Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей.

Задача 1

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ №1

1. Составьте алгоритм деятельности специалиста по социальной работе с приемной семьей или семьей опекунов и попечителей.

Социальная работа с семьями, где воспитываются опекаемые дети, представляет собой поэтапную систему:

1), выявляются дети, нуждающиеся в социальной защите, по причине нарушения статей 121 – 122 Семейного кодекса Российской Федерации. Главная задача социального работника является ранее выявление таких детей и семей и информирование об этом специалистов Отдела по защите прав несовершеннолетних и инспектора по делам несовершеннолетних в течение трех дней со дня выявления нарушений. Главная задача социального работника на этом этапе определить причины нарушения статей 121 – 122 Семейного кодекса РФ, например: смерь родителей, невыполнение адекватного воспитания ребенка родителями, неадекватное осуществление опеки или попечительства, нахождение родителя под следствием, потеря дееспособности родителей и другие;

2) выбираются приемлемые формы устройства выявленных проблемных детей. При выполнении работы на данном этапе, социальный работник анализирует условия, в которых проживает ребенок.

3) осуществляется патронаж опекаемых семей, в которых воспитываются дети, лишенные родительского попечения. Для этого социальный работник постоянно посещает семьи, встречается с опекаемым ребенком и его опекунами, выясняет условия жизни ребенка, особенности прохождения адаптации в новой семье.

4) социальный работник оказывает консультативную помощь приемным родителям на протяжении всего времени обучения ребенка в школе, обследует жилье, в котором проживает ребенок, ведет учет сохранности имущества ребенка, отслеживает расходы на денежные выплаты и т.д.

Проводя патронаж опекаемых семей и выясняя условия, в которых проживает ребенок, социальный работник следит за должным содержанием ребенка и его комфортным пребыванием в семье. Если социальным работником выявляются нарушения воспитания и обучения ребенка в условиях семьи, жестокое отношение к нему и другие негативные прецеденты, то он в праве поставить вопрос о дальнейшей нахождении опекаемого ребенка в семье.

На каждого ребенка, лишенного родительского попечения, социальный работник (социальный педагог) заводит личное дело, в котором содержатся следующие документы:

1) информация о ребенке, оставшемся без попечения родителей;

2) карточка на подопечного несовершеннолетнего;

3) акт обследования семьи кандидата в опекуны;

4) отчет о расходовании денежных средств, получаемых опекуном на содержание подопечного;

5) акт обследования жилищно-бытовых условий опекаемого ребенка;

6) акт обследования жилого помещения;

7) копии ходатайств различного рода (о лишении прав родителей, о привлечении административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей, об оказании материальной поддержки семья, об отчислении ребенка из приюта) и другие документы, сопровождающие социально-педагогическую работу с приемными семьями.

На детей, находящихся под опекой, социальный работник составляет план и программу индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы на основании следующих сведений:

1) о семье:

- характеристика семьи;

- состав семьи;

- уровень образованности;

- место работы;

- количество детей в семье;

2) о ребенке:

- возраст;

- занятость;

- уровень психофизического развития;

- уровень интеллектуального развития;

- степень выраженности факторов социального неблагополучия;

3) о психологическом климате в семье:

- тип взаимоотношений;

- характер отношений.

Использование индивидуального плана коррекционно-реабилитационной работы, позволяет более эффективно организовать и проводить работу с опекаемым ребенком и отследить динамику полученных результатов.

Социальный работник предоставляет следующие отчетные документы в Отдел по защите прав несовершеннолетних:

1) акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемого ребенка (2 раза в год);

2) отчет о расходовании денежных средств, получаемых опекуном на содержание подопечного;

3) отчет доверительного управляющего об управлении имуществом несовершеннолетнего;

4) акт обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, находящимся под опекой.

5) отчет об индивидуальной работе с опекаемым ребенком.

Можно предложить следующие мероприятия для каждого направления деятельности социального работника с опекаемыми детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ №2

2. Представьте план действий социального работника по социальной реабилитации ребенка-инвалида.

Технология реабилитации в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, имеет свои особенности. Наиболее эффективной является ранняя диагностика инвалидности, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка в целях своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития. 1)В первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель – обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения 2)Вторая важная задача – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки нейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Проведение ранней социально-реабилитационной работы помогает членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

3)Третья цель ранней социально-реабилитационной работы – абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а но месту жительства, в семье.

Программа реабилитации – это система мероприятий, совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию возможностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителями специальных знаний; психологическая поддержка семьи; помощь семье в организации отдыха и т.д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководит один специалист – это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на пол- года или на более короткий срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

Коррекция.По прошествии установленного срока специалист- куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить результаты поставленных целей, проанализировать успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку для комплексного решения проблем инвалида необходимо работать сразу в нескольких направлениях. Всем членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации должна входить и организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

Существуют шесть компонентов успешного взаимодействия специалистов и родителей, в частности при посещении семьи на дому: 1) регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости – раз в неделю, в две недели или в шесть недель); 2) подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков; 3) использование вспомогательных материалов, пособий для родителей; 4) привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников; 5) внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье); 6) организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты; социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать более качественному развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником или любым другим специалистом по реабилитации может потребовать определенных усилий. Однако при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым: взаимодействия должны быть партнерскими.

.

Партнерство – это такой стиль отношений, который подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.

Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о проблемах, но и об успехах и достижениях ребенка; во-вторых, полученная информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы; в-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия – залог успешной коммуникации. Социальный работник должен демонстрировать открытость, тогда и родители нс будут испытывать стесненность в его присутствии.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию, и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Выполняя программу реабилитации ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие между собой системы. Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех систем взаимоотношений.

