Основы профессиональной ориентации старших школьников
1. Каковы аспекты профессиональной ориентации и консультации юношей и девушек?
Профессиональная ориентация – система мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы и условий обучения с учетом неблагоприятного воздействия на организм профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию имеющихся нарушений здоровья. Основные аспекты профессиональной ориентации: психологический, педагогический, медицинский, социально-экономический. Психологический – изучение личности учащегося, его способностей, интересов, интеллектуального развития, формирование профессиональной направленности в зависимости от особенностей личности. Педагогический – процесс ознакомления учащихся с различными видами профессиональной деятельности. Медицинский – изучение состояния здоровья учащегося в ходе медицинского осмотра (чаще всего профессии предъявляют повышенные требования к анализаторам, степень сохранности функций которых будет определять возможность овладения той или иной специальностью). Социально-экономический – учет потребностей общества и данного региона в специалистах данного профиля.
2. Какие выделяют этапы в ходе работы по профессиональной ориентации подростков?
Профессиональная ориентация включает три этапа работы: 1) ознакомительную профориентацию – групповое ознакомление подростков, их родителей с общими вопросами выбора профессии; 2) индивидуальные консультации молодежи на разных этапах обучения; 3) при необходимости врачебное профессиональное консультирование, основой которого являются профилактические осмотры юношей и девушек. Подросткам, страдающим расстройствами нервной системы, рекомендуются работы в спокойной обстановке, не связанные с быстрым переключением внимания, быстрой ориентировкой, работы без воздействия шума. Подросткам, страдающим миопией высокой степени, не рекомендуют работу, требующую длительного зрительного напряжения. Подросткам, страдающим заболеваниями ЖКТ, не рекомендуются работы, связанные с поездками и проведением мониторинга в полевых условиях.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников
1.Какие гигиенические требования к школьному учебному помещению являются оптимальными?
Наиболее распространена прямоугольная форма класса с размещением окон по одной из длинных сторон, что обеспечивает левостороннюю направленность света. Благоприятные условия видимости на классной доске создаются при расстоянии от нее до последней парты не более 8,5 м (такова длина класса). Оптимальной является трехрядная расстановка парт, при этом расстояние от первого ряда до доски составляет 2,4–2,7 м, что обеспечивает угол рассмотрения доски в этом случае – 35º. При меньшем расстоянии от доски до первого ряда, ученики за крайними партами видят доску под меньшим углом, что вредно для работы зрительного анализатора. В учебных помещениях соблюдаются следующие размеры: между рядами двухместных столов не менее 60 см; между рядом столов и наружной продольной стеной –50–70 см; между рядом столов и внутренней продольной стеной –50–70 см; от последних столов до стены, противоположной классной доске – не менее 70 см; от задней стены, являющейся наружной – не менее 100 см; от стола учителя до доски не менее 200 см. В классе следует строго выдерживать расстояние от окон до парт. Оно должно быть 0,5 м при обычной форме окон и 1,0 м при ленточном остеклении в связи с близостью радиаторов отопления и охлаждающим влиянием окон в зимний период. Ребенок в классе не должен находиться рядом с радиатором, поскольку при этом у него нарушаются физиологические показатели. Основные параметры школьного учебного помещения следующие.Наполняемость классов – 25 человек, площадь около 60м2 (определяется по согласованию с районными центрами Госсанэпиднадзора, исходя из вида учреждения образования, числа учащихся). При фронтальных формах занятий на одного обучающегося приходится 2,5 м2, при групповых – 3,5 м2. В гимназиях и лицеях с углубленным изучением отдельных предметов предполагается наличие лекционной аудитории из расчета 1 м2 на одно место и вместимость не более трех параллелей.
2.Каковы гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму (микроклимату) школы?
Большое влияние на жизнедеятельность организма оказывает микроклимат помещения – совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. В закрытых непроветриваемых классах, где находятся учащиеся, повышается температура и влажность воздуха, антропотоксины вызывают сонливость, головные боли и даже обмороки. Угарный газ связывает гемоглобин, образуя карбоксигемоглобин – стойкое соединение, нарушающее процессы тканевого дыхания. В непроветренном помещении резко возрастает количество микроорганизмов, меняется ионный состав, который оказывает на организм неблагоприятное действие, возрастает запыленность.
Важным показателем загрязнения воздушной среды в учебном помещении является содержание диоксида углерода. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его в классе – 0,1 %, но уже при его концентрации 0,08 % у детей заметно ухудшается работоспособность и нарушается поведение.
