Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной и коррекционной работе
Обработка результатов.
Оцениваются ответы родителей и лиц, их заменяющих, в следующем порядке:
1. Засыпание:
A) быстрое засыпание (до 10 мин) – 3 балла
Б) неустойчивое -2 балла
B) медленное - 1 балл
2. Сон:
A) продолжитель. сна соответствует возр.-3 балла
Б) неустойчивая продолжительность сна - 2 балла
B) не соответствует возрасту - 1 балл
3. Аппетит:
A) хороший - 3 балла
Б) избирательный, неустойчивый - 2 балла
B) плохой - 1 балл
4. Самостоятельность в игре:
A) умеет-3бал.
Б) не всегда-2 балла
B) самостоятельно не играет - 1 балл
5. Контакты с другими взрослыми:
A) легко - 3 балла
Б) избирательно - 2 балла
B) трудно - 1 балл
6. Разлука с матерью:
A) легко, быстро успокаивается - 3 балла
Б) через некоторое время успокаивается -2балла
B) тяжело - 1 балл
Баллы суммируются и составляется прогноз условной адаптивности детей. Для этого рассчитывается средний балл. Уровни условной адаптивности ребенка к детскому дошкольному учреждению (до поступления ребенка в детский сад) были выработаны на основе приближения индивидуальных и групповых результатов к социально-психологическому нормативу. Градация средних баллов по анкете обусловлена заданными процентными соотношениями:
Средний балл по анкете | Процент по шкале прогноза |
2,82-3,00 | 91-100 |
2,42-2,80 | 71-90 |
1,62-2,40 | 31-70 |
1,22-1,60 | 11-30 |
1,00-1,20 | 0-10 |
Уровни условной адаптивности | |
Очень высокий | 2,82-3,00 |
Высокий | 2,42-2,80 |
Средний | 1,62-2,40 |
Низкий | 1,22-1,60 |
Очень низкий | 1,00-1,20 |
Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации мл. до-ов к д/с.
Анкета для родителей
1 Фамилия, имя ребенка______________________________________________________
2 Дата рождения_____________________________________________________________
3 ФИО мамы, место работы, рабочий телефон___________________________________
4 ФИО отца, место работы, рабочий телефон_____________________________________
5 Домашний адрес, телефон_____________________________________________________
6 Чем Вы занимаетесь с ребенком дома, в какие игры он любит играть?______________
7 Что, по Вашему мнению, должен знать воспитатель о здоровье Вашего ребенка?____________________________________________________________________
8 Есть ли какие-либо ограничения в еде у Вашего ребенка?_______________________
9 Каким ласковым именем Вы называете своего ребенка дома?____________________
10 Какие меры а) поощрения и б) наказания Вы используете в процессе обучения и
воспитания ребенка дома ?
_а)________________________________________________________________
_б)___________________________________________________________________________
11 Какими функциями самообслуживания владеет Ваш ребенок? (умывается, одевается частично, кушает ....)_________________________________________________________________________
12 На что особо Вы хотели бы обратить внимание педагога при воспитании и обучении Вашего ребенка? ( индивидуальные особенности, привычки, особенности
поведения)___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
13 Ваши пожелания и предложения к педагогам группы и администрации ДОУ?________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка — для создания благоприятных условий его развития.
1. Ребенок:
Ф.И.: Кузнецова Даша.
Дата рождения: 07.10.2003.
Домашний адрес, телефон: ул. Биберевская, д. 8, кв.24, т.904-26-81.
2. Мать:
Ф.И.О. Кузнецова Любовь Васильевна.
Год рождения: 02.02.1970.
Образование, специальность, место работы: Высшее, юрист, б/р.
3. Отец:
Ф.И.О. Кузнецов Евгений Юрьевич.
Год рождения: 26.05.1967.
Образование, специальность, место работы: Аспирант.
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком):
трое (мама, папа, дочь).
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними нет.
6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан: мама, папа.
7. Была ли патология беременности, родов (какая): нет
8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес:
два раза в год ОРВИ, 1гр. здоровья.
9. Основные виды игр и занятий дома: куклы, мягкие игрушки, мебель.
10. Какие игрушки любит, кто их убирает:
куклы, убирает сама.
11. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
— с детьми своего возраста — да — нет;
— с детьми старшего возраста — да — нет;
— с незнакомыми взрослыми — да — нет;
— с родными — да — нет.
12. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
— спокойным, мало эмоциональным, очень эмоциональным.
13.Что умеет делать ребенок самостоятельно: умеет убирать игрушки, мыть руки, сама ест.
14.Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите) сложностей нет.
15. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест
всё, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам, сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро, медленно, сам,
с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается
перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо.
Обработка результатов.
