Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего.
И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения,
Которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон;
И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима,
Нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».
Откровение святого
Иоанна Богослова,
3:8. 10-13
Пролог
Шекспир погрешил против истины, когда написал: «Но нет печальней повести на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Потому что повесть, много печальнее этой, случилась недалеко от той же Вероны — во Флоренции — тремя столетиями раньше. Это повесть о Данте и Беатриче.
На площади возле кафедрального собора Флоренции Сайта Мария дель Фиоре всегда шумно и многолюдно. Так что, если вам захочется тишины, возьмите чуть правее от собора и вы окажетесь на небольшой улочке — Виа Данте. Здесь жил до своего изгнания отпрыск старинной, благородной флорентийской семьи Данте Алигьери.
На этой же улице он повстречал юную Беатриче Портинари, в замужестве деи Барди. И здесь же, в маленькой церквушке Святой Маргариты, зажатой между домами, покоится ее тело. Небольшая плита в стене хранит ее имя, воспетое в веках великим поэтом. С ним на устах он и умер после тридцати лет абсолютного одиночества.
Они увидели друг друга, когда обоим было всего по девять лет. Едва взор юного Данте коснулся этой девочки, одетой в светящиеся алым цветом одежды, мальчик явственно ощутил присутствие Дух Жизни. И трепеща от восторга, услышал в своем сердце пророческие слова: «Вот бог сильнее меня, кто, придя, получит власть надо мной».
Данте грезил о возлюбленной, вспоминал ее, искал глазами на улицах города. Но все тщетно. Второй раз они встретились лишь через девять лет — им было по восемнадцать. Беатриче приветствовала Данте легким движением головы. Секундная встреча на узкой флорентийской улочке показалась поэту вечностью. Вернувшись домой, он напишет свой первый сонет.
Потом будет встреча в церкви, где Данте вдруг поймет, что он не может совладать со своими чувствами, не в силах контролировать себя. Чтобы не выдать тайну своего сердца, он сделает вид, будто бы интересуется другими дамами. Злые языки сообщат об этом Беатриче, и с тех пор она более ни разу не поклонится ему при встрече. Данте убит горем.
И хотя случай предоставит поэту еще одну возможность увидеть Беатриче, лучше бы этой встречи не было в его жизни. Данте снова взволнован и так смущается, что Беатриче начинает потешаться над ним. Она смеется над любящим ее Данте в присутствии многочисленной флорентийской знати. Это уничтожает поэта.
Проплакав всю ночь, он решает никогда более не искать встречи с избранницей своего сердца. Отныне он посвятит себя прославлению Беатриче. Эта фантазия станет источником его блаженства — святая Беатриче, подобная божеству. Матерь Мира. Высшая точка в бесконечном пространстве Космоса.
А настоящая Беатриче тем временем выйдет замуж и вскоре умрет, на двадцать пятом году жизни. Молодая и красивая, словно цветущая роза рая. Такой мы ее и запомним — немного взбалмошной, высокомерной, чуть-чуть жестокой и бесконечно красивой. Мы помним о ней лишь благодаря Данте — гению, который посвятил всю свою жизнь этой ничем не примечательной флорентийской девушке.
В жизни самого Данте будет еще много событий: членство в правительстве Флоренции, политические баталии между гвельфами и гибеллинами, изгнание из родного города, смертный приговор — сожжением на костре, двадцать лет скитаний, еще один смертный приговор, смерть в Равенне, пустой саркофаг во Флоренции в церкви Санта-Кроче, и вечная тяжба двух городов за право обладания его прахом.
А еще он напишет «Божественную комедию» — великое и безумное, богохульное произведение. Весь мир Данте разместил на виртуальных этажах своей «матрицы» — кого-то отправил в Ад, кому-то отвел место в Чистилище, избранным дал Рай. А Рай увенчал фигурой Беатриче — такой же холодной и недоступной, как и в его жизни.
Да, все ради этой цели — возвеличить любовь, которая была лишь мечтой, поставить ее выше религии, выше Бога.
А вот мечту, ставшую явью, олицетворяют в «Божественной комедии» любовники Франческо и Паоло — красивые, страстные, бесконечно преданные друг другу и обреченные на вечные нестерпимые муки. Данте разместил их в Аду...
«Беатриче значила для Данте бесконечно много, — пишет Хорхе Луис Борхес. — Он для нее — очень мало, может быть, ничего. Все мы склонны к благоговейному почитанию любви Данте, забывая эту печальную разницу, незабываемую для самого поэта.
Читая и перечитывая их воображаемую встречу в Раю, я думаю о двух любовниках, которые пригрезились Алигьери в вихре Ада — о туманных символах счастья, недоступного Данте; хотя сам он, быть может, не понимал этого и не помышлял об этом.
