Закаливание: понятие, физиологическая сущность, основные принципы. Физиолого-гигиенические особенности и методики проведения закаливания у детей и подростков.
Закаливание -повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.
Физиологические аспекты закаливания. Сущность закаливания к холоду состоит в том, что раздражение рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей вызывает кратковременное сужение поверхностных сосудов, при этом кровь оттекает к внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, который приводит к выработке дополнительного тепла и расширению сосудов. По мере систематического повторения раздражающего воздействия создается тренированность саморегуляции вегетативных функций. Ребенок не чувствует охлаждения, а внешнее раздражающее холодовое воздействие ограничивается только «игрой сосудов» (сужением и расширением) на месте действия раздражителя. Сокращается время от первичного спазма сосудов до их расширения. У незакаленного ребенка сужение поверхностных сосудов происходит значительно медленней, что способствует потере тепла организма. Отсутствует «игра сосудов», наблюдается бледность кожных покровов. Действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма, и ребенок может заболеть.
Основные принципы проведения закаливания:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья, условий жизни и среды, индивидуальных свойств его нервной системы и организма в целом. Перед проведением закаливающих процедур детей необходимо распределить на группы по состоянию здоровья.
2. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия при проведении закаливающих процедур.
3. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерыва. При прекращении закаливания происходит быстрое угасание выработанных рефлексов, а перерыв в закаливании в 2-3 недели приводит к необходимости начинать процесс закаливания с первоначального этапа. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года можно только в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток.
4. Комплексное использование всех природных закаливающих факторов (воздух, вода, солнечные лучи) совместно с физическими упражнениями и правильное разнообразное их сочетание.
5. Проведение закаливающих мероприятий на положительно- эмоциональной основе детей. При положительном эмоциональном настроении легче вырабатываются положительные условные связи и в дальнейшем ребенок охотно принимает закаливающие процедуры, которые ассоциируются у него с хорошим настроением.
Водой комнатной температуры (18-20ºС) моют лицо, шею, руки утром и после школы, а вечером еще и ноги. Это необходимо как с гигиенической точки зрения, так и с целью закаливания.
Закаливание носоглотки. Носоглотка – одно из холодо уязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла водой с понижающейся температурой от 28º до 18 0 С, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). В
Местное влажное обтирание рекомендуется проводить во время утреннего умывания. Обтираются руки и туловище до пояса варежкой из мягкой ткани, смоченной в воде +34ºС. Температуру воды постепенно снижают на 1-2ºС в течение 5-6 дней и доводят до 28ºС для ослабленных детей и до 20ºС для здоровых.
Сухое обтирание кожи следует непосредственно за влажным, осуществляется мягким сухим полотенцем с применением легкого массажа кожи поглаживающими движениями в направлении от кисти к плечу и круговыми движениями по поверхности спины, груди, боков. Обливание стоп. Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул или табурет, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания – сек. Температура воды вначале 28-27ºС, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2ºС; конечная температура не должна быть ниже 10 о С. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.
Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура воды – С, конечная – 15-13ºС; она снижается через каждые 10 дней на 1-2ºС. Длительность первых ванн – не долее 1 мин, а в конце – до 5 минут; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна. Контрастные ножные ванны. В одно ведро (или таз) наливают горячую (38-40ºС), а в другое – холодную (30-32ºС) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5-2 мин., а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5-10 сек. Такую смену произвести 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2ºС и к концу курса закаливания доводят до 15-12ºС. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 сек. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8-10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.
Обтирание. Оно проводится махровой рукавицей или махровым полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании – от периферии к центру. Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность процедуры от 1 до 2 мин. Температура воды снижается на 1-2 о С через каждые 10 дней. Для младших школьников начальная температура зимой о С, летом – о С; конечная температура соответственно о С и С. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой – в помещении, летом – на открытом воздухе (при открытых окнах).
Обливание туловища. Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды
для младших школьников зимой не ниже 30 0, летом не ниже 28, а конечная (предельная) соответственно 20 0 и 18 0 С. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней.