Оцениваются ответы родителей и лиц, их заменяющих, в следующем порядке:
1. Засыпание:
A) быстрое засыпание (до 10 мин) – 3 балла
Б) неустойчивое -2 балла
B) медленное - 1 балл
2. Сон:
A) продолжитель. сна соответствует возр.-3 балла
Б) неустойчивая продолжительность сна - 2 балла
B) не соответствует возрасту - 1 балл
3. Аппетит:
A) хороший - 3 балла
Б) избирательный, неустойчивый - 2 балла
B) плохой - 1 балл
4. Самостоятельность в игре:
A) умеет-3бал.
Б) не всегда-2 балла
B) самостоятельно не играет - 1 балл
5. Контакты с другими взрослыми:
A) легко - 3 балла
Б) избирательно - 2 балла
B) трудно - 1 балл
6. Разлука с матерью:
A) легко, быстро успокаивается - 3 балла
Б) через некоторое время успокаивается -2балла
B) тяжело - 1 балл
Баллы суммируются и составляется прогноз условной адаптивности детей. Для этого рассчитывается средний балл. Уровни условной адаптивности ребенка к детскому дошкольному учреждению (до поступления ребенка в детский сад) были выработаны на основе приближения индивидуальных и групповых результатов к социально-психологическому нормативу. Градация средних баллов по анкете обусловлена заданными процентными соотношениями:
Средний балл по анкете | Процент по шкале прогноза |
2,82-3,00 | 91-100 |
2,42-2,80 | 71-90 |
1,62-2,40 | 31-70 |
1,22-1,60 | 11-30 |
1,00-1,20 | 0-10 |
Уровни условной адаптивности | |
Очень высокий | 2,82-3,00 |
Высокий | 2,42-2,80 |
Средний | 1,62-2,40 |
Низкий | 1,22-1,60 |
Очень низкий | 1,00-1,20 |
Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации мл. до-ов к д/с.
Анкета для родителей
1 Фамилия, имя ребенка______________________________________________________
2 Дата рождения_____________________________________________________________
3 ФИО мамы, место работы, рабочий телефон___________________________________
4 ФИО отца, место работы, рабочий телефон_____________________________________
5 Домашний адрес, телефон_____________________________________________________
6 Чем Вы занимаетесь с ребенком дома, в какие игры он любит играть?______________
7 Что, по Вашему мнению, должен знать воспитатель о здоровье Вашего ребенка?____________________________________________________________________
8 Есть ли какие-либо ограничения в еде у Вашего ребенка?_______________________
9 Каким ласковым именем Вы называете своего ребенка дома?____________________
10 Какие меры а) поощрения и б) наказания Вы используете в процессе обучения и
воспитания ребенка дома ?
_а)________________________________________________________________
_б)___________________________________________________________________________
11 Какими функциями самообслуживания владеет Ваш ребенок? (умывается, одевается частично, кушает ....)_________________________________________________________________________
12 На что особо Вы хотели бы обратить внимание педагога при воспитании и обучении Вашего ребенка? ( индивидуальные особенности, привычки, особенности
поведения)___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
13 Ваши пожелания и предложения к педагогам группы и администрации ДОУ?________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка — для создания благоприятных условий его развития.
1. Ребенок:
Ф.И.: Кузнецова Даша.
Дата рождения: 07.10.2003.
Домашний адрес, телефон: ул. Биберевская, д. 8, кв.24, т.904-26-81.
2. Мать:
Ф.И.О. Кузнецова Любовь Васильевна.
Год рождения: 02.02.1970.
Образование, специальность, место работы: Высшее, юрист, б/р.
3. Отец:
Ф.И.О. Кузнецов Евгений Юрьевич.
Год рождения: 26.05.1967.
Образование, специальность, место работы: Аспирант.
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком):
трое (мама, папа, дочь).
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними нет.
6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан: мама, папа.
7. Была ли патология беременности, родов (какая): нет
8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес:
два раза в год ОРВИ, 1гр. здоровья.
9. Основные виды игр и занятий дома: куклы, мягкие игрушки, мебель.
10. Какие игрушки любит, кто их убирает:
куклы, убирает сама.
11. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
— с детьми своего возраста — да — нет;
— с детьми старшего возраста — да — нет;
— с незнакомыми взрослыми — да — нет;
— с родными — да — нет.
12. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
— спокойным, мало эмоциональным, очень эмоциональным.
13.Что умеет делать ребенок самостоятельно: умеет убирать игрушки, мыть руки, сама ест.
14.Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите) сложностей нет.
15. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест
всё, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам, сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро, медленно, сам,
с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается
перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо.
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:
- у сангвиника- распыленности интересов;
- у холерика-несдержанности, резкости;
- у флегматика- вялости, безучастности к окружающему;
- у меланхолика- замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Педагогу и родителям важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны. Кроме того необходимо учитывать сензетивные периоды, т.е. те периоды в развитии ребенка, которые являются наиболее благоприятными для проявления отдельных типологических свойств. Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.
Как же учесть темперамент в воспитательной работе?