Профилактические меры по защите персонала от ВБИ
Медицинские сестры относятся к контингентам высокого риска инфицирования. Разработка мер профилактики внутрибольничного инфицирования в процессе профессиональной деятельности и внедрение их в практику являются важной задачей. Всем сотрудникам отделения проводится специфическая иммунопрофилактика (вакцинация и ревакцинация) в соответствии со сроками и возрастом, указанными в Национальном календаре профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Все медицинские работники иммунизированы против вирусного гепатита, дифтерии, в соответствии с возрастом от кори и краснухи. Я. как старшая сестра отделения должна убедить каждого сотрудника в необходимости вакцинации. В отделении ведётся журнал иммунизации, данные из которого регулярно подаются главной сестре стационара. В отделении соблюдается регламент предварительных (при приёме на работу) и периодических медицинских осмотров и флюорографических обследований, которые проводятся в соответствии с нормативными документами (приказ 302-Н). Весь персонал 1-ого терапевтического отделения (100%) прошёл профилактический осмотр. Ежегодно все сотрудники отделения обследуются на титры к гепатиту В, ВИЧ-инфекцию, гепатит С, ежеквартально проводится обследование на носительство патогенного стафилококка. При выявлении носителей патогенного стафилококка проводится санация с повторным обследованием.
В каждом процедурном кабинете имеется в наличии полностью укомплектованная и готовая к использованию аптечка, предназначенная для применения в случае угрозы инфицирования медицинского персонала. После возникновения аварийной ситуации сотрудник действует по алгоритму (приложение 9). Я, как старшая сестра отделения довожу до сведения администрацию отделения и ЛПУ о несчастном случае. Регистрирую аварийную ситуацию в журнал « Журнал аварийных ситуаций», с инженером по технике безопасности составляем акт о несчастном случае в 2-ух экземплярах формы Н-1. После регистрации аварийной ситуации пострадавшего обследуем на наличие антител к ВИЧ инфекции, проводим профилактический приём препаратов не позднее 24 часов с момента аварийной ситуации. Последующий контроль проводится через 3,6,12 месяцев.
Одна из форм профилактики инфекционной безопасности– это гигиеническое воспитание населения. Соблюдение правил личной гигиены предотвращает заражение такими инфекциями, как ВИЧ, гепатиты В и С. Медицинские сёстры отделения регулярно беседуют с пациентами и с родственниками тяжелобольных о необходимости регулярно мыть руки, принимать душ, регулярно менять нательное и постельное бельё, пользоваться индивидуальными приборами: зубной щёткой, расчёской, бритвенными принадлежностями. Беседуют о соблюдении чистоты в общественных местах (туалетах, душевых). Обучают родственников уходу за кожными покровами, слизистыми, профилактике пролежней.
Качественные показатели деятельности
За 2013 год в отделении не зарегистрировано ни одного инфицирования пациента в результате проведения медицинских процедур. При выполнении внутримышечных, внутривенных, подкожных инъекций осложнений допущено не было – это говорит о строгом соблюдении правил санитарно-эпидемического режима стационара. При выполнении неотложных реанимационных мероприятий несвоевременности и неэффективности не было допущено. При выполнении манипуляций по уходу за тяжело больными пациентами дефектов ухода допущено не было. По определенному стандарту средним персоналом проводилась профилактика пролежней и застойной пневмонии у тяжелобольных.
Из всех произведенных смывов в процедурном кабинете патогенной флоры выделено не было, заборы воздуха соответствуют норме.
Показатели санитарного благополучия отделения Таблица 8
Наименование | Результат | |||
Забор воздуха | Норма | |||
Смывы | Норма | |||
Стерильность | Стерилен материал | |||
Камерная дезинфекция | 100% | 100% | 100% |
Внутрибольничная инфекция за 2013 год в отделении не зарегистрирована.
IV. Повышение квалификации. Педагогическая деятельность
Санитарно-просветительная работа
Повышение квалификации
Я своевременно (каждые 5лет) повышаю свой профессиональный уровень в Центре повышения квалификации медицинских работников и получаю сертификат специалиста, который свидетельствует о достижении определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности. Мною выбрана накопительная система повышения квалификации. Последнее усовершенствование я прошла с 10 по 23 сентября 2013 года, где получила сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела».
Я принимала участие (слушателем) во Всероссийской конференции, посвящённой подготовке специалистов со средним медицинским образованием, которая состоялась 7 июня 2013 года в городе Архангельске, где мне была вручена Грамота Министерства Здравоохранения РФ.
