Сборник методических советов
Азбука вожатого
Введение в специальность
Сборник методических советов
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Задачи детского оздоровительного лагеря (ДОЛ)
Направления работы с детьми в ДОЛ
Заповеди воспитания от Дэвида Льюиса
Глава №1. Моя профессия — вожатый!
1. Должностные обязанности вожатого
2. Заповеди вожатого
3. Притча «Хрупкие подарки»
4. Табу для вожатого
Глава №2.Что должен знать вожатый о своих воспитанниках
ü Диагностика личности ребенка ДОЛ
ü Возрастные особенности
ü Развитие детей младшего возраста (5-8 лет)
ü Развитие детей среднего возраста (9-11 лет)
ü Развитие подростков (12-14 лет)
ü Развитие старших подростков (14-16 лет)
Глава №3. Оказание первой медицинской помощи
Глава №4. Как успешно спланировать работу вожатого. Полезные советы
Глава №5.Режим дня и его организация.
Глава №6. Логика развития лагерной смены.
ü Подготовительный период
ü Организационный период
ü Анкета №1. Для организационного периода смены
ü Основной период смены
ü Анкета №2. Для основного периода смены
ü Организация «особых» дней в лагере
ü Родительский день в лагере – один из самых
ответственных дней смены
ü Банный день
ü Экспресс – подготовка коллективных творческих дней (КТД)
ü Заготовки для КТД
ü Заключительный период смены
ü Анкета №3. Для заключительного периода смены
ü В заключительный период смены не забудь!
ü «Огонек» в итоговый период
Глава №7. Особенности работы с активом отряда.
Глава №8. Методы воспитательной работы с детьми.
Глава №9. Игровая деятельность
Глава №10. Палочка-выручалочка. Программы на все случаи жизни «Ох, ух эти детки»
ü Игры с залом
ü Игры для младшего возраста
ü Игры для среднего возраста
ü Игры для старшего возраста
…Всего лишь одна лагерная смена, всего 21день.
А для ребят – целая жизнь, а для вожатых эпоха. Эпоха познания, испытания,
Утверждения. Познания детства и общения с
Ним, испытания себя и своего мастерства, своей ответственности и своей любви к детям
Введение
Цель детского оздоровительного лагеря (ДОЛ)- создание условий для радостного проживания детей во время летних каникул.
Значит, дети должны быть у нас довольны своей жизнью. А задумывались ли вы, что есть «Жизнь»? Об этом хорошо сказала Мать Тереза:
«Жизнь – это возможность, не упусти ее!
Жизнь – это красота, любуйся ею!
Жизнь - это мечта, осуществи ее!
Жизнь - это испытание, преодолей его!
Жизнь - это богатство, береги его!
Жизнь - это любовь, радуйся ей!
Жизнь - это тайна, разгадай ее!
Жизнь - это горе, вынеси его!
Жизнь - это игра, так играй!
Жизнь - это песня, так пой!
Жизнь - это борьба, так борись!
Жизнь - это приключения, так рискуй!
Жизнь - это жизнь, так живи!
Жизнь так драгоценна, храни ее!»
И мы 21 день смены в лагере с детьми живем: любуемся окружающей природой, мечтаем, радуемся, играем, поем, соревнуемся, влюбляемся друг в друга и плачем при расставании. Так много в нашей жизни происходит за смену, и жаль, что так быстро пролетает время!
Эта цель осуществляется через решение задач оздоровительного, воспитательного и развивающего характера.
Задачи ДОЛ:
- Укреплять здоровье детей естественными факторами природы: солнце, воздух, вода, витаминизированным питанием;
- Помочь детям уютно и комфортно чувствовать себя в оздоровительном лагере, доверять своему новому окружению, завести новых друзей и почувствовать себя частью отряда;
- Развивать самостоятельность и самоконтроль, приобрести позитивное отношение к жизни;
- Создать условия для развития творчества и самореализации личности каждого ребенка;
- Развивать познавательные интересы детей в процессе проживания и жизнедеятельности в условиях оздоровительного лагеря (погружения в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов; форм общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством; включения в разнообразное деятельностное поле);
- Создавать условия для популяризации символики Российской Федерации и оздоровительного лагеря, воспитывать чувство гордости за свой лагерь.