Я думаю о Франческе и Паоло, соединенных в своем Аду навсегда, думаю с любовью и тревогой, с восхищением, с завистью.
"Комедия" — это сон Данте, и она не более, чем сюжет сна».
Часть первая
На Сашу свалилось множество дел.
Ее назначили в комиссию по проверке
подведомственных учреждений — СИЗО и колоний,
проштрафившихся голодовками заключенных.
Обязали в связи со служебной проверкой,
начатой в рамках борьбы с «оборотнями в погонах».
Прислали для экспертного заключения три дела
по серийным преступлениям с сексуальным содержанием.
Наконец, попросили заняться отчетами отдела,
переработать план работы на второе полугодие.
Ну, и всякая мелочевка. Этот чудовищный завал Саше предстояло разгребать летом,
когда все или в отпусках, или в отпускном настроении.
Но, что поделаешь? Не впервой. Саша любит свою работу.
Сама не знает, почему. Может быть, просто потому, что это хоть как-то ее занимает.
Есть только одно «но»...
Саша не любит ездить в юродскую прокуратуру.
На то у нас личные причины. А тут на тебе — вызвали в середине дня.
— Александра, ты знаешь, как я тебе доверяю, — Николай Иванович выглядел ни то рассерженным, ни то испуганным. — Ты зарекомендовала себя как хороший работник, ответственный и талантливый следователь...
Зам главного прокурора города нервно курсировал по кабинету, бесцельно дирижируя золотым паркером. За пару минут он умудрился три раза к ряду задеть расположенную здесь мебель и даже не заметил этого. С чего бы такая рассеянность?..
В какой-то момент Саше даже показалось, что Николая Ивановича — друга и однокурсника ее покойного отца — просто подменили. Всегда спокойный и рассудительный, сейчас он выглядел потерянным.
— Товарищ полковник, я... — Саше хотелось побыстрее выслушать все инструкции, принять на себя всю ответственность и закончить этот неловкий разговор.
— Саша, не перебивай меня, — буркнул Николай Иванович. — Скажу начистоту: я не хотел, чтобы этот выбор пал на тебя. Но по результатам прошлого года ты у нас лучшая в управлении. И к тому же у тебя есть дополнительная специализация по криминальной психологии и... Как ее, черт?! В общем, нужная здесь специализация. Так что, тебе придется…
— Я готова и жду ваших приказаний, — снова поспешила выпалить Саша. Ей было неловко за то смущение, которое почему-то испытывал Николай Иванович.
Он опекал Сашу с четырнадцати лет, когда ее родители погибли, а сама она переехала жить к бабушке. Опекал особенным образом. Ненаигранная строгость уживалась в нем с удивительной деликатностью. Ему всегда удавалось оказаться рядом в трудную для Саши минуту. Но его никогда не было «много». Его всегда было ровно столько, сколько нужно.
— Но у тебя молодая семья, — Николай Иванович стал буквально отговаривать — Я рассталась с Виктором, — сказала Саша. — Так что все нормально. Не из-за чего переживать. Поеду, проветрюсь. Даже к лучшему. Куда?
Сашу, и это было уже совсем на него непохоже. — Я бы не хотел, чтобы ты уезжала. Там, вероятно, придется задержаться — дело непростое, специалистов мало.
— Как рассталась? — не понял Николай Иванович.
— Да, Николай Иванович, рассталась, — подтвердила Саша.
— Но это же меняет дело! — Николай Иванович почему-то обрадовался. — Так… Подожди в приемной, мне надо позвонить.
*******
В приемной было душно. Валентина Петровна — секретарь Николая Ивановича — куда-то отлучилась. Саша подошла к окну и открыла форточку. В комнату ворвался свежий июньский ветер. И в эту же секунду дверь, ведущая в кабинет Николая Ивановича, тихонько скрипнула и приоткрылась. Незадача. Саша на цыпочках подошла к ней, взялась за ручку и потянула на себя.
— Я понимаю, что она соответствует всем требованиям, — донеслось из кабинета — Да. Но теперь не всем. Теперь она незамужняя. Нет, в таком деле может быть и не мелочь! Это очень важно в таком деле!
Саша растерялась. С кем это Николай Иванович обсуждает ее семейную жизнь? Саше было ужасно неловко подслушивать, но почему он говорит об этом с чужим человеком? И о какой командировке идет речь, если имеет значение этот факт ее биографии?!
