Материалы по мониторингу качества сформированности
МАТЕРИАЛЫ ПО МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ
ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в социуме способствовали снижению темпов физического и психического развития, вызвали отклонения в функциональном состоянии организма 25-35% детей, в 6-7 лет имеют физические недостатки или хронические заболевания. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Немаловажное значение для здоровья имеют и климатогеографические условия нашего региона. Адаптация детей к экстремальным условиям Крайнего Севера являются одной из наиболее актуальных медико-биологических проблем. В детских дошкольных учреждениях возрастает количество детей, имеющих группу здоровья ниже второй.
В связи с вышеуказанным назрела необходимость пересмотреть имеющиеся на данное время методики оценки качества усвоения навыков детей, в том числе и плавательных. Показатели, предложенные Т.Казаковцевой в 1991 году, оказались в такой ситуации неприемлемыми. Поэтому нами была разработана новая система мониторинга плавательных навыков детей дошкольного возраста, целью которой является формирование целостного представления о качестве обучения детей 4-7 лет плаванию
Цель мониторинга плавательных умений обусловила его задачи:
1.проанализировать качество усвоения плавательных навыков и умений детьми;
2.выявить индивидуальную динамику усвоения плавательных умений;
3.обозначить перечень проблем, которые необходимо вынести на обсуждение с целью устранения или коррекции.
Фундаментальной основой для создания системы мониторинга плавательных умений детей стали:
· программные требования Л.М.Денякиной, доцента кафедры начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
· Методика оценки плавательных умений детей Т.Казаковцевой, КПН.
· Рекомендации В.К.Велитченко, заслуженного врача России.
· Статические данные проверки плавательных умений детей следующих детских дошкольных учреждений г.Нижневартовска №46, №48, №49, №50, №60, №64, №81.
Разработанная система мониторинга позволяет подойти к оценке качества плавательных умений дифференцированно. Для детей, имеющих группу здоровья ниже 3, в данном случае от количественных параметров следует отказаться с медицинской точки зрения, а учитывать только качественные показатели.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.
Вдох и выдох в воду.
Длительность выдоха | Количество вдохов и выдохов | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Высокий | 3,1 сек | 3,0 сек | 4 раза | 3 раза |
Средний | 2,1 сек | 2,0 сек | 3 раза | 2 раза |
Низкий | 1,1сек | 1,0 сек | 2 раза | 1 раз |
Методика оценки: И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.
Оценка уровней:
· Высокий – активное пускание пузырей.
· Средний- редкие воздушные пузыри
· Низкий – нет воздушных пузырей.
Лежание на груди.
Мальчики | девочки | |
Высокий | 5,0 сек самост-но | 4,5 сек самост-но |
Средний | 4,0 сек с опорой | 3,5 сек с опорой |
Низкий | 1,3 сек с опорой | 1,3 сек с опорой |
Методика оценки:И.п. стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.
Оценка уровней:
- Высокий – подбородок прижат к груди; горизонтальное положение тела; руки и ноги вытянуты.
- Средний – подбородок лежит на поверхности воды; тело прогибается в позвоночнике; руки согнуты в локтях, ноги в коленях.
- Низкий – плечи над поверхностью воды, ноги касаются дна.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
Вдох и выдох в воду.
Длительность выдоха | Количество вдохов и выдохов | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Высокий | 5,0 сек | 4,5 сек | 6 раз | 5 раз |
Средний | 4,0 сек | 3,5 сек | 5 раз | 4 раза |
Низкий | 2,0 сек | 2,0 сек | 4 раза | 3 раза |
Методика оценки: И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.
Оценка уровней:
· Высокий – активное пускание пузырей.
· Средний - редкие воздушные пузыри
· Низкий – нет воздушных пузырей.
Лежание на груди и на спине
Мальчики | Девочки | |
Высокий | 7,0 сек | 6,5 сек |
Средний | 6,0 сек | 5,5 сек |
Низкий | 3,0 сек | 3,0 сек |
Методика оценки:И.п. стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.
Аналогично проводится оценка умения лежать на спине. При этом затылок должен находиться на воде.
Оценка уровней:
- Высокий – подбородок прижат к груди; горизонтальное положение тела; руки и ноги вытянуты, свободно лежит на груди и на спине.
- Средний – подбородок лежит на поверхности воды; тело прогибается в позвоночнике; руки согнуты в локтях, ноги в коленях.
- Низкий – плечи над поверхностью воды, ноги касаются дна.
Вдох и выдох в воду.
Длительность выдоха | Количество вдохов и выдохов | |||
мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Высокий | 5,0 сек | 4,5 сек | 8 раз | 7 раз |
Средний | 4,0 сек | 3,5 сек | 7 раз | 6 раз |
Низкий | 2,0 сек | 2,0 сек | 5 раз | 4 раза |
Методика оценки: И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.
Оценка уровней:
· Высокий – активное пускание пузырей.
· Средний - редкие воздушные пузыри
· Низкий – нет воздушных пузырей.
МАТЕРИАЛЫ ПО МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