Купание в открытых водоемах очень эффективное средство закаливания, так как на организм одновременно воздействует солнце, воздух и вода. При купании надо соблюдать следующие правила: Купаться можно не раньше чем через 1-1,5 ч. после еды и не позже чем через 1 ч. до нее. Его лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успевает прогреться. В воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч и т.п. Во время купания необходим контроль над самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения - бледность и синюшность кожи, «гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь - немедленно прекратить купание, вывести детей из воды и организовать для них энергичные физические упражнения для разогревания. В случае очень сильного охлаждения наряду с физическими упражнениями рекомендуется горячее питье и теплая одежда. Нельзя разрешать детям входить в воду потными и разгоряченными. Нужно дать время им остыть и только затем входить в воду. Если ребенок озяб, то перед купанием при помощи физических упражнений и игр его нужно разогреть и только тогда разрешить входить в воду. После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени. Для ослабленных детей не рекомендуется купаться несколько раз в день. При определении длительности купания надо учитывать температуру воды и воздуха. После предварительного закаливания воздухом и водой начинать купания можно при температуре воды 20°С и воздуха 24°С, по мере привыкания можно купаться при температуре воды 17-18°С.
Солнечные ванны. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях целого ряда физиологических систем: улучшается работоспособность и состав крови, усиливается обмен веществ, повышается защитные силы организма, улучшается сон, усвояемость витаминов, вырабатывается витамин Д. Необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Однако нельзя злоупотреблять солнечными лучами. Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: повышенная температура тела, катары верхних дыхательных путей, острые воспалительные процессы в легких, почках, желудочно-кишечном тракте, декомпенсированные пороки сердца, повышенная возбудимость центральной нервной системы, сильное истощение и малокровие, фотодерматозы, ревматизм, хронические болезни печени и желчных путей, крови, эндокринной системы и некоторые другие. При приеме солнечных ванн необходимо соблюдать следующие правила. Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 ч. до еды и не раньше чем через 1,5 ч. после еды. Нельзя их принимать натощак. Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Солнечные ванны лучше принимать в движении – при ходьбе, работе в саду, огороде, гребле на лодках и т.д. Это облегчит работу механизмов терморегуляции. После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20-25°С), а затем на мин перейти в тень и отдохнуть. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей со слабо пигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить. Необходим контроль над самочувствием детей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких детей нужно немедленно перевести в тень, дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность солнечных ванн для них следует ограничивать. Оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы: в южных районах – от 7 до 10, в средней полосе – от 8 до 11, в северных районах от 9 до 12 часов. Главным условием их эффективности является дозирование.
81. Методы оценки ФР (сигмальный, регрессии, вентильный, комплексный)
82. проблемы гигиены детей и подростков.
1)гигиена обучения и воспитания; 2)гигиена труда подростков; 3)гигиена детских и подростковых учреждений; 4)гигиена физического воспитания; 5)изучение и коррекция состояния здоровья детей и подростков; 6) гигиенические основы питания детей и подростков.
83. Недостаточность питания алимент. маразм квашиоркор
Белково-калорическая недостаточность развивается обычно при общем голодании и сопровождается дефицитом белков, особенно полноценных, в сочетании с недостаточностью энергетических субстратов (жиров и углеводов). При длительном недостатке белка в питании замедляется рост и развитие, снижается масса тела, т.к. белок является основным пластическим материалом в организме. Кроме того, наблюдаются выраженные отеки, связанные со снижением онкотического давления плазмы. Выраженная белковая недостаточность может приводить к нарушению функции ЦНС (алиментарный маразм). Наблюдается нарушение образования холина в печени,следствием чего является жировая инфильтрация печени. Недостаток белка приводит к снижению защитных свойств организма, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к охлаждению и инфекции. Недостаток белка также приводит к развитию патологических изменений в эндокринных железах (половые железы, гипофиз, надпочечники) и понижению их функциональной способности.