— Слава, у меня плохие предчувствия, — голос Николая Ивановича дрогнул. — Я тебя просто прошу, по-дружески. Она же мне, как родная дочь. Ты знаешь. Давай найдем кого-нибудь еще. Право, на Сашке свет клином не сошелся! Больше никто не прошел? Как, нет?! Ерунда какая! Ну что значит «она прошла все инстанции»?! Можно подумать, много их было... Нет, Слава, я не верю, что ты не можешь повлиять... Черт! Да, Слав. Да, я переутомился. Да, я возьму отпуск. Поеду. Съезжу на море. Да. Ну а с ней-то как? Нет?.. Черт!
Николай Иванович выругался. Тишина. Саше на мгновение показалось, что она оглохла. Сердце в груди билось так, словно решался вопрос ее жизни и смерти. Кто-то неизвестный, со скрытыми намерениями, определял в это мгновение ее судьбу.
В коридоре раздались шаги. Саша кинулась к секретарскому столу и плюхнулась на стул для посетителей.
— А почему ты здесь? — прошептала Валентина Петровна и озабоченно посмотрела на приоткрытую дверь своего начальника.
Саша пожала плечами: мол, не знаю, чего-то там решают себе — пусть решают.
Валентина Петровна деловито подошла к двери Николая Ивановича, поняла, что тот говорит по телефону, аккуратно закрыла ее и села на свое место.
— Ну ничего, — с важным видом сказала Валентина Петровна, очень любившая Сашу. — Никуда они тебя не пошлют. Верь мне. Не бойся. И что за глупость в конце концов?! Я так Николаю Ивановичу и сказала: «Глупость они задумали. И нечего Сашу в это дело втравливать». Мало ли, что у тебя лучшие результаты по управлению?! Такие кадры беречь надо, а не в авантюры всякие втягивать!
— Валентина Петровна, а что за авантюра-то? — осведомилась Саша, стараясь выглядеть как можно более беззаботной.
— Авантюра? — Валентина Петровна вдруг поняла, что сболтнула лишнего. — Какая авантюра?..
— Ну, вы сейчас сказали про какую-то авантюру? — Саша качнула головой в сторону «прошлого». — Ну, только что?
— Нет, Сашенька. Ничего такого я тебе не говорила. Не путай меня, — Валентина Петровна сделала вид, что у нее вдруг срочно образовались какие-то необычайно важные дела. — Просто... В общем. Я сказала, что надо беречь кадры. И вообще, серьезно ко всему подходить.
Валентина Петровна с показной сосредоточенностью набивала свою докладную папку бумагами, запихивала дрожащей рукой карандаши в коробку, деловито перекидывала листочки на настольном календаре. Трудно было не понять, что она делает это без какой-либо цели, просто для отвода глаз.
Через секунду-другую пульт телефона сообщил Валентине Петровне, что Николай Иванович закончил разговор.
— Так, мне надо к нему! — прошептала она и схватила папку.
Валентина Петровна налетела на Николая Ивановича, когда тот выходил из кабинета — понурый, спавший с лица, даже злой. Папка выпала у нее из рук, и бумаги, подхваченные возникшим в эту секунду сквозняком, словно белые листья, полетели по комнате.
Валентина Петровна смотрела на Николая Ивановича, не отводя глаз. С ужасом ожидая его ответа на свой, не прозвучавший вопрос. Казалось, она и не заметила, что рассыпала бумаги. И Николай Иванович, казалось, тоже этого не заметил.
— Валентина Петровна, оформляй, пожалуйста, приказ на Александру, — Николай Иванович говорил тихо, сдавленным голосом, словно только что посадил его на футбольном матче. — И все как положено... В таких случаях.
На мгновение Саше показалось, что Валентина Петровна едва сдерживает слезы.
— Все будет хорошо, — сказал Николай Иванович то ли успокаивая, то ли ободряя Валентину Петровну, Сашу и, главное, самого себя. — Все будет хорошо!
Валентина Петровна отошла к своему столу и уставилась в окно. Она сделала это намеренно, с единственной целью — чтобы никто не видел ее лица, ее слез.
— Несправедливо, — сказала она через секунду. — Если ты ничего не делаешь, то и живешь спокойно. А чуть вырвался вперед, чуть стал лучше других, так тебя сразу...
*******
Саша вышла из приемной и почувствовала, как у нее леденеют руки. Прямо от лопаток — плечи, запястья, пальцы. Она вздрогнула. Ей навстречу шел Павел...
— Хорошо выглядишь! — сказал он и демонстративно смерил Сашу взглядом.
— Это комплимент или угроза? — тихо спросила Саша.
— А тебе как больше нравится?.. — зло улыбнулся Павел.
Саша ненавидела свои визиты в прокуратуру именно поэтому — она панически боялась встреч с Павлом. Раньше Саша и сама здесь работала, но из-за его постоянных преследований перевелась в другое учреждение. Павел шантажировал Сашу. Низко, подло, жестоко. Такой вот странный способ ухаживания.
