Сказкотерапевтический подход.

В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и сказочных миров. Давно живущие в душе сказки, которые сложились на события жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми. Когда ребенок смотрит на фигурки расставленные в песочнице сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь содействует осмыслению жизненного опыта. Творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе сказочной страны, это проекция внутреннего мира. Обыгрывая на песке различные жизненные ситуации, ребенок находит решения и претворяет их в жизнь.

Сказочный зачин данный психологом может помочь ребенку развить сюжет и осуществить цели коррекционной работы.

Самый важный момент наступает тогда, когда процесс создания сказочной картины завершен и можно перейти к обсуждению. Ребенок рассказывает о событиях, которые происходят на картине при помощи психолога анализирует ситуацию и ищет различные способы из нее. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится: подчинятся правилам игры, договариваться, принимать взгляды другого человека и т. п.

Психодиагностика в песочнице.

Анализируя песочные картины и “Песочные сказки”, можно диагностировать следующие феномены:

  • Наличие внутренних конфликтов
  • Уровень и направленность агрессии
  • Конфликты со значимыми близкими
  • Потенциальные ресурсные возможности
  • Способы преодоления трудностей

При групповой форме работы.

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей
  • Стиль поведения каждого участника группы

Работа в паре /старшая группа/.

Применяется в основном в работе с детьми до пяти лет включительно или не умеющих наладить друг с другом и другими детьми взаимодействия.

Сказкотерапевтический подход. - student2.ru

Групповая работа в третьем классе.

Цель: учить бесконфликтному взаимодействию; учить принимать чужое мнение; развивать творческое мышление.

Сказкотерапевтический подход. - student2.ru

Анализируя работу, необходимо обратить внимание на следующие детали:

  • Что это за вода (открытая, закрытая, болото, река), куда она течет.
  • Как заполнены части песочницы (есть ли смещение вправо, влево и т.п.)
  • Каков способ расположения предметов (хаотический или структурированный).
  • Какой песок выбрал ребенок (сухой или сырой)
  • Как расположены фигурки по отношению друг к другу
  • Количество отдельных групп предметов
  • Преобладающий цвет
  • Желание или нежелание изменять уже построенный мир
  • Эмоции ребенка в процессе работы

Узнать у ребенка следующие подробности:



  • Кто главный герой, его качества
  • Какие события происходят в песочнице
  • Каковы взаимоотношения между персонажами
  • Всем ли хорошо в этом мире, что можно сделать
  • Что хочется изменить
  • Что может случиться, если вдруг…

При интерпретации работы важно отделить личное, заинтересованность специалиста в мнении ребенка поможет сформировать доверительные отношения.

Особенности работы с детьми в песочной терапии.

Позиция психолога

Самое важное в работе – это безусловное позитивное отношение к клиенту. Ребенок должен чувствовать что его воспринимают как самостоятельную значимую личность, он волен действовать и говорить не опасаясь осуждения.

Необходимо постараться увидеть мир глазами и переживать события также как переживает их он. Психолог должен по возможности воздерживаться от интерпретации (в слух и от подсказки решений его проблем). Преимущество отдается инициативе клиента, а специалист лишь направляет ее в нужное русло.

Во время занятий необходимо занять позицию как бы в тени. Т.е. находиться в не поле зрения ребенка во время во работы с песком и только в том случаи, если ребенок все время комментирует свои действия – находиться рядом и вести с ним диалог. В течение занятия необходимо вести протокол, с целью отслеживания динамики песочных игр.

Планирование занятий в зависимости от личных особенностей ребенка

В работе с агрессивным ребенком при постановке задач необходимо провоцировать на песке возникновение конфликтных ситуаций, позволить разворачивать баталии даже если возможна победа отрицательных героев.

Из опыта работы с агрессивным ребенком. Егор 8 лет

Особенности личности на начало занятий:Ребенок с защитной агрессивностью. До школы поменял несколько детских садов, нигде не смог адаптироваться. При стороннем взгляде сразу выделялся из общей массы детей: презрительное выражение лица, отказ от участия в массовых играх. По рассказам педагогов: жестоко дерется и обзывается, друзей нет. При обследовании психологом показал следующие результаты: Рисунок “Я в школе” – наличие только черного и красного цветов, весь рисунок заштрихован беспорядочными линиями. Тревожность (Теммл-Дорки-Амен) высокая. Социальный статус – отверженный.

Семейные отношения Из беседы с матерью выяснилось, что она воспитывалась в матриархальной семье. Она старается строить свою семью патриархальной, и муж занимает лидерские позиции. Однако ее родной брат вырос безвольным и уступчивым как ее отец. Мама Жени переживает, что сын вырастет похожим на отца и брата.

Наши рекомендации