Кому Церковь не мать, тому Бог не отец
Любая крайность — в пагубу дорога. Как много говорящих обо всем. ...Мне жаль людей, не ведающих Бога, И жаль людей, всезнающих о Нем.
Иеромонах Роман (Матюшин)
Начиная этот курс, я говорил, что наша задача — не только обрести трезвость и избавиться от табакокурения, но и найти дорогу в Церковь. Для многих этот поиск начинается с ответа на вопрос, чем же является для нас Церковь и почему же этот поиск так необходим? Давайте попробуем разобраться в этом.
Наверное, можно не говорить о том, что, приняв решение избавиться от мучавшей нас зависимости, мы ставим задачу не только навсегда оставить алкоголь и табак, но и изменить сам образ жизни.Поэтому в глубине души мы надеемся стать чище, достойнее и не нарушать нравственных законов, заложенных в нашу душу.
При этом мы справедливо, хотя и не всегда отчетливо, связываем свое стремление с обращением к Господу. Он ведь один свят и безгрешен, к кому же, как не к Нему обратить свой взгляд? К сожалению, наша прежняя жизнь и греховный житейский опыт не располагали нас к должному общению с Богом, скорее наоборот, влекли нас к Его противнику. Но, как справедливо заметил Федор Михайлович Достоевский: «Душа человека по природе христианка». И я уверен, что эта глубинная сущность нашей души сделала, наконец, ненавистной дальнейшую жизнь в алкогольно-табачном угаре.
Конечно, враг рода человеческого не откажется от намерения погубить человеческую душу. Не удалось погубить нас пьяными, может, получится погубить трезвыми? Возможностей и терпения у него много, об этом не следует забывать. Да и души наши, омраченные грехами, сильными и здоровыми никак не назовешь.
Однако по милости Божией, по любви Его существует лечебница духовная - Православная Церковь. И вот уже 2000 лет христиане сравнивают ее любовь к человеку с материнской любовью. Проникновенно сказал об этом свойстве Церкви митрополит Московский Платон[41]: «Церковь есть сердобольная мать: все - ее дети, одни — здоровые, другие - немощные. Радуется она, видя одних в недрах своих пребывающих в спокойствии духа. Печалится о других, стараясь немощь их исцелить благодатными средствами. Но скорбит и сокрушается о тех, у которых «от подошвы ноги до темени головы нет... здорового места» (Ис. 1, 6) [82].
Но Церковь не просто скорбит и сокрушается, она, преждевсего, молится за нас.И сила этой молитвы неизмеримо превосходит силу молитвы отдельного, а правильнее сказать, одинокого человека. Чтобы понять, почему это происходит, следует помнить слова Христа: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
А вот апостол Павел, подчеркивая неразрывность связи Господа с пришедшими в Церковь людьми, сказал так:
«Вы — тело Христово, а порознь - члены» (1 Кор. 12, 27). Действительно, когда мы объединены молитвенно с Богом, мы — нерушимое тело Христово. Когда мы, духовно болея, удаляемся от Церкви — Господь скорбит о нас, скорбит о каждом Своем члене, и если мы обращаемся к Нему, исцеляет нас по любви Своей.
Но если гордыня наша столь велика, что мы отвергаем помощь Бога — Господь извергает нас из тела Своего. Так хирург иссекает больную ткань, дабы не заразила весь организм.
Я пишу здесь «Церковь» везде с большой буквы, ибо речь идет не о здании, а о вселенском организме, где и двое, и трое, и миллионы людей объединены верой в прощение, исцеление и спасение, объединены верой в любовь Иисуса Христа.
Надо также сказать и о том, что ставя себе задачу стать чище и достойнее, мы приходим в Церковь не только за исцелением, но и за созиданием нашей души.Интересны размышления митрополита Платона, в которых он представляет Церковь конкретным храмом: «Этот дом Господень есть наше училище, наша духовная школа.
Когда мы приходим в него с надлежащим расположением и стоим со вниманием, мы познаём самих себя, познаём Создавшего нас; познаём наши обязательства, долг, конец, свое счастье и несчастье, свои болезни и исцеления от них, свои недостатки и способы, как поправить их. Познавая совершенства Божий, познаём те правила, с которыми должны сообразовать свои поступки.