Существует несколько систем взаимоотношений родителей, группы родителей и специалистов, а также родителей между собой.

Непосредственная работа специалиста с конкретной семьей основывается на том, что социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его обращает внимание на внешнее состояние и окружение квартиры; старается увидеться со всеми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется занятиями ребенка; отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.

Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком; специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты; демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

При проведении непосредственной работы с группой родителей предусматривается следующее: 1) встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее; 2) выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; 3) организация специального курса для родителей по той или иной тематике; 4) показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла; 5) организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциаций родителей и специалистов. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.), что позволяет развить общение детей вне семейного окружения; интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

Работая с конкретной семьей, необходимо выполнение следующих аспектов: 1) анализ записей в домашнем дневнике наблюдений; 2) представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; 3) письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; 4) контакты по телефону; 5) выдача родителям фильмов по рекомендации специалиста; 6) выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; 7) проведение родителями на дому игр и занятий; 8) занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха; 9) предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием нанки материалов, касающихся их ребенка; 10) выдача родителям на дом текстов реабилитационных песен, стихов, перечня упражнений; 11) перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

В свою очередь, специалист по социальной работе в ходе работы с группой родителей должен выполнять такие задачи, как: 1) предоставление родителям информации о тех или иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; 2) рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; 3) подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; 4) организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей; 5) подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; 6) подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; 7) рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; 8) подготовка видеопрограммы для родителей; 9) организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; 10) составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; 11) подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, специалистам необходимо использовать ресурсы, полученные при: работе в команде; организации консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем; использовании публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ № 3

3. Составьте алгоритм социальной работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних из асоциальных семей в образовательной организации.

Руководитель Департамента образования считает, что в основе решения проблемы детскойбезнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.[11]

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.[12]

Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.

Подпрофилактикойподразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблему или решить поставленные задачи[13] .

Социальная профилактика (предупреждение) – это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин[14] .

Социально – педагогическая профилактика – это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности[15] .

Выделяют три уровня социальной профилактики:

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т. п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. Например, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т. п.[16]

Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

-уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.[17]

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:

1. Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.

3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т. п.

2. Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

3. Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т. п.

4. Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5. Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т. п.

6. Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.[18]

Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т. е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности:

1. Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т. п. (например, арест и временная изоляция).

2. Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).

3. Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоя- тельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).

4. Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).

5. Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.[19]

В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случае выявленных затруднений[20] .

Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.

Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей – организация педагогической и психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характера и т. п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ № 4

4. Составьте алгоритм деятельности социального работника по организации усыновления ребенка семьей.

Право усыновлять детей есть у всех граждан РФ, достигших совершеннолетия и получивших дееспособность. Забота об интересах детей требует тщательной проверки морального, материального и физического уровня усыновителя. Для предварительной проверки соответствия, база данных для усыновления детей содержит их анкеты, анализируемые специалистами опеки.

Ограничения устанавливаются в отношении:

  1. Лиц, понесших уголовное наказание за нарушение неприкосновенности детей (включая половую), жизни и здоровья любых людей (бессрочно).
  2. Имеющих тяжёлое физическое состояние, в частности способное нанести вред здоровью несовершеннолетнего (инфекции, мании и психозы) или достаточные для назначения первой группы инвалидности.
  3. Лиц с непогашенной судимостью по тяжким статьям УК РФ.
  4. Страдающих алкоголизмом, равно как и употребляющих наркотики.
  5. Не имеющих достаточного уровня дохода для содержания ребёнка.
  6. Не обладающих необходимым имуществом (жильём).
  7. Ранее лишённых права родителей, либо неудовлетворительно исполнявших функции опекуна, приёмного родителя.
  8. Имеющих недееспособного супруга.

Для усыновления необходимо получить разрешение биологических родителей, причём в письменной нотариально заверенной форме. Для усыновления детей у несовершеннолетних биологических родителей, запрашивается разрешение у их действующих опекунов, родителей, либо, при отсутствии перечисленных — органа опеки. Согласие выдаётся как личное, в отношении определённого лица, либо общее, дающее право на усыновление неограниченному кругу лиц. Отменить согласие можно только до вступления решения суда по усыновлению в законную силу.

Проблема с выдачей согласия отсутствует, если:

  1. Родители ребёнка не установлены вовсе, числятся пропавшими, погибшими.
  2. Не обладают дееспособностью.
  3. Лишены родительских прав, по основаниям, оцененным судом, как неуважительные, включая отсутствие содержания, воспитания.

Лица, опекающие ребёнка, имеют равное право на выражение согласия на усыновление на весь период длительности опеки.

Дети имеют право голоса при усыновлении с 10 лет. Согласие выражается устно, заверяется органами опеки.

Супруг может потребовать отмены процедуры, либо дать на неё согласие. Закон также определяет, требуется ли согласие ребёнка, который является биологическим. Участие родных детей может быть учтено судом, но только в рамках их интересов.

Органы ЗАГС и миграционная служба идут навстречу усыновителям. В момент после вынесения решения судом, за ребёнком сохраняется его прежние данные, которые можно изменить путём подачи заявления. При усыновлении семьей, фамилия может быть выбрана из обоих вариантов. Имя усыновителя становится отчеством ребёнка. Для смены данных ребёнка, требование нужно заявить еще в ходе судебного рассмотрения. Данная процедура гарантирует тайну усыновления, к тому же закон допускает смену и естественной информации — даты рождения (до года).

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155); (Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ). Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 июля 1996 г. N 829 «О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей[12, с. 11]:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выпо

Наши рекомендации