Психологическая диагностика во время первых встреч
Установление контакта
На первых встречах с лицами, обратившимися в консультацию по поводу поведения детей, решается в ос- новном задача отбора группы для дальнейшей работы. • Поскольку правильный отбор — залог эффективной ра-боты, психологу необходимо соблюдать целый ряд пра- вил. Прежде всего необходимо с первой же встречи установить верный контакт с родителями.
Этот контакт необходим для того, чтобы родители
активно включались в психотерапию и, что очень важ-
но, сформировали правильную установку на самостоя
тельную психологическую работу.
Существует точка зрения, что контакт и диагности- ка на первой встрече дают психологу исчерпывающую информацию не только об индивидуальном облике об- ратившихся, но даже о внутренних причинах психологической трудности в семье и что материал первой встречи
создает условия для точного формулирования терапевтической программы.
Опыт показывает, что дальнейшая диагностика, а также сама психотерапия дают основания для все более углубленного понимания проблем семьи, и только на этой основе можно строить и в процессе самой работы уточнять терапевтические программы. Вместе с тем нельзя не отметить, что контакт во время первых встреч, а также диагностика в самом начале работы необходимы прежде всего для разграничения «ситуативных» состояний и «хронически действующих» факторов, вызывающих трудности как у детей, так и у родителей.
Независимо от индивидуальных особенностей обратившихся, их пола, возраста, характера проблем психолог строит контакт на основе внимательного выслушивания, неторопливости, отказа от поспешных оценок, от дачи советов и при всемерной эмоциональной поддержке. Здесь должна соблюдаться необходимая мера эмоциональной нейтральности и эмоциональной вовлеченности, которые содействуют максимально свободному, доверительному самораскрытию человека. Вместе с тем пестрота и разнообразие поведения людей, обратившихся за психологической помощью, неоднозначность, а порой противоречивость мотивов обращения в консультацию заставляют психолога использовать разнообразные стратегии в построении контакта в ходе первых встреч (речь идет о 3—4 встречах). Рассмотрим варианты стратегии поведения обратившихся и соответственно стратегии поведения психолога при установлении контакта на диагностическом этапе работы.
Требование совета по воспитанию ребенка
Обычно после довольно продолжительного рассказа о поведении ребенка, о трудностях, с которыми столкнулись родители, следует запрос: «Дайте совет, как посту-
пать». В этом случае необходимо разъяснить, что подобные советы могут быть даны лишь после достаточно продолжительного изучения как ребенка, так и семейных отношений в целом. Поэтому необходимо на следующей встрече заняться изучением ребенка, а также познакомиться с обо- ими родителями (если в консультацию обратился один из родителей). Следует объяснить, что такой предварительный этап знакомства займет 3—4 встречи и что в дальнейшем вопрос о том, как и чем можно помочь, будет повторно обсужден. Если диагностика семьи приводит психолога к выводу, что с данной семьей может быть осуществлена комплексная психотерапия, необходимо дать родителям разъяснения о том, что совет в данном случае мало чем может помочь ребенку, и объяснить организацию и условия работы, предложив принять окончательное решение после того, когда родители посетят специальное родитель- ское собрание. Необходимо подчеркнуть, что при запросе «Дайте совет по воспитанию» особое значение имеет спо- собность психолога к установлению контакта с ребенком в ; процессе диагностики. Когда в присутствии родителей ребенок, работая с психологом, оживлен, радостен, когда он просит, чтобы его обязательно привели повторно, это становится наиболее убедительным аргументом для родителей в пользу участия в дальнейшей диагностической и психотерапевтической работе.
Требование включения в группу
Многие родители обращаются в консультацию, уже кое-что зная о формах и методах работы. Они подчерки- ■ вают готовность заниматься, демонстрируют свою осведомленность в психологических методах, свое уважение ' к психологам. Нередко родители строят свое поведение по типу своеобразного «психологического подкупа». Некоторые подчеркивают тяжесть семейной проблемы, другие акцентируют идею, что «только вы можете нам по-
мочь», нередки и апелляции типа: «Вы справились с таким трудным ребенком наших знакомых, что, конечно же, не можете не помочь нам».
И в этих случаях поведение психолога зависит от того, возможна и показана ли комплексная психотерапия. Если по тем или иным причинам данную семью не следует включать в работу (невропатии или психические заболевания детей, психический статус родителей), следует предложить помощь в другом виде, разъяснив, что включение родителей и ребенка в группу не только не поможет, но и может оказаться вредным, вызвать ухудшение состояния.
Если же данной семье показана групповая психотерапия, следует придерживаться иной стратегии. Поведение такого «подкупающего» типа диктуется установкой полного перенесения ответственности на психолога или психологический метод. Опыт показывает, что именно с такими родителями психотерапия особенно трудна. Поэтому основной формой поведения психолога в этих случаях следует считать постоянное подчеркивание ответственности самих обратившихся за эффективный результат работы. Здесь вполне уместна стратегия, которая может быть описана формулой: «Докажите, что вы действительно сможете активно и самостоятельно работать над своими проблемами». Психологу необходимо быть твердым и последовательным в организационных вопросах, четко следить за соблюдением времени встреч, фиксировать всевозможные нарушения дисциплины (опоздания, перенос встреч, невыполнение инструкций и т. д.). Все инструкции, которые сообщаются родителям (например, необходимость знакомства с другими членами семьи), подаются как проверка готовности к психотерапии.