Ведение больных с закрытой травмой грудной клетки
Закрытая травма органов грудной клетки составляет примерно 6 % повреждений и по частоте занимает третье место. В последние годы во всех странах отмечен рост закрытой травмы органов грудной клетки в связи с развитием автомобильного транспорта и высотного строительства.
Следует иметь также в виду, что в условиях современных боевых действий закрытая травма будет занимать одно из первых мест. По данным Е. А. Вагнера (1981), закрытая травма грудной клетки встречается в настоящее время в 9 раз чаще, чем проникающие ранения, а летальность при ней составляет 14 % среди всех судебно-медицинских вскрытии.
Таким образом, актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, что обусловлено высокой летально стью, большим сроком стационарного лечения; 72 % по страдавших относятся к трудоспособной части населения
Все закрытые травмы грудной клетки по причинам развития делятся на бытовые, транспортные и производственные.
Симптомы закрытой травмы грудной клетки, их диагностика и неотложная помощь.
Основными симптомами закрытой травмы грудной клетки являются:
нарушение функции внешнего дыхания вследствие сдавления грудной клетки, обтурации воздухоносных путей землей, кровью, продуктами аспирации;
пневмоторакс, в частности напряженный, гемоторакс,
кровохарканье и легочное кровотечение,
эмфизема средостения и подкожная эмфизема,
парадоксальное дыхание, гемоперикард.
Эти симптомы могут наблюдаться изолированно или в сочетании и сопровождаются тремя важнейшими патофизиологическими нарушениями: гипоксией, гиперкапнией и
травматическим шоком. При диагностике закрытых повреждений грудной клетки следует помнить, что существуют четыре симптома, которые являются достоверными для внутригрудных повреждений: пневмоторакс, гемотҾракс, подкожная эмфизема, кровохарканье. Из этих симптомов три (пневмоторакс, эмфизема и кровохарканье) являются патогномоничными для повреждения легкого.
Результаты лечения пострадавших с закрытыми травмами грудной клетки во многом зависят от своевременности диагностики и оказания соответствующей помощи на месте происшествия, во время транспортировки и в стационаре.
Нарушениефункции внешнего дыхания вследсвие сдавления грудной клет-к и. Обращают на себя внимание цианоз верхней половины туловища, мелкие кровоизлияния на лице, шее, груди, под конъюнктивами. Это так называемая травматическая асфиксия. Она возникает в тех случаях, когда сильное сдавление грудной клетки наступило во время вдоха. Пострадавшего беспокоят боли, которые усиливаются при глубоком дыхании и кашле, иногда кашель.
На месте происшествия, после того как пострадавший освобожден от сдавления, необходимо быстро и тщательно осмотреть полость рта, освободить ее от земли, инородных тел, аспирированных масс, придать несколько приподнятое положение. Если дыхание сохранено, то приступают к осмотру грудной клетки, живота, конечностей, оценивают показатели гемодинамики (пульс, бледность кожных покровов, сердечные тоны). Пострадавшего транспортируют в стационар в горизонтальном положении, головной конец носилок должен быть приподнят.
Госпитализация таких больных с признаками травматической асфиксии обязательна, так как у них могут быть кровоизлияния в органы грудной клетки и головной мозг, а в ближайшие дни может развиться пневмония. В связи с этим в стационаре необходим тщательный контроль за состоянием сердечной, легочной и центральной нервной систем.
Если на месте происшествия самостоятельное дыхание у пострадавшего не восстанавливается, надо немедленно приступить к ИВЛ рот в рот или рот в нос, следить за пульсом, при остановке сердечной деятельности, если нет переломов ребер, следует осуществить непрямой массаж сердца. После прибытия машины скорой или неотложной помощи все реанимационные мероприятия продолжает выполнять специализированная бригада. Для оказания помощи пострадавшим с закрытой травмой грудной клетки машины скорой помощи должны быть оснащены небольшим набором специальных инструментов и аппаратуры, который должен включать ларингоскоп, 3—4 интубационные трубки, воздуховоды, катетеры для отсасывания продуктов аспирации, дыхательный мешок АМБУ, набор масок, портативный аппарат для ИВЛ, толстую иглу с трубкой для пункции плевральной полости и перикарда, наборы для трахеостомии и венесекции, систему для внутривенных инфузий. Наличие такого инструментария дает возможность интубировать пострадавшего, осуществить ИВЛ, производить декомпрессию плевральной полости во время транспортировки в стационар.