Калорическая недостаточность, связанная с недостатком в пище жиров и углеводов, приводит к энергетическому дефициту, который проявляется общей слабостью, сонливостью, снижением памяти, умственной и физической работоспособности, головной болью, снижением усвояемости белков, витаминов, ацидозом и др.
Квашиоркор (местное африканское название, означающее «золотой мальчик», «красный мальчик») -тяжелое расстройство питания у детей, преимущественно раннего возраста, обусловленное белковой недостаточностью.
Встречается преимущественно в странах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, но может наблюдаться и в развитых странах при неправильном вскармливании детей (вегетарианские диеты и др.), наследственных нарушениях обмена аминокислот. В начале заболевания ребенок становится беспокойным, затем -малоподвижным, апатичным, по долгу остается в застывшей позе.
Развивается гипотрофия, гипотония мышц и их атрофия, дистрофические изменения во внутренних органах. Характерна задержка роста, замедление или прекращение нарастания массы тела.
В случае прогрессирования заболевания появляются отеки, изменения волос (нарушения пигментации, исчезновение блеска, ломкость и выпадение), кожи (вначале на открытых местах отмечается гиперпигментация, появляются слоистые струпья, после отторжения которых образуются участки розового цвета -депигментации). Нередко наблюдается рвота, поносы, которые затем сменяются запорами. В крови выявляется гипопротеинемия, гипогликемия, гипокалиемия. Развивается иммунная недостаточность, в результате чего часто присоединяется вторичная инфекция. Нередко процесс приобретает генерализованный характер с развитием сепсиса.
Профилактика квашиоркора сводится к рациональному питанию детей раннего возраста, которое подразумевает естественное вскармливание на первом году жизни, своевременное и правильное введение прикорма, достаточное содержание в рационе молочных продуктов, богатых белком.
84. факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- правильное питание;
- достаточные физические нагрузки;
- максимальная продолжительность гуляния.
В своей профессиональной и общественной деятельности врач, помимо оказания медицинской помощи детям и подросткам, должен проводить профилактическую работу, направленную на охрану здоровья подрастающего поколения. Общеизвестна важная роль воспитания и обучения для сохранения здоровья детей и подростков. Доказано, что уже в детском возрасте развиваются, под влиянием не благоприятных факторов окружающей среды такие заболевания, как атеросклероз, сахарный диабет и особенно гипертоническая болезнь. Охрана здоровья детей и подростков включает проведение комплекса санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий. Разработка гигиенических рекомендаций и оздоровительных мероприятий в отношении организованных детских коллективов проводится с учетом морфологических, функциональных и психологических особенностей растущего организма. Таким образом, гигиена детей и подростков — возрастная гигиена. Для детского организма характерна высокая чувствительность и реактивность по сравнению со взрослым. Каждому периоду жизни ребенка в зависимости от степени морфофункциональной зрелости отдельных органов и систем свойствен особый уровень ответных физиологических реакций на воздействие отдельных факторов окружающей среды. Поэтому для детского и подросткового контингента, в отличие от взрослых, разрабатываются специальные гигиенические нормативы для каждой группы, которые меняются на различных возрастных этапах. При этом смена «норм» происходит неодновременно. В задачу гигиенического нормирования входит не только сохранение и укрепление здоровья, но и обеспечение благоприятного развития детей и подростков. Основными гигиеническими проблемами являются изучение здоровья и физического развития детей и подростков, гигиенических основ воспитательно-образовательной и учебно-производственной работы в детских и общеобразовательных учреждениях, гигиенических основ физического воспитания, гигиенических принципов планировки, строительства и оборудования детских учреждений, гигиенических основ питания детей и подростков и др. Под акселерацией физического развития понимают ускорение роста детей и подростков, а также наступления половой зрелости в более раннем возрасте. Профориентация решает вопросы по изучению потребности общества в специалистах различного профиля и их квалификации. В п/о приимают участие врачи, физиологи, педагоги, психологи. Задача профконсультации- рекомендовать для подростков одну из возможных профессий, которая бы отвечала состоянию здоровья.
