Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы
Является важным разделом комплексной работы логопедической службы и ЛФК. На занятиях ЛФК массажист:
§ создает предпосылки для осуществления движения: добивается снятия блоков, контрактур в верхних конечностях, нормализует мышечный тонус, устраняет порочные положения кисти и пальцев;
§ поэтапно формирует двигательную функцию руки (опорность, захват, манипуляции, мелкую моторику).
Логопед в свою очередь, включает формируемые умения в комплексе мероприятий, учитывающих рефлекторную природу движений:
§ развивает двигательные кинестезии последующим параметрам: точность, сила, устойчивость;
§ работает над улучшением динамического праксиса;
§ формирует комплекс двигательных, сенсорных и речевых
функций в ходе выполнения упражнений.
Реализуя эти задачи на занятиях ЛЛФК, используют:
§ элементы массажа по точкам для достижения экстензии и
супинации кисти руки;
§ вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн" (авторская разработка); резинки различной степени упругости;
§ разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" (авторская разработка) и др.;
§ пальчиковую гимнастику с элементами логоритмики.
"Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.
Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательных кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.
Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
"Разноцветные прищепки ". Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов в институте физкультуры г. Москвы. Он был адаптирован и прошел успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории №65 с группой детей 3,5 - 4 лет (15 человек) и 5-6 лет (13 человек). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, атонически-астатическая форма ДЦП.
Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут.
1-3 дни - большой палец;
4-6 дни - большой и указательный пальцы;
7-9 дни - большой, указательный, средний пальцы.
Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.
Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузки помогает адаптироваться детям со слабостью контролирующей функции коры и низким порогом включения охранительного торможения.
Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребенка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить.
Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет ("Возьми красные прищепки. Какие прищепки я посадила на пальчик?"). С их помощью у пятилетних детей можно закреплять представление о множестве, используя количественные и порядковые числительные ("Сколько прищепок я посадила па пальчики? Какого цвета вторая прищепка? Сколько сняли (посадили)? Сколько всего стало?").
Логопедическая щетка "ежик"
Рабочую поверхность "ежика" можно наготовить из массажной щетки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается кожа (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:
а) зубцами к ладонной поверхности руки,
б) зубцами кнаружи.
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.
Разработана система занятий, направленных па последовательное решение следующих задач:
1. Коррекцию личностных нарушений (инактивности, негативизма) и трудностей адаптации:
§ установление телесного контакта с ребенком,
§ воздействие системой сенсорных стимулов с одновременным вызовом адекватных эмоциональных переживаний.
2. Формирование ритма движений.
3. Формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых (функций (слоговой анализ слова и звуковой анализ слога на этом этапе не проводится).
4. Развитие фонематического слуха и слуховой памяти, ритмико-интонационной и слоговой структуры слов.
В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. В случае резкого ограничения подвижности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия.
На первых этапах работы продолжительность занятий не регламентируется временем и количеством повторений, но зависит от эмоционального настроя ребенка, его готовности к совместным действиям. Система упражнений представлена в приложении 2.
Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
В ней используются три основных комплекса упражнений:
§ на отведение, противопоставление пальцев;
§ на сопротивление;
§ на координацию.
С первым комплексом упражнений можно познакомиться в книге "Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком" (авторы Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.). Каждое задание этого комплекса отрабатывается многократно в разных вариантах предъявления (в "пальчиковом бассейне", на столе, различных поверхностях - шероховатых и гладких, твердых и мягких и пр.).
В комплексе упражнений на сопротивление широко используются резинки разной степени упругости. Надетые в виде восьмерки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.
Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов:
1. Комплексности.
2. Учета индивидуальных особенностей ребенка.
3. Принципа поэтапного формирования навыков.
4. Дифференцированного подхода в логопедической работе.
Принцип комплексности
Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл.№ 3).
Таблица №3
Зоны взаимодействия | Содержание работы |
Невропатолог и логопед | Ежегодное невролого-логопедическое обследование, в ходе которого заполняется карта движений (см. Приложение), итогом является постановка речевого и интеллектуального диагнозов, адекватный подбор медикаментозных средств, планирование логопедической работы; обработка результатов невролого-логопедического обследования и определение содержания комплексных нагрузок (для каждого ребенка); общее динамическое наблюдение в течение всего периода обучения, целью которого является коррекция схемы. Лечения в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствием таковой) |
Служба ЛФК и логопед | Определение направлений и постановка задач общей лечебной физкультуры (ЛФК) и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК); определение неврологического статуса ребенка с выделением ведущего неврологического синдрома, тяжести двигательного нарушения и составление индивидуальной схемы лечения; разработка комплекса психологических установок, учитывающего особенности личности каждого ребенка; интеграция методов и приемов ЛФК и ЛЛФК. |
Физиотерапевт и логопед | Физиотерапевтические мероприятия, направленные на: а)уменьшение проявлений неврологических синдромов, б) подготовку артикуляционного аппарата к проведению ЛЛФК (термоаппликации на область оральной мускулатуры, магнитотерапия на рефлекторные зоны, электросон при гиперкинезах и пр.). Физиотерапевтические процедуры приобретают особую значимость на первых этапах ЛЛФК. |
Воспитатель и логопед | соблюдение речевого и двигательного режима в группе на занятиях и в свободной деятельности. |
Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.).