Бег трусцой: положительное влияние на здоровье

Бег трусцой: положительное влияние на здоровье

Оздоровительный бег трусцой оказывает такое полезное влияние, которого нельзя добиться никакими другими способами. Одним из самых значимых его эффектов является практически полное восстановление функций сердечно - сосудистой системы. Из-за недостатка движения у большинства современных людей атрофируется большое количество мелких кровеносных сосудов, нарушается правильное кровоснабжение. Если регулярно заниматься бегом, правильно дозировать нагрузки, у вас не только восстановятся неработающие капилляры, но и откроются новые, которые будут прорастать в участки организма, пораженные заболеваниями, где отмечается дефицит движения. Важно лишь внимательно следить за работой своего сердца, контролировать нагрузку и интенсивность тренировок.

Кроме того, физические нагрузки, создаваемые бегом, способствуют сжиганию лишних калорий, уменьшать жировые отложения, которые препятствуют нормальной жизнедеятельности организма. Бег трусцой позволяет правильно сбалансировать сжигание калорий и нагрузку на сердечно - сосудистую систему, поддерживать интенсивность работу сердца на одном уровне и эффективно избавляться от лишних килограммов.

Правильное дозирование нагрузки также запускает защитные системы организма, стимулирует их правильную работу. Во время бега также выделяются «гормоны счастья» — эндорфины, энкефалины, которые восстанавливают правильную работу нервной системы, возвращают уверенность в себе, избавляют от депрессивного состояния.

Бег трусцой способствует усилению обмена веществ, омолаживает весь организм. Систематические занятия оздоровительным бегом предотвращают развитие различных опухолевых заболеваний, атеросклероза, других серьезных болезней.

Оздоровительный эффект плавания

Плавание благотворно влияет на многие функциональные системы организма:

укрепляются дыхательные мышцы, повышается подвижность сочленений грудной клетки, увеличивается жизненная емкость и вентиляционная способность легких, значительно улучшается функция дыхательной системы;

уменьшаются гравитационные нагрузки на позвоночный столб, укрепляется мышечный корсет грудной клетки, что приводит к улучшению осанки;

положительное влияние водной среды на нервную систему проявляется в стимулирующей деятельности головного мозга, ускорении ликвидации явлений утомления при напряженной умственной работе, повышении подвижности нервных процессов;

гидромассаж кожи способствует совершенствованию регуляции вегетативных функций организма, рефлекторной стимуляции сердечно-сосудистой системы, улучшение периферического кровообращения;

повышается устойчивость организма к воздействиям низких температур.

Компаненты здоровья

Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное- комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Образ жиизни — (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления.

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровь.

Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь.

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека.[1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».

Валеограмотность Уровень знаний человека о сущности здоровья и путях его формирования и обеспечения через здоровый образ жизни.

Валеоготовность - осознанная и действенная готовность человека к реализации принципов здорового образа жизни (В. В. Колбанов). Валеоготовность основана на валеограмотности, мотивации ЗОЖ и валеогенном мышлении

№ 28. Формирование ЗОЖ дошкольника.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

1. дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

2. бережное отношение к окружающей среде, к природе

3. медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

4. формирование понятия "не вреди себе сам"

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

· утренняя гимнастика (ежедневно);

· физкультурные занятия (3 раза в неделю);

· музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

· прогулки с включением подвижных игр;

· оздоровительный бег (ежедневно);

· пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

· зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)

· оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

· физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

· эмоциональные разрядки, релаксация;

· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

· спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;

воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

вырабатывать навыки правильной осанки;

обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

развивать художественный интерес

№ 29. Формирование ЗОЖ учащихся.

№ 30. Средства, принципы и правила закаливания.

Закаливание – это, прежде всего, умелое использование совершенных,созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

а) Систематичность использования закаливающих процедур.

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней.

б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.

Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие.Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, легких и желудочно-кишечного тракта.

В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечно- сосудистой и центральной нервной систем. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.

в) Последовательность в проведении закаливающих процедур. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

При проведении закаливания лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные – губительны.

г) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.

Врачебный контроль в ходе закаливания позволит выявить эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также даст врачу возможность планировать характер закаливания в дальнейшем. Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаливающийся сознательно следует закаливание своим самочувствием и на основании этого может изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

д) Комплексность воздействия природных факторов.

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

Наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур , но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.

Наиболее благоприятным для закаливания является так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат, при котором температура поддерживается не настрого постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет весьма важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жестко закрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействий холода. Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если их сочетать с выполнением спортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была также различной.

Средства закаливания.

Закаливание воздухом

Закаливание солнцем

Закаливание водой.

№ 31. Третье состояние (Гипотония, гипогликемия, синдром хронической усталости.)

Третье состояние (первое - здоровье, второе - болезнь) - это состояние, когда резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения. Оно характерно для "критических" возрастных периодов (полового созревания, пред- и послеродового, климактерического, старческого), для лиц, испытывающих десинхронозы, после приема алкоголя, никотина, имеющих нарушения питания, низкую двигательную активность, лишний вес и т д.

Артериальная гипотония представляет собой пониженное (по сравнению с нормой: 100/65 мм рт. ст для мужчин и 95/60 мм рт. ст. для женщин) артериальное давление.

Одним из признаков гипотонии является потемнение в глазах при резком вставании или разгибании тела (ортостатическая гипотония), при этом ноги становятся ватными. Симптомы гипотонии могут развиваться постепенно или возникнуть в форме резкого приступа (например, вследствие большой кровопотери), результатом которого может стать обморок. Соответственно в медицинской практике различают острую артериальную гипотония (гипотензию) и хроническую гипотонию.

Основная опасность гипотонии состоит в том, что она приводит к недостаточному кровоснабжению и, как следствие, кислородному голоданию головного мозга и внутренних органов. Вот почему это заболевание требует обязательного и своевременного лечения.

Женщины страдают этим заболеванием чаще, чем мужчины, из них до 80% - первичной, или нейроциркуляторной гипотонией с такими симптомами, как тяжесть в голове, высокая утомляемость, головокружения.

Гипогликемия – острое состояние, при котором уровень глюкозы в крови опускается ниже приемлемого для организма конкретного человека минимума. Уровень сахара в крови - показатель состояния внутренней среды организма. И организм очень чувствителен к понижению сахара в крови. Резкое понижение сахара - это мощный стресс для организма: все системы - регуляторная, гуморальная, кровеносная – моментально реагируют на изменения и срабатывают на то, чтобы повысить сахар в крови. Понижение сахара в крови - это потеря сознания, а потеря сознания - это угроза для жизни. А угроза для жизни воспринимается организмом как призыв мобилизовать все имеющиеся резервы.

Синдром хронической усталости (СХУ) — болезнь, получившая наибольшее распространение в цивилизованных странах. Заболевание характеризуется длительной усталостью, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. Возникновение СХУ связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленное угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы. Провоцирующими заболевание факторами является несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности. В группе риска находятся жители крупных городов (мегаполисов), предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта). Предрасполагающими факторами являются: неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции. Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии с частичной амнезией и др. СХУ известен под различными названиями: синдром поствирусной астении, иммунной дисфункции, миалгический энцефаломиелит.

№ 32. Культура питания. Основные правила оздоровительного питания.

1. Большая часть пищи должна употребляться в вареном виде.

2. Нужно включать в свой рацион сырые овощи и фрукты.

3. Принимать пищу в одни и те же часы.

4. Вредно съедать за один раз много пищи.

В настоящее время диетологи выделяют продукты – носители «пустых» калорий. Они обладают значительной калорийностью, но практически не имеют ценных составных компонентов. Так, у сахара, кондитерских изделий – нулевые показатели содержания витаминов, микроэлементов, кроме железа.

