Принципы организации отдыха с детьми ОВЗ

(на примере Центра АРЕВИК http://arevik.spb.ru/)

Как правило, такая организация начинает свою деятельность с создания девиза, например: Наш девиз – «Это нормально – быть разными!» В таком Центре занимаются дети и молодежь, которым нужна особая забота и внимание – это ребята с ограниченными возможностями здоровья и тяжелыми функциональными нарушениями. Количество детей с ОВЗ и уровень инвалидности в наших семьях, к сожалению, очень высок. Статистика показывает: в наше время таких детей рождается все больше. Чаще всего, после констатации диагноза, семьи остаются один на один со своей бедой. Кто-то, испугавшись безысходности, настойчиво ходит по врачам и с надеждой стучит во все двери. Кто-то, приняв диагноз как приговор, уходит в свою беду, отстраняясь от мира. Практика работы с родителями детей с тяжелыми функциональными нарушениями показывает, что они, после случившейся трагедии, начинают учиться выживать. По закону таким семьям положена пенсия по инвалидности, на них распространяются определенные льготы, которые как правило недостаточны. Поддержка таких семей эффективна, когда носит не разовый или ситуационный характер, а постоянный. Более эффективна помощь не только ребенку, но и родителям. Центр стремимся помочь семье преодолеть социальную изоляцию, создать равнодоступные условия для детей и молодежи с «особыми» потребностями для гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе.

Общение– первая ступень. Большинство подопечных могут быть, например, не говорящие дети и молодежь с ограниченными физическими возможностями. Волонтеры и специалисты учат их общаться, используя все современные средства коммуникации, в том числе сенсорную интерактивную доску. В связи с тем, что контакт с людьми у таких детей ограничен, одна из важнейших задач организации – учить детей принимать и поддерживать контакт с различными людьми, особенно с их сверстниками, учить формам общения и выступать в дискуссиях, встречах и в различных социальных ролях. Волонтеры и специалисты стараются создать условия для равнодоступного и равнозначного общения детей с особыми потребностями вместе с их здоровыми сверстниками.

Школа (обучение) – следующая ступень. Некоторые дети организации учатся в обычных или специализированных школах. Большинство учится на дому или «необучаемые». На специальных занятиях в Центре они учатся выполнять небольшие задания: различать цвета, предметы, обслуживать себя. Учатся читать и считать, но по-своему: на доступном и понятном для них уровне. Для того, чтобы обучение имело успешный результат, большинство занятий проводится с использованием сенсорной интерактивной доски. Тогда дети очень быстро вовлекаются в процесс, они сами могут прикоснуться к картинкам на доске, рисовать, создать свою картинку.

Творчество – следующая ступень. Так же, как и все дети, дети с тяжелыми нарушениями учатся создавать свой «собственный мир», быть такими, какие они есть. В организации особое значение придается занятиям музыкой и танцами. В такой организации может быть отдельно создана Студия обще восстановительной танцетерапии, вокала и социальной хореографии. Занятия обычно проводятся с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка. Дети не только осваивают элементы хореографии, но и учатся толерантности, знакомясь с национальным фольклором, культурой и традициями народов мира. После танцевальной реабилитации дети, при желании они могут продолжить занятия по хореографии и вокалу, и принимать участие в городских, всероссийских и международных фестивалях. Их поощряют к выступлениям с сольными концертами.

Мастерство, труд (растениеводство) – следующая ступень. Дети с ОВЗ в таком центре учатся мастерить и трудиться. Специалистами и волонтерами деятельность по художественному творчеству и трудовой подготовке организуется простыми и доступными способами. В таком центре может быть и своя специфика, например, работа с эксклюзивным гипсом и морскими ракушками, аппликации из декоративных салфеток – все это является основной технической подготовкой. Дети могут учиться раскрашивать фарфоровые тарелки, стеклянные вазы, изготовлять фарфоровые куклы, шить для них одежду. Для формирования навыков общения с природой могут быть организованы во дворе субботники, детей учат сажать деревья, цветы, зелень, вместе со своими здоровыми сверстниками.

Здоровье и отдых заключительная ступень. Здоровье, отдых и движение – основа гармоничного развития человека. В связи с тем, что большинство обучающихся в центре детей и молодежи имеют (к примеру) нарушения речи и опорно-двигательного аппарата, на занятиях могут быть используемы специальные средства по адаптивной физической культуре и эстетической гимнастике. Результат обнадеживает - даже те дети, которые не могут самостоятельно сидеть, учатся верховой езде под бдительным контролем волонтера или педагога и «плаванию» в сухом бассейне. Массаж в условиях «горного воздуха» с использованием ароматных масел - сильное средство для физического роста детей, например, с отсутствием речи и нарушением интеллекта. Для снятия физического напряжения и усталости ребята проходят сеансы в специально оборудованной комнате, имитирующей «пещеру соляных копий».

Наши рекомендации