Когда Его восхваляем, очищаем душу и радуем сердце.
Когда Его благодарим, заслуживаем, чтобы Его благодеяния к нам умножились.
Когда Его величие проповедуем, узнаём свою малость и ничтожество и опускаем крылья гордых мыслей.
Когда думаем о Его правосудии, приводим в страх и трепет страсти и пороки. Когда помышляем о Его благости, надеемся от Него получить снисхождение и подкрепление в своих немощах и недостатках. Когда уверяемся в Его Промысле, успокаиваем суетную и многозаботливую мысль.
Когда представляем Его везде и во всем, предостерегаем себя, чтобы око Его не усмотрело в нас чего-нибудь недостойного» [83].
Эти рассуждения тем более важны для нас, поскольку не может быть вхождения в Церковь, понимаемую как Тело Христово, без молитвенного опыта в конкретном храме или монастыре.
Мне кажется, что приведенные рассуждения и высказывания подвигнут читателя к ответу на вопрос, почему необходимо найти дорогу в Церковь, и чем она должна и может стать для всех, стремящихся к духовному миру и чистоте.
Есть, однако, категория читателей, которые признаются, что им трудно прийти в церковь по двум причинам. Во-первых: непонятно богослужение, неясны молитвы, непонятны действия священника и диакона. Во-вторых: сказывается атеистическое образование, столь присущее старшему поколению, или отсутствие какого-либо духовного образования вообще, столь нередкое у молодых людей. Но я всегда отношусь со вниманием к таким людям, потому что они не ленятся формулировать вопросы и искать на них ответы.
Однако, что же можно им ответить? Замечательный совет дает иеромонах Нектарий на сайте Саратовской епархии: «Прежде всего, необходимо усвоить одну простую и непреложную истину: церковную жизнь невозможно узнать «со стороны», она открывается только изнутри.
Богослужение — основное средство для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а также и средство нашего таинственного, сокровенного общения с Богом.
Поэтому для того, чтобы понять богослужение, необходимо чаще на нем присутствовать, приходить в храм регулярно (по крайней мере, в воскресные и праздничные дни). А присутствуя на службе, вникать, вслушиваться, вдумываться в то, что на ней происходит. Спрашивать у духовенства и у более воцерковленных людей о том, что остаетсянепонятным. И обязательно читать книги, дающие элементарное представление о богослужении, порядке его совершения и его символике»[84].
От себя добавлю — библиотека информационно-аналитического портала Саратовской епархии — одна из лучших в сети Интернет. Не поленитесь почитать рубрику «Журнал» — многое в богослужении сразу станет понятным и интересным!
Сказанное выше касается, в основном, религиозного образования. Но помимо него есть и религиозное воспитание.С ним дело обстоит сложнее.
Христианское воспитание — это, прежде всего, развитие в человеке веры в Господа Бога, в Его неизреченную любовь к человеку. В этой любви христиане и видят счастье.
К сожалению, многие наши современники, воспитанные вчерашним атеизмом или сегодняшним обществом потребления, далеки от подобного понимания счастья. Однако счастья, хоть и по-разному понимаемого, хочется всем нам и всегда. Так уж устроен человек.
Не так давно я прочел удивительную историю о поиске счастья, принадлежащую вдохновенному перу Андрея Суз-дальцева [85]. С тех пор я читаю ее знакомым детишкам, и они слушают меня внимательно и очень радуются чудесной сказке.
И я всегда читаю ее своим взрослым слушателям, и они тоже слушают меня внимательно, понимая, что перед ними не столько сказка, сколько мечта. Без мечты ведь нельзя жить на свете. Мечта — основа счастья. Счастья поиска, счастья свершений и счастья воспоминаний.
Прочтите эту сказку и вы, дорогие мои соратники. Пусть незатейливый литературный прием снимет лишнее напряжение от первой части нашего курса. Ведь, как известно, для достижения успеха необходим не только труд, но и отдых.
Правда, известно также, что полноценный отдых — это не безделье, а смена деятельности. Поэтому отнеситесь кчтению внимательно. Тем более, что приведенная ниже история непременно приблизит нас к пониманию одной из важнейших Евангельских истин.
История