Гигиена умственного труда в школе. Процесс развития утомления и переутомления у подростков, факторы способствующий переутомлению.
Для нормальной работоспособности организма необходимо оптимальное состояние возбудимости коры ГМ. Работоспособность в теч суток изменяется чаще всего по М-образной кривой, - «физиологическая кривая работоспособности». Два периода повышения активности между 10-12часов и 16-18часов.
Работоспособность школьников зависит от возраста и состояния здоровья: чем младше школьник, тем уровень ее ниже. Работоспособность отмечается у детей с расстройствами нервной системы, задержкой физ развития. У длительно болеющих детей.
В умственной работе выделяют несколько этапов: врабатывание, период устойчивой работоспособности, период компенсаторной перестройки и утомление.
Врабатывание — постепенное увеличение работоспособности.
период устойчивой работоспособности- длительность определения от вида труда и состояния организма.
Компенсаторные перестройки — когда появляются первые признаки утомления: нарастание микропауз, снижения внимания, темпа работы, ухудшение некоторых физиологических функций. Чтобы предупредить нарастания утомления- физминутка.
Если продолжить развивается утомление.( увеличение числа ошибок и неправ ответов, удлинение времени выполнения заданий, учащение дых и сердцебиений. Ухудшение самочувствия, снижение внимания. Двигательное беспокойство.)
У шк 1-3кл снижение работоспособности с 2 урока и максимально на 4м.
В средней и старшей школе работоспособность снижается на 4м уроке. На 5уроке включается компенсаторный механиз -работоспособность увеличивается, на 6м уроке снова снижается.
Утомление на школьном уровне- естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Защита от переутомления.
Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условия учебной деятельности, несоответствия режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. ( +болезнь, неудовлетворительные условия выполнения (???)). В настоящее время предельная учебная нагрузка составляет в начальной шк 20-25часов, в средней 28-32часа, старшей 31-35часов.
Признаки переутомления
Начальные признаки
выраженные
Изменения в поведении школьников
снижение успеваемости
снижение аппетита
наличие функциональных нервно-психических расстройств ( плаксивость, раздражительность, нервные тики)
Резкое и длительное снижение ум. И физ работоспособности
нервно-псих расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричности)
стойкие изменения регуляции вегетативных функций ( аритмия, вегетососудистая дистония)
снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных мо.
26.Физиолого-гигиенические принципы обучения детей в младших классах. Продолжительность фазы активного внимания у младших школьников и обоснование правильности построение урока. Фазы отдыха. Гигиеническое требования к организации перемен.
Продолжительность активного внимания:
5-7 лет- 15минут, 8-10лет -20мин. 11-12лет -25 мин, 13лет и старше 30мин.
Физиолого-гигиенические принципы:
1. обеспечение оптимальных условий обучения
2. Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка.
3. Научная органнизация учебного процесса в современной школе.
Гигиенические требования к режиму обучения:
- равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
- учебные занятия следует начинать не ранее 8часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
- В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
- 1,5,9,11класс должны быть в первую смену.
- количетсво учебных часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Распределение учебной нагрузки
Учебная нагрузка должна распределяться равномерно в течение недели.
Максимольно допустимая нагрузка в течение дня:
1 класс — не более 4 уроков и 1день в неделю — не более 5уроков за счет урока физкультура.
2-4класс — не более 5 уроков, 1раз в неделю 6 уроков- Физкультура.
5-6 класс — не более 6 уроков
7-11 классы — не более 7 уроков
Факультативные занятия проводятся в дни с наименьшим количеством уроков.
Расписание составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособн и шкалой трудности учебных предметов. ( в неделе- пн, пт, сб — низкий пик, высокий среда-четверг)
Ступень развития | Лучшая работоспособность |
2 и3 ступень ( средняя и старшая) | 2-3урок 2-4урок |
Трудные предметы не на 1 и не на последнем.
Наибольшие объем на вторник и среду.
Предметы, требующие больших затрат на ДЗ не должны быть в 1 день.
Не сочетать больше 2-3 трудных уроков подряд. Только чередовать
Уроки в 1м классе 35мин. Со второго 45мин. Урок состоит из 3частей: вводная (опрос, организационные мероприятия), основная (изложение нового материала) и заключительная (тренировочное воспроизводство).
-Непрерывное чтение для детей 6лет — не более8мин.
-Оптимальное продолжение письма- 5мин
-в 14-15лет диктант не более 20мин.
-физминутки
Продолжительность перемен
Перемены должны быть достаточными, чтобы обеспечить обе фазы отдыха:
I- восстановление функционального уровня
II- упрочения достигнутого состояния восстановленности.
Если длительность отдыха недостаточна и новая нагрузка приходится на 1ую фазу , то работоспособность очень быстро падает и нарастает утомление.
Минимальная продолжительность перемен должна составлять 10 минут
после 2-3урока — большие перемены. 20-30мин для предупреждения нарастающего утомления и приема пищи.
Продолжительность перемен 10-30-10-10-10 или 10-20-20-10-10.
27.Гигиенические принципы организации трудового обучения в школе. Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских школ.
Физиолого-гигиенические принципы:
1. обеспечение оптимальных условий обучения
2. Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка.
3. Научная органнизация учебного процесса в современной школе.
Гигиенические требования к режиму обучения:
- равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
- учебные занятия следует начинать не ранее 8часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
- В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
- 1,5,9,11класс должны быть в первую смену.
- количетсво учебных часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских школ:
Для обеспечения в школе предусматриваются разделение мастерские по обработке металла и древесины для мальчиков 4-8классов, кабинет обслуживающих видов труда( по обработке кулинарии) для девочек 4-8классов, мастерская для практикумов учащихся 9-10классов.
У мальчиков на 1го человека 3,3м2
Учебные мастерские по техническим видам труда как источники шума и загрязнения воздуха должны распологаться в отдельном блоке на первом этаже изолировано от учебный секций и столовой. Иметь самостоятельный выход на участок. Мб в отдельных корпусах с гардеробом и санитарных узлов.
1) соответствие высоты станков и верстаков соответствовала росту школьников.
2) соответствие величины, массе и конструкции силе детей, размерам кистей рук,
3) школьников 15 лет на взрослом, 11-12лет — инструменты №1
13-14лет - №2
инструмент | №1 | №2 |
Молоток слесарный масса (г) длина (мм) сечение ручки в месте хвата | 280-300 26х20 | 300-320 28х22 |
Молоток Столярный масса сечение ручки в месте хвата , мм | 26х20 | 28х22 |
Напильники драчевые и личные общая длина ручка: длина,мм длина наиболее толст части | 31,5 | 34,0 |
Ножовка слесарная длина молотка ручки: длина размер наиб толстой части брюшка | - - - | 34,0 |