85. Здоровый образ жизни в зависимости от возраста, режим труда и отдыха
В основу здорового образа жизни должны быть положены следующие требования:
- соблюдение режима труда (учебы), отдыха, сна на основе требований суточного биоритма
-двигательная активность
-закаливание
-рациональное питание
-умение снимать нервное напряжение
-отказ от вредных привычек.
Идеология медицины заключается в здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни- это профилактика всех болезней. Неотъемлемые части здоровья - это здоровье физическое, психическое, духовное.
Оптимальный режим труда и отдыха — важнейшее условие поддержания высокой работоспособности человека. Под режимом труда понимают порядок чередования и продолжительность периодов труда и отдыха. При введении на определенное время в течение трудового дня физиологически обоснованных перерывов и их рациональном использовании можно предотвратить и замедлить наступление утомления. Работоспособность человека изменяется и в течение суток. Максимальный ее уровень наблюдают с 9 до 20 ч, минимальный — с 2 до 4 часов утра. Время установления дополнительных (кроме обеденного) перерывов и их длительность зависят от характера работы. Чем она тяжелее и напряженнее, тем раньше после начала смены (или после обеденного перерыва) вводят регламентированный перерыв (или несколько перерывов). Продолжительность пауз различна и находится в прямой зависимости от тяжести и напряженности работ.сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
1) для работников в возрасте 13-14 лет или для работников, обязанных посещать школу, - 4 часа в день или 20 часов в неделю;
2) для работников в возрасте 15 лет, которые не обязаны посещать школу, - 6 часов в день или 30 часов в неделю;
3) для работников в возрасте 16-17 лет, которые не обязаны посещать школу, - 7 часов в день или 35 часов в неделю.
86. Значение воды и её примесей.
Гигиенические требования питьевой воды.
Доброкачественная вода должна быть бесцветной, прозрачной, не иметь посторонних привкусов и запахов, не должна содержать ядовитые и токсические вещества в количествах, превышающих ПДК, не содержит болезнетворных микробов, яйца и зародыщи гельминтов, патогенные для человека.
Гигиеническая оценка воды производится по следующим показателям:
-органолептические свойства
-химические свойства
-бактериологические свойства
1. Органолептические свойства
*вкус и запах определяется в баллах (не должно превышать 2 баллов)
*прозрачность: не менее 30 см
*цветность: не более 20 (немного желтоватый оттенок)
*температура воды: 7-15 градусов (из под крана)
2. Химический состав воды
-почти все элементы таблицы Менделеева
-по влиянию на организм делятся:
а) вещества, являющиеся возможными показателями загрязнения воды пат.микроорганизмами
б)биомикроэлементы: вещества, играющие положительное значение
в) веществав объеме выше ПДК, оказывающие токсическое влияние
г)индифферентные или даже полезные вещества (не нуждаются в нормировании)
Характеристика перечисленных веществ:
а)Соединения, в известных концентрациях не оказывающие токсического влияния на организм, но указывающие, что вода содержит соединения и, возможно, патогенные микроорганизмы
-альбуминоидный азот (азот белковых соединений)
-отщепление NH3 (N=0,1 мг/л)
-нитриты(N=не выше 45 мг/л)
окисляемость: количество мг О2, которое необходимо для окисления органических веществ в 1 л воды (N=не выше 4 мг/л)
*болотистые воды: 10-16 и выше
-биохимическое потребление О2 за 5 и 20 суток; количество потребленного О2 за 5 и 20 суток
б)Биомикроэлементы-вещества, в известных количествах оказывающие положительное влияние на организм человека
железо, йод, фтор, марганец, медь, кремний…
Эндемические заболевания возникают на определенной территории с аномально высоким или низким содержанием биомикроэлементов в почве и в воде.
Фтор: N=от 0,5 до 1,5 мг/л
Недостаток: кариес
Избыток: флюороз, разрушение зубов (безболезненное)
Профилактика: фторирование питьевой воды, препараты с фтором, зубные пасты с фтором, питание
Йод: избытка в природе нет
Недостаток(не синтезируется тирозин): сонливость, быстрая утомляемость, отеки, кретинизм (у детей).
Оптимальное содержание: 20-25 мкг/л
Профилактика: йодированная соль, препараты йода
Селен: у человека- изменениям ССС, иммунитета
Мышьяк: избыток-некроз
в)вещества, оказывающие токсическое влияние. Требуют строгого нормирования. Профилактика: регламентирование выброса в атмосферу и воду.
Нитраты и нитриты
Высокое содержание-развитие нитратной метгемоглобинемии. Развитие гипоксии.
Соли тяжелых металлов
-мышьяк: N=не выше 0,05 мг/л. Расстройства ЦНС и периферической НС (энцефалопатия, полиневриты).
-свинец: N=0,003 мг/л. Накопление в костях и паренхиматозных органах. Поражения ЦНС и ПНС, хронически спастический колит, дистрофические изменения печени и почек, остеопороз, остеомиелит, стоматиты, угнетение функции ферментов и гормонов.
-ртуть: N=0,005 мг/л(неорганические соединения), N=0,0001 мг/л (органические соединения). Накапливается, медленно выводится из организма, нарушения интеллекта, энцефалопатии, сужение полей зрения, проникает через плацентарный барьер
-кадмий: N=не выше 0,01 мг/л. Накапливается в костях, остеопороз, остеомиелит, боли в спине, трубчатых костях нарушения функции почек. Источники: морепродукты, сточные воды, рис (при орошении рисовых полей), сигаретный дым.
г) Вещества, отсутствие или накопление которых не сказывается на качестве воды, и только при достижении определенных концентраций они ухудшают органолептические или физические свойства воды. Нормируются по органолептическому порогу.
Сульфаты
N=не более 500 мг/л. Выше-горький вкус, послабляющее действие
Хлориды
N=не выше 350 мг/л. Выше-соленая вода.
Жесткость воды-способность воды отрицательно влиять на моющие свойства и образовывать накипь на еотлах и кипятильниках. N=не выше 7 мг/Е/л (централизованное водоснабжение). Карбонаты, гидрокарбонаты-временная устранимая жесткость
Сульфаты кальция, магния-постоянная, неустранимая.
Если железо выше 0,3 мг/л-металлический привкус
3.Бактериологические свойства воды
Обитатели:
а) постоянные
-полисопробные: микроорганизмы, черви, насекомые. Вода очень грязная, не используется для питья.
-мезосопробные: инфузория-туфелька, ракообразные, карась. Можно использовать для водоснабжения.
-олигопробные: стерлядь, форель, водоросли. Воды горных рек и озер. Мало органических соединений.
б)случайные обитатели
-Непатогенные (бактерии группы кишечной палочки)
-Патогенные (возбудители брюшного тифа, сальмонеллеза, дифтерии, холеры.
Непатогенные-определяют регулярно:
-количество общих колифорбных бактерий
-общее микробное число (не более 50 в 1 мл)
-термотолерантные колифорбные бактерии (в 100 мл отсутствуют)
-колифаги (в 100 мл отсутствуют)
-споры сульфидредуцирующих клостридий (отсутствуют в 20 мл)
-цисты/лямблии (в 50 мл отсутствуют)
1. Общефизиологическое значение:
-структурная роль (60-70% массы тела, у новорожденного 70-80%)
-роль химических веществ
-участие в солевом обмене
-транспортная функция
-участие в теплообмене путем испарения
-климатообразующий фактор
-для существования растительного и животного мира
2. Хозяйственно-бытовое и санитарное значение:
-вода питьевого качества необходима для существования основных гигиенических процедур и поддержания чистоты жилища
-уход за телом
-уход за помещением и т.д.
-для поддержания санитарно-гигиенического режима на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания
*В крупных городах для помывки улиц и полива садовых насаждений
3. Эпидемиологическое значение:
С водой могут передаваться бактериальные инфекции, вирусные инфекции (гепатит В, полиомиелит), простейшие (амебы, лямблии), яйца гельминтов.
