Меры длины — Меры площади — Меры объёма — Меры сыпучих тел («хлебные меры») — Меры жидких тел («винные меры») — Меры веса — Меры веса (массы) аптекарские и тройские 3 страница

Вопрос 12. Календарь. Виды календаря.

Календарем называется определенная система счета времени. Название происходит от латинского слова "календы" – первый день нового месяца. Латинское слово "календариум" в буквальном переводе означает "долговая книга", так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца.

По имеющимся в настоящее время данным первые календарные системы возникли в 4 – 3 тысячелетиях до н. э. Древнейшими, вероятно, были лунные календари, в которых чередовались месяцы по 29 и 30 суток. В лунном году было 12 месяцев, или 354 суток, таким образом, год в этом календаре опережал тропический на 11 суток. В результате лунный календарь оказался очень неудобным для народов, основой хозяйственной жизни которых было земледелие, так как начало нового года не приходилось на определенный день, а перемещалось по сезонам. Чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому году, стали периодически вводить дополнительный (13-й) месяц. Таким образом был создан лунно-солнечный календарь.

Первые составители календарей столкнулись с большими трудностями, так как упоминавшиеся выше единицы счисления времени оказались несоизмеримыми: синодический месяц не состоял из равного числа суток, а астрономический год нельзя было разделить на равное число месяцев и суток. Это заставляло людей искать пути к согласованию данных единиц, что породило несколько календарных систем. Наиболее распространенные из них – лунная, где сутки согласуются с месяцем, лунно-солнечная, в которой сутки и месяц согласуются с годом, и солнечная, когда согласуются год и сутки.

Лунные календари без учета смены времен года у многих народов мира очевидно предшествовали другим системам счета времени. Они могли применяться в первобытную эпоху, когда не были развиты ни земледелие, ни скотоводство. По мере развития производящих форм хозяйства лунные календари уступали место лунно-солнечным и солнечным календарям, в которых учитывается смена времен года.

По лунным календарям продолжительность месяцев связывается только с изменением фаз Луны; каждый месяц, начинаясь с новолуния, длится попеременно 29 и 30 суток: 12 месяцев составляют лунный год, который равен 354 суткам. Поскольку синодический месяц был больше календарного (на 44 минуты 2,9 секунды), то требовалось через определенное количество лет вставлять в календарный год один дополнительный день.

Известны два способа, с помощью которых приводят в соответствие астрономический и календарный лунный годы. Оба способа основаны на введении дополнительного дня в год лунного календаря. По одному из них выбирался восьмилетний период ("турецкий цикл"), в течение которого астрономические лунные годы отставали от простых лунных годов на трое суток. Для того, чтобы уравнять лунное календарное летоисчисление с лунным астрономическим, вставлялся дополнительный день во 2-й, 5-й, 7-й годы календаря в каждое восьмилетие. Более точен другой способ. Он исходит из положения, что 30 простых лунных лет обгоняют 30 астрономических лет на 11 суток. Для устранения разрыва вводили дополнительные дни в следующие годы этого периода, именуемого арабским циклом: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й.

Так как год по лунному календарю длился 354 (иногда 355) дня, то начало его опережало год солнечного календаря каждый раз на 11 суток. Следовательно, начало года и его частей не совпадало с сезонами, а систематически перемещалось от одного сезона к другому. Если в какой-то момент начало года совпадало с началом весны, то примерно через 9 лет оно знаменовало начало зимы, а еще через такой же срок открывало осень. Делать прогнозы проведения сельскохозяйственных работ по такому календарю было невозможно.

Лунный календарь сохранился (по религиозным соображениям) в некоторых мусульманских странах.

Солнечные календари основаны на видимом годичном движении Солнца. Продолжительность года из 12 месяцев равна 365 или 365 ¼ суток. Наблюдения за Солнцем, связанные с религией с религией (культ Солнца), велись с глубокой древности у многих народов мира, но официальное счисление времени по солнечному календарю встречалось редко. Наиболее известен древнеегипетский календарь. Он появился в Египте, вероятно, в 4 тысячелетии до н. э. Хорошо известно, какую важную роль в хозяйстве древних египтян играли разливы Нила. Было замечено совпадение начала разлива Нила с появлением на небосводе перед восходом Солнца звезды Сириус (по-гречески она называлась Сотис) в дни летнего солнцестояния. Эту звезду из созвездия Большого Пса можно было видеть на востоке в течение нескольких минут до восхода Солнца. Однако, хотя и очень незначительно, появление Сириуса все-таки постепенно запаздывало по отношению к солнцестоянию.