Чипсами и хот-догами наесться нельзя, а лишь на время заглушить чувство голода. Если постоянно питаться продуктами быстрого приготовления, то в организме образуется дефицит многих необходимых для жизнедеятельности компонентов, может возникнуть заболевание желудочно-кишечного тракта, нарушение обмена веществ. В чипсах мало белка. В сосисках и гамбургерах много консервантов.

Питание не должно быть быстрым. В течение дня человек хотя бы раз обязан сесть и съесть горячее первое блюдо (суп, борщ, щи). Для «перекуса» можно использовать фрукты, булочку или печенье с молоком, орехи, творог, сырок, йогурт.

По мнению врачей, большое значение для умственного и физического развития детей имеет не только полноценный завтрак, но и время его приема. В ходе исследований ученые установили, что ребята, которые завтракают в школе, имеют показатели гораздо выше, чем те, кто совсем не завтракает.

Вывод: школьные завтраки-«перекусы» защищают от колитов и гастритов и повышают умственные способности детей.

№ 33. Теория сбалансированного питания.

Теория сбалансированного питания, сформулированная в начале XX века, появилась на Свет благодаря неслыханным успехам европейской экспериментальной науки. С точки зрения этой теории, идеальная пища должна содержать все ингредиенты, необходимые для постоянного молекулярного состава организма и его нормальной жизнедеятельности. При этом в пище не должно быть ни балластных, ни вредных компонентов, типичных для обыкновенной (естественной) пищи. Вот почему в то время появились попытки улучшить и обогатить пищевые продукты методом удаления балласта и некоторых токсических соединений, а также избытка некоторых полезных составных частей пищи.

В середине XX века идея пищевых продуктов, целиком и полностью составленных из необходимых субстанций в их оптимальных пропорциях, казалась исключительно привлекательной. Расцвет и претворение в жизнь основных положений этой небезынтересной идеи наступили благодаря бурному развитию в послевоенную эпоху химии и биологии, а также космонавтики с ее потребностями в пище для людей совершенно новой профессии — астронавтов и космонавтов.

Однако впоследствии выяснилось, что идея сбалансированного питания чревата неожиданными осложнениями и это в конечном итоге привело к формированию новой теории — теории адекватного питания, автором которой стал знаменитый физиолог академик A.M. Уголев. С Александром Михайловичем мы неоднократно встречались в 80-е годы на Всесоюзных школах молодых ученых по проблемам физиологии пищеварения в г. Калуге (он был почетным председателем этих интереснейших научных форумов). Помнится его блестящая эрудиция энциклопедиста, глубокий и гибкий ум, простота в общении, истинная интеллигентность петербуржца. Академик Уголев был у самых истоков трофологии — комплексной междисциплинарной науки о механизмах ассимиляции пищевых веществ на всех уровнях организации биологических систем — от клетки, ткани, органа и организма до соответствующих связей в популяции, биоценозах и биосфере. Предметом трофологии по Уголеву являются закономерности ассимиляции (добывание, прием, переработка и поступление во внутреннюю среду организма жизненно необходимых пищевых веществ), а также характеристика их свойств, распределение и обмен между различными биологическими структурами и системами. Получается, что трофология охватывает многие области биологических наук, в том числе клеточную и тканевую трофику, гастроэнтерологию, науку о питании, включая диетологию, иммунологию, микробиологию, экологию и т.д.

Не вдаваясь в чисто фундаментальные аспекты и проблемы трофологии, скажем, что к числу прикладных вопросов новой науки относились проблемы оптимизации пищи и питания, изучение критериев разработки индустриальной технологии питания на базе трофологического анализа, защита и сохранение естественных систем, управление трофическими циклами в тех или иных биоценозах, биосфере и т.д.

В настоящий момент питание не может быть интерпретировано как обыкновенное снабжение организма неким набором элементов из Периодической системы Д.И. Менделеева. Питание — чрезвычайно сложный процесс: в нем желудочно-кишечный тракт, взаимодействуя с остальными органами и системами организма, служит источником большого количества гормональных сигналов. Надо также учитывать и эндоэкологию человека. С подобных валеологических позиций последствия бесконтрольного увлечения антибиотиками и самолечением трагичны, поскольку подавляется собственная полезная микрофлора и развивается «болезнь века» — дисбактериоз, от которого очень ‘ трудно бывать избавиться.