Направления работы с детьми в лагере:
- Социальное развитие: адаптация к новому окружению, нахождение «своего» места в новом коллективе
- Физическое развитие: гимнастика, турпоходы, спортивные секции и соревнования
- Развитие познавательного интереса: открытие разнообразия и красоты окружающего мира, формирование ответственности за него; знакомство с историей, курой и природой родного края через экскурсии и походы
- Эстетическое развитие: через музыку, живопись, выступления театральных коллективов, посещение музеев, выставок
- Творческое развитие: выступления на концертах, участие в конкурсах и соревнованиях; посещение кружков.
- Экологическое развитие: бережное отношение к природе, забота о представителях флоры и фауны на территории лагеря и за ее пределами
Глава 1
Моя ПРОФЕССИЯ – ВОЖАТЫЙ!
И грезишь ими наяву.
Уж летний ветер в парусах,
И я мечтой о нем живу!
И станет этот мир твоим.
Он не откроется чужим,
Поверь мне, поверь мне…
Припев: Ты стал вожатым –
Это значит:
Мы потрудились вместе
И сбылась мечта!
Организация быта
· Четко и без промедления организовать расселение детей по комнатам, обеспечить каждого спальным местом и постельными принадлежностями;
· Организовать дежурство по палатам, по корпусу и по лагерю с целью обеспечения порядка, и приучению детей к самообслуживанию;
· Стремиться к созданию уютной, домашней атмосферы;
· Организовать ежедневную уборку территории;
· Следить за внешним видом детей, а также своевременно планировать посещение ими душевых и прачечной, при необходимости организовать стирку детских вещей;
· Следить за исправностью мебели и другого оборудования корпуса, в случае необходимости оперативно сообщать о неполадках соответствующим службам;
· Контролировать хранение детских вещей;
· Организовать хранение и доступ детей к сладостям и фруктам;
·
Соблюдение режима лагеря
· С первого дня приучать детей вовремя и организованно выполнять режимные моменты: подъем, зарядка, уборка, линейка, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, подготовка ко сну, отбой;
· Контролировать выполнение отрядом режимных моментов и не допускать их нарушение;
· Соблюдать режим лагеря.
Организация досуга
· Заранее планировать и готовить досуговые мероприятия, ставя в известность о них администрацию лагеря;
· При организации досуговых мероприятий ориентироваться на программу и планы лагеря, учитывать возрастные особенности детей, следовать логике развития лагерной смены;
· При организации досуговых мероприятий использовать различные безопасные виды деятельности, способствующие творческому, интеллектуальному, личностному росту каждого ребенка, а также становлению детского коллектива;
· Организовать участие отряда в общелагерных досуговых мероприятиях, а также принимать участие в их планировании и подготовке.
Заповеди вожатого
§ Общение с ребенком строй на позиции трех «П»:
«понимание» - смотрю на окружающий мир глазами ребенка;
«принятие» - я люблю тебя такого, какой ты есть;
«признание» - ты мой партнер, включаю тебя в свою взрослую жизнь;
§ Умей выслушать и услышать каждого ребенка;
§ Жалок вожатый, лишенный чувства юмора;
§ Помни: от улыбки хмурый день светлей, от улыбки солнышко смеется;
§ Говорят, как пройдет первый день, так пройдет и вся смена. Поэтому тщательно планируй первую встречу с детьми;
§ В воспитании мелочей не бывает;
§ Помни: ты пример для подражания;
Не забывай, что дети смотрят на тебя с утра до вечера. А ночью слышат твои речи, когда ты думаешь, что они спят;
§ Научись не приказывать, а просить. Просьба укрощает даже строптивых;
§ Сначала включай сердце ребенка, потом голову, потом руки;
§ Не сердись на ребенка долго – это не профессионально;
§ Научись все видеть, но кое-что не замечать, все слушать; но кое-что не слышать;
§ Не всегда ищи виновного;
§ Не читай нотаций – все равно не помогут;
§ Главный путь к сердцу ребенка – любовь и справедливость;
§ Ставь себя на место счастливого и, особенно несчастного ребенка;
§ Добрый воспитатель – это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен причинить зло.