Эта история с шантажом кому-то, наверное, покажется странной и глупой. Саша и сама так думала. Но каждое воспоминание, каждая деталь этой истории причиняли Саше нестерпимую боль. Даже сейчас, спустя почти пять лет, она продолжала мучиться, бояться и ненавидеть.
Тогда ей поручили одно дело. В нем были, кажется, все возможные составы преступления — грабеж, бандитские нападения, воровство, вымогательства, незаконное удержание людей, убийство. А она влюбилась в подследственного — в Сережу.
«Зовите меня — Серый. Мне так привычнее», — попросил он Сашу на первой же встрече. Замечательный, очень добрый мальчик девятнадцати лет. Он учился в техникуме. Родители спились, а ему нужны были деньги. Просто, чтобы жить. Вот он и связался с преступной группировкой. Банда контролировала один из вещевых рынков города. И в какой-то момент, по своей наивности, Серый оказался крайним. Его просто подставили.
Саша не понимала, как такое, в сущности, чистое, невинное существо могло быть причастным ко всему этому чудовищному инкриминировавшемуся ему списку злодеяний. Милый, приветливый юноша покорил ее своей непонятной, наивной, но очень точной, «сермяжной» правдой о жизни.
«Мир, — говорил Серый, — неправильно устроен. Все в нем как-то не так. Вот смотри — работают электроприборы. Кто это сделал? Это Максвелл, который открыл электромагнитное поле. Все благодаря ему. А кто его помнит? Никто. Все знают певичку какую-нибудь. Мадонну, например. А Максвелла не знают. Разве это правильно? Кто — Максвелл, а кто — Мадонна?! Ты подумай!»
И так на допросах он мог говорить часами — о Максвелле, о политиках, о Боге, о чем угодно. Просто, где-то очень забавно и даже по-детски, но в целом — «правильно», «по справедливости», «как надо».
А главное, Саша видела в нем, в этом мальчике, сосредоточенно рассуждающем о мире, все, что так давно и так безуспешно искала в других мужчинах, — открытость, добродушие, бесстрашие, честность, внутреннюю прямоту, свободу.
Самой Саше жизнь казалась невообразимо сложной, заковыристой. С бесчисленным количеством нюансов, подтекстов, двойных смыслов. За каждым человеком в ее жизни была история с плюсами и минусами. Но все их ошибки могли быть оправданы, а любое геройство на поверку оказывалось небескорыстным. Поэтому, по сути, не было у них ни плюсов, ни минусов.
«Вся жизнь с подвохом, — думала о себе Саша. — Ни тебе черного, ни тебе белого, ни правильного, ни неправильного, все так — серединка на половинку. Серость...» И от этого на сердце у нее было невыносимо гадко — мучительно, тоскливо, душно.
А Серый не был «серым». Конечно, он не изменил Сашиного взгляда на жизнь. Просто не смог бы. Но этими своими незамысловатыми истинами и, главное, своей уверенностью в них он позволил ей думать, что такой мир — мир, где все понятно, все честно, все просто, есть. В принципе есть. И пусть его нет у Саши, зато он есть у Серого. Саша смотрела на него и любовалась. Сначала только миром, а потом и самим Серым.
Однажды, заканчивая допрос и уже прощаясь с Серым, она встала, подошла к нему, сидящему на табурете, и обняла за голову. Бритая, теплая, с едва уловимым запахом осеннего леса. Это движение произошло словно бы само собой, ненарочно, вырвалось...
Серый встал, обнял ее и поцеловал в губы.
*******
Саша была в ужасе. Она не знала, как ей поступить и что делать. Любила ли она его по-настоящему? Что он для нее значил? Как она представляла себе их будущее? Саша даже под дулом пистолета не смогла бы ответить на эти вопросы. Она не знала. Просто в какой-то момент она поняла, что хочет сберечь его, дать ему другую жизнь.
А Серому, казалось, было на все наплевать — на свою жизнь, на будущее и даже на нее, на Сашу. Он словно и не понимал, что находится под следствием, что ему грозит больше двадцати лет тюрьмы. Ему словно бы и невдомек было, что Саша — его следователь, что она совершает должностное преступление. Он просто жил...
В конце концов она приняла для себя решение: за то, в чем Серый, действительно, виноват — пусть отвечает, а в остальном — она выступит как его адвокат. Так и сделала. Правда, это было непросто. Улик против него набралось больше некуда, а свидетелей, благодаря активной работе Сережиных подельников, объявилось несметное количество.
Но сдать свою «команду» Серый отказался наотрез, как Саша ни просила. «Потому что это неправильно». В то, что его подставили, он не верил. Потому что «людей нельзя обвинять, если не знаешь точно».