№ 34 курение и здоровье. Профилактика зависимости. Политика государства.

№ 35. Здоровья и вредные привычки. Физическая и психическая зависимость.

Зависимость от алкоголя

Синонимом «алкогольная зависимость» является термин «алкоголизм». Одним из первых врачей, который научным методом связал потребление алкоголя с возникновением болезненных изменений в организме, был англичанин Томас Троттер (1804). Уже на рубеже XIX— XX вв. большинство врачей в разных странах мира стали считать пьянство не бытовым преступлением, а душевной болезнью.

Из более поздних подходов к проблеме алкоголизма известны взгляды Джелинека. Он считал, что «хронический алкоголизм — это любое употребление алкогольных «напитков», которое приносит вред самому пьющему, обществу или обеим сторонам». Он выделял четыре стадии болезни и пять форм алкоголизма, обозначенных пятью первыми буквами греческого алфавита (альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон).

Алкоголизм рассматривается как заболевание, признаками которого являются:

1) сихическая и физическая зависимости от алкоголя;

2) абстинентные страдания в случае прекращения его приёма;

3) психические и соматические расстройства;

4) регулярное употребление алкоголя.

Никотиновая зависимость

Самое распространённое проявление этого вида зависимости — курение табачных изделий. В большинстве учёных книг по курению определения этому понятию нет. Его нет даже в публикации Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения для Всемирного банка под названием «Сдерживание эпидемии: правительства и экономическая подоплека борьбы против табака» (Вашингтон, 1999).

В самом общем виде это определение может выглядеть так:

1) курение — это вид наркотической (химической) зависимости;

2) курение — это проявление психического и поведенческого расстройства вследствие употребления табака.

Польский исследователь, доктор медицины Богдан Т. Воронович указывает, что о наличии никотиновой зависимости могут свидетельствовать непреодолимая тяга к курению, неспособность контролировать поступки, связанные с курением, физиологические симптомы синдрома отмены (абстиненция), развитие толерантности, отказ от других источников получения удовольствия в пользу курения, продолжение курения вопреки вредным последствиям. Но главное, что следует отметить, — это то, что зависимость наступает у человека курящего, т. е. она тоже является следствием употребления табачного наркотика.

Наркотическая зависимость

В международных документах (на английском языке) зависимость от «наркотиков вообще» не рассматривается, а только по отдельным её видам — амфетаминовая, каннабисная, кокаиновая, опиоидная и т.д. Под словом “drug” здесь понимают и алкоголь, и табак, и наркотики, и лекарственные средства.

В российском законодательстве слово «наркотическое средство» имеет юридическую нагрузку, и этим словом обозначаются вещества, запрещенные законом. Алкоголь и табак, как это не парадоксально, согласно российскому законодательству, вопреки своим химическим свойствам, наркотиками не являются.

В материалах Министерства образования Российской Федерации наркомания определяется как «хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических явлений». И в этом определении важно отметить, что:

1) наркомания — это болезнь;

2) болезнь проявляется в психической и физической зависимости от наркотика;

3) болезнь имеет вредные последствия;

4) болезнь возникает вследствие употребления наркотика.

В отечественной наркологии также принято различать наркоманию и токсикоманию. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые, отнесены к наркотическим средствам. Злоупотребление другими веществами, не отнесёнными к наркотическим, обозначаются как токсикомания.

№ 36. Этапы формирования психического здоровья. Критические периоды.

Психическое здоровье - это состояние психиче­ской сферы. Его основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности.

Целью формирования психического здоровья является гармоничная, мощная и устойчивая личность, способная к социальной адаптации. Основные направления в практике формирования психического здоровья: — формирование оптимальной (в пределах природных данных) психической конституции за счет максимального раскрытия психического потенциала ребенка; — своевременная правильная психическая адаптация к социуму;

— своевременная профилактика психоэмоциональных стрессов, психокомплексов, неврозов.