Продолжительность египетского года была равна 365 солнечным суткам. В нем было 12 месяцев, по 30 суток в каждом, плюс еще 5 дополнительных дней, которые древние египтяне посвящали покаяниям в грехах и памяти умерших сородичей. Этот год был короче тропического приблизительно на ¼ суток, следовательно, и в Древнем Египте новогодие не приходилось на определенный день, а постепенно перемещалось. Отсюда этот календарь получил название блуждающего.

Так как разница между тропическим и египетским годами была равна ¼ суток, нетрудно вычислить, что за 4 года она составляла уже одни сутки, за 120 лет – месяц, а через 1460 лет – один год. Иными словами, 1460 тропических лет равны 1461 египетскому году. Этот период (1461 год) называется Великим годом или периодом Сотиса. Спустя 1461 год начало египетского года опять совпало с восходом Сириуса и солнцестоянием. Календарь в Египте существовал до того, как стал известен период Сотиса. Скорее всего, связь календаря с Сотисом была установлена в Древнем царстве. Начиная с 5 династии (ок. 2750 – 2625 гг. до н. э.) в письменных источниках слово "год" пишется со знаком Сотиса. Нужно заметить, что 5 династия характерна своим ярко выраженным солярным культом. Египетский календарь использовали в древности армяне.

Во многих странах древности существовали лунно-солнечные календари. В них учитывались и смена фаз Луны и годичное движение Солнца. Для этого в систему счета периодически вводился дополнительный (тринадцатый) месяц.

Сложные лунно-солнечные календари применялись в древности в Китае, Вавилонии, Иудее, Древней Греции и Древнем Риме. До настоящего времени он сохранился в Израиле.

Вопрос 13. Понятие эры, новогодия, недели.

Понятие эры Хронология не может существовать без понятия эры. Эра – это отсчет времени, берущий начало от определенного дня (иногда даже часа и минуты). Слово "эра" латинское и в буквальном переводе означает "отдельное, исходное число".

Любая эра условна. Для начальной точки отсчета лет берется какое-то событие. Оно может иметь международное значение, но может носить и внутригосударственный характер, отражать особенности, характерные и понятные только для конкретного народа, конкретной страны. Иногда исходная точка эры бывает связана с жизнью и деятельностью вообще отдельной личности, и тогда эта эра приобретает значение предельно условное для судеб целого народа или государства. Нередко начало эры связывается вообще с мифическим, легендарным фактом (событием).

В зависимости от характера события, принятого для начала отсчета лет, эры принято делить на несколько видов. В научной литературе нет четкого разграничения видов эр, но к настоящему времени можно, по-видимому, говорить о выделении трех основных видов:

1) Конкретно-исторические (политические) эры;

2) Легендарные (мифические) эры;

3) Религиозные эры (иногда их называют фиктивными эрами).

С историческими эрами связано начало создания счета времени. В ранний период истории человечества в основе отправной точки счета времени, как правило, лежало какое-нибудь конкретное событие, бывшее в действительности и произведшее большое впечатление на современников. Такими событиями могли быть природные явления (землетрясения и т. д.) или политические события в жизни людей (например, войны между племенами). В древнейших классовых обществах в основе отсчета времени по-прежнему продолжали находиться конкретные исторические факты. Чаще всего счет велся от начала правления данного (правившего в настоящее время) царя. Так в Египте и Вавилоне счет велся по царствованиям, в Ассирии – по именам высших государственных чиновников, в Риме – по консулам, в Греции (Афинах) – по архонтам и т. д.

По мере исторического развития этот счет, эти эры не могли удовлетворить насущных потребностей времясчисления. Становилось все более и более сложно ориентироваться в широких отрезках времени. Потребовалось сведение конкретных, но многообразных в каждом государстве эр в одну, которая бы носила в какой-то степени всеобщий, всеобъемлющий характер. Одной из наиболее ранних и широко распространившихся исторических эр в рабовладельческом обществе начальных веков н. э. была эра Набонассара (названа по имени древневавилонского царя 8 в. до н. э.). Эта эра была введена греческим ученым Клавдием Птолемеем во 2 в. н. э. За начало ее был принят день 26 февраля 747 г. до н. э. Эра применялась в Вавилонии, Египте и других государствах древнего Востока и использовалась при астрономических расчетах вплоть до времени Николая Коперника.

