Материалы по мониторингу качества сформированности

МАТЕРИАЛЫ ПО МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ

ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в социуме способствовали снижению темпов физического и психического развития, вызвали отклонения в функциональном состоянии организма 25-35% детей, в 6-7 лет имеют физические недостатки или хронические заболевания. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Немаловажное значение для здоровья имеют и климатогеографические условия нашего региона. Адаптация детей к экстремальным условиям Крайнего Севера являются одной из наиболее актуальных медико-биологических проблем. В детских дошкольных учреждениях возрастает количество детей, имеющих группу здоровья ниже второй.

В связи с вышеуказанным назрела необходимость пересмотреть имеющиеся на данное время методики оценки качества усвоения навыков детей, в том числе и плавательных. Показатели, предложенные Т.Казаковцевой в 1991 году, оказались в такой ситуации неприемлемыми. Поэтому нами была разработана новая система мониторинга плавательных навыков детей дошкольного возраста, целью которой является формирование целостного представления о качестве обучения детей 4-7 лет плаванию

Цель мониторинга плавательных умений обусловила его задачи:

1.проанализировать качество усвоения плавательных навыков и умений детьми;

2.выявить индивидуальную динамику усвоения плавательных умений;

3.обозначить перечень проблем, которые необходимо вынести на обсуждение с целью устранения или коррекции.

Фундаментальной основой для создания системы мониторинга плавательных умений детей стали:

· программные требования Л.М.Денякиной, доцента кафедры начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

· Методика оценки плавательных умений детей Т.Казаковцевой, КПН.

· Рекомендации В.К.Велитченко, заслуженного врача России.

· Статические данные проверки плавательных умений детей следующих детских дошкольных учреждений г.Нижневартовска №46, №48, №49, №50, №60, №64, №81.

Разработанная система мониторинга позволяет подойти к оценке качества плавательных умений дифференцированно. Для детей, имеющих группу здоровья ниже 3, в данном случае от количественных параметров следует отказаться с медицинской точки зрения, а учитывать только качественные показатели.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Вдох и выдох в воду.

  Длительность выдоха Количество вдохов и выдохов
  мальчики девочки мальчики девочки
Высокий 3,1 сек 3,0 сек 4 раза 3 раза
Средний 2,1 сек 2,0 сек 3 раза 2 раза
Низкий 1,1сек 1,0 сек 2 раза 1 раз

Методика оценки: И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.

Оценка уровней:

· Высокий – активное пускание пузырей.

· Средний- редкие воздушные пузыри

· Низкий – нет воздушных пузырей.

Лежание на груди.

  Мальчики девочки
Высокий 5,0 сек самост-но 4,5 сек самост-но
Средний 4,0 сек с опорой 3,5 сек с опорой
Низкий 1,3 сек с опорой 1,3 сек с опорой

Методика оценки:И.п. стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.

Оценка уровней:

  • Высокий – подбородок прижат к груди; горизонтальное положение тела; руки и ноги вытянуты.
  • Средний – подбородок лежит на поверхности воды; тело прогибается в позвоночнике; руки согнуты в локтях, ноги в коленях.
  • Низкий – плечи над поверхностью воды, ноги касаются дна.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Вдох и выдох в воду.

  Длительность выдоха Количество вдохов и выдохов
  мальчики девочки мальчики девочки
Высокий 5,0 сек 4,5 сек 6 раз 5 раз
Средний 4,0 сек 3,5 сек 5 раз 4 раза
Низкий 2,0 сек 2,0 сек 4 раза 3 раза

Методика оценки: И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.

Оценка уровней:

· Высокий – активное пускание пузырей.

· Средний - редкие воздушные пузыри

· Низкий – нет воздушных пузырей.

Лежание на груди и на спине

  Мальчики Девочки
Высокий 7,0 сек 6,5 сек
Средний 6,0 сек 5,5 сек
Низкий 3,0 сек 3,0 сек

Методика оценки:И.п. стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.

Аналогично проводится оценка умения лежать на спине. При этом затылок должен находиться на воде.

Оценка уровней:

  • Высокий – подбородок прижат к груди; горизонтальное положение тела; руки и ноги вытянуты, свободно лежит на груди и на спине.
  • Средний – подбородок лежит на поверхности воды; тело прогибается в позвоночнике; руки согнуты в локтях, ноги в коленях.
  • Низкий – плечи над поверхностью воды, ноги касаются дна.

Вдох и выдох в воду.

  Длительность выдоха Количество вдохов и выдохов
  мальчики Девочки Мальчики Девочки
Высокий 5,0 сек 4,5 сек 8 раз 7 раз
Средний 4,0 сек 3,5 сек 7 раз 6 раз
Низкий 2,0 сек 2,0 сек 5 раз 4 раза

Методика оценки: И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.

Оценка уровней:

· Высокий – активное пускание пузырей.

· Средний - редкие воздушные пузыри

· Низкий – нет воздушных пузырей.

МАТЕРИАЛЫ ПО МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ

Наши рекомендации