Так что Саша сама пошла на преступление — уничтожила улики, которые свидетельствовали против Серого по тем пунктам обвинения, где его вины, как ей казалось, не было.
Саша испробовала все пути, чтобы уберечь Серого. И уже в самом конце, перед тем как передавать дело в суд, санкционировала психиатрическую экспертизу. Мало ли что найдут, и можно будет на это сослаться. Смягчающие обстоятельства никогда не помешают. Она рассчитывала на случайность. Даже не рассчитывала. Просто делала все, что можно и что нельзя.
Она была как в бреду — между отчаянием и отчаянием. Она ненавидела себя. Она ненавидела себя за то, что не может жить без его губ, без его рук, без его запаха. Она ненавидела себя за то, что не может ничего изменить. Она ненавидела себя за то, что пытается менять. Она не хотела жить. И она хотела, чтобы он был ее жизнью.
Когда она читала результаты психиатрической экспертизы, ей стало дурно. Буквально. Физически, У нее кружилась голова, тряслись руки. Сердце то останавливалось вдруг, то начинало биться с неимоверной силой. Пересохло во рту. Диагноз был прост и лаконичен: «Дебильность умеренной степени выраженности».
Она пыталась читать текст врачебного заключения, но не смогла. Страница за страницей психиатр описывал ей ее Серого, ссылаясь па многочисленные психологические исследования и тесты:
«Слабость абстрактного мышления», «преобладание конкретных ассоциаций», «словесное заимствование и примитивность суждений», «компенсирован за счет механической памяти и подражательного поведения», «бедная эмоционально-волевая сфера», «недостаточная обдуманность поступков», «повышенная внушаемость». И наконец, как приговор, индекс интеллекта, IQ — 58. При минимально необходимых восьмидесяти.
Безжалостно. Она хотела покончить с собой, но не смогла.
Саша считала своего Серого необычным, и он таки был необычным — он страдал умственной отсталостью. Да, наверно, Саша не поверила бы врачам, решила бы, что они ошиблись. Но она знала каждый тест, она сама была специалистом в этой области. А для специалиста перечисленные характеристики звучат однозначно — это симптомы дебильности.
Как она могла всего этого не заметить?.. Это же так очевидно! Теперь все встало на свои места. Да, мир Серого был прост и понятен. Он с легкостью отличал добро от зла. Он был тверд и прямолинеен. Он не беспокоился о будущем и ничего не боялся. Дебильность умеренной степени выраженности...
Странная штука любовь. Она действительно похожа на солнце. Она ослепляет. Она выжигает глаза.
*******
Она вызвала Серого на последний допрос. Его ввели в ее кабинет, он дождался, пока охранник выйдет, обнял Сашу и принялся ее целовать. А она вся словно одеревенела — ни чувств, ни боли, ни единой мысли.
«Ты веришь в Бога?» — спросил он вдруг.
«Верю ли я в Бога? — механически переспросила Саша и через секунду так же механически ответила: — Да».
Серый разочарованно сел на табурет напротив ее стола.
«Саша, это неправильно. Если тебе плохо, тебе Бог нужен. Так?» — он уставился на нее своими большими, серыми, немигающими глазами.
«Так», — еле выговорила Саша, впервые понимая, что в этих, таких любимых, глазах ничего нет, пустота.
«А если у тебя все хорошо, — Серый улыбнулся. — Если у тебя все, что тебе надо. Тебе нужен Бог? Нет, не нужен. Так?»
«Так», — шепнули ее губы.
Она смотрела на его улыбку — бесчувственную, глупо хихикающую, пустую.
«Ну вот, видишь, — обрадовался Серый. — Значит, Его нет».
Серому дали семь лет колонии особо строго режима. Удивительно маленький срок, если учесть, что он совершил и в чем участвовал. То, что он дебил, позволило существенно скостить срок.
На процессе прокурор заявила, что, согласно данным судебно-психиатрической экспертизы, обвиняемый на момент совершения преступлений был вменяем. Однако попросила суд принять во внимание тот факт, что выявленная экспертизой умственная отсталость обвиняемого не позволила ему адекватно оценивать последствия своих действий. Суд принял этот факт во внимание.
Через день после суда к Саше зашел тот самый Павел, который сейчас стоял перед ней. Зашел «на разговор». Он сказал, что все знает о ее романе с подследственным и может подтвердить это документально, что у него на руках все доказательства ее служебных преступлений, включая уничтожение улик, и... что он хочет с ней встречаться.
Саша могла не согласиться. В противном случае ей гарантировалось судебное преследование и возврат дела Сергея на доследование — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Саша согласилась. Мертвому все равно с кем встречаться.