При поступлении нового оборудования я, как старшая сестра, всегда первая прохожу обучение работы на нём, и сдаю зачёт. Затем провожу обучение среднего медицинского персонала отделения. В 2013 году мною получено: аппарат ЭКГ, дефибриллятор, глюкометр Accu-chek active.
Я совместно с заведующей отделением занималась подготовкой и проведением семинарских занятий со средним медицинским персоналом. В 2013 году мною было подготовлено и проведено 10 семинаров. Посещаемость семинаров и технических учёб сестринским персоналом 100%.
Темы семинаров:
1. СанПиН 2.1.3.2630-10. Санэпидрежим отделения. Тесты.
2. ВИЧ-инфекция. Действия персонала при аварийных ситуациях, само и взаимопомощь, состав аптечки, игра, тесты;
3.Хроническая сердечная недостаточность, особенности ухода за больными;
4. Подготовка пациентов на лечебно-диагностические процедуры, уход.
5. Лечебное питание, диетические столы.
6. Оказание помощи при неотложных состояниях, возникающих в отделении.
7. СанПиН 2.1.7.2790-10. Схема обращения с отходами в отделении.
8. Лекарственные препараты, применяемые в отделении. Правила приёма.
9. Санэпидрежим отделения, тестовый контроль.
10. Профилактика пролежней.
Проведение учеб способствует повышению эффективности труда медицинского персонала, культуры обслуживания пациентов, дальнейшему совершенствованию медицинской помощи населению.
Наше отделение принимало участие в конкурсе «Лучшая терапевтическая сестра». Я, как старшая сестра, участвовала в подготовке конкурсантки, которая заняла почётное второе место.
Я принимала участие в разработке документации для проведения «Школы пациентов с ишемической болезнью сердца».
Я вместе с медицинскими сёстрами отделения посещаю сестринские конференции внутри больницы. На них рассматриваются вопросы, касающиеся инновационных технологий в больнице, новых методик, вопросов профилактики острых инфекционных или неинфекционных заболеваний. На проводимых конференциях я узнаю о современных технологиях лечения и профилактики различных заболеваний, ухода за пациентами, имею возможность рассмотреть интересующие вопросы, связанные с дальнейшим обучением и работой. За отчётный период я посетила 8 конференций.
Темы конференций:
1. Подготовка и написание аттестационных работ.
2. Инфекционная безопасность.
3. ВИЧ-инфекция, распространение по АО.
4. Современные аспекты сестринского дела.
5. Курение, его последствия, ХОБЛ.
6. Вирусные гепатиты, распространение по АО.
7. Особо опасные инфекции.
8. Что такое профессиональное выгорание.
Я принимала участие в конференции « Что такое профессиональное выгорание».
Регулярно в больнице проводятся конкурсы стенных газет и санитарных бюллетеней. Я принимала участие в создании газеты на тему «Борьба с курением». На отделении организована подписка на журналы: « Медицинская сестра », «Старшая сестра», в ЛПУ на журнал « Главная медицинская сестра». Я регулярно изучаю сама свежую медицинскую литературу и знакомлю с ней свой сестринский персонал.
Педагогическая деятельность
В отделении проходят учебно-производственную практику учащиеся Архангельского медицинского колледжа и студенты СГМУ 1-3 курсов. Я являюсь их непосредственным руководителем. Практика в нашем отделении по сестринскому уходу проводится после цикла теоритической и практической подготовки. Я знакомлюсь с программой практики, знакомлюсь со студентами, обращаю внимание на их внешний вид, проверяю наличие допуска к практике, провожу инструктаж по технике безопасности и составляю их график работы. В ходе практики контролирую работу студентов, обращаю внимание на выполнение практических манипуляций, соблюдение санэпидрежима. Большую помощь в обучении студентов оказывают медицинские сёстры отделения. В конце практики я подвожу итог работы с выдачей характеристикой. От того, как мы подготовим к работе будущих специалистов, зависит качество оказания медицинской помощи. В наше отделение приходят на занятия медицинские сёстры с других стационаров, обучающиеся на курсах повышения квалификации. Мы всегда много общаемся, обмениваемся опытом и накопленными знаниями.
Наставничество
Наставничество – это необходимое звено в работе всего коллектива и очень эффективная форма в обучении молодых специалистов. Моё внимательное отношение, как старшей сестры отделения, к молодому специалисту, доброжелательность, отзывчивость других членов коллектива – залог успеха его дальнейшей трудовой деятельности. Я и опытные медицинские сёстры отделения заключаем договор о наставничестве с молодыми сёстрами. Я составляю план работы и обговариваю его с подшефным. Через 6 месяцев подводятся первые итоги совместной деятельности. За отчётный период молодых специалистов в отделении не было.