Подобный конкретно-исторический характер носило в дальнейшем еще несколько эр. Широкое распространение на Древнем Востоке (особенно в Сирии, Вавилонии, Палестине – других государствах) получила эра Селевкидов (начало эры 1 октября 312 г. до н. э.). За начало отсчета ее берется конкретный факт – битва при Газе, победив в которой, полководец Александра Македонского Селевк I Никатор сумел образовать крупнейшее эллинистическое государство на Ближнем и Среднем Востоке – государство Селевкидов. Оно просуществовало с 4 по 1 вв. до н. э., а сама эра была принята лишь в 4 в. н. э.

Примером исторической эры может быть и широко распространенная в поздней Римской империи (особенно в восточной ее части) эра Диоклетиана – римского императора (284 – 305 гг. н. э.). Начало эры связывается с годом вступления на престол Диоклетиана и относится к 29 августа 284 г. Эра Диоклетиана (она иногда называется еще "эрой мучеников") применялась очень долго (в течение всего средневековья и даже позже). Эра Диоклетиана сохранилась до настоящего в христианском коптском (Эфиопском) церковном календаре.

Исторической эрой является Республиканская эра, существовавшая во Франции после победы Великой Французской буржуазной революции 1789 г. День провозглашения республики – 22 сентября 1792 г. – считался началом этой эры. Она существовала очень недолго – всего 12 лет: с 1793 по 1805 гг.

И, наконец, исторической эрой является Социалистическая, или Коммунистическая эра. Она официально пока в календарных системах ни одной страны не применяется. Но в своей повседневной жизни ведется отсчет от 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, возвестившая всему миру начало новой эпохи – эпохи коммунистической. И переворачивая листки своих календарей, читается, что идет такой-то год Великой Октябрьской социалистической революции. Нет никакого сомнения в том, что победивший в мире коммунизм примет эру.

Одновременно с историческими в древних государствах получили широкое распространение легендарные, или мифические эры. Так в Древней Греции была распространена "эра олимпиад", начало которой относится к 1 июля 776 г. до н. э., когда, по легендам, состоялось проведение первой олимпиады в Греции. Эра введена историком Тимеем в 3 в. до н. э. (264 г.) и применялась в Греции до 4 в. до н. э. (до 394 г.).

Общеевропейское распространение получила эра "от основания Рима", началом которой считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда, по легендам, был основан город Рим. Эта эра была введена в Древнем Риме в 1 в. н. э. и применялась европейскими историками до конца 18 в.

В связи с широким распространением религии и большой ролью церковных организаций в общественно-политической жизни и государственном управлении, начиная с середины 1-го тысячелетия н. э. разрабатываются, а затем и получают практическое применение религиозные эры.

Восточная Римская империя (Византия) с 7 в. н. э. приняла т. н. эру "от сотворения мира" (СМ). Подобная эра получила большое распространение во многих странах, причем стабильного начала ее не существует. Так, византийская эра от СМ своим началом считала 1 сентября 5509 г. до н. э., но одновременно существовали антиохийская эра от СМ (начало в 5969 г. до н. э.); александрийская эра от СМ (начало в 5493 г. до н. э.); католическая эра от СМ (начало в 4004 г. до н. э.). Как видно, христианская религия (и все ее течения: православие, католичество, протестантизм) не сумела выработать единообразной даты "сотворения мира".

Подобные эры от СМ существовали и в иудейской, и в мусульманской религиях. Широкое распространение имела "иудейская эра", или "эра от Адама", условное начало которой 7 октября 3761 г. до н. э. (или, еще "точнее" – около 11 часов вечера 6 октября 3761 г. до н. э.). Эта эра вплоть до настоящего времени применяется в государстве Израиль.

Мусульмане началом своей "мусульманской эры", или "хиджры", считают 16 июля 622 г. до н. э., когда, якобы, произошло переселение Мухаммеда из Мекки в Медину. Хиджра применяется до сих пор во многих странах Малой и Передней Азии, Северной и Центральной Африки (Афганистан, Иран, Турция, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Кувейт, Йемен, Египет, Ливия, Тунис, Мавритания, Нигерия, Судан, Сомали и некоторые другие).

