Сказкотерапевтический подход.
В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и сказочных миров. Давно живущие в душе сказки, которые сложились на события жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми. Когда ребенок смотрит на фигурки расставленные в песочнице сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь содействует осмыслению жизненного опыта. Творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе сказочной страны, это проекция внутреннего мира. Обыгрывая на песке различные жизненные ситуации, ребенок находит решения и претворяет их в жизнь.
Сказочный зачин данный психологом может помочь ребенку развить сюжет и осуществить цели коррекционной работы.
Самый важный момент наступает тогда, когда процесс создания сказочной картины завершен и можно перейти к обсуждению. Ребенок рассказывает о событиях, которые происходят на картине при помощи психолога анализирует ситуацию и ищет различные способы из нее. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится: подчинятся правилам игры, договариваться, принимать взгляды другого человека и т. п.
Психодиагностика в песочнице.
Анализируя песочные картины и “Песочные сказки”, можно диагностировать следующие феномены:
- Наличие внутренних конфликтов
- Уровень и направленность агрессии
- Конфликты со значимыми близкими
- Потенциальные ресурсные возможности
- Способы преодоления трудностей
При групповой форме работы.
- Характер взаимодействия в группе
- Распределение ролей
- Стиль поведения каждого участника группы
Работа в паре /старшая группа/.
Применяется в основном в работе с детьми до пяти лет включительно или не умеющих наладить друг с другом и другими детьми взаимодействия.
Групповая работа в третьем классе.
Цель: учить бесконфликтному взаимодействию; учить принимать чужое мнение; развивать творческое мышление.
Анализируя работу, необходимо обратить внимание на следующие детали:
- Что это за вода (открытая, закрытая, болото, река), куда она течет.
- Как заполнены части песочницы (есть ли смещение вправо, влево и т.п.)
- Каков способ расположения предметов (хаотический или структурированный).
- Какой песок выбрал ребенок (сухой или сырой)
- Как расположены фигурки по отношению друг к другу
- Количество отдельных групп предметов
- Преобладающий цвет
- Желание или нежелание изменять уже построенный мир
- Эмоции ребенка в процессе работы
Узнать у ребенка следующие подробности:
- Кто главный герой, его качества
- Какие события происходят в песочнице
- Каковы взаимоотношения между персонажами
- Всем ли хорошо в этом мире, что можно сделать
- Что хочется изменить
- Что может случиться, если вдруг…
При интерпретации работы важно отделить личное, заинтересованность специалиста в мнении ребенка поможет сформировать доверительные отношения.
Особенности работы с детьми в песочной терапии.
Позиция психолога
Самое важное в работе – это безусловное позитивное отношение к клиенту. Ребенок должен чувствовать что его воспринимают как самостоятельную значимую личность, он волен действовать и говорить не опасаясь осуждения.
Необходимо постараться увидеть мир глазами и переживать события также как переживает их он. Психолог должен по возможности воздерживаться от интерпретации (в слух и от подсказки решений его проблем). Преимущество отдается инициативе клиента, а специалист лишь направляет ее в нужное русло.
Во время занятий необходимо занять позицию как бы в тени. Т.е. находиться в не поле зрения ребенка во время во работы с песком и только в том случаи, если ребенок все время комментирует свои действия – находиться рядом и вести с ним диалог. В течение занятия необходимо вести протокол, с целью отслеживания динамики песочных игр.
Планирование занятий в зависимости от личных особенностей ребенка
В работе с агрессивным ребенком при постановке задач необходимо провоцировать на песке возникновение конфликтных ситуаций, позволить разворачивать баталии даже если возможна победа отрицательных героев.
Из опыта работы с агрессивным ребенком. Егор 8 лет
Особенности личности на начало занятий:Ребенок с защитной агрессивностью. До школы поменял несколько детских садов, нигде не смог адаптироваться. При стороннем взгляде сразу выделялся из общей массы детей: презрительное выражение лица, отказ от участия в массовых играх. По рассказам педагогов: жестоко дерется и обзывается, друзей нет. При обследовании психологом показал следующие результаты: Рисунок “Я в школе” – наличие только черного и красного цветов, весь рисунок заштрихован беспорядочными линиями. Тревожность (Теммл-Дорки-Амен) высокая. Социальный статус – отверженный.
Семейные отношения Из беседы с матерью выяснилось, что она воспитывалась в матриархальной семье. Она старается строить свою семью патриархальной, и муж занимает лидерские позиции. Однако ее родной брат вырос безвольным и уступчивым как ее отец. Мама Жени переживает, что сын вырастет похожим на отца и брата.