Первые два аспекта осуществляются воспитателями и педагогами. Роль валеолога при этом — консультативная. Третий, профилактический аспект целиком в ведении валеолога.

Этапы:

1) Формирование психического здоровья начинается еще во внутриутробный период. Впечатления плода обусловлены прежде всего ощущением комфорта (либо дискомфорта) в связи со средой обитания, безопасности за свое физическое существование. Плод находится в психическом резонансе с матерью, ощущая ее психическое напряжение, отношение к себе. психогигиену беременной женщины вводились такие положительные моменты, как психическое спокойствие, радостное настроение, любовь к будущему ребенку, общение с природой, занятие искусствами и др. Из всех жизненных потрясений самый сильный след в психике человека оставляет стресс, связанный с процессом рождения. то тренинг терпения (связан с периодом схваток), борьба за существование (во время потуг) и встреча с новым, выход в новую среду и принятие ее (выход из родовых путей). Первые 1—1,5 ч после рождения новорожденный находится в особой эмпатической связи с матерью, ему необходим постоянный сенсорный контакт с ней.

2) Чрезвычайно важно для гармоничного психического становления ребенка наличие в семье матери и отца. Любовь матери и отца к ребенку различна. Любовь матери более инстинктивная, биологически защищающая, и ребенок остро нуждается в ней примерно до 6—7-летнего возраста. Ребенок воспринимает ее как свою собственность, борется за нее, может ревновать к другим детям. Любовь отца к детям более рациональна, оценочна, ее нужно заслужить. Особенно велика роль отца в критические периоды жизни ребенка, связанные с социализацией, —это возраст 7 и 13—14 лет. По отношению к сыну и дочери роль отца и матери в семье различна. Отец является учителем, наставником для сына (информация легче передается от подобного к подобному), но воспитателем дочери. Мать — наоборот: учитель дочери и воспитатель по отношению к сыну. Четкое понимание этих ролей очень важно для формирования половой психологии ребенка. Отец, желавший иметь сына, но получивший дочь, подсознательно может направлять ее обучение в мужское русло, нанося непоправимый вред девочке. Родители должны воспринимать пол ребенка как данность и никогда не выражать своего неудовольствия. Очень важно для социальной зрелости ребенка, для подготовки к самостоятельной семейной жизни своевременно освободить его от чрезмерной привязанности к родителям; это профилактика так называемого Эдипова комплекса (привязанность сына к матери) и комплекса Электры (привязанность дочери к отцу). До 6-летнего возраста ребенок почти не понимает взрослой логики, главный принцип усвоения им информации — подражание. Это период детского творчества, и очень важно создать у ребенка ощущение, что его принимают и поощряют. Приобретенное ощущение затем остается на всю жизнь. Поэтому ограничения, налагаемые воспитанием, не должны подавлять, невротизировать.

3) Школа: С поступлением в школу в жизнь ребенка входит учитель как воплощение социальной оценки. Формы этой оценки требуют деликатности, ребенка нельзя оскорблять и обманывать. Непонимание, незнание логики внутреннего развития и общих принципов обучения приводит к конфликтам, психотравме и появлению комплекса "недооценки учителем". Появление в жизни ребенка фактора социальной оценки в лице учителя способствует быстрому становлению его личности. Однако к принятию самостоятельных решений ребенок способен уже с 3—4 лет, с этого возраста он активно выбирает себе среду общения. Следует учитывать, что дети, часто контактирующие со взрослыми, развиваются быстрее. Становление активной позиции по отношению к жизни, развитие в ребенке творца и умельца следует поощрять, иначе сформируется психокомплекс "незнайки и неумейки". Но, начиная с 7 лет, ребенок должен ощущать мир как то, с чем надо считаться, то, что противостоит ему, что нужно завоевать. Сопротивление среды закаляет характер, способствуя главной цели воспитания — адаптации к социальной жизни. Психическая конституция формируется примерно в возрасте до 12 лет.

Наши рекомендации