Наконец, религиозной эрой является и применяемая нами эра, по которой мы ведем пересчет всех других эр и по которой считаем такой-то год. Мы так привыкли к нашему календарю, что не задумываемся подчас, что ведем отсчет лет от мифического рождения Христа – наша эра так и называется "от рождества Христова". Она была разработана и предложена римским монахом Дионисием Малым в 6 в. н. э., но распространение получила значительно позднее (эра предложена в 532 г., стала применяться с середины 8 в., широкое распространение получила лишь в 15 – 16 веках). По имени создателя эры ее часто называют "эрой Дионисия".

Новогодие Мы так привыкли к первоянварскому началу каждого нового года, что подчас не отдаем себе отчета в том, что начало года – условный момент, который может быть отнесен к любому дню. Астрономически счет времени целесообразнее начинать с момента весеннего (или осеннего) равноденствия. Но в гражданских календарях, мы встречаемся с самыми различными моментами новогодий.

Традиция начинать новый год 1 января установилась в древнем Риме (там в этот день вступали в должность консулы и все магистраты). Для счета времени это новогодие впервые было принято в юлианском календаре (1 в. до н. э.). Распространяться в Западной Европе оно стало лишь с 16 в.: в Испании – с 1556 г.; в Дании и Швеции – с 1559 г.; во Франции – с 1563 г.; в Нидерландах – с 1575 г.; в Шотландии – с 1600 г.; в России – с 1700 г.; в Тоскане – с 1750 г.; в Англии – с 1752 г.; в Венеции – с 1797 г. и т. д.

Очень распространенным в различных календарях прошлого было мартовское новогодие. Оно употреблялось в древнеримском календаре до юлианской реформы 1 в. до н. э. (начало нового года обычно приурочивалось к первому весеннему новолунию, происходящему около дня весеннего равноденствия). Эта традиция перешла и в календари многих других стран. Она встречается в календарях Франции (6 – 8 вв.), Ломбардии (8 в.), Беневонте (до 12 в.). Начало нового года 1 марта было принято в древней Руси и сохранялось в древнерусском календаре до 1492 г. Но особенно долго мартовское новогодие удерживалось в Венеции – до 1797 г.

В некоторых календарях начало нового года связывалось с 25 марта (т. н. "благовещенское" новогодие). Генетически это новогодие произошло от стремления начинать год с момента весеннего равноденствия. Это новогодие (с некоторыми особенностями) господствовало в средние века в Пизе и Флоренции (до 1749 г.), в Англии (до 1752 г.), в разное время применялось в церковных календарях некоторых областей Германии, Польши, Ливонии и Литвы (13 – 16 вв.).

Существовало понятие сентябрьского новогодия (с 1 сентября). Его возникновение связывается с принципами существования финансового года в Византии с 1 сентября. Начало нового года с 1 сентября было широко распространено в Византии. В России оно применялось с 1492 по 1699 гг.

Начало нового года со дня осеннего равноденствия (22 – 24 сентября) было принято во французском календаре периодов Французской буржуазной революции и Парижской коммуны (т. н. "республиканский календарь").

Определенное распространение в ряде стран получило начало нового года с 25 декабря (т. н. "рождественское" новогодие). Генетически оно произошло от стремления связывать начало года с моментом зимнего солнцестояния, после которого происходит "поворот солнца к весне". Это начало нового года было преобладающим в Германии в средние века, во Франции при Каролингах, в Англии – при англосаксах. Некоторое время это новогодие было принято в папской канцелярии (10 – 11 вв.), в некоторых областях Прибалтики (13 – 16 вв.).

Календари многих стран имели переходящее начало нового года (т. е. приходящееся каждый раз на новое число). Для всех лунных и некоторых солнечных календарей характерно "скользящее" новогодие (по всем сезонам), для лунно-солнечных и некоторых солнечных – начало года, колеблющееся около одной даты (например, "пасхальное" новогодие – со дня церковного праздника пасхи). "Скользящее" начало было распространено в древнеегипетском, древнееврейском, древнекитайском, древнеармянском, древнеарабском и других календарях. "Пасхальное" новогодие было принято во Франции (с 13 в. до 1563 года) и ряде других стран. И то, и другое очень неудобно для учета сезонных изменений явлений природы (очень важного для земледельческих работ). К настоящему времени "пасхальное" начало не употребляется ни в одной стране мира, а "скользящее" и "колеблющееся" сохранилось в странах, применяющих лунные и лунно-солнечные календари (в основном, страны Ближнего и Среднего Востока).