Притча «Хрупкие подарки»
Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое- то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Табу для вожатого
· Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других;
· Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей;
· Не навязывать детям свою волю, не командовать, не слушать только себя;
· Не держаться изолированно от детей;
· Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения детей;
· Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег;
· Не быть безразличным к недисциплинированности детей;
· Не заниматься своими личными делами в рабочее время;
· Не всегда искать виновного;
· Не приказывать, а просить;
· Не читать нотаций: вспомни, помогло ли это тебе;
· Не позволять равнодушного отношения к детям;
· Не потакать ленивым;
· Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы;
· Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей;
· Не срывать свое плохое настроение на детях;
· На пляже не загорать, а смотреть за детьми;
· Не унижать детей и не смеяться над ними;
· Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять;
· Нельзя быть скучным, хмурым, надутым, равнодушным, высокомерным.
Глава 2
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Физический рост и развитие
· Руки и ноги растут быстрее тела;
· Общее управление телом хорошее;
· Координация глаз и рук улучшается к 7 годам;
· Сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
· Невелик запас прочности опорного аппарата;
· Слаба мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т. д.), нарушение осанки.
Характерные особенности
· Кризис 7 лет — «кризис непосредственности»;
· Высокий уровень активности;
· Желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
· Лучшая награда — похвала;
· Стремление получить время на самостоятельные занятия;
· Формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии;
· Считают друзьями тех, кого видят чаше других;
· Любознательны;
· Отличаются конкретностью мышления;
· Подвижны;
· Не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;
· Высокий авторитет старшего товарища;
· Суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей.
Советы вожатому
· Организуй подвижные игры с ограничением прыжков и бега;
· Развивай умения лазать и пользоваться качелями;
· Используй ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки;
· Обучай правильным навыкам труда;
· Обеспечь детей конкретными поручениями и творческой свободой при их выполнении;
· Предоставляй детям свободу действия, развивай способности (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т. п.).
Физический рост и развитие
· Рост девочек опережает рост мальчиков;
· Начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
· Учащается сердцебиение;
· Чаще появляется головная боль;
· Ускоряется развитие скелета, рук, ног;
· Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
Характерные особенности
· Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
· Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
· Частые беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
· Стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;
· Шумны, спорят, влюбчивы;
· Боятся поражения, чувствительны к критике;
· Интересы постоянно меняются;
· Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
· Укрепляется волевая сфера;
· Бурно проявляют эмоции;
· Повышенное стремление к спорам, неуступчивость;
· В контакт вступают легко, но склоны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;
· Стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;
· Увлекаются коллективной деятельностью;
· Выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
· Не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
· Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.
Советы вожатому
· Поощряй детей и хвали;
· Используй такие виды деятельности, которые дают простор появлению мускульной активности;
· Организуй коллективные спортивные игры, занятия по интересам;
· Организуй разумное руководство;
· Пробуди в ребятах интерес к окружающему миру;
· Стремись обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.
Физический рост и развитие
· Девочки обычно выше мальчиков;
· Половое созревание;
· Быстрый рост мускулатуры;
· Завершение роста скелета;
· Быстрый рост мускулатуры;
· Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 год;.
· Различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.
Характерные особенности
· Дети испытывают внутреннее беспокойство;
· Антагонизм (противостояние) между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
· Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
· Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
· Стремятся к соревновательности;
· Подчиняют свои интересы мнению команды;
· Сопротивляются критике;
· Появляется интерес к заработку;
· Возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
· Отчуждение от взрослых;
· Стремление утвердить свою самостоятельность;
· Остро ощущаемая потребность в активности;
· Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие.
· Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;
· Развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых;
· Не принимают на веру все, что слышат от взрослых;
· Способны противостоять влиянию окружающих;
· Могут воздействовать на сверстников.
Советы вожатому
· Проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
· Отдавай предпочтение спортивным играм;
· Используй общий энтузиазм при выполнении порученных заданий;
· Воздействуй опосредованно — через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.
Физический рост и развитие
· Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, девушек к 13 годам);
· Завершается рост скелета;
· Усиливаются различия среди детей, так как некоторые из них уже повзрослели, а иные только начинают взрослеть;
· Развивается мужское и женское поведение;
· Завершается формирование социальных установок.
Характерные особенности
· Ориентация на мир взрослых;
· Достижение личностного самоопределения;
· Стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально;
· Желание поставить себя в позицию взрослого;
· Мужество, одежда, смелость — важные связи с социальной позицией;
· Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
· Наблюдается беспокойство о своей внешности;
· Рождается первая любовь;
· Растет социальная активность.
· Появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;
· Происходит выбор будущей профессии;
· Появляются крайности в поведении, например: «Я знаю все!»;
· Возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;
· «Пренебрежение» к советам старших;
· Кризис независимости;
· Проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;
· Проявляется сознательное желание принести благо другим людям.
ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ – ПОДРОСТКОВ
Прогнозируемые ситуации | Варианты решения |
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя» | Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как Вы себя будете с ним вести. |
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство Стремление к независимости, вызывающее поведение. Действия опережают мысли. | Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником. |
Прыщики, разочарование от собственного отражения в зеркале | В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать чтобы «этого» было меньше |
Интерес к себе. | В коллективной беседе находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их. |
Советы вожатому
· Оказывай помощь подросткам в принятии их своими сверстниками;
· Построй руководство поведением подростков так, чтобы оно было без «лишнего» вмешательства и давления со стороны взрослых;
· Создавай необходимые условия для отдыха;
· Организовывай для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекай в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями.
Глава 3
При кровотечении
• При сильном артериальном кровотечении (кровь имеет ярко-красный цвет), наложите выше раны жгут, ближе к месту ранения, подложив под него чистую ткань, и затяните его до полной остановки кровотечения.
• Подложите под жгут записку с указанием времени его наложения (не более чем на 1-1,5 ч).
• Жгут нельзя закрывать повязками, одеждой.
• При венозном кровотечении (кровь имеет темный цвет) — для временной остановки-кровотечения конечность поднимают вверх и на рану накладывают давящую повязку.
При носовом кровотечении
• Не запрокидывать голову назад, а наклонить ее вперед, удерживая при этом корпус в прямом положении, расстегнуть воротник и пояс.
• Высморкаться. Прочистить носовую полость от слизи и сгустков свернувшейся крови, но лучше проделать это под струёй воды.
• Положить холодный компресс на hoc.
• Можно вложить в нос ватный или марлевый тампон, пропитанный перекисью водорода.
• Если спустя 5-7 мин кровотечение продолжается, вызывайте врача.
При солнечном ударе
• При легком перегревании выведите больного в прохладное проветриваемое место, расстегните воротник, ремень, снимите обувь.
• Смочите ему лицо и голову холодной водой.
• Дайте выпить немного минеральной или слегка подсоленной воды.
• Уложите больного, приподняв ему голову; дайте холодное питье и разденьте.
• Положите на голову смоченное холодной водой полотенце и наложите холодные примочки на область шеи.
• До прибытия врача охлаждайте тело холодными примочками, пить 1те только после того, как больной придет в себя.
При тепловом ударе
• Вызвать скорую помощь.
• Положить человека в более прохладном и проветренном месте, голова должна быть приподнята.
• Расстегнуть или снять одежду.
• Положить на лоб влажный компресс.
•Дать свежей воды с ложкой соли. Не давать алкоголь, напитки, содержащие теин и кофеин (чай, кофе, какао).
При укусе змеи
• Не давайте пострадавшему двигаться.
• Успокойте укушенного: паника и возбуждение ускоряют кровоток.
• Зафиксируйте с помощью, шины укушенную конечность.
•Приложите к месту укуса лед, холод.
• Давайте обильное питье.
• Не прижигайте место укуса марганцовкой, не накладывайте жгут, не давайте алкоголь.
При укусе собаки
• Не пытайтесь немедленно останавливать кровь (кровотечение способствует удалению слюны собаки из раны).
• Промойте рану чистой водой.
•Несколько раз продезинфицируйте кожу вокруг укуса йодом, раствором марганцовки, одеколоном, наложите повязку.
При отравлении
• Дать пострадавшему 3-4 стакана воды или розового раствора марганцовокислого калия, для промываний желудка, чтобы вызвать рвоту.
При утоплении
• Быстро извлеките пострадавшего из воды.
•Пальцами удалите изо рта ил, грязь.
•Уложить пострадавшего на колено лицом вниз, и надавить руками на спину, чтобы вода вышла из легких. Либо, положить пострадавшего набок поддерживая его голову.
• Затем перевернуть на спину и начать делать искусственное дыхание. После появления самостоятельного дыхания, напоите пострадавшего горячим чаем, укутайте в одеяло.
При обмороке
• Уложить на спину с опущенной головой и приподнятым ногами. Расстегнуть воротник и пояс, обрызгать лицо водой.
• Дайте вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса,
• В душном помещении откройте окно, обеспечьте доступ свежего воздуха.
Глава 4
Как успешно спланировать работу вожатому
(полезные советы)
Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование — основа будущей эффективной работы.
План — документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.
Советы вожатому, планирующему свою работу:
1. ознакомьтесь с программой данного лагеря;
2. определите цели и задачи предстоящей работы на смену (с будущим напарником);
- изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста; используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.);
- изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
- отберите средства, формы, методы организаторской и воспитательной работы, которыми владеете;
- составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;
- создайте творческую атмосферу в отряде;
- учитывайте интересы детей;
- план работы на каждый день, составляется накануне, с учетом разной погоды корректируется каждое утро, с учетом интересов детей.
Исходными данными для планированиямогут служить:
· государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;
· календарь летних праздников;
· текущие и ожидаемые события в стране и в мире, вашем городе, селе, лагере;
· личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;
· программа лагеря, план-сетка смены.
Лучший план работы — план, одобренный, подсказанный детьми. Помните, для ребят это планирование собственной жизни. Можно просто поговорить с ними о том, что бы они хотели делать, можно провести конкурс на лучшее оригинальное предложение. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в их выборе форм отдыха, «начинать на их территории», постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность. А можно идти по пути, предложенному
А.С. Макаренко: он рекомендовал делать то, что педагогам самим интересно, и этим увлекать детей.
В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно не перегружать план.
Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем, важно другое: знать детей, любить их, быть терпимыми. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать за ними, изучать их специально и в ежедневном общении.
Требования к плану работы вожатого:
· цель плана — достижение определённого педагогического результата, отражение социального заказа на формирование творческой личности;
· систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
· посильность и реальность планов для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам);
· учет интересов, потребностей детей;
· разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
· согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря;
Форма, структура и содержание плана.
Вожатому рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро-день-вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Вожатый корректирует отрядный план.
В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом — планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.
Как составить план на смену: отрядная игра -
«Фантазеры, скептики, реалисты»
Цель игры:
совместная работа вожатых и детей по составлению отрядного плана мероприятий на смену (старший и средний возраст).
Задачи:
- сплочение отряда, снятие напряжения в коллективе в первые дни смены;
- выявление интересов детей;
- выявление лидеров и аутсайдеров отряда;
- отбор мероприятий, заинтересовавших детей и распределение их по дням смены;
- выбор ответственных за каждое мероприятие из числа детей отряда;
- подбор команды в помощь ответственным за порученное дело;
Подготовка к игре:
Подготовить помещение для проведения игры: необходимо организовать 4круга (стол и посадочные места по количеству человек в команде)
Заранее подготовить 4 листа бумаги для записей, 4 шариковые ручки – это для команд, маркер и лист ватмана, прикрепленный к стене или подставке для записи выбранных мероприятий и фамилий ответственных за их проведение ребят – для ведущего (вожатого);
На каждый стол ставиться табличка с номером для удобства ведения игры. Время проведения игры 1час.
Ход игры:
- разделить весь отряд на 4 команды (приблизительно равные по количеству человек), постараться перемешать весь отряд таким образом, чтобы друзья оказались в разных командах и смогли ближе познакомиться с другими ребятами;
- каждая команда выбирает себе место за любым столом;
- каждая команда получает лист бумаги и ручку;
- выбирает «Секретаря» (который в течение игры может меняться), он будет записывать за командой все предложенные мероприятия; -выбирает «Оратора» (который в течение игры может меняться), он озвучивает окончательную работу всей команды.
Задание № 1: «Представьте что вы - великие фантазеры», и должны нафантазировать много различных мероприятий, в которых хотели бы принять участие. Например: «Полет на Марс», «Плавание по дну моря в батискафе», и т.п. На это задание вам дается 5-7минут. Работает вся команда- секретарь ведет запись и сам фантазирует.
Через 5-7минут – вожатый останавливает этот захватывающий процесс и просит (по очереди, по номерам столов) «оратора» зачитать все, что придумала команда.
Задание № 2. После оглашения списков команды по кругу (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) меняются своими записями, вожатый дает следующее задание: «Представьте что вы - настоящие скептики» и в этой роли вам необходимо решить, какие из мероприятий, написанных вашими товарищами за соседним столом - совершенная чепуха с вашей точки зрения и почему (вычеркиваем), все мероприятия которые вам понравились, остаются. На это задание вам дается 5-7минут.Через 5-7минут – вожатый останавливает процесс и просит по очереди «ораторов» зачитать те мероприятия, которые остались после обсуждения, и те которые вычеркнула команда, и по какой причине.
