Как помогать детям в преодолении страха?
Это очень важный вопрос. Наблюдения психологов показывают, что именно в попытках помочь детям справиться со страхами родители совершают много ошибок. Часто действия взрослых не только не устраняют переживания детей, а еще больше усиливают страхи. Надо обязательно иметь в виду, что, когда у ребенка возник конкретный страх, ему стало легче: переживания нашли свое внешнее проявление. Теперь он может на что-то пожаловаться, попросить о помощи. Однако понятно, что помочь ребенку можно только в том случае, если устраняется сама внутренняя причина, вызвавшая страх. Но родители обычно направляют свои усилия на борьбу с конкретным страхом, с тем, чего именно боится ребенок.
Крайне ошибочными следует считать попытки некоторых родителей дискредитировать страх, показать ребенку его нелепый характер. Мама включает и выключает свет, Демонстрирует, что в комнате никого нет, папа залезает под шкаф, под диван и убеждает ребенка, что никаких страшных зверей нет, родители объясняют ребенку, как хорошо работает милиция, какие прочные в их квартире замки, как бы уверяя ребенка, что ему не угрожает ни-
какая опасность. Бесполезность таких воздействий оче-видна — они не затрагивают причинности состояния ре-бенка, а вот вред, который часто наносится детям, не всегда уясняется родителями. Действительно, если ребе-нок с повышенной тревожностью начал испытывать страх, конкретный страх, это приводит к известному облегчению его внутренних переживаний. Он обращается за помощью к родителям, а они начинают своими дей-ствиями как бы косвенно убеждать ребенка, что его страх все же имеет какие-то основания: не зря же мама пока-зывала все предметы в комнате, а папа освещал все фо-нариком, ведь есть же на свете настоящие волки, а не только волки на экране, а вполне может быть, что замок сломается и милиция не успеет подоспеть вовремя. Ины-ми словами, пытаясь показать ребенку нелепость его стра-хов, родители обычно получают обратный эффект, ещё| более фиксируют страх, заставляют ребенка находить всё новые и новые обоснования своих беспокойств.
Как же надо поступать, что делать и чего не делать родителям, если их дети испытывают страхи? Главное, ч нужно делать родителям в таких случаях, — это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ре-бенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом Необходимо критично пересмотреть свои требования к ре бенку, обратив внимание на то, не слишком ли родитель-ские запросы превышают реальные возможности ребенка не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тоталь-ного неуспеха». Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выпол-ненного, даже самого маленького дела, и ничто так не состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, уси-лить чувство тревожности, как часто повторяющиеся не-удачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направ-лять свое воспитание родители, дети которых испытывают
страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.
Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. Помочь ребенку справиться со страхами — это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок — освобожденный от страха, а значит, подготовленный для обретения нового жизненного опыта, открытый для радости, для счастья.
Когда же ты перестанешь упрямиться?
Упрямство не что иное, как искаженное стремление к свободе.
К. Д. Ушинский
Требование самостоятельности
Упрямство — одна из наиболее серьезных трудностей, проявляющаяся в поведении детей всех возрастов.
Как часто родители долго заставляют ребенка одеться, сначала трудно заставить выйти погулять, потом никак не уговоришь возвращаться с прогулки. Отдали в детский: сад, а там сплошные драки, воспитатели жалуются, просят разъяснить ребенку, как следует относиться к другим детям. Получил плохую оценку в школе, его наказывают, а он грубит. Родители не пускают на улицу, а сын убегает. Подросток заявляет: «Я взрослый, сам могу решить, что и как мне делать, не желаю жить под вашу диктовку!»
Изменяется возраст детей, перестраиваются их or: ношения с родителями, меняются поводы и обстоятель-ства конфликтов, но что-то объединяющее, сходное при-сутствует во всех приведенных примерах. Общность состоит в том, что здесь отражены некоторые внешние признаки так называемого эффектного поведения. Впервые оно проявляется у некоторых детей весьма рано, в возраст двух-трех лет. Нередко родители жалуются, что ребенок стал агрессивным, может ударить не только ребенка, но и взрослого, стремится все разрушать во время игр, уп-рямится и сопротивляется инструкциям родителей бук-вально по любому поводу.
В чем причина? Если ребенок здоров, то причиной такого усилившегося упрямства следует считать неблаго-получие в отношениях малыша с близкими взрослыми. Не случайно возраст три года считается первым крити-ческим возрастом. Именно в это время впервые родите лям необходимо достаточно основательно изменить сло-жившийся стиль отношений к ребенку. Общее правило предупреждающее упрямство, — предоставление ребен-ку максимальной свободы в приобретении собственного активного опыта. Если ребенок часто произносит «Я сам!», а взрослые по тем или иным причинам делают все за ребенка, излишне оберегают его, ограничивают его ак-тивность, заботясь о том, не причинит ли ребенок лиш-него беспокойства, шума, не испортит ли, не запачкает
ли, не сломает ли, — налицо ситуация, которая неизбежно вызовет упрямство и драчливое, аффективное поведение. Ребенок хочет активно и самостоятельно действовать в окружающем мире. Малыш многому научился с тех пор, как начал ходить. Его знания и умения рвутся наружу, подталкиваемые обостренной любознательностью. Идет активный поиск приложения собственным силам. Если родители не хотят, чтобы их дети становились упрямцами и драчунами, первая задача — предоставить ребенку наибольшие возможности для самостоятельной активной деятельности.
