Минеральные вещества, их роль в питании детей и подростков. Источник поступления в организм.

Минеральные вещества

  • участвуют во всех биохимических процессах, протекающих в организме,
  • выполняют пластическую функцию,
  • поддерживают коллоидное состояние протоплазмы клеток,
  • осмотическое давление протоплазмы и биологических жид- костей организма,
  • концентрацию ионов,
  • буферные свойства крови.

Минеральные вещества пищи в зависимости от их влияния на кислотно-щелочное равновесие в крови и внутри клеток подразделяются на:

• минеральные вещества щелочного действия, обусловливающие в организме электроположительные (катионы) сдвиги, - кальций, магний, калий, натрий.

Продукты - молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, картофель;

• минеральные вещества кислотного действия, обусловливающие в организме электроотрицательные (анионы) сдвиги, - фосфор, сера, хлор. Продукты имеют кислотную ориентацию - это мясо, рыба, яйца, зерновые продукты (хлеб, крупы, хлебобулочные и макаронные изделия);

*биомикроэлементы, проявляющие высокую биологическую активность:

- участвующие в кроветворении - железо, медь, кобальт, никель, марганец, цинк;

- связанные с костеобразованием - марганец, стронций, фтор особо важно у детей!!!;

- связанные с эндемическими заболеваниями - йод, фтор;

- прочие биомикроэлементы - цинк (дефицит у детей и подростков проявляется резким замедлением роста и задержкой полового созревания), селен (недостаток приводит к ювенильной кардиомиопатии), сурьма, хром и другие.

Дефицит микроэлементов в воде и пище может приводить к развитию заболеваний

  • недостаток железа и меди может вызывать анемию,
  • недостаток фтора способствовать возникновению кариеса,
  • при нехватке йода в пище и воде развивается эндемический зоб.

Значение кальция, фосфора, магния, железа в питании детей. Факторы, влияющие на их усвояемость. Источник поступления в организм. Суточные нормы потребления у детей различного возраста.

Кальций

Основное значение – пластическое.

  • основной структурный компонент в формировании опорных тканей и оссификации костей
  • постоянная составная часть крови
  • участвует в процессах свертывания
  • входит в состав клеточных структур (ядро, клеточные соки)

Относится к трудноусвояемым веществам.

Усвояемость зависит от сопутствующих ему веществ в составе пищи.

Отрицательно влияют на усвояемость избыток фосфора и магния, калия; избыток или недостаток жира в суточном рационе.

Источник: молоко, молочные продукты.

Норма для детей 1,5-2 г в сутки (повышенная).

Магний



  • роль в передаче нервного возбуждения и нормализации возбудимости нервной системы
  • антиспастическое и сосудорасширяющее свойство
  • стимулирует перистальтику кишечника и повышает желчевыделение

При недостатке – снижение уровня холестерина, нефротические изменения в почках.

Содержится: в зерновых продуктах (хлеб, крупы, горох, фасоль).

Фосфор

  • ведущая роль в функции ЦНС
  • участвует в обменных процессах в мышцах, том числе, в сердце
  • потребность резко увеличивается при интенсивных физических нагрузках

Усвояемость связана с усвоением кальция.

Некоторые соединения трудно всасываются (фитиновая кислота).

Содержится: в молоке и молочных продуктах, в яйцах, в бобовых, мясо, рыба, икра, крабы.

Железо

  • кроветворный элемент
  • участи в окислительных процессах (входит в состав пероксидазы, цитохрома и др.)
  • стимулирует внутриклеточные процессы обмена
  • часть протоплазмы и клеточных ядер
  • 60% сосредоточено в основной части гемоглобина – гемохроме

Недостаток ведет к анемии. Особо важно для детей, т.к. запасы железа в их организме ограничены.

Источник: печень, желток яйца, мясо животных и птиц.

Не усваивается железо 60% зерновых.

Железо овощей и фруктов легко всасывается.

возраст кальций (мг) фосфор магний железо
1-3
4-6
7-10
11-13 1100-1200 1650-188 300-350
14-17 1100-1200 1650-1800

91. Круговорот микроэлементов в биосфере. Эндемические заболевания и их профилактика. Методы оценки обеспеченности микроэлементами организма

Фосфор – один из наиболее важных биогенных элементов. Он входит в состав нуклеиновых кислот, фосфолипидов клеточных мембран, АТФ[*], ферментов, костной ткани, дентина. Основные звенья круговорота фосфора:
1) в биотический круговорот фосфор поступает в процессе разложения организмов и постепенно переходит в фосфаты. Основной путь круговорота – превращение нерастворимых солей фосфорной кислоты (H3PO4) в растворимые;
2) большая часть фосфора быстро и прочно связывается с металлами почвы, особенно с Fe и Al;
3) бактерии и особенно микоризообразующие грибы способны растворять фосфаты своими органическими кислотами. Живя в симбиозе с растениями, они делают фосфаты съедобными для них;
4) биосферный фосфор медленно вымывается с континентов в океан. Механизмы возвращения фосфора в круговорот в природе недостаточно эффективны и не возмещают его потерь. Вынос фосфатов на сушу осуществляется в основном с рыбой (около 60 тыс. т. в год). Морские птицы также участвуют в возвращении фосфора в круговорот. Однако перенос фосфора и других веществ из моря на сушу птицами сейчас происходит не столь интенсивно, как в прошлом;



Наши рекомендации