*******
Павел давно пытался привлечь внимание Саши к своей персоне, но до этого момента у него не было никаких шансов. Он относился к тем красивым мужчинам, чья красота неприятна. В нем все было правильно — от фирмы носа до телесных пропорций, но в этой своей «правильности» он был мерзок.
Павел клялся Саше в любви, точнее — в «любви-ненависти». Он утверждал, что она пробуждала в нем садомазохистские наклонности. Она одна. Конечно, Саша в это не верила. Ей было очевидно, что Павел просто стыдится своего извращения и ищет ему оправдание. Естественное желание насильника — выглядеть жертвой в глазах жертвы. Павел настаивал, что во всех его бедах виновата Саша и требовал от нее сочувствия, а в качестве «искупления» — активного участия в его оргиях.
Страшный сон. Почти полгода. Буффонада страшного сна. Павел извращался всеми возможными способами, постоянно придумывал какие-то новые фокусы. А Саша лишь выполняла его инструкции — тупо, даже не понимая, что именно она делает.
Она была, как механическая кукла — совершенно мертвая. Правда, у этой куклы было одно воспоминание. Кукла помнила чувство, словно из другой жизни... Она обнимает голову ребенка — бритую, теплую, с едва уловимым запахом осеннего леса.
Ситуация разрешилась неожиданно. Серого ни то убили в тюрьме, ни то он действительно, как значилось в документах, заболел воспалением легких и умер. Саша узнала об этом совершенно случайно — увидела во внутренней сводке. Она смотрела на эту запись и чувствовала, что умер ребенок. У нее умер ребенок.
Возникший было порыв найти, разыскать, поднять материалы, выяснить подробности и истинные причины прошел так же внезапно, как и появился. Вместо этого Саша просто написала рапорт. Пошла, написала и сдала в канцелярию. Ее перевели на другое место работы.
Теперь у Павла не было никаких шансов, ни на что. Его жалкие попытки вернуть Сашу, его угрозы и истерики успехом не увенчались.
Лишь изредка они сталкиваются теперь в городской прокуратуре, в которой Саша именно по этой причине очень не любит появляться.
— Ты спрашиваешь, что мне больше нравится? — Саша посмотрела Павлу в глаза. — Мне, да? Я не ослышалась?
— Да, — Павел испугался ее взгляда. Саша улыбнулась:
— Мне нравится думать, что ты, Паша, несчастен. Очень. По крайней мере, больше меня. Потому что я уже ничего не чувствую, совсем. А ты — чувствуешь. Что-то очень странное, но чувствуешь. И знаешь, я думаю, есть в этом мире какая-то справедливость. Если Бог тебя обделяет, он от тебя и не требует ничего. А если дает, то и взыскивает. Чувствовать, Паша, — дар, но это — и крест. Твой. А со своего я уже сошла.
*******
Саша вышла на улицу и заплакала — без причины, прости так. От слабости.
Нужно возвращаться в управление, а силы куда-то подевались. Слоено их украл кто-то.
Обычно Саша старается не вспоминать ни о Сереже, ни о Павле.
Чтобы меньше презирать себя и не так чувствовать бессмысленность
своею существования. Тогда, во время последней встречи с глазу на глаз,
Сережа сказал ей: «Если тебе плохо, тебе Бог нужен».
Он был неправ. Сейчас ей плохо, а Бог ей не нужен. Чем Он сможет ей помочь?
Сотворит чудо? Какое?.. Это просто смешно! Чудом для нее может стать
только ужас, больший, нежели она пережила прежде.
Нет, Саше больше не нужны чудеса. Не надо. Спасибо.
Или, может быть. Он простит ее за грехи?
Но она не чувствует себя грешницей.
Она вообще ничего не чувствует, она просто продолжает жить.
Зачем-то...
*******
Прочитав бумагу, Саша растерянно уставилась на секретаря начальника управления:
— Катя, а что это за учреждение — ПСТ 87/6? Я что-то не припомню... Не глянешь в базе данных? Это ведь ты мое командировочное удостоверение оформляла.
— Не оформляла я тебе никакого командировочного, — огрызнулась Катя. — Все по этой командировке сверху спущено. Сейчас гляну в базе.
Ее пальцы застучали по клавиатуре компьютера.
— Какой ты говоришь номер? — через пару минут переспросила Катя. — ПСТ 87/6?
Саша еще раз перепроверила номер:
— Да. ПСТ 87/6.
— Нет такого номера.
— Как, нет? — Саша даже разозлилась.
— Ну нет, — недовольно крякнула Катя и развернула монитор к Саше. — Вот, смотри сама!
Действительно, такого учреждения в полном списке подразделений ГУИН не значилось.