Неделя Поскольку сутки представляли собой сравнительно короткий промежуток времени, а месяц и тем более год – сравнительно большой, то потребовалось в практической жизни средняя единица измерения времени – большая, чем сутки, но меньшая, чем месяц. Так постепенно стало создаваться понятие недели.

Первоначально счет суткам велся по пальцам. В результате возникли такие единицы измерения времени как пятидневка и десятидневка. Пятидневная неделя в дальнейшем получила название "малой недели", а десятидневная – "большой недели". Подобное деление месяца было распространено в Древнем Египте и Древней Греции. В древнеегипетском календаре месяц состоял из трех больших недель или шести малых (греки называли эти недели "декадами" и "пентадами"). Деление месяца на декады применялось в "республиканском" календаре времен Французской революции.

Рано возникло и такое понятие как семидневная неделя. Ее появление непосредственно связано с наблюдениями за изменениями фаз Луны. Уже в древности люди выделяли в качестве основных четыре фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Каждая из них продолжалась, примерно, 7 суток. Отсюда шло, вероятно, деление месяца на четыре части по 7 дней каждая.

Установлению семидневной недели способствовало, вероятно, и то, что в древности число "семь" было священным, являлось предметом суеверного почитания. Дело в том, что древние астрономы особо выделяли пять планет, легко видимых невооруженным глазом. Эти планеты по многовековой традиции мы называем именами римских богов: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. К этим планетам причислялись такие небесные тела как Солнце и Луна, так как они движутся по своим путям, отличным от звезд. Впервые выделение этих семи небесных тел произошло в среде халдейских астрономов, которые и провозгласили число "7" священным. Это суеверное преклонение перед числом "7" от халдеев перешло к другим народам, а в дальнейшем составило понятие семидневной недели.

Очевидно, не только само понятие недели, но и названия ее дней имеют астрологическое происхождение. Древние астрологи считали, что каждый день находится под покровительством одной из семи священных планет. Неделя начиналась с дня, которым управляло Солнце как источник жизни (совр. воскресенье), затем шли дни Луны (совр. понедельник), Марса (совр. вторник), Меркурия (совр. среда), Юпитера (совр. четверг), Венеры (совр. пятница) и Сатурна (совр. суббота). В названиях дней недели на современных европейских языках (например, французском, английском и немецком) до сих пор сохраняются отзвуки этих древних астрологических названий. Они перешли в эти языки через латинский.

Каждый час дня был также первоначально посвящен одной из названных планет в следующей последовательности: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс. При этом название дня недели соответствовало названию первого часа этого дня (считая в сутках 24 часа). Если первый час первого дня недели посвятить Солнцу, то первый час второго дня недели окажется посвященным Луне, первый час третьего дня – Марсу, первый час четвертого дня – Меркурию, первый час пятого дня – Юпитеру, первый час шестого дня – Венере и первый час седьмого дня Сатурну. Посвящение каждого часа одной из планет завершало полный кругооборот за семь дней, и первый час второй недели оказывался посвященным снова Солнцу.

Понятие недели, происхождение которого связано с лунным календарем, оказалось очень живучим и продолжает сохраняться и в современной календарной системе, основанной полностью на тропическом годе.

Вопрос 14. Юлианский и Григорианский календари.

Юлианскийкалендарь В Древнем Риме с 7 в. до н. э. употреблялся лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Суеверные римляне боялись четных чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. Новый год начинался 1 марта.

В целях максимального приближения года к тропическому (365 и ¼ суток) раз в два года стали вводить дополнительный месяц – марцедоний (от лат. "марцес" – плата), равный первоначально 20 суткам. В этом месяце должны были оканчиваться все денежные расчеты прошлого года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось. Поэтому в 5 в. до н. э. марцедоний стали вводить два раза в четыре года, чередуя при этом 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на ¾ суток. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, римские жрецы – понтифики (одна из жреческих коллегий) настолько запутали календарь, что в 1 в. до н. э. назрела настоятельная необходимость в его реформе.

Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Для создания нового календаря был приглашен александрийский астроном Созиген. Перед реформаторами стояла все та же задача – максимально приблизить римский год к тропическому и благодаря этому поддерживать постоянное соответствие определенных дней календаря одним и тем же временам года.

За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Число месяцев и их названия остались прежними, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний. В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). По-латыни такой день назывался "бис сектус" – второй шестой ("бис" – дважды, еще "сексто" – шесть). В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному, и в русском языке появилось слово "високос", а удлиненный год стал называться високосным годом.

В Древнем Риме, кроме календ, специальные названия имели пятые числа каждого короткого (30 день) месяца или седьмые длинного (31 день) месяца – ноны и тринадцатые короткого или пятнадцатые длинного месяца – иды.

Началом нового года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы и другие римские магистраты. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис (пятый месяц) в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н. э. секстилис (шестой месяц) – августом в честь императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев, например десятый месяц ("децембер" – декабрь) стал двенадцатым.

Новый Юлианский календарь приобрел следующий вид: январь ("януарис" – назван в честь двуликого бога Януса); февраль ("фебруариус" – месяц очищения); март ("мартиус" – назван в честь бога войны Марса); апрель ("априлис" – вероятно, получил название от слова "априкус" – согреваемый солнцем); май ("майус" – назван в честь богини Майи); июнь ("юниус" – назван в честь богини Юноны); июль ("юлиус" – назван в честь Юлия Цезаря); август ("аугустус" – назван в честь императора Августа); сентябрь ("септембер" – седьмой); октябрь ("октобер" – восьмой); ноябрь ("новембер" – девятый); декабрь ("децембер" – десятый).

Итак, в Юлианском календаре год стал длиннее тропического, но на величину значительно меньшую, чем египетский год, и был короче тропического года. Если египетский год опережал тропический на одни сутки каждые четыре года, то юлианский отставал от тропического на одни сутки через каждые 128 лет.

В 325 г. первый Вселенский Никейский собор постановил считать этот календарь обязательным для всех христианских стран. Юлианский календарь лежит в основе календарной системы, которой пользуются сейчас большинство стран мира.

На практике високосный год в Юлианском календаре определяется признаком делимости последних двух цифр обозначения года на четыре. Високосными в этом календаре являются и годы, обозначения которых имеют последними двумя цифрами нули. Например, среди 1900, 1919, 1945 и 1956 високосными являлись 1900 и 1956 гг.

Григорианскийкалендарь В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, привела через 128 лет к ошибке в одни сутки, а через 1280 лет уже в 10 суток. Вследствие этого, весеннее равноденствие (21 марта) в конце 16 в. приходилось уже на 11 марта, а это грозило в будущем, при условии сохранения равноденствия 21 марта, перемещением главного праздника христианской церкви – Пасхи с весны на лето. По церковным же правилам Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, приходящегося на период между 21 марта и 18 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории XIII, по имени которого новый календарь и получил свое название.

Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых-астрономов. Автором проекта был итальянский ученый – врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами, во-вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой.

Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта.

Вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года, а именно те, которыми заканчивались столетия, при условии, что первые две цифры обозначения года не делятся без остатка на четыре. Таким образом, 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. становились простыми, так как 17, 18 и 19 не делятся без остатка на четыре.

Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накапливалось через 3323 года.

Так как в разных учебных пособиях приводятся различные цифры, характеризующие расхождение в одни сутки между Григорианским и тропическим годами, можно привести соответствующие расчеты. Сутки содержат 86 400 секунд. Разница между Юлианским и тропическим календарями в трое суток накапливается через 384 года и составляет 259 200 секунд (86400*3=259 200). Каждые 400 лет из григорианского календаря выбрасываются трое суток, т. е. можно считать, что год в Григорианском календаре уменьшается на 648 секунд (259200:400=648) или 10 минут 48 секунд. Средняя продолжительность Григорианского года составляет таким образом 365 суток 5 часов 49 минут 12 секунд (365 суток 6 часов – 10 минут 48 секунд = 365 суток 5 часов 48 минут 12 секунд), что лишь на 26 секунд больше тропического года (365 суток 5 часов 49 минут 12 секунд – 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд = 26 секунд). При такой разнице расхождение между Григорианским календарем и тропическим годами в одни сутки наступит только через 3323 года, так как 86400:26 = 3323.

Наши рекомендации