Основные принципы трансактного анализа.
Трансактный анализ базируется на нескольких предпосылках, которые включают в себя высказывания о людях, жизни и целях ее изменения.
Этими метафорическими посылками являются:
- все люди – ОК (сокр. англ. Okay, что в переводе на русский означает о - кей, все в порядке, хорошо, правильно);
- каждый человек имеет возможность думать;
- все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены.
Из этих предпосылок вытекают два основных практических принципа ОТА:
- контрактный метод;
- открытая коммуникация. Эрик Берн устранил большинство неопределенностей в отношениях между людьми на основе теории трансактного анализа (ТА) в своем бестселлере 60-х годов прошлого века «Игры, в которые играют люди» и описал психологические основы «причинности» взаимодействия людей, объясняющие через ключевые идеи ТА принципы эффективности социального взаимодействия.
ТА включает в себя и теорию коммуникации. Эта теория может быть расширена и использована для анализа систем и организаций. В ТА входит теория детского развития. Концепция сценария жизни объясняет, как в детстве происходит образование паттернов, образцов нашего поведения. В рамках концепции сценария жизни ТА объясняет, почему мы продолжаем использовать стратегию детского поведения в нашей взрослой жизни даже тогда, когда это приводит к саморазрушительным болезненным результатам. Таким образом, трансактный анализ является психоаналитической теорией и может эффективно использоваться в образовательной области.
Все люди – ОК. Самый главный принцип ТА заключается в том, что все люди – ОК. Это означает: они, ты и я, мы все имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя и других – такими, какими вы есть. Этот принцип скорее говорит о сути человека, нежели о его поведении. Временами я могу не соглашаться с тем, что ты делаешь, однако я всегда принимаю тебя таким, какой ты есть: я воспринимаю тебя ОК, как человека, хотя твое поведение может и не быть ОК. Я не превосхожу тебя, а ты не превосходишь меня. Как люди мы находимся на одном уровне. И это верно даже, если наши социальные достижения могут быть разными. Верно и тогда, когда мы отличаемся по расе, возрасту и религиозным убеждениям.
Большое влияние на взаимоотношения с учащимися оказывают установки и позиции учителя. Установки и позиции проявляются в психологическом климате как ученического, так и учительского коллектива. Очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя». Д. Журавлев предлагает наиболее продуктивные из них:
Первая установка – высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность. Если у человека заниженная самооценка, то как его смогут ценить другие?
Вторая – позитивное отношение к жизни. Люди с положительным взглядом на жизнь находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы видим в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышенная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.
Третья – вера в добро. Это мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свою силу. Разуверившись в нем, мы уступаем место злу и теряем свою силу.
Четвертая – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, даже если кажется, что в той или иной ситуации мы были бы ни причем. В этой установке – ответственность за происходящее, присутствие мудрости, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной.
Пятая – умение меняться, рисковать, учиться у жизни, использовать новые нормы бытия. Иногда говорят: «Я к этому привык». А может, стоит попробовать, возможно, что-то и пойдет по-другому, гораздо успешнее, хотя и не сразу.
Эти установки согласовываются со взглядами на позиции, выделенными Э. Берном в его знаменитой книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Он утверждал, что во всех формах общения между людьми всегда можно выделить четыре основные позиции:
Я – хороший, Ты – хороший.
Я – плохой, Ты – хороший.
Я – хороший, Ты – плохой.
Я – плохой, Ты – плохой.
«Я – плохой, Ты - плохой» - позиция «неродившейся личности», которая еще не нашла в себе, что можно было бы оценит, и не видит, что можно ценить в других.
«Я - плохой, Ты - хороший» - позиция «Ребенка», который не научился видеть хорошее в себе, но видит, что другие более значимы, чем он, более сильные, более мудрые.
«Я – хороший, Ты - плохой» - позиция «Родителя», который всегда старается быть обвинителем, даже тех людей, родителем которых не является.
Все перечисленные позиции – позиции проигравших. И только одна позиция победителя «Я – хороший, Ты - хороший». Чем чаще мы занимаем эту позицию, чем устойчивее она в нашем сознании, тем чаще и постояннее мы – победитель. Но это непросто – быть и удерживаться на позиции победителя.
Каждый человек имеет возможность думать. Следовательно, на нас лежит ответственность за принятие решений о том, что мы хотим от жизни. В конечном счете, жизнь каждого человека зависит от принятого им решения.
Модель принятия решения. Ты и я – ОК. Иногда наше поведение может быть не ОК. В этом случае мы следуем стратегиям, которые выработали в детском возрасте. Они являлись в детстве наилучшим способом для выживания и достижения того, что мы хотим от мира, который мог казаться нам враждебным. Взрослыми мы иногда продолжаем следовать этим паттернам и придерживаться их даже тогда, когда они являются неэффективными.
Когда мы были маленькими детьми, наши родители не могли заставить нас развиваться в каком – то одном направлении. Они, конечно, могли оказывать на нас сильное давление. Однако мы сами принимали решение, подчинится ли этому давлению, либо восстать против него или игнорировать. Та же модель поведения свойственна и взрослым. Другие люди («окружение») не могут заставить нас чувствовать себя каким–то определенным образом. Они способны оказать на нас сильное давление, но мы сами принимаем решение, подчиниться или нет. Именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение. Всегда, когда мы принимаем решение, то можем его впоследствии изменить. Это справедливо для тех решений, которые мы приняли ранее о себе и об окружающем нас мире. Если некоторые из этих детских решений приводят к нежелательным последствиям для нас как взрослых людей, то мы можем их изменить и сформировать другие, более благоприятные.
Итак, люди изменяются. Мы меняемся не просто потому, что понимаем наши старые паттерны поведения, но и благодаря активному принятию решений к изменению этих паттернов. Осуществляемые нами изменения могут оказаться адекватными и устойчивыми.
Контрактный метод. Если вы специалист по ТА, а я – ваш клиент, то мы несем взаимную ответственность за те изменения, которые хотим осуществить. Данный метод исходит из того, что ты и я находимся в равном положении: ты не обязан делать что-то для меня, и я не жду от тебя этого. Поскольку мы оба принимаем участие в процессе изменения, нам необходимо четко представлять себе долю участия каждого в этой задаче, поэтому мы заключаем контракт. Он определяет долю ответственности, которую берет на себя каждая сторона. Как клиент я говорю о том, что хочу изменить и что собираюсь сделать для этого. Ты, как специалист, подтверждаешь свое желание работать со мной для достижения этой цели и обязуешься использовать свои лучшие профессиональные навыки, заявляя о том, какую компенсацию ты хочешь получить за свою работу.
Открытая коммуникация. Эрик Берн настаивал на том, чтобы как клиент, так и терапевт обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Это вытекает из основной посылки ТА о том, что все люди ОК и каждый человек способен самостоятельно думать. В практике ТА записи терапевта доступны для клиента. Для облегчения общения специалиста и клиента положения ТА излагаются на доступном языке. Вместо слов, имеющих латинское и древнегреческое происхождение, принятых в некоторых психологических школах, в ТА используются хорошо известные всем слова: Родитель, Взрослый, Ребенок, игра, сценарий, поглаживание.