Пневмоторакс. При закрытой травме легкого, как правило, развивается пневмоторакс. Вид пострадавшего испуганный, выражен цианоз, дыхание поверхностное. Грудная стенка на стороне повреждения отстает при дыхании от контралатеральной. Перкуторно над легким определяется коробочный звук, дыхательные шумы при аускультации ослаблены или не выслушиваются. Если явления дыхательной недостаточности не нарастают и показатели гемодинамики остаются стабильными, то больного немедленно транспортируют в лечебное учреждение. Очень опасен для пострадавшего напряженный (клапанный) пневмоторакс, т. е такое состояние, когда при вдохе воздух через рану легкого нагнетается в плевральную полость, а при выдохе не покидает ее. К признакам напряженного пневмоторакса относятся поверхностное дыхание, цианоз, малый частый пульс, отсутствие дыхательных шумов над соответствующим легким, выбухание половины грудной клетки. Меры, направленные на декомпрессию плевральной полости, должны быть приняты немедленно. Для этого следует пунктировать плевральную полость, лучше иглой Дюфо с переходной трубкой, на конце которой укреплен палец от резиновой перчатки с разрезом. С введенной в плевральную полость иглой больного транспортируют в лечебное учреждение.
Ведение больного в стационаре включает, прежде всего, рентгенографию легких в двух проекциях. В зависимости от вида пневмоторакса тактика различна. При ненапряженном пневмотораксе проводят пункцию, рентгенологический контроль через несколько часов. При наличии воздуха в плевральной полости показано дренирование с активной аспирацией. При напряженном пневмотораксе дренирование и активную аспирацию осуществляют немедленно, если легкое не имеет тенденции к расправлению, то необходима торакотомия.
При значительной бронхиальной фистуле, в частности при разрыве или отрыве бронха,
активная аспирация опасна тем, что может «забрать» значительную часть дыхательного объема. Это ведет к гипоксии, а может явиться и причиной летального исхода. Приводим наше наблюдение.
Больная Т., 36 лет, доставлена в клинику из районной больницы Московской области. Три дня назад попала в автомобильную аварию. В районной больнице установлены перелом V—VI ребер справа и ненапряженный пневмоторакс. Проведено дренирование плевральной полости резиновой трубкой диаметром 3—4 мм. Легкое не расправилось, по дренажу поступал воздух. При поступлении состояние вполне удовлетворительное, показатели гемодинамики стабильные, на рентгенограммах правое легкое наполовину коллабировано. Решено заменить дренажную трубку на более широкую. В третьем межреберье (по срединно-ключичной линии) установлен дренаж диаметром 8 мм и начата активная аспирация (разрежение 12 см водн. ст.). Через 10 мин состояние больной резко ухудшилось. Появились цианоз, возбуждение, подъем артериального давления. Из дренажа в большом количестве поступал воздух. Больная взята в операционную. Под эндотрахеальным наркозом с раздельной интубацией бронхов проведена правосторонняя торакотомия. Обнаружены разрывы в VI и во 11 сегментах легкого, которые ушиты отдельными шелковыми швами. Послеоперационный период без осложнений.
Данное наблюдение свидетельствует об опасности, которую таит в себе активная аспирация при большой бронхиальной фистуле. Поэтому при активной аспирации необходимо постоянное тщательное наблюдение за состоянием больного.
Гемоторакс. По величине гемоторакс может быть малым (кровь только в синусе), средним (до середины лопатки) и большим (выше середины лопатки). Малые гемотораксы, как правило, остаются нераспознанными на месте происшествия и во время транспортировки. Они не опасны для жизни, но в стационаре должны быть диагностированы с помощью рентгенологического исследования в латеропозиции.
Средний гемоторакс проявляется одышкой, бледностью кожных покровов, сухим кашлем, отставанием половины грудной клетки при дыхании. Отмечаются отчетливое притупление перкуторного звука и ослабленное дыхание на стороне поражения. Пострадавшего на машине скорой помощи немедленно госпитализируют в лечебное учреждение. При больших гемотораксах появляются признаки кровопотери: резко выражена бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек, пульс частый, малый, артериальное давление падает, тоны сердца приглушены, дыхание на стороне поражения не прослушивается, при перкуссии отмечается абсолютная тупость. При транспортировке такого пострадавшего может встать вопрос о частичной декомпрессии плевральной полости, чего достигают пункцией последней. Одновременно проводят внутривенную инфузию кровезамещающей жидкости и ИВЛ.
Тактика лечения в стационаре зависит от величины гемоторакса. При большом гемотораксе показаны экстренная торакотомия, при малом и среднем — пункция, эвакуация, исследование пунктата на гемоглобин и гема-токрит, проба Грегуара, рентгенография сразу же после пункции, после чего больному создают возвышенное положение и каждые 30 мин измеряют артериальное давление и определяют частоту пульса. При ухудшении показателей гемодинамики необходима торакотомия. При спокойном течении рентгенографию повторяют через 12 ч. Если вновь определяется средний гемоторакс, то больному показана торакотомия.