Нормы потребления в СПб: 250-300 л/чел (холодная вода питьевого качества)
+вопрос 33 (по поводу распространения заболеваний)
87. методы очистки воды(обесцвечивание, обеззараживание)
Улучшение качества воды-исправление таких свойств, которые затрудняют или делают невозможным использование ее для удовлетворения физиологических, хоз.-бытовых и технических потребностей воды.
Очистка воды-освобождение воды от веществ, обусловливающих мутность и цветность воды
-отстаивание (оседание частиц под действием силы тяжести)
-фильтрация (пропускание воды через пористые материалы: дренажная система, фильтр.материал-гравий и песок)
Фильтры:
-медленные (скорость 0,1-0,2м/ч, диаметр песчинок 0,3-0,5 мм, качество фильтрации до 90%, задерживаются микроорганизмы, обеззараживающее действие)
-скорые (скорость 5-7 м/ч, диаметр песчинок 0,7-1,5мм, качество небольшое)
Коагуляция-очистка воды с помощью соединений (сульфат алюминия, сульфат железа II, хлорид железа III). Скорость коагуляции зависит от временной жесткости, рН, температуры (чуть выше, чем 0), движения воды (перемешивание-образование хлопьев), природы взвешенных частиц.
Обеззараживание-освобождение воды от пат.микроорганизмов. Методы: физические, химические, механические)
1.Физические:
-действие высокой температуры (кипячение в течение 2 часов-гибель спор)
плюсы: повышенное давление-гибель спор за 5 минут, не зависит от хим.состава
минусы: дорого, большое количество теплоэнергии
-Ультрафиолет: лучи с длиной волны 200-295 нм
а)погружного типа
б)непогружного типа
плюсы: широкий антибактериальный спектр, короткая экспозиция, сохранение природных свойств воды, экономно, полная автоматизация процесса
минусы: зависимость от физических и химических свойств, до обработки необходимо обезжелезивание, необходимость перемешивания воды, отсутствие экспресс-метода контроля эффективности обеззараживания
-Ультразвук: частота 30-40 кГц
плюсы: состав воды не влияет на бактерицидный эффект, широкий антибактериальный спектр, не изменяет органолептических свойст воды
минусы: трудность конструирования больших излучающих поверхностей
2.Химические:
а) хлорирование
плюсы: простота в применении, дешево, относительная безвредность остаточных количеств в воде, надежность бактерицидного эффекта, удобная экспресс-методика контроля эффективности обеззараживания
минусы: неспособность в обычно применяемых дозах уничтожить споры микроорганизмов, неприятный вкус и запах воды, активный хлор-обеззараживающее действие
Методы хлорирования:
-по хлорпотребности (количество мг хлор акт., которое необходимо для обеззараживания литра воды, чтобы после 30 минут контакта в ней осталось 0,3-0,5 мг хлора). Хлорпотребность=хлорпоглощаемость+остаточный хлор.
-хлорирование с преаммонизацией (предварительное введение NH3)
-гиперхлорирование ( в экстремальных ситуациях и полевых условиях; применение высоких доз, превышающих хлорпотребность, затем дехлорирование)
б) Озонирование
плюсы: высокий бактерицидгый и спороцидный эффект, улучшение органолептических свойств, получение на месте из воздуха.
минусы: высокая стоимость, зависимость действия озона от цветности, мутности, высокое коррозирующее действие на трубы
N=0,15-0,2 мг/л
в)Серебро
Обеззараживание проходит тем лучше, чем выше концентрация серебра и выше температура воды, которая обеззараживается. По своей бактерицидности “серебряная вода” дает более сильный эффект, чем хлорирование. 1 мг/дм3 серебра полностью обеззараживает воду через 2 часа. Остаточная концентрация серебра в воде не должна превышать 0,05 мг/дм3.
88. Характеристика источников водоснабжения. Методы улучшения свойств воды.
Санитарная характеристика централизованной и децентрализованной системы водоснабжения. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении.
