Очаг химического поражения. Определение. Особенности и медико- тактическая классификация очагов химического поражения.
очаг химического поражения - территория с находящимися на ней людьми, животными, объектами народного хозяйства, техникой, подвергшимися воздействию токсичных химических веществ (в результате аварии и других причин) в концентрациях, приводящих к массовому поражению людей, животных, растений.
В основу медико-тактической классификации очагов поражения ТХВ положены стойкость и быстродействие:
- очаг стойкого быстродействующего ТХВ: зарин, зоман, V-газы (при ингаляционном воздействии), CS;
- очаг стойкого медленнодействующего ТХВ: V-газы (при воздействии через кожу), иприты, люизит;
- очаг нестойкого быстродействующего ТХВ: хлорциан, синильная кислота, адамсит, хлорацетофенон;
- очаг нестойкого медленнодействующего ТХВ: фосген, дифосген, BZ.
Билет 2.
1.Поражающие факторы ЧС – это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.
Фазы развития ЧС.
1. Фаза зарождения; - накопление отклонений объекта от нормального протекания процесса.
Фаза характеризуется продолжительностью, возможностью фиксации отклонения и принятием профилактических мер.
2. Фаза инициирования события; - аварии, катастрофы, стихийные бедствия.
Фаза скоротечна и характеризуется отсутствием времени для принятия эффективных действий для предотвращения ЧС.
3. Фаза кульминации; - непосредственное развитие и протекания процесса ЧС.
В это время происходит непосредственное воздействие поражающих факторов на людей, объекты и природную среду.
4. Фаза затухания и действие остаточных факторов поражения, в течении которой возможно распространение поражающих факторов за пределы объекта поражения.
5. Фаза ликвидации последствий ЧС, которое как правило начинается в ходе протекания 3 фазы.
Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации:
Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации характеризуются величиной и структурой санитарных потерь в чрезвычайной ситуации, нуждаемости пораженных в различных видах медицинской помощи; условиями проведения лечебно - эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации; санитарно - гигиенической и санитарно - эпидемиологической обстановкой, сложившейся в чрезвычайной ситуации, выходом из строя или нарушением деятельности расположенных в зоне чрезвычайных ситуаций лечебно - профилактических, санитарно - гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушением жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах и др.
Общие и санитарные потери:
-безвозвратные:погибшие в момент возникновения ЧС
-умершие до оказания мед.помощи
-люди получ.травмы несовместимые с жизнью,пропавшие безвести
Санитарные потери:
пораженные,т.е.оставшиеся в живых,но получив.травмы и заболев.в рез-те ЧС
3.Национальная безопасность РФ-безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.
Угрозы нац.без-ти в экономической сфер:
-сокращение производства и увеличение доли топливно-сырьевого сектора экономики
-снижение инвестиционной и инновационной активности
-разрушение научно-технического потенциала
В социальной сфере:
-увеличение удельного веса населения.живущего за чертой бедности
-расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан
-усиление социальной наряженности
Угроза физ.здоровью нации:
-кризисное состояние систем здравоохранения и социальной защиты населения
-рост потребления алкоголя и наркотических веществ
-сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни повышение смертности,ухудшение здоровья людей
Угроза истощение природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации
-преимущественное развитие топливно-энергетических отраслей промышленности
-слабое использование природносберегающих технологий
-низкая экологическая культура
-неразвитость законод.основы природоохраняемых мероприятий
В международной сфере:
-действие,направленные на нарушение территориальной целостности РФ
-территориальные притязания со ссылками на отсутствие договорно –правового оформления госуд.границ
В военной сфере:
-крупные вооруженные конфликты вблизи границ РФ
-прямая военная угроза безопасности РФ
4.Токсический процесс-формирование и развитие реакций биосистемы на действие токсиканта,приводящих к нарушению ф-й,жизнеспособности или гибели биосистемы.
Токсические процессы на уровне целостного организма могут быть классифицированы:
-транзиторные токсические реакции-быстро и самопроизвольно проходящие,не угрожающие здоровью состояния,сопровождающиеся временной утратой дееспособности
-интоксикации –острые,подострые,хронические –бурно или вялотекущие болезни химической этиологии
-аллобиотические состояния –стойкое изменение чувствительности организма к другим воздействиям и психогенным нагрузкам
-специфические токсические процессы –химический канцерогенез,мутагенез,нарушение репродуктивных функций
2.Орган управления-это главное управление по руководству спец.формированиями здравоохранения,которое создается в Министертве здравоохранения и социального развития РФ,а также отделы и секторы по руководству спец.формированиями здравоохранения,которые создаются в органах управления здравоохранения субъектов РФ.Они формируются при объявлении мобилизации для руководства тыловыми госпиталями здравоохранения и обсервационными пунктами.
Основные задачи органов медицинского снабжения службы медицины катастроф:
• обеспечение медицинским имуществом повседневной лечебно-диагностической, профилактической и научно-исследовательской деятельности центров медицины катастроф, подчиненных им учреждений и формирований;
• обеспечение готовности учреждений и подразделений медицинского снабжения к работе в различных режимах функционирования службы медицины катастроф;
• прогнозирование потребности в медицинском имуществе в ЧС и оценка его ресурсов;
• создание, правильное содержание и обеспечение целенаправленного использования резервов медицинского имущества при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
• сбор и анализ информации о состоянии медицинского снабжения в ЧС;
• организация работ но бесперебойному обеспечению медицинским имуществом учреждений и формирований службы медицины катастроф и населения в чрезвычайных ситуациях;
• руководство подразделениями медицинского снабжения по вопросам производственной деятельности и совершенствования их материально-технической базы;
• организация взаимодействия с органами медицинского снабжения служб медицины катастроф федеральных органов исполнительной власти;
• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для совершенствования организации снабжения медицинским имуществом в чрезвычайных ситуациях и медицинского оснащения учреждений и формирований службы медицины катастроф;
• контроль за состоянием медицинского снабжения;
• участие в разработке нормативно-правовых документов службы медицины катастроф;
• участие в подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
• участие в международном сотрудничестве в области совершенствования организации медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях и работы органов медицинского лет
Билет3.
3.1.Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В соответствии с Федеральным законом от 21, 12. 94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основные задачи РСЧС:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
-проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
-подготовка населения к действиям в ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
-ликвидация ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Принципы построения и функционирования РСЧС:
- защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
к организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.
Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;
совершенствование систем оповещения населения;
-планирование мероприятий ГО;
- обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени, Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации,
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый