Минеральные вещества, их роль в питании детей и подростков. Источник поступления в организм.
Минеральные вещества
- участвуют во всех биохимических процессах, протекающих в организме,
- выполняют пластическую функцию,
- поддерживают коллоидное состояние протоплазмы клеток,
- осмотическое давление протоплазмы и биологических жид- костей организма,
- концентрацию ионов,
- буферные свойства крови.
Минеральные вещества пищи в зависимости от их влияния на кислотно-щелочное равновесие в крови и внутри клеток подразделяются на:
• минеральные вещества щелочного действия, обусловливающие в организме электроположительные (катионы) сдвиги, - кальций, магний, калий, натрий.
Продукты - молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, картофель;
• минеральные вещества кислотного действия, обусловливающие в организме электроотрицательные (анионы) сдвиги, - фосфор, сера, хлор. Продукты имеют кислотную ориентацию - это мясо, рыба, яйца, зерновые продукты (хлеб, крупы, хлебобулочные и макаронные изделия);
*биомикроэлементы, проявляющие высокую биологическую активность:
- участвующие в кроветворении - железо, медь, кобальт, никель, марганец, цинк;
- связанные с костеобразованием - марганец, стронций, фтор особо важно у детей!!!;
- связанные с эндемическими заболеваниями - йод, фтор;
- прочие биомикроэлементы - цинк (дефицит у детей и подростков проявляется резким замедлением роста и задержкой полового созревания), селен (недостаток приводит к ювенильной кардиомиопатии), сурьма, хром и другие.
Дефицит микроэлементов в воде и пище может приводить к развитию заболеваний
- недостаток железа и меди может вызывать анемию,
- недостаток фтора способствовать возникновению кариеса,
- при нехватке йода в пище и воде развивается эндемический зоб.
Значение кальция, фосфора, магния, железа в питании детей. Факторы, влияющие на их усвояемость. Источник поступления в организм. Суточные нормы потребления у детей различного возраста.
Кальций
Основное значение – пластическое.
- основной структурный компонент в формировании опорных тканей и оссификации костей
- постоянная составная часть крови
- участвует в процессах свертывания
- входит в состав клеточных структур (ядро, клеточные соки)
Относится к трудноусвояемым веществам.
Усвояемость зависит от сопутствующих ему веществ в составе пищи.
Отрицательно влияют на усвояемость избыток фосфора и магния, калия; избыток или недостаток жира в суточном рационе.
Источник: молоко, молочные продукты.
Норма для детей 1,5-2 г в сутки (повышенная).
Магний
- роль в передаче нервного возбуждения и нормализации возбудимости нервной системы
- антиспастическое и сосудорасширяющее свойство
- стимулирует перистальтику кишечника и повышает желчевыделение
При недостатке – снижение уровня холестерина, нефротические изменения в почках.
Содержится: в зерновых продуктах (хлеб, крупы, горох, фасоль).
Фосфор
- ведущая роль в функции ЦНС
- участвует в обменных процессах в мышцах, том числе, в сердце
- потребность резко увеличивается при интенсивных физических нагрузках
Усвояемость связана с усвоением кальция.
Некоторые соединения трудно всасываются (фитиновая кислота).
Содержится: в молоке и молочных продуктах, в яйцах, в бобовых, мясо, рыба, икра, крабы.
Железо
- кроветворный элемент
- участи в окислительных процессах (входит в состав пероксидазы, цитохрома и др.)
- стимулирует внутриклеточные процессы обмена
- часть протоплазмы и клеточных ядер
- 60% сосредоточено в основной части гемоглобина – гемохроме
Недостаток ведет к анемии. Особо важно для детей, т.к. запасы железа в их организме ограничены.
Источник: печень, желток яйца, мясо животных и птиц.
Не усваивается железо 60% зерновых.
Железо овощей и фруктов легко всасывается.
возраст | кальций (мг) | фосфор | магний | железо |
1-3 | ||||
4-6 | ||||
7-10 | ||||
11-13 | 1100-1200 | 1650-188 | 300-350 | |
14-17 | 1100-1200 | 1650-1800 |
91. Круговорот микроэлементов в биосфере. Эндемические заболевания и их профилактика. Методы оценки обеспеченности микроэлементами организма
Фосфор – один из наиболее важных биогенных элементов. Он входит в состав нуклеиновых кислот, фосфолипидов клеточных мембран, АТФ[*], ферментов, костной ткани, дентина. Основные звенья круговорота фосфора:
1) в биотический круговорот фосфор поступает в процессе разложения организмов и постепенно переходит в фосфаты. Основной путь круговорота – превращение нерастворимых солей фосфорной кислоты (H3PO4) в растворимые;
2) большая часть фосфора быстро и прочно связывается с металлами почвы, особенно с Fe и Al;
3) бактерии и особенно микоризообразующие грибы способны растворять фосфаты своими органическими кислотами. Живя в симбиозе с растениями, они делают фосфаты съедобными для них;
4) биосферный фосфор медленно вымывается с континентов в океан. Механизмы возвращения фосфора в круговорот в природе недостаточно эффективны и не возмещают его потерь. Вынос фосфатов на сушу осуществляется в основном с рыбой (около 60 тыс. т. в год). Морские птицы также участвуют в возвращении фосфора в круговорот. Однако перенос фосфора и других веществ из моря на сушу птицами сейчас происходит не столь интенсивно, как в прошлом;