчас эти игры набрали всего 7%).

2 – На втором месте были ролевые игры. Дети использовали традиционные сюжеты дочки – материи и их современную интерпретацию – куклы Барби.

3 – Немногочисленную группу составили игры драматизации.

4 – Вообще не знали ни одной игры 4% детей.

На вопрос о правилах игры социологи получили следующие результаты:

1 - Подавляющее большинство современных детей (76%) уверены, что правила игры нарушать можно.

2 - Примерно половина остальных за нарушения правил ожидают чисто административные или силовые наказания: «директор выгонит из сада», «арестуют», «Руслан побьет», «оштрафуют», «прибьют», «посадят в тюрьму».

3 - И только пять процентов детей ответили с позиции развитой игровой деятельности: «Игра не начнется (не получится)», или «Придется объяснить еще раз» [45, с.53].

Еще Д. Б. Элькониным было отмечено, как дети бурно негодуют против всякого нарушения правил игры и утверждают, что без правил «игра не получится», «будет неинтересно». Полученные результаты исследований позволяют Е.О. Смирновой сделать вывод о том, что сам термин «правило» в сознании детей связывается не с принятым ими на себя добровольно и самостоятельно порядком игры, а с запретами взрослых. Из игры современных детей уходит «правилосообразность», которая непосредственно связана с осознанностью и ответственностью поведения, так как именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает поведение ребенка из «полевого» в «волевое» [45, с.54].

Е.О. Смирнова считает, что причиной полученных результатов исследования и анализа данной ситуации является то, что современные дети не доигрывают, так как и родители, и воспитатели, не считая игру ценностью, очень рано начинают учить детей, учить за партой.

Наши наблюдения за игрой детей старшего дошкольного возраста показали, что на игру остается 15-20 минут в день, и то дети не играют, либо предпочитают шумные, подвижные игры, потому что в большинстве своем они не умеют играть. Современные дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Необходимо заметить, что трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделять играм, способствующих адекватной социализации ребенка.

И как отмечает Е.О. Смирнова, дети очень мало играют во взрослых, потому что сюжеты детской игры заимствуются из фильмов сейчас гораздо чаще, чем из реальной жизни близких взрослых. Нет сюжетов школьных, нет игры в магазин. Дочки-матери остались, но это в основном это игры с куклой Барби [45, с.53].

Почти исчезло детское сообщество (разновозрастные детские группы). Здесь всегда младшие дети обучаются у старших. В семье, как правило, ребенок один, в детских садах дети распределены по возрастам, дворы практически исчезли. И по определению Е.О. Смирновой образцы и сюжеты игр детям остается брать из телевизора [45].

Мы разделяем точку зрения Е.О. Смирновой и многих других отечественных психологов, чтоигра не приходит сама собой. Игре надо учить, и дети нуждаются в образцах и сюжетах, особенно это актуально в отношении детей с проблемами в развитии.

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья не обладают достаточной возможностью к спонтанному развитию, и как следствие имеют значительно низкий запас знаний и представлений об окружающем по сравнению с нормально развивающимися сверстниками и без своевременной квалифицированной помощи развиваются существенные отклонения в психическом развитии в целом.

Только в процессе целенаправленного формирования игра достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнить функции ведущей деятельности, создает благоприятные условия для психического развития ребенка, а также выступает ведущим средством коррекции недостатков детей с нарушениями психического и физического развития.

Вот почему в дошкольных учреждениях компенсирующего вида организации и обучению игровой деятельности ребенка придается особое значение. Поэтому на группах для детей ограниченными возможностями здоровья предусмотрено целенаправленное обучение сюжетно-ролевой игре в процессе совместной деятельности педагога и детей через организацию игровых обучающих ситуаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные особенности развития игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

2. Как относиться к играм детей, в которых они отражают негативные явления окружающей жизни, например, играм в «войну», «пьяных» в «милицию и бандитов» и т.п.?

3. От каких условий зависит содержание и развитие игры?

4. В чем заключается роль взрослого, вправе ли он вмешиваться в детские игры или достаточно наблюдения за поведением детей?

5. Следует ли детей обучать игре и если да, то почему?

6. Особенности игровой деятельности современных детей.

7. Психолого-педагогическая характеристика современных детских игрушек.

Литература

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006.- 640с.

2. Калинченко А.В. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112с.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» Москва, ФГАУ ФИРО 2014 Т.Н.http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Miry_detstva.pdf

4. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. /Под ред. члена – корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 20005. – 416с.

5. Смирнова Е.О. Недоигравшие. //Педология, 2001. - №6, с.51-54.

6. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997.-384с.

7.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416с.

Наши рекомендации