В основных и вспомогательных помещениях школы должен быть определенный температурный режим.Установлено, что наиболее длительное время работоспособность сохраняется при температуре 18 ºС в условиях умеренного климата. Во внеурочное время в классе должна поддерживаться температура не ниже 15 ºС. Влажность воздуха в классе должна быть 40–60 %, а скорость движения воздуха – 0,1–0,2 м/с. В классе следует строго выдерживать расстояние от окон до парт. Оно должно быть 0,5–0,6 м в связи с близостью радиаторов отопления и охлаждающим влиянием окон в зимний период.
3. Каковы гигиенические правила проветривания помещений школы?
Во всех классах и кабинетах должна быть обеспечена возможность проведения проветривания. Форточки и фрамуги должны функционировать в любое время года. Сквозное проветривание должно проводиться только в отсутствие учащихся.Для проветривания класса в последнее время используются фрамуги, которые можно оставлять открытыми и в зимнее время года. Нормальный режим проветривания достигается, когда коэффициент аэрации (отношение площади фрамуг к площади учебного помещения) составляет не менее 1:50. Учитывается площадь только открывающихся фрамуг (или форточек).
Кроме того надо проветривать класс после каждого урока. Продолжительность сквозного проветривания определяется наружной температурой. На большой перемене длительность проветривания составляет: при +10 – +8°С – 25 мин; +5 – 0°С – 20 мин; 0 до –5°С –15 мин; от–5 до –10°С – 10 мин; ниже –10°С – 5 мин. Рекреационные помещения проветриваются во время уроков.
4. Какие гигиенические требования предъявляются к микроклимату в спортивном зале, школьных мастерских, рекреационных помещениях?
В спортивном зале, школьных мастерских, рекреационных помещениях температура воздуха может не превышать 15–17 ºС, поскольку здесь ученики находятся в постоянном движении, у них повышена теплоотдача. При более высокой температуре воздуха нарушается теплоотдача и возникает угроза перегревания организма. Следует отметить, что в раздевалке спортивного зала температура должна быть 20–23 ºС. Уроки физкультуры проводят в хорошо проветриваемых спортивных залах. Для этого во время занятий открывают 1–2 окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха + 5 °С и слабом ветре или его отсутствии. При более низкой температуре и сильном ветре занятия проводятся при открытых фрамугах. Сквозное проветривание осуществляется во время перемен при отсутствии учащихся.
5. Какие гигиенические требования предъявляются к микроклимату в лабораториях, туалетах, гардеробах, столовых. В некоторых школьных помещениях (лаборатории, туалеты, гардеробы, столовая) должна быть установлена искусственная вентиляция, устройство которой предусматривается при строительстве школьного здания.
6.Какие требования предъявляются к условиям освещенности класса?
Достаточным считается уровень освещенности на рабочем месте 400–500 люкс. Резкий солнечный свет неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии организма, что снижает эффективность уроков. Такие неблагоприятные условия складываются при большой площади остекления и отсутствии солнцезащитных приспособлений. Для предотвращения резкого солнечного света и бликов на рабочих местах не рекомендуется окраска стен масляными красками, размещение остекленной мебели вдоль продольной стены. Остекленные шкафы надо устанавливать у задней стены класса. Необходимо использовать шторы светлых тонов и в нерабочем состоянии их следует размещать в простенках между окнами. Окна учебных помещений в настоящее время чаще оборудуются регулируемыми солнцезащитными жалюзи. Для отделки учебных помещений используют материалы бежевых, розово-оранжевых тонов, создающие матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,5–0,7.
7.Когда следует включать искусственное освещение в классе?
Необходимо учитывать данные осветительного календаря для умеренных широт. В сентябре искусственное освещение применяют с 16.00 , в октябре и ноябре – с 8.00. и 14.30, в декабре и январе с 8.00 и с 13.30, феврале – с 8.00 и 15.00, марте – с 8.00 и 16.00, апреле –с 17.00, мае – с 18. 00. Памятка о времени включения искусственного освещения в классе должна быть на учительском столе.
1. Какие гигиенические требования предъявляются к организации рабочего места школьника в семье?
В семье для школьника необходимо правильно оборудовать рабочее место. Нужно приобрести стол и стул, соответствующие размерам тела, кровать, полку, или шкаф для книг. До 15 лет следует дважды изменять высоту стола и стула, которые ученик использует для выполнения домашних заданий. В первые годы обучения дифференция стола должна быть 60—62 см, а затем 68 см. Дифференция стула в первом случае составляет38 см, а во втором –41 см.Для создания упора для ног используют скамеечку. Глубина стула для ребенка слишком большая. Поэтому целесообразно на уровне 15 см от поверхности сиденья закрепить на спинке стула валик, выполняющий функцию спинки.