Проведение мероприятий по обучению клиентов и сотрудников, принятие мер по мониторингу и улучшению качества обслуживания операционных процессов

Российские банки могут использовать практику, применяемую за рубежом: некоторые иностранные банки вообще не предоставляют кредиты, а только услуги транзакционного характера.В качестве примера можно привести перечень направлений, которые относятся к понятию «транзакционного бизнеса», предлагаемого рядом зарубежных банков:

• услуги, связанные с обработкой исходящих платежей клиентов;

• услуги, связанные с обработкой входящих платежей клиентов;

• услуги по управлению ликвидностью и ресурсами клиентов;

• услуги клиринга и расчетов;

• торговое и экспортное финансирование, документарные операции;

• услуги на фондовых и денежных рынках;

• конверсионные операции по поручениям клиентов;

• услуги по управлению рисками;

• услуги по многоканальному дистанционному обслуживанию;

• услуги, связанные с кассовыми операциями;

• услуги группам компаний и холдингам по управлению средствами.

Российские банки могут развивать новые условия дистанционных сервисов, но этому мешает российское законодательство. Например,в Европе сегодня запросто можно открыть счет полностью дистанционно, в отличие от России, где пока трудно открыть счет в банке, не появившись там лично с комплектом документов. Такие банки, как, например, Hello Bank! открывают счет любому резиденту EC, у которого уже есть другие счета в европейских банках. Одно это уже считается достаточным для идентификации.

Развитие продуктов в иностранных банках ушло гораздо дальше и движется в направлении разработки инновационных решений, которые на базе стандартных продуктов смогут предоставить дополнительный сервис клиентам. Сопутствующее направление – внедрение расчетных продуктов, распространенных на Западе, но сейчас ограниченных российским законодательством: например, трансграничные продукты, электронное безакцептное списание как средство расчетов между компаниями (direct debit), предоплаченные карты. Также иностранные банки развивают объединенные расчетные центры (Shared service centres), которые распространены на европейском и других рынках и позволяют управлять расчетами сразу в нескольких регионах (в России такие центры существуют пока в небольшом количестве).

Для того чтобы успешно развивать данное направление бизнеса, банк должен обладать определенными компетенциями и постоянно совершенствовать свои технологии.

Спрос на услуги транзакционного бизнеса будет только расти, поэтому банки должны повышать качество сервиса, расширять продуктовую линейку, учиться подстраивать свои продукты под конкретных клиентов и под конкретные задачи. Данное направление бизнеса привлекательно для клиентов, так как транзакционные услуги нужны постоянно (особенно предприятиям), а кредитные ресурсы привлекаются не всегда.

Заключение

В ходе работы были выявлены основные проблемы, связанные с развитием транзакционного бизнеса в коммерческом банке и разработаны рекомендации по формированию направлений деятельности банка, адекватных кризисным явлениям в экономике.

Разрабатывать комплексные решения в сфере транзакционного бизнеса — весьма сложная задача, так как необходимо учитывать не только специфику бизнеса клиентов, но и соединять банковские продукты с используемыми в компаниях системами управленческой отчетности. Большинство крупных банков готовы предложить клиентам «донастройку» продуктов и индивидуальный подход. Но часть банков идет дальше.

Кредитные организации меняют собственную структуру и выделяют продукты транзакционного бизнеса в отдельное направление.

Направление транзакционного бизнеса выглядит привлекательно, учитывая стабильность получения дохода по сравнению с кредитованием. Для крупных лидеров рынка доходы от транзакционного бизнеса смогут сравниться с доходами от кредитных операций. Однако в России все только развивается, но, к примеру, для зарубежных банков – это уже давно сложившееся практика.

В первой главе выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы транзакционного бизнеса: определено понятие транзакционного бизнеса, рассмотрены услуги, относимые к данному направлению (расчетно-кассовое обслуживание, дистанционное банковское обслуживание, безналичные расчеты, cash-management, факторинг и торговое финансирование), а также рассмотрены особенности транзакционного бизнеса в России и приведены примеры развития данного направления у таких крупных организаций как Сбербанк, ВТБ и Промсвязьбанк.

Во второй главе представлен анализ некоторых направлений транзакционного бизнеса в банковском секторе.

В третьей главе проведен сравнительный анализ услуг транзакционного бизнеса четырех банков: Сбербанк, Промсвязьбанк, Альфа-Банк и Томскпромстройбанк. Определено наличие всей линейки продуктов данного направления бизнеса в организациях, проанализирована стоимость основных расчетно-кассовых операций для данных банков. На примере Промсвязьбанка проведен анализ показателей финансовой деятельности по кредитным операциям и услугам транзакционного бизнеса. Транзакционный бизнес оказался привлекательным за счет более высокой маржинальности, меньшей рискованности, большей привлекаемости ресурсов, превышением темпов роста комиссионных доходов над процентными. На основе всего вышесказанного были разработаны рекомендации для активного развития транзакционного бизнеса коммерческих банков: развитие IT-инфраструктуры, внедрение современных механизмов, развитие дистанционных каналов обслуживания, внедрение гибких тарифов на услуги, проведение различных мероприятий по обучению для клиентов и сотрудников, а также применение опыта зарубежных банков.

Наши рекомендации