Задание № 3. После оглашения – команды снова по кругу меняются своими записями, вожатый дает следующее задание:
«Представьте себе что вы - реалисты», вы получили списки с оставшимися мероприятиями, ваша задача - проверить и реально оценить возможности проведения этих мероприятий, вычеркиваем только те мероприятия, которые действительно не реально выполнить в условиях жизни в лагере и почему. На это задание вам дается 5 минут.Через 5 минут – вожатый останавливает процесс и просит по очереди «ораторов» зачитать те мероприятия, которые остались после обсуждения и те, которые вычеркнула команда.
Задание № 4. После очередного оглашения команды снова по кругу меняются своими записями, вожатый дает следующее задание: «Ваша задача состоит в том, чтобы описать мероприятия, так как вы их представляете». На это задание вам дается 15минут. Через 15 минут отпущенного времен работа команд останавливается. По очереди «ораторы» зачитывают получившиеся описания мероприятий, совместно все команды ведут обсуждение предложенного мероприятия, а вожатый записывает на листе ватмана, крупным буквами, перечень одобренных отрядом мероприятий.
Задание № 5. Поблагодарив ребят за такую великую помощь, вожатый предлагает выбрать ответственных лиц за каждое мероприятие. На листе ватмана напротив каждого отрядного дела появляется фамилия ответственного. Есть командир дела, нужны помощники, ребята из отряда. А вожатый не остается в стороне, его задача заключается в том, чтобы все названные мероприятия:
-прошли в отряде на достойном уровне;
-не были позабыты;
-чтобы помогать ребятам в подготовке и проведении отрядных дел и не забывать об общелагерных мероприятиях;
-быть всегда рядом и на шаг впереди!
Глава 5
РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
Принятый режим дня в лагере должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. В зависимости от метеорологических условий в режим дня могут быть внесены изменения. В июне-июле месяце допускается более позднее укладывание детей и более поздний подъем.
Подъем.
1. Некоторые дети очень трудно поднимаются утром, поэтому желательно начать будить их раньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться и не чувствовали себя не такими, как все.
2. Подъем в отряде можно организовать музыкальный, что часто способствует хорошему настроению в течение всего дня.
3. Никогда нельзя кричать на детей или отчитывать их перед другими (и даже наедине) за поздний подъем.
4. Вожатый должен быть требовательным, но в то же время веселым, приветливым, терпеливым и внимательным. Важно помнить, что причиной «сонливости» может быть плохое самочувствие, переутомление, плохое настроение.
Зарядка.
1. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример
2. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития, комплекс упражнений дает физрук лагеря
3. Зарядка всегда приносит удовольствие, если в нее, как и во многие другие детские дела, вносить элементы игры.
4. Время проведения зарядки 10-15 минут.
5. Зарядка проводится на открытом воздухе; во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении.
Организация питания.
1. Посещайте столовую коллективно.
2. Следите за тем, чтобы ребята мыли руки перед приемом пищи.
3. Старайтесь начинать и заканчивать прием пищи одновременно.
4. Не забудьте о детях, которым что-либо противопоказано; организуйте им замену продуктов.
5. Обращайте внимание на качество еды.
6. Следите за дисциплиной в столовой.
7. Обращайте внимание на то, чтобы дети не были голодными.
8. Не забудьте проследить, чтобы дети убрали за собой со столов.
Тихий час.
1. Время отдыха составляет 1,5-2 часа
2. Малышей уложите спать. Подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя
3. Заведите правило: в тихий час — никаких разговоров, хождений по комнатам, по корпусу, лагерю
Свободное время
1. Оно должно быть организовано
2. Каждый ребенок должен иметь время для занятия любимым делом, для размышлений в тишине.
3. Если ребенок не может организовать свое свободное время, вожатый должен позаботиться об этом, помочь ему.
Самообслуживание
1. Будь примером в самообслуживании.
2. Напоминайте детям о том, что по утрам необходимо чистить зубы и умываться, а перед каждым приемом пищи мыть руки; что вечером перед сном необходимо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным
3. Проверяйте чистоту постелей детей
4. Приучайте пользоваться только личными средствами гигиены, обратив особое внимание на расчески
Отбой.
1. Готовить детей ко сну начинайте заранее
2. Настраивайте ребят на спокойный тон пер