— Как же так? — Саша пошла по коридору в направлении своего отдела. — Ничего не понимаю... Ошибка?.. И что мне делать теперь?
— А в пакете ничего на этот счет не было? — крикнула ей вдогонку Катя.
— В пакете? — обернулась Саша. — В каком пакете?
— Ну, был же пакет. Его еще спецкурьер доставил — старшой лейтенантик. Симпатичный такой...
— Не знаю я ни про какой пакет, — пожала плечами Саша. — И с каких это пор у нас старшие лейтенанты в курьерах ходят?
— Вот такие, значит, бывают пакеты! — важно сказала Катя и подбоченилась, не вставая с кресла.
— Чемодан с красной кнопкой подполковник носит. Вот и считай по убыванию важности — майор, капитан и старшой лейтенант. Причем, заметь, симпатичный!
— Все ты шутишь, Катя, — грустно улыбнулась Саша. — А я стою тут, как дура, и не знаю, что мне делать.
— А ты не стой. Иди к себе, сядь на свое место и не дергайся. Им надо, пусть они тебя и ищут, — успокоила ее Катя.
*******
План показался Саше удачным, но относился к разряду невыполнимых — посидеть не удалось. На рабочем столе ее уже ждал авиабилет.
— Сибири — привет — гаркнул из-за спины майор Лыков.
Саша даже вздрогнула от неожиданности и напряжения. Она недоуменно обвела глазами сотрудников своего отдела:
— Послушайте, хоть кто-нибудь может мне объяснить, что происходит?
— А чего объяснять? — развел руками любимец местных барышень капитан Гришечкин. — Другому ведомству тебя передают — может, разведке, может, ФСБ или ФАПСИ. Сейчас будут с тобой играть. Тайны, секреты и прочие панты — тень на плетень. Не тушуйся. Когда-нибудь мы будем тобой гордиться! Может быть...
— Без меня не могли обойтись... — пробурчала Саша себе под нос и начала собираться.
— Ты же у нас победительница соцсоревнования! — съязвил Лыков. — Пионер — всем ребятам пример!
— Не обращай на них внимания, Сашенька, — доброжелательно протянула Надежда Николаевна — старейший сотрудник управления. — Они тебе просто завидуют. Но никогда в этом не признаются. Потому что, если они признаются, это будет означать, что ты молодец, а они проиграли тебе — женщине.
— Я не обижаюсь, — сказала Саша.
— Вот и правильно, — ободрила ее Надежда Николаевна. — Мужчины думают, что для успеха в жизни достаточно гонора. А для успеха в жизни нужно что-то еще.
— И что же, Надежда Николаевна? — улыбнулся Гришечкин. — Раскройте нам секрет!
— Нужна внутренняя сила, — ответила Надежда Николаевна.
После этих слов она поднялась из-за стола, подошла к Саше, посмотрела ей в глаза — внимательно, словно пыталась проникнуть в самую душу. Потом едва заметно качнула головой, обняла и поцеловала:
— А у тебя, Сашенька, она есть. И ты должна быть сильной...
Саша сначала удивилась. Ей показалось странным, почему эта женщина, которую она почти не знает, вдруг проявила к ней такую доброту и такое участие в ее судьбе. А главное — в связи с чем? Ну едет Саша в командировку. Что с того?..
Надежда Николаевна словно поняла, о чем задумалась Саша.
— Сон я сегодня видела и тебя в нем, — объяснила она. — Будто поднимаешься ты по огромной винтовой лестнице в старинном средневековом замке. А она под твоими ногами как бы выворачивается наизнанку. И оказывается, что ты не вверх идешь, а вниз, в самую пропасть.
И чувство, словно лестница эта теперь уже и не в замке, а где-то совсем в другом мире. И ведет не вниз, а в ледяную бездну, в Ад. Тут ты поворачиваешься и снова пытаешься идти вверх, карабкаешься, и снова — то же. Лестница выворачивается. Путь вверх оказывается путем вниз. Раз за разом...
Саша оторопела и с ужасом смотрела на Надежду Николаевну. Она не верила своим ушам. Именно этот сон, точь-в-точь, преследовал Сашу на протяжении всего последнего года! Внешне ничем не примечательный, он вызывал у Саши ощущение нестерпимой муки, а после, уже утром, — ноющей, ломящей грудь тоски.
И даже сейчас при одном воспоминании об этом сне у Саши заныло сердце. Словно под ложечкой поселился какой-то червь, высасывающий у нее кровь и желание жить. Почти полгода Саша мучилась бессонницей, принимала транквилизаторы. Она боялась уснуть, боялась, что во сне ей снова привидится эта лестница.
— И что это значит, ясновидящая вы наша? — съехидничал Гришечкин, играя дыроколом.