В настоящее время используют 2 системы водоснабжения:
-централизованная (вода подается в жилые дома, учреждения, предприятия бытового обслуживания)
-нецентрализованная-местная (потребитель сам берет воду непосредственно из водоисточника)
Централизованное водоснабжение осуществляется путем устройства водопровода. Современный водопровод может применять воду открытых водоемов и воду подземных источников (межпластовую). В некоторых крупных городах имеется комбинированная система водоснабжения из подземных и поверхностных водоисточников. Преимущество водопровода из подземного водоисточника заключается в том, что отпадает необходимость подвергать воду очистке и обеззараживанию, так как она надежно защищена от загрязнения водоупорными слоями. Водозабор расположен в самом населенном пункте или в непосредственной близости от него. Схема водопровода:состоит из скважины, насосов первого подъема, поднимающих воду в водосборный резервуар, сборного (или запасного) резервуара, насоса второго подъема, который выкачивает воду из сборного резервуара и подает ее в разводящую сеть. По ходу разводящей сети устанавливается водонапорный резервуар. Для забора воды сооружаются вертикальные скважины, горизонтальные водозаборы (галереи, трубчатые водосборы), каптажи выходов подземных вод. Выбор типа водозабора определяется глубиной и условиями залегания подземных вод, характером пород, величиной давления в пласте, мощностью водоносного пласта и количеством воды.
Централизованное водоснабжение из открытых водоемов. Оно организуется путем сооружения водопроводной сети, состоящей из:
-водозаборных сооружений
-сооружения для улучшения качества воды (главным образом для очистки и обеззараживания)
-распределительной сети.
Для забора воды из открытого водоема пользуются специальным приемником. Месторасположение приемного отверстия трубы должно быть тщательно выбрано и максимально удалено от берега, поверхности и дна водоема, что устраняет опасность загрязнения воды непосредственно в момент ее забора. Приемник может быть устроен в виде берегового колодца или ковша. Далее при помощи насосов первого подъема вода подается на очистные сооружения, где улучшаются ее свойства.
Нецентрализованное водоснабжение: чаще организуется за счет подземных вод. Вода забирается из разных водоносных горизонтов и из разной глубины, но чаще используются подпочвенные воды из второго и третьего водоносных защищенных от загрязнения горизонтов. Чем глубже расположен слой воды, тем вода более чиста. Фильтруясь через толщу почвы, дождевые и талые воды очищаются от физических загрязнений и микроорганизмов. При этом происходит обогащение воды минеральными солями, которые вымываются из геологических пород, с которыми сталкивается вода. При децентрализованном водоснабжении обычно обработка воды не проводится. Потому к колодезной воде нельзя предъявлять такие высокие требования, как к воде при централизованном водоснабжении. Для обеспечения питьевой водой небольшого населенного пункта или его части устраиваются разного типа колодцы. В сельских условиях часто строят шахтные или трубчатые колодцы. Чтобы предотвратить загрязнение подземных вод во время эксплуатации, место для колодца выбирают на возвышении, не ближе 20-30 м от возможного источника загрязнения. Стенки колодцев (сруба) укрепляют бетонными кольцами, камнями или деревом. Они должны быть крепкими и водонепроницаемыми. Для этого используют камень, дерево только крепких пород, лучше бетонные кольца. Верх колодца закрывают крышкой и устраивают навес. Чтобы не допустить загрязнения воды из поверхности, вокругколодца устраивают «глиняный замок” из послойно утрамбованной глины или жирного суглинка глубиной 2 м и шириной 1 м. Для получения подземной воды часто устраивают разные типы трубчатых колодцев. Преимуществом их есть то, что можно поднимать воду из значительной глубины. Стенки колодца защищают металлическими трубами, а воду поднимают с помощью насосов. Если почвенные воды расположены не глубже 6-8 м, то применяют так называемые мелкотрубчатые колодцы, дебит которых достигает 0,5-1 м3 через час.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды:
1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
3. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. При определении проводится трехкратное исследование по 100 мл отобранной пробы воды. Превышение норматива не допускается в 95% проб, отбираемых в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в течение 12 месяцев, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год. Определение проводится только в системах водоснабжения из поверхностных источников перед подачей воды в распределительную сеть. Определение проводится при оценке эффективности технологии обработки воды.