Однако этого все же недостаточно. Ведь дети, как и мы, взрослые, разные, не похожи один на другого. Если в поведении вашего малыша усилилось аффектное поведение, агрессивность, необходимо внимательно проанализировать, как и когда проявляется подобное поведение. В одной семье агрессивность, капризы возникали у ребенка только в присутствии мамы, в другой — ребенок начинал упрямиться только по вечерам, когда с работы возвращался отец. В чем дело? Здесь действует общий механизм, который вызывает многие формы неправильного поведения детей. Если ребенок меняется в присутствии определенного человека, следовательно, это именно тот человек, на которого своим поведением бессознательно воздействует ребенок. Стало быть, именно в контактах с этим человеком малышу чего-то не хватает. Бывает так, что ребенку уделяется мало внимания, с ним не занимаются или если и находят время, то делают это в спешке, думая о чем-то другом, как бы сожалея, сколько бесценных минут затрачено на такую безделицу, а тем временем более важные дела стоят. Такая ситуация подталкивает ребенка к более активным действиям, к тому, чтобы своим плохим поведением, упрямством, драчливостью привлечь внимание определенного взрослого. Или наоборот, именно этот человек своим постоянным ограничи-
вающим воздействием стал субъективно воспринимать-ся ребенком как препятствие к приобретению самостоя-тельного опыта. В последнем случае родителю следует умерить свой «воспитательный пыл», последить за соб-ственным поведением, сдерживать, когда это необходи-мо, непосредственное желание помочь, вмешаться, пре-достеречь, уберечь. Здесь следует хорошо понять, что ребенок перестал быть младенцем и теперь для его само стоятельного полноценного развития необходимо увели чить дистанцию. Подчеркиваем — не ослабить любовь внимание и ласку, а проследить за тем, чтобы выраже-ние чувств не тормозило развития ребенка.
Как преодолеть драчливость?
Как себя вести, если в поведении малыша возникла агрессивность, как реагировать на приступы ярости, попытки по любому поводу драться? Здесь следует руко-водствоваться тремя простыми правилами. Во-первых, никогда не позволять самим себе проявлять агрессивное поведение. Именно в раннем детском возрасте это осо-бенно важно. Дело в том, что именно в три-четыре года наиболее сильной потребностью малышей является по' требность быть, как взрослый, быть таким, как его отец или мать. Подражание, мгновенное запечатление действий и реакций, подсмотренных у взрослых, наиболее сильно именно в этом возрасте. Достаточно один раз увидеть про-явление агрессивности у взрослого, и малыш может вос-производить подобное поведение в самых разных ситуа-циях. Многочисленными наблюдениями и экспериментами установлено, что у агрессивных родителей становятся аг-рессивными и дети. Во-вторых, нельзя за агрессивное по-ведение строго наказывать. Если родители, борясь с про-явлениями драчливости, сами будут буйствовать, кричать, размахивать руками или нашлепают малыша, тем самым они становятся еще более выраженной негативной мо-
делью, объектом для подражания и тем самым лишь усилят проявление агрессивности.
В-третьих, нельзя быть уступчивым и примирительно снисходительным по отношению к крайним проявлениям агрессивности. Это правило исходит из установленной психологическими исследованиями связи между тревожностью и агрессивным поведением. Очень часто у детей с повышенной тревожностью как реакция на это тягостное состояние возникает усиление драчливости. Дети как бы вооружаются против всего мира, создают оборону в виде угроз, злости, готовности к дракам и потасовкам. Очень наглядно проявляется такое поведение в специальных игровых экспериментах. Если малышам предлагается выбор игрушек, то дети с повышенной тревожностью прежде всего хватаются за ружья, пистолеты, боксерские перчатки. Если игра заключается в беседе одновременно с перебрасыванием мяча собеседнику, когда подготовленными для приема мяча ручками дети показывают, что готовы к общению со сверстниками, ребенок с повышенной тревожностью принимает характерную, угрожающую позу, оскаливает зубы, растопыривает пальцы, как бы готовясь наброситься на предполагаемого обидчика.
Итак, если на проявление агрессивности ребенка родители никак не реагируют, это приводит к усилению и тревожности, и агрессивности. Очень часто агрессивность в таких случаях направляется больше всего на близких взрослых. Создается замкнутый круг, такая семья полна для ребенка соблазнов, он чувствует, что беспрепятственно может проявлять агрессивность поведения. Но, проявляя агрессию, ребенок усиливает чувство тревожности, поскольку, оставляя агрессивность без внимания, родители как бы косвенно внушают ребенку, что они не могут обеспечить ему никакой безопасности, никакой защиты, поскольку сам малыш может совершенно безнаказанно быть агрес-
сивным и с ними. Итак, агрессивность, порожденная по
вышенной тревожностью, вторично повышает тревожность,
вызывая тем самым усиление агрессивного поведения. По-
нятно, что родителям необходимо по возможности мягко,
совершенно уверенно, твердо, без колебаний препятство-
вать проявлениям агрессивности. Здесь следует не столъко
говорить и разъяснять, сколько действовать: оттащить ре-
бенка. задержать его руку, предотвратить удар. Но главное -4
разобраться в истинных причинах агрессивности. Если это
недостаток активности — предоставить ребенку все возмож-
ности для самостоятельной деятельности; если это дефи-
цит внимания — отбросив все дела, компенсировать допу
щенную потерю; если это выношенная тревожность
устранить все возможные причины ее возникновения,
чем уже писалось в предыдущем разделе.
Итак, если в поведении маленького ребенка появи-лис'ь агрессивность и упрямство, родителям следует направить свои усилия на изменения взаимодействия с ребенком, изменить что-то в самих себе.