Тяжелые удары этой нехитрой офисной техники отдавались в ушах Саши, словно эхо ее собственных шагов на той ужасной средневековой лестнице.
— Что это значит, Сашенька, я не знаю, — продолжала Надежда Николаевна, обращаясь только к Саше, к ней одной, словно во всей этой комнате и не было больше никого. — Знаю только, что если идешь во сне вверх по лестнице, то это к большому счастью, а если вниз, то к великой беде. А что такой сон значит, этого я не знаю...
— Александра, а вы же у нас дипломированный психоаналитик! — воскликнул Лыков и плюхнулся задом на Сашин стол. — Вот вы нам и расшифруйте этот сон! Зачем бедную женщину загружать? Тем более, она и не специалист. Наверное, что-то эротическое…
— Не обращай на них внимания, милая, — улыбнулась Надежда Николаевна. — Не обращай. Я хотела предупредить тебя, не напугать. О чем бы я сон ни видела, он — вещий. Это проверено. К чему мой сон — твоя жизнь расскажет.
Но я знаю, Сашенька, одну вещь. Послушай меня: и ужас дурного сна может обернуться благом, если человек не потеряет себя перед лицом собственного страха и сохранит присутствие духа, когда поймет, что спасения больше нет.
Поэтому дерись, милая. И что бы ни случилось, не сдавайся. У тебя все получится! А тяжело будет. Очень.
*******
Саша собралась, попрощалась с коллегами, вышла на улицу и села в свою девятку. Она привыкла не обращать внимания на едкие замечания коллег-мужчин. Но сегодня Лыков, сам того не ведая, попал в самую точку...
Глупо, но Саша и сама так думала про свой сон. Не просто «что-то», а вообще все в нем было «эротическое»! Если верить Зигмунду Фрейду, лестница, явившаяся женщине во сне, символизирует сексуальность (тем более винтовая, напоминающая собой фаллос). Впрочем, и слова Надежды Николаевны не слишком расходились по смыслу с психоаналитическим толкованием.
Женщина, идущая вверх по лестнице, согласно Фрейду, приближается к высшему наслаждению — полному чувственному единению с мужчиной. Если же она идет вниз по лестнице — это, напротив, символизирует ее отказ от страсти. Фрейд связывал это с комплексом кастрации, а проще говоря — с завистью женщин к мужскому половому члену.
Правда, теперь Саша не особенно доверяла Фрейду. Было время, когда она, как и все, им зачитывалась. Но потом разочаровалась. Интеллект бессильный совладать с желанием, начинает играть словами. Он защищается, выстраивая крепостные стены из слов. Но страсть, если она приходит, смывает эти «халупы» одним движеньем, словно их и не было вовсе. Страсть смеется над интеллектом. Кто усомнится в ее власти — падет первым.
Страсть — это клинок, который двое тянут в разные стороны. Один держит за рукоять, другой — хватается за острие. Первый противостоит напору, а второй — ранит душу. Проклятье любви в этой безысходности. И ведь это извечная дилемма — твое желание вызывает лишь тот, кто не питает к тебе ни малейшего интереса. Ты сам интересен только тем, кто не вызывает у тебя никакого желания. Есть ли выход?..
«Есть, — отвечает Фрейд. — Приходите к психоаналитику, и вам станет легче».
Станет ли? Вряд ли. Но Саша пошла — к одному из своих университетских преподавателей, который подрабатывал частной практикой. «Бомбил» — на шоферском жаргоне.
Ее душа тогда разрывалась. Ей около двадцати, первая любовь закончилась — глупо, жестоко и пошло. В общем, как ей и положено. Саша чувствовала себя униженной, грязной и от этого даже виноватой. А еще она думала, что жизнь закончилась, что больше ничего не будет. Молодость...
Наверно, в тот момент Саше было бы достаточно просто выговориться, рассказать о себе,
о своей боли, о своем отчаянии. В такие моменты нужно, чтобы кто-то тебя услышал и поддержал, увидел в тебе человека и не оттолкнул. Но...
— Расскажите о своих родителях? — сказал последователь Фрейда, когда Саша легла к нему на психоаналитическую кушетку.
— Я плохо их помню, — ответила Саша, едва сдерживая слезы. — Мне еще не было и восьми лет, когда они умерли. Их убили...
— Так, хорошо, — психоаналитик потер козлиную бородку. — А кто вас воспитывал?
— Сначала дядя, его семья. А потом бабушка...
— А почему вас отдали бабушке? — настойчиво поинтересовался психоаналитик и скосил глаза к переносице.
— Потому что мой дядя... — слезы сдавили Саше горло.
— Потому что ваш дядя — что?.. — психоаналитик буквально навис над Сашей.
— Потому что мой <