Жизненный цикл и развитие трихинелл
Половозрелые трихинеллы паразитируют в тонкой кишке 1,5–2 месяца, а в личиночной стадии – в мышечной и лимфатической ткани, сохраняя свою жизнеспособность в течение десятков лет (!), то есть на протяжении всей жизни организма-хозяина: человека, домашних и диких животных. В организм они попадают только на стадии личинки. Далее они проникают в мышцы и лимфоузлы, где в течение месяца выделяют специальные ферменты, растворяющие, переваривающие окружающие их клетки ткани. На месте погибших клеток организм формирует соединительно-тканную (рубцовую) ограждающую перегородку – капсулу. Постепенно здесь концентрируется кальций – элемент, более специфичный для костной ткани. В течение следующих двух лет, а иногда и более капсула, ограждающая личинок, уплотняется. И живут они себе уютно, питания им хватает, и никто их до поры до времени не беспокоит.
Затем хозяина, то есть животное, в виде мяса с этими жилищами личинок подают на стол. Человек их проглатывает. И если не прожевывает пищу как следует, неразрушенные капсулы ограждают личинок от растворяющего действия соляной кислоты желудочного сока. Кислота не успевает пропитать крупные кусочки и, соответственно, убить личинок в их капсулах, благодаря чему личинки благополучно проскакивают в двенадцатиперстную кишку, а оттуда – в тонкую. После этого личинка уже самостоятельно выбирается из капсулы и внедряется в слизистую оболочку кишечника, где она через 1,5–2 суток достигает половой зрелости. По достижении самкой половой зрелости ее оплодотворяет самец, и в ее матке начинают расти детеныши – новые личинки. Причем, в каждой самке до полутора тысяч (!) личинок длиной около 0,01 мм. Беременные самки проникают в лимфатические и кровеносные сосуды тонкого кишечника человека, где уже через 3–4 суток рождают по 1500 личинок. Толпы новорожденных личинок проникают дальше по лимфо– и кровотоку и разносятся по всему организму – в органы и мышцы. По прибытии на постоянное место жительства личинки обрастают «домиками» – осумковываются. Времени с момента заражения и развития заболевания может пройти от 5 до 45 дней; при массивной инвазии 1–4 дня.
Как же их развитие протекает в дальнейшем? Если нового заражения, поступления извне, не происходит, то можно ли человека считать здоровым? Что происходит в организме человека с осумкованными личинками? Медицинская наука по этому поводу молчит, потому что либо экспериментальное изучение слишком дорого и сложно (тем более на человеке), либо медики уже настолько свыклись с наличием в человеческом организме глистов, что уже не уделяют им должного внимания. Но практика показывает, что люди часто страдают и очень сильно болеют, и все это – без определенных диагнозов. В основном диагнозы ставят симптоматические: мигрень, ОРЗ, аритмия, адинамия, вегетососудистая дистония, дисбактериоз, липомы, кисты, экзема и, наконец, рак. Значит, что-то с личинками происходит, болезнь продолжается и развивается. А значит, личинки каким-то образом снова попадают для размножения в кишечник.
Предположим, вам удалось выгнать паразитов из кишечника с помощью трав. Или отреагировал сам кишечник, «устроив» вам понос и дав все симптомы отравления, что заставило вас очистить кишечник и освободиться от половозрелых гельминтов-трихинелл. Но на протяжении всей вашей жизни в инкапсулированных «домиках» продолжают жить их личинки, образовывая опухолевые конгломераты. А что же дальше? Ведь известно, что человек умирает не от рака как такового, а либо от интоксикации, либо от патологического поражения жизненно важных органов – сердца, центральной нервной системы (ЦНС), легких, печени, почек. При поражении сердца, ЦНС наступает быстрая смерть, при поражении печени, почек – более длительная и мучительная.
Какие бы Вы ни взяли литературные источники с описанием жизнедеятельности гельминтов, во всех описаниях циклов их развития сведения останавливаются на личиночной стадии. Но ведь если личинки законсервированы в своих «домиках», то как же все-таки происходит их распространение (метастазирование), приводящее к опухолевым процессам, интоксикации, гибели человека? Речь идет не о массивном свежем заражении извне, то есть когда в результате поедания мяса зараженного животного развивается острый трихинеллез со смертельным исходом в течение 4–8 недель (это случается довольно редко, но в научной литературе такие случаи описаны). Это долгий процесс, постепенно ведущий к аллергизации, интоксикации, снижению иммунитета, когда появляются новые и новые осумкованные «домики»-опухоли (естественно, доброкачественные, если условно делить новообразования на доброкачественные и злокачественные).
