Умственная работоспособность. Гигиена умственного труда школьников

Все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма

Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6 - 7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Гигиена умственного труда школьников. Дети более подвержены умственному переутомлению в связи с недостаточной зрелостью нервной системы. Переутомление характеризуется головной болью, головокружением, быстро наступающей слабостью, покраснением конъюнктивы глаз и ушных раковин ("уши горят"), понижением аппетита, нарушением сна, повышением температуры тела, ухудшением памяти, рассеянностью, раздражительностью, плаксивостью. Если у школьника наступило переутомление, его нужно обязательно показать врачу, так как такое состояние может предшествовать развитию нервно-психического заболевания.

Суммарная дневная нагрузка учащихся не должна превышать 7-8 ч в сутки.

Гиподинамией (или "двигательным голодом") страдает большинство школьников. До 82-85 % дневного времени учащиеся находятся без движения (сидят). При сложившейся ситуации уроки физкультуры компенсируют около 11 % необходимого суточного движения школьников. Гигиеническая гимнастика дома и в школе перед началом занятий, физкультпаузы на уроках, высокая активность на уроках физкультуры, подвижные игры на переменах, 10-15 минутные перерывы для физических упражнений при выполнении домашних заданий помогут школьнику преодолеть недостаток в движении.

Возрастные особенности детей и динамику их работоспособности нужно учитывать при составлении расписания уроков. Наиболее высокая работоспособность у школьников младших классов на 1-2-м уроках, у средних и старших — на 2-3-м уроках. Поэтому учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, и контрольные работы следует планировать на эти часы. Работоспособность учащихся понижается в последующие часы, особенно если уроки сдваиваются.

Следует учитывать и тот факт, что в субботу и понедельник работоспособность обычно ниже, чем в другие дни.

Правильно организованный с психофизиологических позиций урок также влияет на состояние умственной работоспособности учащихся.

Если при входе в класс учитель улыбается, оптимистически настроен, у него четкий и достаточно громкий голос, он эмоционален при изложении нового материала, чередует виды деятельности учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, последние сохраняют во время урока хорошую работоспособность. Однообразные многочисленные замечания, призывающие школьников к тишине, раздражение учителя, окрики утомляют учеников и вызывают нежелание заниматься.

Недопустима практика увеличения объема домашних заданий на понедельник, так как она исключает необходимый отдых, в котором так нуждаются школьники к концу недели.

В поддержании достаточной умственной работоспособности велика роль гигиенического состояния учебных помещений: температурный режим и чистота воздуха (классы должны на переменах проветриваться, во время уроков — открываться окна и форточки-фрамуги в коридорах), уровень освещенности и оптимальное сочетание цвета помещения и мебели.

Наши рекомендации