Характеристика становления личности
Главное содержание подросткового возраста — его переход от детства к взрослости. Этот процесс преобразования определяет все основные особенности личности подростков.
Развитие личности идет двояким образом: с одной стороны, процесс личностного созревания идет постепенно, а не скачкообразно, и эмоциональные изменения никак не сопоставимы с резким ускорением роста или гормональной перестройки; с другой стороны, несмотря на взросление, подросток сохраняет важные особенности и признаки своей личности. В противоположность интеллектуальным функциям личностные черты (особенно обусловливающие индивидуальную неповторимость) остаются относительно постоянными как в сфере нормальной психологии, так и в области отклонения от норм социального поведения.
В подростковый период многие потребности возникают впервые или изменяются. Потребностную сферу подростка составляют:
1. физиологические потребности. Среди них особо выделяется стремление к физической и сексуальной активности, к высокой оценке своего физического развития;
2. потребность в безопасности. Многочисленные биологические и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются оценке в подростковом возрасте, усиливают эту потребность. Но безопасность ищут не в семье, а в группе ровесников;
3. потребность в независимости усиливается с наступлением зрелости, роста когнитивных способностей и приходит в столкновение с родительскими ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных конфликтов. Стремление к независимости обусловливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях;
4. потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, чувство непонятости, стремление к независимости и новые когнитивные способности приводят к сильной изоляции подростков, что повышает их потребность в любви и привязанности. Этому способствуют половое созревание и, как следствие его, потребность в сексуальной активности, а наряду с этим в нежности и взаимопонимании;
5. потребность в успехе (мотивация достижения). Она в значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна у тех подростков, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время учебы в школе (в возрасте 8 — 10 лет) не испытывал жесткого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В подростковом возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы сверстников;
6. потребность в самореализации и развитии собственного "Я", что означает проявление своих способностей и их совершенствование. Эта потребность в значительной мере соотносится с формированием благоприятного представления о самом себе.
Однако по мере развития способности к самоанализу и самооценке может появиться специфическая форма эгоцентризма— "сосредоточенность на себе": "Я одинок, никто меня не понимает; я неповторим, уникален". Эгоцентризм подростков проявляется и в другом: они не делают различия между реальностью и идеальными представлениями о ней. Развитие способности абстрактного мышления, анализа своих мыслей и мыслей других людей может привести к появлению специфического типа эгоцентризма ("воображаемой аудитории": "Мне кажется, что каждый посторонний как бы наблюдает за мной, а я всегда нахожусь на сцене. Я никогда не бываю наедине с собой").
На рубеже младшего школьного и подросткового возрастов происходит кризис самооценки: чаще снижение самооценки, чувства собственной значимости. У мальчиков-пятиклассников этот кризис выражен более резко, чем у девочек. Формируется в целом высокий уровень эмоционально-ценностного отношения детей к себе. Однако у одних оно сочетается с адекватным и критичным восприятием себя как субъекта деятельности и общения, у других это отношение сочетается с "комфортной" интерпретацией неблагоприятных факторов, т.е. оно является результатом подключения защитных механизмов психики. Прибегая к самообману, ребенок сохраняет общее положительное отношение к себе, однако это обстоятельство существенно затрудняет его продвижение в учебной деятельности.
Интенсивное самонаблюдение нередко приводит к нарциссическим кризисам и так называемой пубертатной ипохондрии.
Проявление этих потребностей зависит от пола ребенка. У девочек более выражена потребность в безопасности, у них слабее, чем у мальчиков, групповая ориентация, сильнее боязливость. Мальчики меньше стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склонны подчиняться правилам жестко организованной группы.
Для учащихся средних классов общеобразовательной школы характерно развитие волевой регуляции поведения — настойчивости, упорства в достижении цели, в преодолении преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, проявляется сознательное стремление к развитию волевых качеств. Подросток уже способен к осуществлению волевой деятельности.
В подростковом возрасте сильно выражена индивидуальная изменчивость эмоционального поведения. Причем показатели эмоциональной устойчивости у девочек ниже, чем у мальчиков, начиная примерно с 13 лет.
Развитие ценностных взглядов в подростковый период характеризуется их усложнением, деперсонализацией, возрастающим либерализмом и ростом личной независимости. Их содержание непрерывно изменяется. Целый ряд общественных ценностей (помощь, самопожертвование) временно теряют свое значение; актуальными становятся социальный статус, авторитет, экономическая и мировоззренческая самостоятельность, гигиена и внешний вид.
Подростковый возраст — важнейший период характерообразования. Если до этого можно было говорить об отдельных характерологических проявлениях, то в подростковом возрасте характер постепенно стабилизируется, становится устойчивым. Однако в связи с особенностями физического развития для подростка обычна повышенная возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке часто приводит к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, крикливости, непоседливости.
В подростковом возрасте происходит становление доминирующих интересов, они часто приобретают форму серьезных увлечений, страсти, которая захватывает школьников, нередко в ущерб другим, даже очень важным, занятиям.
Любознательность и любопытство, стремление познать больше, характерные для подростков, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов. Наличие одновременно многих интересов, как и частая и неоправданная смена их, обычно приводит к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни. Однако в некоторых случаях подросток таким путем (часто неосознанно) нащупывает свой центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробует себя в разных областях. У части подростков возникают профессиональные намерения.
Личностные психологические новообразования возраста:
- важнейшее психическое новообразование возраста — появление чувства взрослости в ходе процесса полового созревания;
- произвольность всех психических процессов;
- самооценка как регулятор поведения;
- рефлексивный характер мышления;
- личностная и межличностная рефлексия;
- нравственное (моральное) сознание.