Следовательно, должен быть какой-то фактор, нарушающий целостность стенок «домика» паразитов, когда они могут высвободиться и переместиться в кишечник для спаривания и следующего, теперь уже самозаражения человека.
Разрушить или частично повредить «домик» личинки могут любые механические воздействия, такие как, например:
• Травма – бытовые ушибы, царапины, раны. Нам, медикам, хорошо известно, что часто травма стимулирует развитие процесса метастазирования опухолей.
• Пункция – гистологическое исследование – тоже механические повреждения «домика».
• Операция, даже идеально выполненная, но, естественно, не ликвидировавшая другие конгломераты паразитов в организме. Известно, что у большинства хирургов подход общий: опухоль – оперировать, независимо от ее доброкачественности. У онкологов – то же самое: опухоль – цитология – пункция – диагностическая гистология. В результатах анализа – атипичные клетки, и им понятно, что это рак. Оперировать! А как мы увидим в дальнейшем, при изучении паразитологии, в этом «домике», кроме личинок, может присутствовать такое разнообразие микроорганизмов и клеточных включений, что пунктат из него будет совсем непонятным, а значит – рак! Оперировать! Облучать! Химиотерапию! А оперативное вмешательство дает выход личинкам или усиливает агрессию родителей-паразитов, живущих в кишечнике.
• Электрофизиотерапия может дать микротрещины в капсуле или разрушить капсулу и дать выход личинкам. Вот почему, во многом интуитивно, видя стимуляцию развития и распространения опухолей после физиотерапевтических процедур, онкологи запретили этот метод лечения всем своим пациентам.
• Иглоукалывание. Рука неопытного иглотерапевта может нарушить целостность паразитарного конгломерата. Опять же интуитивно онкологи Европы запретили этот метод лечения при опухолевом заболевании. В Китае – разрешено, но! там ученику доверяют взять в руки иглу не ранее, чем после двух лет обучения.
• Сауна, парная. Воздействие жара влечет расширение сосудов. А при наличии воспалительных участков вокруг капсулы может усилиться приток лейкоцитов, что приведет к обострению воспаления. В результате – расплавление стенки сосуда и микропрорыв в капсуле.
Что же происходит с личинками в организме в дальнейшем? А дальше в литературе полная тишина. Даже у наиболее авторитетных авторов в последних книгах о гельминтах, например, в книге Чебышева Н. В. и др. (Чебышев Н. В., Богоявленский Ю. К., Гришина Е. А. Гельминтозы: органно-системные процессы в их патогенезе и лечении. М.: Медицина, 1998.), нет сведений о продолжении развития личинок в органах. В книге изложены результаты исследований, обзоры диссертаций по гельминтам, но только по наблюдениям над животными. В учебниках по паразитологии подробно описано, как человек, поедая мясо животных, заражается; подробно описано интоксикационное действие на иммунную систему, сердце, ЦНС, но о том, что происходит с залежами личинок в теле человека, – ни слова. Снова белые пятна.
Но вывод и так напрашивается сам. При травматизации, разрыве, гнойном расплавлении или разрезе капсулы личинки снова попадают в лимфатические и кровеносные сосуды и разносятся по организму. Упомянутая выше американская исследовательница X. Кларк выявила мигрирующую форму трихинелл (trichinella mygrateus). Вероятно, те самые личинки, освобожденные от капсул, начинают перемещаться по сосудам в другие органы, мышцы, лимфоузлы, образовывая новые уплотнения, опухоли. За ними, соответственно, могут идти, сопровождая их, и грибки. Так начинается «метастазирование» опухоли – это первый путь распространения личинок.
Другой вариант распространения можно вывести по аналогии с другими гельминтами – аскаридами. Личинки могут возвращаться в кишечник тем же путем, что и попали в органы. А это значит, что трихинеллы на место своего рождения переходят по лимфо– и кровеносным путям. Напомню, что свою жизнеспособность и инвазивность (способность к заражению), согласно научным данным, они сохраняют до 40–50 лет и даже более. По возвращении в тонкий кишечник самки через 1,5–2 суток достигают половой зрелости, а самцы, развивающиеся из тех же пришедших личинок, их оплодотворяют. Через 3–4 суток у каждой самки рождается около 1,5 тысяч личинок. И снова – в кровь, лимфу, по всему организму. Это – вторичное метастазирование (второй путь распространения). То есть продолжается самозаражение собственными паразитами, обсеменение организма, которое дает ярко выраженную интоксикацию ядами от обмена веществ гельминтов. Человек чахнет, вянет, стареет по, казалось бы, непонятным причинам. Медицинские исследования не могут выявить истинную причину, потому что, как Вы уже поняли, яиц у трихинелл не бывает, и пациент получает на руки результат анализа кала: яйца-глист не обнаружены!