Легочное кровотечение и кровохарканье. Наличие этих симптомов, как уже указывалось, свидетельствует о повреждении легкого. Даже небольшое кровохарканье является показанием к немедленной госпитализации, поскольку в любую минуту может смениться легочным кровотечением. Для пострадавшего с легочным кровотечением и кровохарканьем необходимо при транспортировке создать возвышенное положение и возможность легко откашливать кровь. Нужно помнить, что при легочном кровотечении больные умирают не от кро
вопотери, а от асфиксии или от развивающейся впоследствии аспирационной пневмонии.
В стационаре сразу же начинают гемостатическую терапию, производят рентгенографию грудной клетки и бронхоскопию. Задачей последней являются удаление скопившейся крови из трахеобронхиального дерева и определение, из какого сегмента или доли легкого возникло кровотечение. При продолжающемся кровотечении следует провести интубацию двухпросветной трубкой Карленса, отключить пострадавшее легкое и санировать здоровое. Если кровотечение будет продолжаться, то показана операция.
Эмфизема средостения и подкожная эмфизема. Эти симптомы также патогномоничны для повреждения легкого. Надо лишь подчеркнуть, что они могут наблюдаться и при разрывах пищевода. Опасна напряженная эмфизема средостения, возникающая при напряженном пневмотораксе, внутрилегочных разрывах, травме крупных бронхов и трахеи. Она ведет к сдавлению крупных сосудов и экстраперикардиальной тампонаде сердца. Эмфизема средостения проявляется резким нарастанием подкожной эмфиземы,
одышкой, гнусавым голосом, слабым пульсом, падением артериального давления, выраженным цианозом. Необходима экстренная помощь на месте или при транспортировке, которая должна заключаться в дренировании плевральной полости, если причина в напряженном пневмотораксе, или в дренировании загрудинного пространства, если пневмоторакса нет.
Если указанные мероприятия не дают эффекта, то показана торакотомия. Нужно подчеркнуть, что дренирование загрудинного пространства не всегда приводит к улучшению состояния больного, тогда следует обнажить переднюю стенку трахеи, пальцем по передней стенке трахеи постараться проникнуть в истинное средостение и дренировать его.
Пародоксальное дыхание. Этот синдром возникает при фрагментарных (створчатых) переломах ребер, при переломах грудины. Патофизиологический механизм пародоксального дыхания заключается в том, что во время вдоха реберная створка западает и препятствует расправлению легкого на стороне поражения, а во время выдоха способствует перекачиванию воздуха из контралатерального легкого в легкое на стороне повреждения. При пародоксальном дыхании часто развивается синдром влажного легкого, что значительно усиливает гипоксию. Оказывая первую помощь, следует попытаться наложить на грудную клетку давящую повязку, которая уменьшает пародоксальное дыхание. Если это мероприятие неэффективно, то следует произвести интубацию и начать ИВЛ при транспортировке. Необходимо подчеркнуть, что особенно тяжело пародоксальное дыхание переносят люди пожилого и старческого возраста.
В стационаре следует обеспечить стабилизацию каркаса грудной клетки, использовав для этого один из следующих методов:
1) провести шелковые лигатуры за фрагменты ребер, наложить на грудную клетку кусок плотного картона или пластмассы таким образом, чтобы он опирался на неповрежденные ребра; нити проводят через эту пластину и фиксируют на ней;
2) использовать специальные фиксирующие приспособления;
3) произвести оперативное сшивание ребер.
Если стабилизация не улучшает состояния больного, то следует перевести его на ИВЛ.
Гемоперикард. Это редкий симптом при закрытой травме грудной клетки. Значительно чаще возникают сотрясение сердца, ушибы миокарда, повреждения внутренних структур сердца. Гемоперикард может повести к тампонаде сердца, и тогда на месте происшествия или при транспортировке необходимо осуществить пункцию перикарда. В стационаре при гемоперикарде показана экстренная операция.
Показания к хирургическому лечению при закрытой травме грудной клетки должны быть сформулированы на основе правильной начальной лечебно-диагностической тактики. Консервативное лечение, кроме указанного выше, должно включать вагосимпатическую блокаду по А. В. Вишневскому, блокаду места перелома, пункцию, а в отсутствие эффекта — дренирование и активную аспирацию (при пневмотораксе), инфузионную терапию, адекватную (при необходимости искусственную) вентиляцию легких, мероприятия по стабилизации грудной стенки при фрагментарных переломах ребер и переломах грудины.
Под нашим наблюдением находилось 26 больных с травмой грудной клетки (12 с проникающими ранениями мирного времени и 14 с закрытой травмой и повреждением легкого). Все больные с проникающими ранениями оперированы, летальных исходов не было. Из 14 больных с закрытой травмой оперировано 4, умер один больной.
Рис. 11.5. Бронхограмма верхней доли левого легкого через 6 мес после нижней лобэктомии. В язычковых сегментах оставлены бронхоэктазы (ложный рецидив).